В Госдуму во вторник внесли проект поправок в Налоговый кодекс в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций, призванный вернуть выведенные из страны капиталы и сделать офшоры невыгодными для ухода от уплаты российских налогов в будущем. Законопроект подписан представителями всех думских фракций. Среди них Владимир Васильев и Сергей Неверов («Единая Россия»), Владимир Жириновский, Александр Курдюмов (ЛДПР), Владимир Парахин и Михаил Емельянов («Справедливая Россия»), Иван Мельников и Сергей Вороненков (КПРФ), пишет «Коммерсантъ».

Как рассказали авторы законопроекта, документ отражает консолидированное мнение депутатского корпуса и развивает предложения, прозвучавшие от президента Владимира Путина в послании ФС 2013 года. Так, по словам Неверова, законопроект направлен на реализацию послания президента в части деофшоризации российского бизнеса. «Концепция законопроекта проста: закрыть серые схемы ухода от уплаты налогов в России. Необходимо сделать так, чтобы налоговые платежи по доходам компаний, которые зарегистрированы в офшорах, но на самом деле принадлежат российскому собственнику, поступали в российскую казну, — говорит он. — При этом законопроект не запрещает заниматься бизнесом в других государствах и учреждать за рубежом юридические лица. Только налог по доходам платите здесь».

Внесенный в Госдуму законопроект предлагает ввести в Налоговый кодекс два новых понятия: «контролируемая иностранная кампания» и «контролирующее лицо». Под ними понимаются компания, которая является иностранной и не платит налоги в России (не является налоговым резидентом), но контролирующими лицами которой являются организации или граждане, признаваемые резидентами России; контролирующее лицо — физическое либо юридическое лицо, резиденты России.

Проект предлагает признавать контролирующим лицом физическое или юридическое лицо, доля участия которого в контролируемой иностранной компании более 25%. Также, если доля участия в организации у физического лица совместно с супругами и несовершеннолетними детьми более 50%. При этом в тексте проекта есть оговорка, что учитываются не только юридически закрепленные доли владения, но и «возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли».