ELG_4681.jpg

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ ИЗ ПЕЧИЩ

Культурные ценности прибыли в столицу Татарстана из Центрального военно-морского музея минобороны России. Здесь можно увидеть 12 живописных и 6 графических работ всемирно известного российского художника-мариниста, автора картин, посвященных истории отечественного флота, служившего в должности живописца Главного морского штаба. По сути, выступая военным корреспондентом, он фиксировал в своих картинах все значимые события, которые проходили в то время на море. Посетители выставки увидят в произведениях великого мариниста батальные сцены Крымской и Русско-турецкой войн, жизнь русского флота, морские катастрофы и виды морских городов на Балтике. На выставке также экспонируются уникальные музейные предметы из коллекций Императора Николая II Александровича и Великого Князя Константина Николаевича, отражающие военно-морскую проблематику: морские флаги, модели кораблей, трубы зрительные, песочные часы, секундомер, лупа и многое другое. Особый интерес у ценителей и знатоков истории флота вызовут модели кораблей: поповки «Новгород», минного катера «Ксения», 120-пушечного корабля «великий князь Константин»; судовые приборы: компас, барометр, румбограф; гюйс ботика Петра I, который поднимался во время различных торжеств во второй половине XVIII века. Корабли выполнены с мельчайшей точностью, в масштабе 1:12. По словам работников музея, каждый такой экспонат стоит сотни тысяч евро...

Открытие выставки Ивана Айвазовского вызвало ажиотаж у публики. От количества людей непросто было двигаться в зале музея. Новая тенденция вечера — сделать селфи на фоне картины великого художника. Удивительная безвкусица, привнесенная современными технологиями. Понятно, если бы люди просто фотографировали произведение искусств, а таких, кстати, тоже было немало, но зачем снимать лицо себя любимого, причем не с самого лучшего ракурса, на фоне живописных морских сражений — непонятно.

На выставке с помощью краеведов открылись интересные факты, связанные с Татарстаном. К примеру, художник в течение всей своей жизни никогда не был в Казани. Проходить на корабле мимо города проходил, возможно, даже по Казанке. На знаменитой картине «Оборона Севастополя» в числе прочих изображена сестра милосердия, которая в народе получила прозвище Дарья Севастопольская. Оказывается, она родом из Печищ...

ELG_4751.jpg

На открытии от выступающих постоянно звучало то, что данная экспозиция призвана поднять, видимо, пошатнувшийся патриотизм среди посетителей музея.

«Это огромный пласт истории, — призналась директор ИЗО-музея Розалия Нургалеева в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». «Взглянув на картину, мне захотелось узнать побольше о самом художнике, я начала изучать его биографию. А дальше — каждая живописная работа — это документальное свидетельство тех исторических событий, которые происходили в российском флоте. За каждой работой стоит история судна, его адмирала, солдат. Пришло время поднимать забытые имена. Мы не самая последняя страна на этой планете, у нас есть своя история, и мы гордимся ей. Конечно, без темных страниц в ней не обойтись, ибо в какой стране таких пятен не было? Взять ту же Испанию или Америку».

По словам Нургалеевой, организация данной выставки, которая продлится до 8 февраля следующего года, обошлась относительно недорого, в 1,5 миллиона рублей. Большая часть денег ушла на упаковку картин, потому что транспортировка культурных ценностей требует особой осторожности. Однако директор ИЗО-музея отказалась назвать стоимость всей экспозиции: «Сегодня невозможно назвать коммерческую цену хотя бы одной картины Айвазовского, так как их просто нет на рынке».

ЖИВОПИСНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ

А накануне открытия гость из Санкт-Петербурга, научный сотрудник Центрального военно-морского музея Ольга Цехановская в интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» более подробно рассказала о первой масштабной выставке Айвазовского в Казани.

— Как родилась у вас идея создания выставки «Айвазовский и флот»?

— Центральный военно-морской музей хранит не только модели кораблей, но и предметы изобразительного искусства. Начало его положил еще Петр І в 1709 году, сейчас нашему музею более 300 лет. Идея выставки «Айвазовский и флот» у нас родилась совместно с музейщиками Волги. Первый пробный шаг был в Нижегородском художественном музее, который не побоялся и привез к себе предметы, которые не имеют к живописи никакого отношения — это модели и флаги кораблей. Эта выставка нашла большой отклик у посетителей. Следующим городом была Самара... Таким образом выставка пошла по Волге — Казань, Челябинск, Саратов. В 2016 году некоторые предметы этой выставки будут размещаться в Третьяковке.

ELG_4792.jpg

— Каким образом велась подборка картин для этой выставки?

— В основном на выставке представлены картины-катастрофы: «Кораблекрушение около горы Афон», «Гибель корабля «Лефорт», «Гибель корабля «Ингерманланд». Последняя — одна из крупнейших катастроф в мире, и до 1913 года она считалась самой большой водной катастрофой в Европе. Корабль переходил из Архангельска в Балтийское море — за 10 минут он утонул почти со всем составом, погибли более 800 человек, и никто не смог помочь. А корабль был новый, только что спущенный на воду.

Айвазовский писал о море, моряках, кораблекрушении. Он был художником главного морского штаба, даже дослужился до чина адмирала с правом ношения флотской формы. Из 6 тысяч его работ более 4 тысяч связаны именно с кораблекрушениями. Мы привезли картины, посвященные русско-турецкой войне 1877 - 1878 годов, — тогда Айвазовский буквально за 5 дней, как репортер, создал свои работы на эту тему. На выставке они подкреплены моделями тех кораблей, которые были на тот момент в российском флоте. Айвазовский застал рубеж эпох, когда на смену парусному флоту пришел паровой флот. Поэтому и на выставке будут как парусные модели, например, «Великий князь Константин», так и новые машины.

Также на выставке будут представлены знаменитые голубые марины Айвазовского — очень нежные картины.

— Сколько всего картин на выставке и есть ли здесь работы других художников?

— Всего около 20 работ самого Айвазовского, дополненные портретами командиров кораблей. В частности, портрет вице-адмирала Лазарева — это одна из ранних работ 1839 года, когда Айвазовский, еще будучи студентом академии художеств, принимал участие в высадке на Субаши. Тогда он еще подписывался инициалами «И.Г.» — Иван Гайвазовский. Представлены также две работы заслуженного художника РФ и руководителя студии художников-маринистов, которая существует при нашем музее, Сергея Пена.