Ильфат Исмагилов и Роман Мугерман
Ильфат Исмагилов и Роман Мугерман

«200 МИЛЛИОНОВ — ЭТО КАПЛЯ В МОРЕ»

Несмотря на то, что заявленная тема делового обеда касалась «организации пассажирских перевозок», разговор в первую очередь зашел о качестве дорог. А точнее, о его отсутствии.

— Вы, к своему несчастью, упомянули слово «дороги», — обратился советник мэра города по культуре Армандо Диамантэ к гостям — депутату горсовета Роману Мугерману и начальнику отдела транспорта и дорожного хозяйства города Ильфату Исмагилову. — ОАО «Роснано» недавно разработало установку, которая достаточно быстро может определить качество любой дороги. Когда в Набережных Челнах будет эта установка?

— К сожалению, нам не требуется установка «Роснано», чтобы понять, что наши дороги в ужасном состоянии, — ответил Мугерман. По его словам, в городе объем инвестиций в дорожное строительство составил 1 млрд. 700 млн. рублей. Из них 530 млн. рублей пошли на строительство новой трамвайной ветки. Более 200 млн. рублей направлены на восстановление дорожного покрытия, на внутриквартальные и внутридомовые дороги — это примерно 1 тыс. м бордюров и порядка 6,5 тыс. м дорожного покрытия. По словам депутата, это «капля в море». Но отчаиваться не стоит — республика по-прежнему помогает и обещает помогать в следующем году, так что поток финансирования не будет уменьшен.

Выступление Мугермана в качестве эксперта по вопросам дорожного покрытия несколько удивило представителей СМИ, которые попытались вернуть депутата горсовета в привычное для него русло беседы. В частности, спросили о том, считает ли он двух Сергеев Алексеевичей Еретновых серьезными соперниками на выборах в Госсовет по его округу, а также о том, знает ли он, кто создал этих «фейков». Мугерман сдержанно заявил, что «не считает необходимым отвечать на этот вопрос сейчас», что присутствует на мероприятии как руководитель предприятия и депутат горсовета и не может вести агитационную деятельность.

Армандо Диамантэ
Армандо Диамантэ поинтересовался, когда в Челнах будет установка, определяющая качество дорог

«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОМ УРОВНЕ»

Исмагилова не раз за время обеда спросили о ремонте моста возле остановки «Пединститут» — этот ремонт почему-то слишком затягивается и мешает нормальному движению автомобилей. По словам чиновника, там производится «почти капитальный ремонт», и связан он с дополнительной будущей нагрузкой — трамваем. Подвижную часть моста подняли, заменили внизу все детали, укрепили стойки. Исмагилов заверил, что через два-три дня ремонт моста и путепровода будет полностью завершен. Будут еще менять перила, но это уже не будет мешать движению автотранспорта.

— Мы все хотим хорошей жизни, но при этом хотим сделать это все по щучьему велению, — эмоционально ответил Исмагилов. — Когда вы в квартире производите ремонт, вам это доставляет определенные неудобства, но вы не возмущаетесь. Потому что вы лично, сами затеяли этот ремонт и вам не на кого возмущаться. Мы все хотим ездить по хорошим дорогам, но при этом нисколько не хотим терпеть какие-то ограничения. Я бы не сказал, что ремонт идет долго, он идет в тех сроках, которые определены документами.

Мугерман отметил, что, согласно данным ГИБДД, пропускная способность Набережночелнинского проспекта, включая мост, составляет 12 тыс. автомобилей в час, но в разгар дня она доходит до 30 тысяч. При этом в часы пик на остановочных павильонах оказывается до 6 - 10 автобусов.

— Может быть, нашему городу по примеру других городов со схожим по численности населением подумать о том, чтобы перейти от маленьких автобусов к средним и крупным? — спросил депутат. — Настал ли час отказаться от маленьких автобусов?

— Народ выбирает сам, — ответил Исмагилов. — В прошлом году на каждом проспекте было от 7 до 10 автобусов большой вместимости. Но по результатам почти годовой работы можно сделать вывод, что у нас большая часть людей выбирает маленькие автобусы. Я не знаю, с чем это связано, может, с динамикой, может, с темпераментом: людям кажется, что маленькие автобусы быстрее передвигаются. Я двумя руками за большие автобусы.

По мнению Исмагилова, количество автобусов в часы пик уменьшится с запуском трамвайной линии. Количество вагонов увеличится с 10 до 12 штук, появятся 2 или 3 новых маршрута. При этом, если трамвай перетянет на себя большее количество пассажиров, перевозчики сами автоматически направят свои автобусы туда, где их не хватает. Исмагилов в очередной раз подчеркнул, что одним из главных конкурентных преимуществ трамваев перед автобусами является безопасность.

— Никто не хочет умирать, никто не хочет калечиться, — говорит он. — Это сегодня основной мотив, чтобы пересесть на трамвай. Даже если бы отсутствовали другие мотивы, я бы лично пересел. Только потому что моя безопасность будет на железном уровне.

Максим Федоров
Максим Федоров: «Если чиновник отвечает, что в бюджете денег нет, — это неправда. Деньги есть, просто он правильно их распределить не может»

«ЕСЛИ ЧИНОВНИК ОТВЕЧАЕТ, ЧТО В БЮДЖЕТЕ ДЕНЕГ НЕТ, — ЭТО НЕПРАВДА»

Депутат горсовета и заместитель мэра города Максим Федоров обратил внимание гостей на отсутствие в Челнах муниципального автобусного парка. По его мнению, создание такой организации — единственный выход из плачевной ситуации, которая сложилась в транспортной сфере города. Первый шаг в этом направлении уже сделан — появились муниципальные трамваи, которые передало городу ОАО «КАМАЗ».

— На этой базе мы можем начать заниматься этим вопросом, — считает Федоров. — Дело в том, что наш город попал в некий капкан: наше муниципальное предприятие в силу плохого руководства обанкротилось, и город вынужден был его закрыть. Нужно ведь понимать, что общественный транспорт города — это социально значимая вещь. Муниципалитет, имея свой транспорт, мог бы выделять его на какие-то чрезвычайные ситуации. А сейчас в нашем городе только частные перевозчики, которые за любые свои действия будут требовать деньги. Город обязан возродить муниципальную автобусную сеть. Здесь автоматически мог бы решаться вопрос по смене автобусного парка, и сразу отпадал бы вопрос по заполняемости. Ведь сейчас частные перевозчики ратуют за то, что автобусы должны быть максимально заполняемыми — тогда их рентабельность повышается. У муниципалитета нет такой задачи, его основная задача — перевозить наших граждан. Лет 20 назад можно было спокойно ехать вечером в автобусе, где всего два человека. Это и есть социальная нагрузка.

При этом Федоров обратил внимание на «отсутствие бюджетных средств», на которое часто ссылаются чиновники, в том числе когда дело касается дорог.

— Исполком очень часто говорит: депутаты не дали денег на то или другое, — сказал Федоров. — На самом деле в рамках бюджетного процесса в городе существуют специальные люди — распорядители бюджетной росписи, заместители руководителя исполкома. Депутаты определяют бюджет, но за распределение денег внутри отрасли отвечает распорядитель. А он может эту сумму пустить на дороги, может знаки поставить, может перекресток зебрами обрисовать... Это решают конкретно чиновники. Если чиновник отвечает, что в бюджете денег нет, — это неправда. Деньги есть, просто он правильно их распределить не может.

Исмагилов «поблагодарил» Федорова за акцентирование внимания на работе чиновников и пояснил, что деньги в бюджете, конечно, есть, просто их нет «на определенные цели». Бюджет города защищается заранее, и статьи расходов согласовываются с минфином республики также заранее. Быстрых изменений внести невозможно.

Федоров также упомянул, что сейчас в Челнах прорабатывается вопрос внедрения адаптивной системы управления транспортом, которая в Казани увеличила скорость движения автобусов на 40%. Эта система включает в себя управление светофорами в online-режиме и управление камерами, которые снимают поток автомобилей и регулируют их перемещение по перекресткам. В столице республики к такой системе адаптированы уже 150 перекрестков, и это частично решило проблему пробок.

— Не нужно изобретать велосипед, нужно идти по обкатанному пути Европы и других городов, — призвал Федоров.