Проректора КНИТУ-КХТИ Ильдара Абдуллина, которого ранее Верховный суд РТ освободил от всякой меры пресечения, следователи вновь попытались посадить под стражу
Проректора КНИТУ-КХТИ Ильдара Абдуллина, которого ранее Верховный суд РТ освободил от всякой меры пресечения, следователи вновь попытались посадить под стражу

СНОВА В СУДЕ

В Вахитовском районном суде Казани накануне состоялось заседание по избранию проректору КНИТУ-КХТИ по научной работе Ильдару Абдуллину меры пресечения. Следователи главного следственного управления МВД Татарстана, которые подозревают его в хищениях на сумму 16 млн. рублей, ходатайствовали о заключении 60-летнего проректора под стражу. В суд Абдуллин приехал в сопровождении сотрудников ГСУ — те отправились за ним, поскольку проректор не явился на допрос. Надо сказать, за время следствия он сильно изменился внешне. Почти два месяца, проведенные в СИЗО, и месяц под домашним арестом явно не прибавили ему здоровья: проректор осунулся, сбрил усы, в нем явно чувствовалось большое внутреннее напряжение.

Первым делом Абдуллин попросил перенести заседание суда — трое его адвокатов (двое из Курска, один из Казани) не были предупреждены о сегодняшнем заседании, а от назначенного государством защитника он отказался. «Допрос действительно должен был быть сегодня, но поскольку мои курские адвокаты должны были приехать в Казань 10 ноября, они позвонили следователю и договорились на понедельник, — уточнил «БИЗНЕС Online» Абдуллин после заседания. — И вдруг ни с того ни с сего ко мне приехали, якобы я не явился на допрос. Хотя 6 числа мы вместе с адвокатом Гусевым были у следователя, он сказал: «Давайте перенесем на 10-е». Сегодня меня с работы привезли в суд».

В суде Абдуллин также сообщил, что следственные действия назначены на 10 ноября. О переносе допроса на понедельник договаривалась и курский адвокат Нина Ожигихина со следователем Константином Осяниным (ведет дело Абдуллина прим. авт.). «Вы можете позвонить ей для подтверждения — следственные действия назначены на 10 число», — сказал Абдуллин. Причем, по его словам, казанский адвокат Владимир Гусев также связывался со следователем Осяниным и спрашивал, нужно ли его подзащитному приезжать 6 ноября в следственный комитет, чтобы отметиться, на что получил отрицательный ответ. До Гусева Абдуллину сегодня дозвониться так и не удалось.

«Я полтора месяца нахожусь без подписки о невыезде и по любому вызову следователя являлся к нему, у меня никаких нарушений нет», — заверил суд Абдуллин. Он также рассказал, что на 10 ноября у него в связи с состоянием здоровья назначена плановая операция.

Однако у следователя ГСУ Осянина была своя версия, согласно которой защитник Абдуллина знал о предстоящем процессе по избранию меры пресечения. «Когда мы за Абдуллиным заехали, в присутствии оперативников Ильдар Шаукатович позвонил Гусеву и сообщил о том, что его доставляют в суд. После этого Абдуллина сопроводили в суд, а Гусев трубку не берет», — рассказал Осянин.

«Ваша честь, я позвонил по телефону Гусева, трубку взял его помощник. Гусев трубку не брал, так как телефон был в офисе, а Гусев отъехал. Гусев не в курсе того, что сейчас идет суд», — парировал Абдуллин.

Выяснив, что документальных подтверждений у следователя об уведомлении адвоката о процессе нет, судья решил перенести процесс на другой день. Впрочем, во время заседания выяснилось другая, более важная деталь...

Мурат Алиасхабов: «В общей сложности Абдуллину вменяются 7 эпизодов. Сумма ущерба осталась прежней и составляет свыше 40 миллионов рублей»

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ВСЕГО 7 ЭПИЗОДОВ

Судя по всему, истинным поводом для повторного заключения проректора Абдуллина под стражу стала не столько неявка на допрос, сколько появление в деле новых эпизодов — обвинительное заключение в окончательной редакции было предъявлено проректору в среду, 5 ноября. Об этом газете «БИЗНЕС Online» сообщил прокурор отдела №2 прокуратуры РТ Мурат Алиасхабов.

«Абдуллину было предъявлено обвинение в окончательной редакции. Изначально ему вменялись только два эпизода по статье «Мошенничество». В настоящий момент ему также вменяются два эпизода превышения должностных полномочий, еще два эпизода по злоупотреблению должностными полномочиями и один эпизод по нанесению ущерба организации своими действиями. В общей сложности ему вменяются 7 эпизодов. Сумма ущерба осталась прежней и составляет свыше 40 миллионов рублей», — рассказал «БИЗНЕС Online» Алисхабов. Однако более подробные детали он не раскрыл.

Напомним, что скандал в КНИТУ разгорелся 9 июня 2014 года: 60-летнего проректора по научной работе тогда вывели из здания в наручниках. Абдуллина заподозрили в создании мошеннической схемы систематического хищения бюджетных средств, которые выделялись на развитие вуза и проведение научных разработок. В частности, по версии следствия, в декабре прошлого года проректор технологического университета решил вопрос о выделении вузу 40 млн. рублей для приобретения дорогостоящего научного оборудования, 16 млн. из которых вывел через подконтрольные ему коммерческие структуры. Кроме того, по версии силовиков, в феврале того же 2013 года он обеспечил победу в проводимом КНИТУ конкурсе «нужной» компании.

Судя по всему, истинным поводом для повторного заключения проректора Абдуллина под стражу стала не столько неявка на допрос, сколько появление в деле новых эпизодов

11 июня Вахитовский районный суд Казани удовлетворил ходатайство следователя о назначении для Абдуллина меры пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца. Через несколько дней — 17 июня — ему предъявили обвинение в преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Масла в огонь скандальной истории добавила июльская пресс-конференция Артема Хохорина, на которой глава МВД Татарстана заявил, что министерство инкриминирует проректору КНИТУ-КХТИ еще 38 млн. рублей ущерба, нанесенного госбюджету, и считает его причастность к преступлениям доказанным фактом. К слову, о еще одном эпизоде, подробности которого пока остаются тайной, заявил в конце октября начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Татарстана Ринат Акчурин. «У нас есть третий факт, тоже на большую сумму. Все три факта хищений связаны с бюджетными деньгами и проведением аукционов, общая сумма ущерба устанавливается», — сказал тогда Акчурин.

Удивительно, но в августе Вахитовский райсуд изменил меру пресечения для проректора на домашний арест, а 9 сентября уже Верховный суд РТ отменил решение районного о продлении домашнего ареста для Абдуллина на два месяца. Проректор фактически остался без всякой меры пресечения. «БИЗНЕС Online» продолжает следить за ходом дела.