В Казани состоялся семинар датского архитектора Яна Гейла (справа)
Ян Гейл (справа): «Замечательная архитектура — это взаимодействие великолепной формы и отличного содержания. 50 лет, стоя на коленях, я изучал взаимодействие формы и содержания. Только понимая это, можно работать»

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Казань уже стала привыкать к визитам западных урбанистов. К ставшим привычным из-за частых встреч для слуха казанских архитекторов имени испанца Хосе Асибильо и несколько подзабытого голландца Эрика ван Эгераата недавно в экспертную копилку добавился экс-мэр Боготы, столицы Колумбии, Энрике Пеньялоса. И вот на этой неделе новый градостроитель. На этот раз это датчанин Ян Гейл — известный консультант по городскому дизайну из Копенгагена, прославившийся тем, что его советы сводились к переориентации городского пространства с автомобиля на пешеходов и велосипедистов.

Программа пребывания гостя в Казани была достаточно обширной. Это и встречи с чиновниками и первыми лицами республики (вчера была встреча с президентом РТ Рустамом Миннихановым, где он положительно отозвался о многих проектах, реализованных в части планирования в Казани городского пространства, а накануне встречался с мэром Казани Ильсуром Метшиным), с профессиональным сообществом (во вторник был круглый стол с участием членов союза архитекторов РТ). В среду датский градостроитель нашел время и для публичной лекции в стенах КГАСУ.

Ян Гейл встречался с президентом РТ Рустамом Миннихановым и мэром Казани Ильсуром Метшиным

На лекции, которая собрала полную аудиторию в строительном университете — примерно 150 человек — Гейл начал выступление с рассуждения о взаимодействии форм. «Замечательная архитектура — это взаимодействие великолепной формы и отличного содержания. 50 лет, стоя на коленях, я изучал взаимодействие формы и содержания. Только понимая это, можно работать», — сказал он.

Рассказывая об организации общественных пространств, Гейл привел в пример следующую историю: когда он был в Ханое (Вьетнам) некая миссис Лан из датского посольства спросила его, есть ли в Копенгагене беби-бум. «Я удивился вопросу. А потом понял, что на наших улицах она увидела много детей, у нас много детских трамваев, поездов. Их возят на детских велосипедах (30 процентов семей с детьми имеют такой транспорт) cargobikes (грузовые велосипеды). К четырем годам ребенок умеет ездить на велосипеде и уже ездит сам, — объяснил спикер. — Если в городе хорошая система велодорожек, можно так делать. Беби-бума нет. Просто есть хорошие условия, чтобы детям было комфортно. В Ханое этого, например, нет». Выводом он назвал: если на улицах города видите много детей и пожилых, можете быть уверены, что качество жизни там хорошее.

Лекция датского архитектора собрала полную аудиторию в КИСИ

«ГРАДОСТРОИТЕЛИ ЛЕТАЮТ НА ВЕРТОЛЕТАХ И РЕШАЮТ, КУДА ПРИЗЕМЛИТЬ ОЧЕРЕДНУЮ ВЫСОТКУ»

Основной темой выступления Гейла стали города, удобные для жизни в XXI веке. «Надо ориентироваться на потребности человека. Я долго изучал эти вопросы, написал книги. Особо горжусь тем, что их перевели на китайский язык, — рассказал он о своем опыте. — Последние примеры работ моего архитектурного бюро — Москва и Шанхай».

По словам выступающего, можно говорить о двух парадигмах развития в 50-е годы прошлого века. «В 50-е на улицах было много машин. Сейчас люди считают, что если не давят и не убивают на улицах, это уже нормально. На улицах появилось больше угроз, во всех городах появились департаменты контроля движения, но они не заботятся о тех, кто не является участником дорожного движения. Нигде нет департамента организации пешеходного движения и забот о том, удобно ли пешеходам. Мы отмечаем изменение приоритетов по человеческой жизни в городе, — сообщил Гейл. — В 60-е появилась вторая важная парадигма — модернизм. Начинаем возводить отдельно стоящие здания. Чтобы принимать решение о градостроительном планировании, планировщики смотрели с высоты птичьего полета и забывали о комфорте человека. Подход и сейчас продолжает практиковаться: градостроители летают на вертолетах и думают, куда приземлить очередную высотку. Никогда в истории человечества не убивали комфорт больше, чем в эпоху модернизма. И люди быстро научились обожать модернизм».

В 2010 году произошла смена парадигмы, когда приоритетом стали пешеходы. «Люди заинтересованы в том, чтобы жить в пригодных для жизни городах. Мы живем подальше от центра, в своем домике. Но наша природа не изменилась — мы хотим встречаться с людьми. Если городское планирование ставит приоритетом человека, наши города становятся более безопасными. Нам необходимо заботиться об устойчивости города. Надо помнить об изменениях климата. Когда создаем удобное общественное пространство, приходим к тому, что называется зеленой мобильностью. Надо стимулировать население хотя бы час в день активно проводить время каждый день — ездить на велосипедах», — считает Гейл.

По его словам, в Копенгагене уже 50 лет назад авто начали вытеснять из центра города, возвращая город его жителям. «Никто не верил, что в Дании это сработает. Копенгаген стал первым в мире, кто начал систематически изучать качество жизни в городе. Все это дало и позитивные экономические результаты. За последние 10 лет в Копенгагене качество жизни постепенно улучшалось, начинали от центра города. Теперь есть двустороннее движение, дорожки для велосипедов, зеленые насаждения. На велосипедах ездят представители всех поколений», — с энтузиазмом рассказывал спикер. Сегодня это целая транспортная система: 37% жителей ежедневно используют велосипеды, чтобы добраться до работы, 27% — авто. В 2011 году Копенгаген принял стратегию, чтобы стать лучшим велогородом в мире.

Подобная политика есть и в других городах мира. По словам Гейла, в Мельбурне (Австралия) за 25 лет сотворили чудо. В Сиднее также разработали программу улучшения обстановки и внедряют ее. «В этом году с основных шоссейных дорог убирают машины и автобусы. Ставят трамвайные линии. Все это под девизом затормозить изменение климата, призвать больше ездить на велосипеде и ходить пешком», — сообщил он. Кроме этого, в список лучших городов для жизни человека входят Хельсинки, Токио, Вена, Цюрих, Стокгольм.

Резюмируя сказанное, Гейл заявил, что «если там сделали все это, то и в Казани можно».

«Люди заинтересованы в том, чтобы жить в пригодных для жизни городах», — считает Гейл.

«В МОСКВЕ НАС ВПЕЧАТЛИЛА СКОРОСТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»

Об одном из последних примеров работы архитектурного бюро датского гостя рассказала его коллега Генриета Вамберг — директор Gehl Architects. Это Москва.

«Мы начинаем с изучения особенностей города, и не только центра города. В Москве много набережных и зеленых зон. Есть определенные проблемные зоны. Отмечаем изменения в транспортной системе, которые оставались без должного регулирования, — сообщила она. — Мы изучили ряд критериев. Как удобно в Москве переходить улицы. Где присесть отдохнуть. Поговорить друг с другом на улице. Улица — основная часть общественных пространств. Изучали метро и наземный транспорт, ведь если в наземном транспорте ездят пять пассажиров, система неэффективна».

В Москве, по ее словам, на тротуарах большое количество препятствий, и весной, когда есть сосульки, ситуация еще хуже. «Пешеход не уважается. Качество тротуаров может быть разным. Тем не менее стоит признать, что улицы бывают чрезвычайно широкие. Есть сложность пересечения улиц. В итоге все приводит к тому, что ряд групп пользователей исключены из центра города — это дети и пожилые. Наблюдается нехватка зеленых насаждений из-за того, что сделали еще одну полосу движения, — перечисляла Вамберг. — Также обращали внимание на некоторые площади, изучали парки. Мы подсчитали, что 47 процентов всего прогулочного времени занимает нахождение на дорогах, светофорах, пешеходных переходах. 93 процента набережных используются как проезжая зона или парковки, и только 7 процентов как зеленая зона».

Бюро дало рекомендации для баланса интересов. «Набережные надо трансформировать в бульвары. Улица Тверская исправилась — там запретили парковку, убрали рекламные щиты, — сообщила спикер. — В Москве нас впечатлила скорость изменений».

«ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — САМАЯ ДЕШЕВАЯ СТАТЬЯ ИЗ РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ»

Завершили довольно краткую лекцию вопросы от аудитории. Впрочем, задать их также была возможность не у всех из-за ограниченного времени. На вопрос о том, можно ли использовать вместо так рекомендуемых велосипедов мотоциклы, Вамберг ответила отрицательно. Интересовало присутствующих так же, как быстро могут произойти изменения в городе. «На Тверской изменения заняли полтора месяца. На набережной в Москве — несколько лет», — уточнила спикер.

4.jpg
Резюмируя сказанное, Гейл заявил, что «если там [в других городах] сделали все это, то и в Казани можно»

Гейл ответил на вопрос о том, какой налог платят жители Копенгагена, чтобы перестроить систему города. «Городское планирование и развитие — это самое дешевое из расходов. Инвестировать в тротуары и велодорожки дешевле, чем в метро и автобусные остановки. Кроме этого, на эту инфраструктуру нет затрат на обслуживание. Такие проекты дают быстро результат, и пользу получают все», — ответил датский архитектор.

Вамберг добавила, говоря о Казани, что ее удивило огромное количество студентов и школьников, а также то, что многие ездят на машинах. «Когда я была студенткой, у меня не было автомобиля. Ходить пешком или ездить на велосипеде — это полезная привычка. Это все экономия на транспортной инфраструктуре, и для Копенгагена она дает эффект на 1 миллиард рублей в год», — сообщила она.

Гейл завершил лекцию, сказав, что не называет свои предложения универсальными. «Мы не призываем весь мир использовать только велосипеды. Это лишь один из инструментов обеспечения мобильность. Бывают города, где очень холодно или жарко. Везде мы ориентируемся на то, чтобы города были комфортны. К тому же, не все жители могут быть велосипедистами», — с улыбкой добавил он.