ВОЗДУШНЫЕ ПОЦЕЛУИ В ЗАЛЕ СУДА

Сегодня Верховный суд Татарстана приговорил к пожизненному заключению Руслана Халимова, обвиняемого в тройном убийстве семьи Васильевых-Ботвиновых из Дербышек. Тем самым суд удовлетворил требование прокурора, который ранее настаивал на самом суровом наказании, передает корреспондент «БИЗНЕС Online» из зала суда.

«Признать Халимова особо опасным для общества», — зачитал судья решение. Халимов будет отбывать наказание в исправительной колонии строгого режима.

Таким образом, известному в Казани адвокату подсудимого Владимиру Голицыну на этот раз не удалось смягчить приговор суда.

Стоя за стеклом камеры судебного зала, Халимов сегодня внешне выглядел очень спокойным. Когда судья Александр Шемуранов зачитывал заключительную часть приговора и сообщил о том, что Халимову придется провести остаток жизни в исправительной колонии особого режима, тот даже зевнул. Во время процесса ему посылала воздушные поцелуи девушка, с которой он когда-то был близок. Также поддержать подсудимого пришли его отец и бывшая жена. Правда, о том, что он все-таки нервничает, говорили его телодвижения: сложив руки за спиной и расставив ноги, он все время покачивался на ногах с носков на пятки, а в руке постоянно вертел шариковую ручку, которую после оглашения приговора все-таки уронил.

Потерпевшие во главе с адвокатом Инной Рыбак не сдержали слез, когда судья объявил заседание закрытым. Одна из потерпевших на заднем ряду зааплодировала, но ее тут же прервал пристав. «Подождите, судья еще не вышел из зала», — шепнул он. Заплакали и знакомые Халимова.

Александр Шемуранов
Александр Шемуранов

В ПРИСТУПЕ РЕВНОСТИ

Трагедия, которая потрясла Казань, произошла в праздничную для города ночь — с 17 на 18 июля 2013 года в столице РТ проходила церемония закрытия Универсиады. В эту ночь в одном из домов по улице Правды в поселке Дербышки полицейские задержали Халимова. Его одежда была в крови, руки и шея были порезаны. По данным правоохранительных органов, вызов в дежурную часть отдела полиции «Дербышки» поступил в 3:30. На место происшествия прибыли сотрудники вневедомственной охраны, уголовного розыска и патрульно-постовой службы, которые на лестничной площадке второго этажа многоквартирного дома задержали раненого Халимова. В квартире полицейские обнаружили тела супругов Любови и Александра Васильевых-Ботвиновых, а также их дочери Натальи (известна в СМИ и в издательских кругах как профессиональный верстальщик и дизайнер, последним местом ее работы была редакция «МК в Татарстане»).

Ранее трижды судимый Халимов рассказал полицейским, что расправился с Натальей в приступе ревности, после чего совершил убийство ее родителей и пытался покончить с собой. Задержанного передали врачам скорой помощи. Впрочем, в суде мужчина признал вину лишь частично.

Инна Рыбак
Инна Рыбак

Через некоторое время после случившегося в редакцию «БИЗНЕС Online» обратилась адвокат потерпевших Инна Рыбак. Она была возмущена тем, что после задержания на месте преступления следователь принял от подозреваемого явку с повинной. Также Рыбак была недовольна, что все время до ареста Халимов провел в горбольнице №18 под подпиской о невыезде. Подозреваемый лежал в отдельной палате под охраной полицейских и, судя по данным социальной сети «ВКонтакте», заходил на свою страницу. Впрочем, позднее следственный комитет Татарстана опроверг информацию о том, что Халимов во время содержания в больнице пользовался мобильным телефоном.

О взаимоотношениях Руслана и Натальи на одном из заседаний Верховного суда рассказали друзья и коллеги погибшей. По их словам, девушка начала встречаться с Халимовым в июле 2012 года. Их отношения складывались хорошо до тех пор, пока Халимов не поднял на Наталью руку. После этого девушка пару месяцев не общалась с агрессивным ухажером, но потом, по-видимому, не выдержав его напора, сообщила подруге Лилии Сафиуллиной, что они вновь начали встречаться, условившись, что инциденты с побоями больше не повторятся. Через некоторое время, по словам Сафиуллиной, несмотря на свое обещание Халимов вновь поднял руку на девушку, а позднее и вовсе изнасиловал.

ЧЕТЫРЕХЛЕТНИЙ СВИДЕТЕЛЬ

Единственным непосредственным свидетелем по делу стал 4-летний сын Натальи Миша, показания которого в рамках расследования уголовного дела зафиксировал следователь Ильяс Ишмуратов. До сих пор непонятно, каким образом мальчик остался жив в ту роковую ночь. На его руках и ногах полицейские тогда обнаружили кровь, но сам ребенок был жив-здоров.

После трагедии Мишу забрал к себе родной отец Владислав Листков (известный в Казани радиоведущий и музыкант, известный как Камрад Листков), с которым погибшая находилась в разводе.

Ранее эксперты «БИЗНЕС Online» рассказали, что допрос несовершеннолетних детей в качестве свидетелей по уголовным делам — практика редкая, но существующая. А в конкретном случае показания маленького мальчика могут получить статус доказательства и стать основой обвинения.

«ПОЛОВИНА ДЕЛ, ПО КОТОРЫМ ПРЕДУСМОТРЕНО ПОЖИЗНЕННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ,
ИМ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», оценили вынесенный пожизненный приговор.

Эрик Валеев — адвокат:

— Насколько я помню, у нас пожизненных приговоров за последнее время было три. К такому наказанию обычно приговаривают за особо тяжкие преступления с квалифицирующими признаками. То есть не за простые убийства, а с квалифицирующими признаками — совершенные с особой жестокостью или двух или более лиц.

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— Из категории таких дел, где рассматриваются статьи, по которым есть пожизненное заключение, половина дел приговором о пожизненном заключении и заканчивается. К пожизненному заключению приговаривают тогда, когда суд приходит к решению, что наказание должно соответствовать высшей мере. А пожизненное заключение сейчас у нас и есть высшая мера в Российской Федерации. Там ведь, насколько я помню, тройное убийство? А у нас уже за двойное пожизненное дают... Потом учитывается личность подсудимого, как он себя вел до этого, был ли судим, как все происходило.

И то, что примерно половина дел, по которым предусмотрено пожизненное заключение, им и заканчивается, — нормальная практика по России, Татарстан здесь не «впереди планеты всей». И еще не надо забывать о том, что каждый приговор несет в себе принцип социальной справедливости и имеет воспитательное значение для общества в целом.