В мэрии Челнов прошло заседание координационного совета по охране труда
В мэрии Челнов прошло заседание координационного совета по охране труда

КОМУ СЛЕДИТЬ ЗА СТРОЙКАМИ?

Кто должен следить за соблюдением строителями норм безопасности — об этом поспорили вчера на заседании координационного совета по охране труда при исполкоме Набережных Челнов. Поспорили под контролем руководителя исполкома Фархада Латыпова начальник управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития Ильдар Ахметгареев и Фарид Гайнуллин — начальник набережночелнинского отдела госинспекции труда РТ.

Гайнуллин, как и и. о. начальника ТО Ростехнадзора по городу Ильсияр Кустовская перед ним, жаловался аудитории на отсутствие полномочий по реальному надзору за стройками: «Нам остались только расследования несчастных случаев и проверки по обращениям», — сказал он. Кустовская подкрепляла эти слова положениями законов ФЗ-294 о защите прав предпринимателей от госконтроля и изменениями в ФЗ-116 о промышленной безопасности — сегодня стройпредприятия по закону контролируют сами себя.

«Комиссии, которая дает разрешение на строительство, необходимо объезжать стройки и составлять акты — и мы на основании этих актов уже можем проводить проверки», — излагал в этой связи Гайнуллин.

Однако Ахметгареев не согласился с вменяемыми функциями и возразил, что госинспекция вполне располагает полномочиями проводить проверки.

— У нас есть проверки — оснований нет! — еще раз объяснил Гайнуллин.

— Зато госинспекция стройнадзора проводит проверки, — не сдавался Ахметгареев.

— Не только стройнадзор. Вы не забывайте, что на органы местного самоуправления, в число руководителей одного из которых вы входите, возложена координация местной политики, — прозрачно намекнул докладчик.

— Я говорю о другом — вы тоже взаимодействуйте на горизонтальном уровне с инспекцией, — парировал начальник строительного управления.

— Вопросов нет, от них информация приходит, но если вы даете разрешение на строительство, то и надзорную работу должны осуществлять.

— У нас нет надзорных функций, — отрезал Ахметгареев. — Я в таком случае должен иметь соответствующую службу.

— Мы не говорим службу, мы говорим в составе комиссии. Мы просим от вас только информацию.

Несколько запоздало прервал перепалку Латыпов — он встал на сторону Гайнуллина, заявив, что осматривать стройки и подавать заявления для проверок — задача исполкома в том числе и что написать бумагу по результатам визуального осмотра совсем не сложно.

— Не надо здесь никого отфутболивать, это наши полномочия, — сказал Латыпов. — Давайте придумаем форму заявления. Извините, господа, 60 кранов в городе, и просто так говорить, что нам нельзя, это не наше, а ваше — это не разрешается.

Таким образом, нерешенным в этом споре для аудитории остался лишь один вопрос — как, собственно, жили и строили до сих пор?

ГЕРОЙ ДНЯ ИЛЬНАР ГАЙСИН ЗАСЕДАНИЕ ПРОИГНОРИРОВАЛ

Фактически поводом для заседания стало окончание проверки Ростехнадзором двух аварий, произошедших в один день, 28 мая, на стройплощадках ООО «Евростиль», хотя повестка была посвящена всем строительным предприятиям, допустившим несчастные случаи у себя на производстве. Ахметгареев в своем докладе рассказал, что в этом году зафиксировано 10 несчастных случаев, из них 3 смертельных и 5 тяжелых. За весь прошлый год в Челнах произошло 14 несчастных случаев на стройке, из которых 8 с тяжелыми последствиями для травмированных и 6 смертей.

Ахметгареев назвал основными причинами несчастных случаев формальные проекты строительства, непроработанные графики работ и подчеркнул, что меры наказания, в том числе за аварии со смертельными исходами, ограничиваются штрафами для руководителей. Латыпов отметил, что «старики» стройиндустрии порядок у себя соблюдают, а проблемы создают в основном новые организации, преимущественно «субчики», за которых ответственность в конечном счете несут генподрядчики.

«Евростиль», впрочем, выступает в данном случае в обеих ипостасях. Отметим, что среди как минимум десятка предприятий, приглашенных в качестве ответчиков на заседание, представителя именно этой компании не было. Напомним, ООО «Евростиль» прославилось в автограде по двум позициям: как приближенная к руководству города с начала 2000-х годов строительная компания, занятая на муниципальных и на важных для репутации города объектах, и одновременно как предприятие «повышенной аварийности», особенно в течение последнего года.

Именно эту семейную фирму, учредителями которой являются Зиннур, Ильнар (гендиректор) и Гульнара Гайсины, руководство города привлекало к реконструкции бизнес-центра «2.18», строительству челнинского филиала IТ-парка, ледового дворца, БСМП, компания регулярно участвует в госпрограммах капремонта жилого фонда и школ, строительства детских садов. Исполком оказал помощь в подборе субподрядчиков и застройщику «Солнечного парка» ООО «Риэлт К», в результате чего Гайсин зашел в элитный микрорайон, где у него в декабре 2013 года взорвался парогенератор, а в мае 2014-го упал кран с крановщицей в кабине.

Зимой на площадке «Евростиля» от взрыва парогенератора 400-литровая бочка перелетела через проспект, через 9-этажный жилой дом и врезалась в стену пятиэтажки. В результате один человек погиб на месте, еще один скончался позднее в реанимации БСМП. По итогам того случая татарстанская трудовая инспекция впервые в своей практике приостановила работу целого строительного объекта.

Май же в этом году стал для репутации «Евростиля» поистине роковым. Кран упал утром 28 числа — компания застраивает в «Солнечном парке» жилой блок Б. 60-летняя крановщица Валентина Бакланова, упав в кабине с 11-этажной высоты, получила травмы, несовместимые с жизнью, и через несколько часов скончалась в БСМП. Буквально в это же самое время на другой стройплощадке, по адресу Раскольникова, 21, где «Евростиль» выступал генподрядчиком, поддон с газобетонными блоками, переносимый краном, обрушил кирпичную кладку, и один из кирпичей упал на голову рабочему. Гастарбайтер Молостов — как выяснилось, никаких трудовых договоров с ним заключено не было, работал он на субподрядчика «Евростиля» ООО «СК «Статус» — попал в реанимацию с переломом основания черепа. Он и сегодня лежит в коме.

Отметим, что по данному факту виновными признаны должностные лица организации, эксплуатирующей подъемную технику — ООО «Строй-Кран». У субподрядчика вместо стропальщиков работали каменщики, да и крановщица вела груз неумело. В парке челнинской фирмы 45 кранов, и сегодня, по словам представителя компании, они эксплуатируются в основном в Казани, в частности, на объектах Иннополиса.

В «ЕВРОСТИЛЕ» ОШТРАФОВАЛИ ИНЖЕНЕРОВ И МЕХАНИКА

Добавим, что материальный ущерб на площадке «Солнечного парка», учитывая масштаб ЧП, оказался минимальным — пострадала только часть въезда в подземную парковку, внешний угол одноэтажного строения на соседней стройплощадке, где «Риэлт К» вел застройку самостоятельно. После аварии на объекте были приостановлены работы, расследованием занялись следственный комитет, прокуратура и Ростехнадзор. СУ СК РФ по РТ в тот же день возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при строительных работах». В пресс-службе следкома корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что расследование до сих пор продолжается.

Зато комиссия Ростехнадзора свою проверку закончила, резюмируя, что основной, но не единственной причиной аварии стала неисправность крановых путей.

«Расследование показало, что причиной аварии явилась совокупность факторов и прежде всего полное игнорирование норм и правил всеми работниками ООО «Евростиль», — сообщила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь Приволжского управления Ростехнадзора Анна Яковлева. — Начиная от инженерно-технических работников и руководства предприятия, допустивших эксплуатацию неисправного подъемного устройства, и заканчивая машинистом крана, которая приступила к работе, зная, что кран неисправен. Вина лежит и на монтажной организации ООО «СУМ», которая проводила монтаж крана с серьезными отступлениями от проекта и несоблюдением установленных требований: рельсы для передвижения крана были уложены на песок в то время, как требуется использование щебня. Соответственно подкрановые пути не могли выдержать большой вес башенного крана и начали проседать».

В заключении Ростехнадзора говорится, что кран без остановок доехал по рельсам до тупиковых упоров, хотя за 3 м до них должен был сработать механизм для остановки движения крана. Плужки ходовых тележек крана уперлись в тупиковые упоры, которые были плохо закреплены, и начали их смещать по рельсам. Из-за просадки кранового пути и деформации подкрановых балок и рельс на 5 - 10 градусов колеса съехали с рельсов и кран начал заваливаться с рельсового пути.

В качестве технических и организационных причин аварии комиссия указала нарушение проектных требований при устройстве кранового пути и эксплуатацию неисправных механизмов — тупиковых упоров и концевого выключателя. Кроме того, по мнению специалистов ведомства, подрядчик должен был проверить состояние путей после прошедших ливней и провести их внеочередное техобслуживание.

По результатам расследования «Евростиль» оштрафовали на 200 тыс. рублей, и еще 4 штрафа по 20 тыс. рублей каждый выписали должностным лицам: главному инженеру, инженеру по надзору за грузоподъемными машинами и главному механику «Евростиля», а также директору ООО «СУМ» Чернову. Однако штрафами, на практику которых пенял на заседании и Ахметгареев, «Евростиль», похоже, не отделается. Яковлева сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что сейчас Ростехнадзор готовит обращение в суд с просьбой дисквалификации Гайсина на срок не менее одного года. По ее словам, такие случаи в практике бывали — руководителей некоторых предприятий уже лишали права занимать свою должность и управлять предприятием.

«Это, скорее, мера общественного порицания — о его отстранении от должности узнает общественность, другие предприятия, и часто такая мера сильнее воздействует на самого руководителя, чем штраф или приостановка работы», — пояснила Яковлева.

Кстати, на «Евростиле» собирались проводить и внутреннюю проверку причин аварии с последующими оргвыводами. Однако в приемной Гайсина, узнав, что за комментариями о результатах внутренней проверки обращается газета «БИЗНЕС Online», сразу прямым текстом сказали, что ни Гайсин, ни кто либо другой в компании говорить о той аварии не будет.

Между тем очередной кран в Набережных Челнах упал во вторник. На Элеваторной горе кран, принадлежащий СМУ-37, опрокинулся во время подъема металлических балок, травмировав двух человек. К счастью, травмы оказались легкими, и расследование касается только причин аварии, правоохранительные органы в нем не участвуют.

Всего с начала года в Татарстане произошли четыре аварии, связанные с работой подъемных устройств, три в Челнах и одна в Менделеевске на стройплощадке ОАО «Аммоний».