В Казани в главном здании Государственного музея изобразительных искусств РТ открылась выставка «Айвазовский и флот». Это первый крупный проект в городе, посвященный творчеству великого русского художника. Масштабная композиция рассказывает об истории русского флота и его победах. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» оценили художественное изображение масштабных батальных сцен, а так же выяснили, кто из татарстанцев попал на картины Ивана Айвазовского и во сколько сегодня обходится организация подобных выставок.
СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ ИЗ ПЕЧИЩ
Культурные ценности прибыли в столицу Татарстана из Центрального военно-морского музея минобороны России. Здесь можно увидеть 12 живописных и 6 графических работ всемирно известного российского художника-мариниста, автора картин, посвященных истории отечественного флота, служившего в должности живописца Главного морского штаба. По сути, выступая военным корреспондентом, он фиксировал в своих картинах все значимые события, которые проходили в то время на море. Посетители выставки увидят в произведениях великого мариниста батальные сцены Крымской и Русско-турецкой войн, жизнь русского флота, морские катастрофы и виды морских городов на Балтике. На выставке также экспонируются уникальные музейные предметы из коллекций Императора Николая II Александровича и Великого Князя Константина Николаевича, отражающие военно-морскую проблематику: морские флаги, модели кораблей, трубы зрительные, песочные часы, секундомер, лупа и многое другое. Особый интерес у ценителей и знатоков истории флота вызовут модели кораблей: поповки «Новгород», минного катера «Ксения», 120-пушечного корабля «великий князь Константин»; судовые приборы: компас, барометр, румбограф; гюйс ботика Петра I, который поднимался во время различных торжеств во второй половине XVIII века. Корабли выполнены с мельчайшей точностью, в масштабе 1:12. По словам работников музея, каждый такой экспонат стоит сотни тысяч евро...
Открытие выставки Ивана Айвазовского вызвало ажиотаж у публики. От количества людей непросто было двигаться в зале музея. Новая тенденция вечера — сделать селфи на фоне картины великого художника. Удивительная безвкусица, привнесенная современными технологиями. Понятно, если бы люди просто фотографировали произведение искусств, а таких, кстати, тоже было немало, но зачем снимать лицо себя любимого, причем не с самого лучшего ракурса, на фоне живописных морских сражений — непонятно.
На выставке с помощью краеведов открылись интересные факты, связанные с Татарстаном. К примеру, художник в течение всей своей жизни никогда не был в Казани. Проходить на корабле мимо города проходил, возможно, даже по Казанке. На знаменитой картине «Оборона Севастополя» в числе прочих изображена сестра милосердия, которая в народе получила прозвище Дарья Севастопольская. Оказывается, она родом из Печищ...
На открытии от выступающих постоянно звучало то, что данная экспозиция призвана поднять, видимо, пошатнувшийся патриотизм среди посетителей музея.
«Это огромный пласт истории, — призналась директор ИЗО-музея Розалия Нургалеева в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». «Взглянув на картину, мне захотелось узнать побольше о самом художнике, я начала изучать его биографию. А дальше — каждая живописная работа — это документальное свидетельство тех исторических событий, которые происходили в российском флоте. За каждой работой стоит история судна, его адмирала, солдат. Пришло время поднимать забытые имена. Мы не самая последняя страна на этой планете, у нас есть своя история, и мы гордимся ей. Конечно, без темных страниц в ней не обойтись, ибо в какой стране таких пятен не было? Взять ту же Испанию или Америку».
По словам Нургалеевой, организация данной выставки, которая продлится до 8 февраля следующего года, обошлась относительно недорого, в 1,5 миллиона рублей. Большая часть денег ушла на упаковку картин, потому что транспортировка культурных ценностей требует особой осторожности. Однако директор ИЗО-музея отказалась назвать стоимость всей экспозиции: «Сегодня невозможно назвать коммерческую цену хотя бы одной картины Айвазовского, так как их просто нет на рынке».
ЖИВОПИСНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
А накануне открытия гость из Санкт-Петербурга, научный сотрудник Центрального военно-морского музея Ольга Цехановская в интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» более подробно рассказала о первой масштабной выставке Айвазовского в Казани.
— Как родилась у вас идея создания выставки «Айвазовский и флот»?
— Центральный военно-морской музей хранит не только модели кораблей, но и предметы изобразительного искусства. Начало его положил еще Петр І в 1709 году, сейчас нашему музею более 300 лет. Идея выставки «Айвазовский и флот» у нас родилась совместно с музейщиками Волги. Первый пробный шаг был в Нижегородском художественном музее, который не побоялся и привез к себе предметы, которые не имеют к живописи никакого отношения — это модели и флаги кораблей. Эта выставка нашла большой отклик у посетителей. Следующим городом была Самара... Таким образом выставка пошла по Волге — Казань, Челябинск, Саратов. В 2016 году некоторые предметы этой выставки будут размещаться в Третьяковке.
— Каким образом велась подборка картин для этой выставки?
— В основном на выставке представлены картины-катастрофы: «Кораблекрушение около горы Афон», «Гибель корабля «Лефорт», «Гибель корабля «Ингерманланд». Последняя — одна из крупнейших катастроф в мире, и до 1913 года она считалась самой большой водной катастрофой в Европе. Корабль переходил из Архангельска в Балтийское море — за 10 минут он утонул почти со всем составом, погибли более 800 человек, и никто не смог помочь. А корабль был новый, только что спущенный на воду.
Айвазовский писал о море, моряках, кораблекрушении. Он был художником главного морского штаба, даже дослужился до чина адмирала с правом ношения флотской формы. Из 6 тысяч его работ более 4 тысяч связаны именно с кораблекрушениями. Мы привезли картины, посвященные русско-турецкой войне 1877 - 1878 годов, — тогда Айвазовский буквально за 5 дней, как репортер, создал свои работы на эту тему. На выставке они подкреплены моделями тех кораблей, которые были на тот момент в российском флоте. Айвазовский застал рубеж эпох, когда на смену парусному флоту пришел паровой флот. Поэтому и на выставке будут как парусные модели, например, «Великий князь Константин», так и новые машины.
Также на выставке будут представлены знаменитые голубые марины Айвазовского — очень нежные картины.
— Сколько всего картин на выставке и есть ли здесь работы других художников?
— Всего около 20 работ самого Айвазовского, дополненные портретами командиров кораблей. В частности, портрет вице-адмирала Лазарева — это одна из ранних работ 1839 года, когда Айвазовский, еще будучи студентом академии художеств, принимал участие в высадке на Субаши. Тогда он еще подписывался инициалами «И.Г.» — Иван Гайвазовский. Представлены также две работы заслуженного художника РФ и руководителя студии художников-маринистов, которая существует при нашем музее, Сергея Пена.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.