Фарида Яркаева
Фарида Яркаева: «При надлежащем качестве отечественных препаратов импортозамещение должно иметь место. В конце концов, это вопрос национальной безопасности»

ПИТЕР-ЗАСТУПНИК

«В адрес «Пациентского контроля» продолжает поступать информация от пациентов, состоящих на учете в республиканском центре минздрава Татарстана по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (СПИД-центр), об отсутствии препаратов и в связи с этим необоснованной смене схем антиретровирусной терапии... Несвоевременное назначение АРВ-терапии, прекращение или приостановка лечения ВИЧ-позитивных пациентов может привести к дальнейшему распространению и росту эпидемии ВИЧ в России, прогрессированию заболевания, увеличению смертности, в том числе от сопутствующих заболеваний (туберкулез, гепатит и т.д.)», — это выдержка из письма, направленного 22 июля активистами всероссийского движения «Пациентский контроль» в адрес президента РТ Рустама Минниханова.

Текст письма обнародовал Казанский правозащитный центр. Как выяснил «БИЗНЕС Online», под письмом стоит одна подпись. С помощью правозащитников мы связались с автором жалобы Андреем Скворцовым. Он сообщил, что живет в Санкт-Петербурге, является активистом движения «Пациентский контроль», которое объединяет и защищает права людей с серьезными, социально значимыми заболеваниями — ВИЧ, гепатит, туберкулез. «На наш сайт pereboi.ru люди из разных городов страны сообщают о проблемах, которые у них возникают, — рассказал Скворцов. — Ну а мы, активисты движения, пытаемся их решать. Вот и из Татарстана поступили сигналы о перебоях с лекарствами».

Выходит, в Татарстане не нашлось активистов, если письмо президенту Татарстана пришлось писать питерцу? Впрочем, Скворцов объяснил, что далеко не каждый готов выйти на улицу или сказать на камеру: я, мол, такой-то, у меня ВИЧ, и мне не дают лекарств. «Для этого нужно определенное гражданское мужество, таких активистов, готовых на публичные акции, у нас всего 25, — добавил он. — Но есть еще сотни людей, которые заняты незаметной работой. Хотя, конечно, и в Казани есть ВИЧ-инфицированные, которые не скрывают своих имен и готовы открыто заявлять о проблемах. Насколько я знаю, защитник прав ВИЧ-инфицированных в Казани Альберт Зарипов жаловался в апреле в минздрав Татарстана на нехватку лекарств. И я тоже жаловался туда весной. Бесполезно».

Собственно к татарстанскому СПИД-центру, по словам Скворцова, претензий нет. Есть они к минздраву РТ, который, по версии автора письма, несвоевременно проводит аукционы на лекарства, отчего и бывают перебои, поскольку между заключением контракта и поставкой препаратов проходит по несколько месяцев. «Вот и просим президента навести порядок, — заключил он. — Хотя могу сказать, что в других городах ситуация с обеспечением ВИЧ-положительных лекарствами на порядок хуже. К примеру, в Мурманске их не дают даже беременным. Проблемы имеются примерно в 40 городах».

Лечение одного ВИЧ-инфицированного стоит до 900 тыс. рублей

ЕСЛИ ЗАИНТЕРЕСУЕТСЯ ПРОКУРАТУРА...

Понятно, что реакция на письмо президенту последовала незамедлительно. А до начала пресс-конференции у крылечка управления по фармации РТ с представителями СМИ пообщался упомянутый питерцем Скворцовым казанский активист Зарипов. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» он заявил, что никаких жалоб не писал, с организацией «Пациентский контроль» никак не связан и представляет совсем другую организацию — «Татарстанский форум пациентов». «На сегодня все необходимые нам препараты есть, правда, бывает, что одна комбинированная таблетка заменяется двумя, в которых меньше компонентов, но ведь суть от этого не меняется», — обрисовал он ситуацию.

В том же самом заверила журналистов и заместитель министра здавоохранения РТ Фарида Яркаева: «Препараты для начала и проведения терапии ВИЧ-инфицированных у нас имеются. Перерывов в лечении нет. Торги мы проводим вовремя, согласовывая график поставок с республиканским СПИД-центром. В письме содержится претензия, что якобы вместо комбинированного препарата пациентам предлагают разные, то есть вместо одной таблетки приходится принимать две-три. Однако закон такую замену разрешает. А во-вторых, все сегодня понимают, что зависимость от импорта социально значимых препаратов чревата. Поэтому при надлежащем качестве отечественных препаратов (а у нас нет оснований сомневаться в качестве) импортозамещение должно иметь место. В конце концов, это вопрос национальной безопасности».

На диспансерном учете в СПИД-центре состоит около 11 тыс. пациентов, 42% из них получают терапию. Это больше, чем в среднем по России, в 1,5 раза, сообщила заместитель главврача по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Фирая Нагимова. «Замечу, что лечение каждого обходится в сумму от 150 тысяч до 900 тысяч рублей в год, — уточнила она. — Терапия назначается больному вне завимимости от социальных факторов (образ жизни человека, имущественный статус), а в зависимости от стадии заболевания. Разумеется, вопрос обеспечения лекарственными препаратами сверхважный. Перерывов в лечении мы не допускаем, препараты имеются у нас с запасом, мы готовы принять на лечение 300 новых больных».

Тем не менее пациенты СПИД-центра периодически обращаются в приемную президента РТ с жалобами на нехватку лекарств, признала Нагимова. «Даже не понимаем, чего им не хватает и какая у них мотивация», — сокрушенно заявила она. А Скворцов рассказал «БИЗНЕС Online», что на случай интереса со стороны прокуратуры у него есть «живое» заявление от казанской пациентки СПИД-центра, которая жалуется на отсутствие необходимых препаратов. И он пообещал, что будет еще одно такое же.