.

Борис Жихаревич один из разработчиков стратегии-2030
Борис Жихаревич один из разработчиков стратегии-2030

«СТРАТЕГИЯ-2030» ВЫШЛА НА СТАДИЮ ПРОЕКТНЫХ ПЛОЩАДОК

Очередная проектная сессия прошла вчера в рамках разработки «Стратегии социально-экономического развития РТ до 2030 года в министерстве экономики РТ».

Напомним, что «Стратегия-2030» осуществляется при участии петербургского Леонтьевского центра по поручению президента РТ — результаты будут представлены через год. В эксклюзивном интервью разработчики проекта рассказали о масштабах исследования и возможных путях развития республики. Разрабатывается она в многостороннем диалоге с участниками ее реализации, рассказал директор ресурсного центра по стратегическому планированию Борис Жихаревич.

Вчера чиновники, эксперты и предприниматели в рамках проектной площадки «Институты и предпринимательство» в течение нескольких часов разбирались в основных проблемах на пути развития малого бизнеса. С основным докладом по результатам исследования бизнес-среды Татарстана выступил эксперт питерского центра независимых социологических исследований Борис Гладарев. Параллельно Жихаревич предложил участникам, среди которых оказались чиновники, предприниматели и эксперты, подумать над наиболее острыми проблемами, мешающими бизнесу в Татарстане.

Для начала Гладарев пояснил, как проходило исследование. Группа из 6 человек с декабря по июнь собирала программные документы, статистику, материалы СМИ. Было проведено два десятка глубинных интервью с молодыми бизнесменами и 7 экспертных бесед с представителями деловых ассоциаций, связанных с решением проблем бизнеса. Кроме того, было и погружение в бизнес-среду: эксперты пару месяцев потрудились в научно-производственной фирме среднего размера.

«Чиновники не были нашей группой, — сказал Гладарев. — Мы общались с людьми, которые непосредственно снизу, со стороны бизнеса, гражданского общества занимаются проблемами».

«А ВЫ ИХ ДУСТОМ НЕ ПРОБОВАЛИ?»

Чтобы охарактеризовать положение с поддержкой бизнеса в Татарстане, Гладарев рассказал анекдот про заседание правительства, на котором чиновники докладывают президенту о борьбе с малым бизнесом.

«Для малого бизнеса мы подняли НДС, — доложил виртуальный министр экономики в исполнении Гладарева. — Но он развивается! Мы подняли арендные ставки, повысили тарифы на электричество, но он все равно развивается...» Человек встает из зала: «А вы их дустом не пробовали?»

Но этот анекдот не про Татарстан, отрезал эксперт. На самом деле правительство РТ всячески стремится поддерживать малый бизнес, по крайней мере, на уровне стратегических, тактических и целевых программ, констатировал он. Среди них — грантовые, образовательные, инфраструктурные. Однако половина задач, прописанных в этих программах, посвящена генерации... новых документов. Неспециалисту разобраться во всем сонме программ поддержки просто невозможно, дал он оценку потугам властей республики поддержать малый бизнес.

С основным докладом по результатам исследования бизнес-среды Татарстана выступил эксперт Борис Гладарев
С основным докладом по результатам исследования бизнес-среды Татарстана выступил эксперт Борис Гладарев

«Нет единого окна доступа, где все программы поддержки малого и среднего бизнеса были бы сведены в одном месте, где человек, посмотрев все это, мог бы выбрать и сказать: «Да, вот это для меня, а вот это — нет», — объяснил Гладарев. — Программы размещены на разных информационных ресурсах. И пока лишь специальные консалтинговые компании могут помочь, но, понятное дело, за денежки».

К тому же все эти программы написаны администраторами, добавил он, и мало учитывают нужды бизнеса, служа, скорее, для регулирования. В качестве образца он отметил стратегическую «дорожную карту» по развитию МСБ — она создана с учетом опыта бизнеса. А потому и может стать основой не только для генерации новых бумаг, но и для того чтобы генерировать реальную прибыль реальных людей.

В целом же Татарстан занимает одно из лидирующих мест в России по суммам, выделяемым на поддержку МСБ, и львиную долю денег дает федеральный бюджет. Если в прошлом году было выделено 2,1 млрд. рублей, то в этом — 2,7 млрд. рублей. 70% средств идет на инфраструктурную, 30% — на прямую поддержку, продемонстрировал слайды докладчик. Помимо правительственных в Татарстане есть и негосударственные драйверы развития МСБ, и это еще одна сильная сторона республики.

«Татарстан в этом смысле выгодно отличается от других регионов, — заявил Гладарев. — Прежде всего это развитые деловые СМИ, которые достаточно глубоко и постоянно обсуждают проблемы бизнеса и создают площадку для высказывания мнений».

Кроме того, ситуация с развитием МСБ в Татарстане довольно глубоко исследована многими ведущими исследовательскими группами, в том числе Высшей школы экономики, МБРР, ЦЭСИ и так далее. Исследования регулярно ведутся с 1998 года. Наконец, третий момент — широкая сеть общественных организаций и бизнес-ассоциаций, аккумулирующих проблему и обеспечивающих коммуникации между властью и бизнесом.

ПОЧЕМУ НЕ РАСТЕТ, ИЛИ ФАКТОРЫ СТАГНАЦИИ МСБ

От сахарной глазури бизнес-политики властей Гладарев обратился к статистике. И тут оказалось, что всей той заботы о предпринимателях совершенно недостаточно для развития сектора МСБ.

С 2012 по 2014 год динамика численности субъектов МСБ отрицательная. Если в 2012 году число экономически активных предприятий в РТ превышало 161 тыс., то на апрель 2014 года их стало на 20 тыс. меньше. Количество средних предприятий в первом квартале 2014 года упало с 478 до 470, а число ипэшников сократилось с 90,6 тыс. до 89,8... Доля МСБ в валовом региональном продукте застыла на 25%.

Почему? Гладарев привел ряд крупных факторов стагнации.

«Первый — это федеральные ограничения, которые есть в вопросах стимулирования МСБ. Правительство РТ не может изменить «статус-квошные» условия, которые в большей степени ограничивают этот сектор экономики».

Республиканская политика поддержки МСБ «ломается» о фискально-ориентированную политику федерального центра. Невозможно изменить социально ориентированный бюджет, не оставляющий средств на инфраструктурное развитие, напомнил он о «майских указах» Владимира Путина. Нет возможности изменить налоговое или арбитражное законодательство. Татарстан вынужден через лоббирование преодолевать эти федеральные тернии, пояснил он, но переломить их влияние невозможно.

«Правда, в результате республиканское правительство всегда может оправдать неудачи федеральной политики», — справедливости ради добавил он.

Еще один фактор — «нефтяная игла», приносящая 20% добавленной стоимости в РТ при занятости 2% населения. В бизнесе, на минуточку, заняты в 12 раз больше людей. С одной стороны, это все-таки подушка безопасности, обеспечивающая в целом стабильное развитие региона. Но бизнесмены в своих интервью называют это «нефтяным проклятием», препятствующим развитию других секторов экономики.

Следующий фактор — патриархальная модель управления. Причем в РТ есть совершенно инновационные производства: IT-сектора, креативные проекты «халяльного фастфуда» и прочие изюминки. Но они возникают скорее вопреки существующей системе управления, делают вывод эксперты. А традиционный семейный уклад, когда дети подчиняются отцу, переносится в систему управления.

«Глава республики — это «отец» всех жителей Татарстана, — пояснил докладчик. — Эта модель управления присутствует и в бизнесе, когда хозяин фирмы — «отец» ее сотрудников. В патриархальной модели управления происходит смешение личного и экономического».

В итоге либерально-рыночные декларации наталкиваются на патриархальность управления, у которой совершенно другие цели развития. А распределение ресурсов идет не по рыночным схемам — к ресурсам допускают только своих, как правило, родственников.

«Для этой модели характерно распределение ренты между ограниченным кругом лиц», — пояснил Гладарев. Это консервирует клановые отношения и препятствует мобильности людей, не встроенных в систему, препятствует появлению новых кадров. И более того, карьера предпринимателя становится все менее привлекательной в Татарстане. Проще уйти в административную карьеру, где не надо работать сутками.

ПОДДЕРЖКА МСБ В ТАТАРСТАНЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ БИЗНЕСОМ КАК МАЛОЭФФЕКТИВНАЯ

Среди барьеров развития МСБ в РТ исследователи в итоге выделили 8 моментов, пять из которых находятся за пределами досягаемости властей республики.

«Одно и то же многие годы, и все это можно назвать дежавю, — описал впечатления от этих проблем Гладарев. — Но то, что все это происходит многие годы, говорит о том, что в развитии бизнеса в республике что-то не так».

Что это за проблемы? В первую очередь дефицит дешевых кредитов, высокое налоговое давление на МСБ, вытесняющее его в тень. Это сонм 40 контролирующих органов и коррупция, чехарда законов и слабой судебной системы. В результате высокой неопределенности бизнес имеет очень короткий горизонт планирования — не более года. Отсюда проистекают желания как можно быстрее «снять пенки» и уйти в «тихую гавань». А для развития высокотехнологичного малого бизнеса это вообще никак недопустимо.

Что подвластно властям республики? Улучшение инфраструктуры: бизнесу мешает дорогая аренда, высокие тарифы на подключение сетей, плохая логистика и связь. Борьба с «утечкой мозгов» и в целом решение кадровых проблем — сложно найти непьющего рабочего или квалифицированного менеджера. И формирование системы бизнес-образования: предприниматели не знают, как работать, какую нишу вложения денег выбрать и так далее.

В целом бизнес-сообщество в своих интервью оценивает усилия республиканского правительства по поддержке МСБ как... малоэффективные. Целевые гранты невелики, система их распределения не всегда прозрачна — и многие просто предпочитают не связываться с государством. Чтобы не тратить время на кучу бумаг, которые чиновники горазды вернуть из-за неправильно пронумерованных страниц.

«ПОСМОТРИТЕ ТЕЛЕВИЗОР! КАКИЕ ИНВЕСТИЦИИ? МЫ НЕ ЗНАЕМ, ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА!»

После масштабного доклада было предложено участникам назвать по два своих варианта бизнес-проблем. Как на уроке, модератор вызывал участников по списку. Первым честь подойти к трибуне выпала зампреду Общественной палаты РТ и гендиректору компании «Спорткульттовары» Муниру Гафиятуллину.

Главной проблемой он также поставил дешевые кредиты и диссонанс экономики. «Какой смысл предпринимателю брать кредит без залога под 20 процентов? — спросил он. — В нормальном бизнесе, если строить небольшой салон, магазин, надо от 5 до 10 миллионов. У вас есть такие деньги? Положите их в банк, и вам на жизнь хватит! Ненормально это, когда люди, имея деньги, не видят смысла вкладываться в бизнес и рисковать деньгами».

Второе, на его взгляд, это коррупция. Гафиятуллин привел живой пример, когда бизнесмену надо на собственной земле с коммуникациями построить помещение.

«Обращается в администрацию с просьбой: ребята, разрешите построить салон! — описал он. — А ему объясняют: нет утвержденного плана развития микрорайона, там будут проходить «красные линии». Хорошо, но объясните, как, когда это будет!»

Или тот же «Лизинг грант», когда предприниматель выигрывает право получения денег — и его просят «отстегнуть» процентов 20, иначе денег не будет. «Это коррупция? Да, коррупция», — развел руками Гафиатуллин.

Некий ответ на вопрос отсутствия денег — вернее, причину их отсутствия — дал зампредправления банка «Спурт» Марат Даутов. Чтобы дать дешевый кредит — банкир где-то должен взять дешевые деньги, заметил он. Проблема в экономике не столько в том, что их нет. И даже дорогие деньги привлечь не так-то просто. «Здесь наверняка нет ни одного из присутствующих, кто держит в банке депозит сроком больше двух лет, — обвел он взглядом аудиторию. — Более того! Мы сталкиваемся с ситуацией, что крепко вставшие на ноги предприниматели сейчас просто сворачивают инвестиции. Они говорят: посмотрите телевизор! Мы не знаем, что будет завтра, каждая неделя подбрасывает что-то новое, и все меньше у людей желания вкладывать деньги в долгие проекты».

Марат Даутов: «Мы не знаем, что будет завтра, каждая неделя подбрасывает что-то новое, и все меньше у людей желания вкладывать деньги в долгие проекты»

Зампредправления Торгово-промышленной палаты Владимир Жуйков предложил исключить из обсуждения все те проблемы, которые являются общими для всей России, начиная от банковской системы и заканчивая одинаковыми во всех регионах федеральными законами. «В осадок обсуждения «Концепции-2030» должно лечь только то, что регулируется республикой, только те «болячки», которые есть у нас. И что республика может сделать конкретно», — считает он. Так что самое главное — это рост заказов для МСБ со стороны крупного бизнеса. Достаточно увеличить долю аутсорсинга крупных предприятий, считает Жуйков. Кроме того, надо исключить «болезнь неплатежей» со стороны крупного бизнеса в пользу малого, искоренять коррупционные серые схемы заключения договоров.

Проблемой назвал коррупцию и Глеб Макаров — завотделом аппарата бизнес-омбудсмена при президенте РТ, даже поручения президента, по его словам, зачастую чиновники стремятся исполнять формально. За оказанную господдержку бизнесу приходится месяцами собирать подтверждающие бумаги, а компаниям вроде «Эссена» — содержать целый штат юристов, чтобы отбиваться от сотен ежегодных проверок.

Среди предложений звучало также создание республиканского маркетингового центра — МСБ часто «кормится» на одной поляне, занимаясь одним видом бизнеса. Избыточная же конкуренция в результате снижает прибыль и вызывает мор мелких предприятий. Не хватает образования, нет системы получения навыков практического ведения бизнеса. Крупный бизнес стремится к вытеснению малого — достаточно вспомнить, как сетевые магазины фактически уничтожили рынки и ларьки. И так далее, и так далее — все эти идеи участники совещания обсуждали уже в ходе отдельных секций, собравшись группками по несколько человек.

Подобные проектные сессии проходят практически ежедневно, в частности, сегодня будет обсуждаться развитие электроэнергетики.