111.jpg

У ВСЕХ НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СДЕЛАТЬ НАСТОЯЩУЮ КНИГУ

Сегодня в Казани на площадке «Татмедиа» открылась VIII научно-практическая конференция «Повышение конкурентоспособности регионального издания». Примечательно, что Казань была городом проведения первой конференции в 2007 году и вновь пригласила издателей России для встречи. За полчаса до официального открытия мероприятия холл был забит практически до отказа: участники из 23 городов (в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Якутска, Махачкалы, Сыктывкара, Петрозаводска, Грозного, Тобольска, Воронежа, Екатеринбурга, Архангельска, Астрахани...) были искренне рады видеть своих коллег и наперебой делились проблемами книгопечатной отрасли.

«Где адекватных авторов найти? Все они теперь размещаются в сети, многие за гонорарами не гонятся. А если уж и выпускаются за собственные деньги, то каждый второй чуть ли не Пушкин и со своим «авторским» видением», — сокрушался один из книгоиздателей.

«Читают! Читали! И будут читать! Вот я вам говорю это точно, — эмоционально высказывался другой. — Как в известном фильме один предрекал смерть театра, что в итоге?»

Споры прекратила импровизированная церемония открытия, в которой приняли участие президент ассоциации книгоиздателей России Константин Чеченев и писатель, кинорежиссер Сергей Соловьев, которые постарались задать присутствующим мажорный тон.

«Помню времена, когда для того, чтобы прочитать книгу »Мастер и Маргарита, необходимо было пройти сложнейшие, а порой и коррупционно-бюрократические процедуры, — вспоминал Соловьев былое. — Сейчас наша отрасль ищет и, главное, находит баланс существования книги как искусства. И та макулатура, которая в огромном количестве существует на полках книжных магазинов, помогает возвести «настоящую» книгу в ранг искусства».

Он заявил, что многочисленные гаджеты никогда не заменят книгу.

«Я считаю, что именно сейчас наступил золотой век для книги. Потому что раньше огромное количество наших «начальников» требовали информации о прогрессивном социальном строе. Сейчас никто не просит такой информации, и у всех нас есть возможность сделать настоящую книгу», — резюмировал Соловьев.

Правда, многие книгоиздатели с наступлением «золотого века» не согласились. В кулуарах Евгений Зашихин — представитель издательства Уральского федерального университета из Екатеринбурга, констатировал губительность малых тиражей: «Видя, какое количество участников сегодня собралось, можно сказать, что издатели в России, конечно, есть. Но есть ли они в регионах? Вот в чем вопрос. Экономическая ситуация очень сильно влияет на нас — сокращается номенклатура издаваемых произведений, а малые тиражи по определению не могут быть рентабельными. Тенденция тревожная, и выживать становится все сложнее и сложнее. Не стоит забывать и о других проблемах, таких как распространение. Тем более области друг с другом, как правило, не торгуют, существуют какие-то границы, заборы. Сейчас мы утрачиваем все те колоссальные наработки прошлых лет. Мы утрачиваем культуру чтения. Надеюсь, встреча нам поможет совместно найти выход из этой ситуации».

ПЕЧАТАТЬ СТАЛИ ТОНЬШЕ

Свой вывод Соловьев, возможно, сделал потому, что в прошлом году впервые с 2011-го остановилось падение отрасли: число названий выросло по сравнению с 2012 годом на 3%, тираж увеличился, правда, незначительно, на символические 0,2%. Согласно данным, приведенным на конференции, сегодня регионы в книгоиздании развиваются лучше. Если в Москве и Санкт-Петербурге число названий с начало кризисного 2008 года сократилось на 10%, то в регионах — увеличилось на 16%. По числу названий доля регионов с 30% увеличилась до 36%. Лидер — Приволжский ФО.

Соответствующие данные и по тиражу — в Москве и Питере произошло снижение на 31%, а регионах — всего на 7%.

Татарстан в общем рейтинге регионов закрепился на 9-й позиции, что является неплохим результатом (названий — 1,4 тыс., тираж — 1,4 млн., листаж — 20 млн.). Лидеры для книгопечатания традиционны — Москва, Питер, а также Белгородская, Ростовская, Смоленская области. Также опережают республику Калужская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Волгоградская области. Меньше книг издано в Свердловской области (идет следом на 10-й строчке) и Башкортостане (11-я позиция). При этом, согласно справочным материалам, Татарстан снизил свои показатели в книгопечатании в 3,5 раза (листаж с 2008-го к 2013 году сократился на 30%) и уже в рейтинге регионов по динамике листажа занял 74-е место из 77. Таким образом, судя по данным, республика не стала меньше печатать книг, но значительно сократила их толщину.

Хотя Татарское книжное издательство является одним из крупнейших региональных национальных издательств и опять же в Топ-100 по листажу за прошлый год заняло 12-ю позицию. Также на 27-й позиции закрепился «Идел-Пресс», на 55-й — центр инновационных технологий, следом идут типографии КФУ (75-е место), Института экономики, управления и права (77-е место) и КНИТУ-КАИ (95-е место).

МИНКУЛЬТ ПОЖАЛОВАЛСЯ НА АВТОРОВ

На пленарной части конференции замруководителя республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Нурия Беломонина озвучила наиболее актуальные, на ее взгляд, вопросы в книгопечатной деятельности. «Большой проблемой для всех нас стал поиск молодого читателя. По инициативе нашего президента два года назад мы начали работу по составлению списков лучших произведений татарских писателей, вторым шагом станет создание электронной версии этих произведений», — рассказала она о планах. Сейчас на ресурсе «Таткнигафонда» в электронной версии существует порядка 50% таких книг. Беломонина отметила, что нынешняя молодежь в основном пользуется электронными гаджетами, именно поэтому перевод лучших изданий как татарстанских авторов, так и мировых является одной из основных задач. «Что касается работы «Таткнигафонда», то некогда этот ресурс был первым в России среди национальных библиотек. Он объединяет книжные фонды и фонды библиотек и на данный момент насчитывает 1 тысячу 700 книг. Им пользуются жители более 40 стран мира», — рассказала она. Однако и здесь не обошлось без проблем. Во-первых, фонд пополнятся за счет электронных версий тех книг, которые издаются в числе социально значимой литературы, во-вторых, большая часть уже существующих там произведений нуждается в переводе на латиницу.

Первый заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова, в свою очередь, сообщила, что на сегодняшний день общий фонд библиотек РТ по итогам переписи 2010 года составил 80 млн. единиц хранения. «По итогам 2013 года инвестиции в поддержку книгоиздания РТ составили меньше 70 миллионов рублей за счет республиканского и федеральных бюджетов», — озвучила она.

ГЕНДИРЕКТОР «ИДЕЛ-ПРЕСС» РАССКАЗАЛ, ПОЧЕМУ КНИГА ЛУЧШЕ ПЛАНШЕТА

Сегодня книга за пределы своего региона, увы, не выходит, констатировал в своем выступлении Чеченев. «Качественная литература по истории, краеведению обречена жить в том регионе, в котором она «родилась», — сказал он.

Правда, добавил, что и электронная литература в странах Запада тоже не показывает особой динамики. «Пики моды на электронную книгу прошли, и это заняло буквально 10 - 12 процентов рынка и больше уже не двигается, это порог. А такие страны, как Япония, Южная Корея, вообще свернули соответствующую программу, особенно в сфере образования, сказав о том, что пусть лучше дети учатся по учебникам», — рассказал он.

Президент ассоциации книгоиздателей России также напомнил, что, несмотря на то что все школы получили «указку сверху» о компьютеризации, выполняется это крайне сложно — это и проблемы с техникой, и с медленным интернетом, и в первую очередь это касается школ, которые находятся в «глубинке России».

«Давайте сделаем чтение книг модным. Как в свое время боролась с такой проблемой Англия? На улицу города вышел известный футболит Дэвид Бекхэм и начал читать книгу. Давайте и мы будем выводить наших артистов кино и музыкальной индустрии», — предложил в качестве варианта популяризации книгочтения он.

Гендиректор «Идел-Пресс» Ришат Хасанов
Гендиректор «Идел-Пресс» Ришат Хасанов

С Чеченевым полностью согласился генеральный директор «Идел-Пресс» Ришат Хасанов, напомнив о цифрах, затрачиваемых на получение среднего образования с помощью электронной техники. «В среднем планшет стоит 200 долларов, в Татарстане сейчас официально 360 тысяч учеников. Умножим эти цифры и получим 72 миллиона долларов — 2,5 миллиарда рублей. Именно такую сумму Татарстану нужно затратить, чтобы приобрести планшеты. Максимальный срок использования такого гаджета — максимум один год. Плюс дети — это дети: планшеты падают, разбиваются, теряются. К тому же все электронные приложения также стоят денег», — сообщил он.

Таким образом, если в год тратить порядка 200 млн. рублей на учебники, то на 2,5 млрд. рублей можно покупать литературу еще 25 лет.

С учебной литературой ситуация обстоит не так гладко. Средняя стоимость учебника составляет 650 рублей, не учитывая дополнительных материалов, таких как рабочие тетради, различные учебники и прочее. Об этом рассказала Светлана Платова — руководитель рязанского магазина «Книги» в ТД «Барс». «НДС на книгу у нас сейчас 10 процентов — и это один из самых высоких показателей в Европе. Во Франции, например, этот показатель равен 5,5 процентов, в Великобритании — 0 процентов, в Германии — 7 процентов. Сегодня школьные учебники по новым стандартам должны продаваться в комплекте с дисками. Диски имеют НДС в 18 процентов, книги отдельно — 10 процентов, но в комплекте это всегда будет 18 процентов. То же самое касается и контурных карт, и атласов. С этим надо что-то делать!» — сокрушалась она.

Также Платова рассказала, что наряду с книгоизданием у книжных магазинов также существует очень много проблем, а «никаких преференций со стороны государства книжным магазинам нет». «Ситуация у нас сейчас не из самых радостных, только за последний год в России закрылось около тысячи книжных магазинов», — озвучила безрадостную статистику она.

Работа конференции продолжится в Казани до выходных.

БОЛЬШИНСТВУ ИЗДАТЕЛЬСТВ НЕГДЕ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», поделились своим видением книжного рынка в России.

Борис Есенькин — президент торгового дома «Библио Глобус» (Москва):

— Безусловно, сейчас очень сложно. И сложно будет еще в ближайшие года два. Это время надо просто пережить, перетерпеть. Кроме того, уверен, что на нашей стороне и наши чиновники, которые все же могут выступать более предметно в процессе поддержания книжного вопроса. Я думаю, мы все сможем объединиться в едином понимании, что культура — это прежде всего книга, музыка, театры, кино.

Римзиль Валеев — публицист, общественный деятель:

— Сама отрасль книгоиздательства сейчас находится в тяжелейшем положении. Спрос на книги снижается, развивается только коммерческая книготорговля, поэтому прежняя тематика, особенно социально значимая, пропадает. Особенно художественная литература. Тиражи маленькие, и книги по большей части издаются только на заказ. Но ситуация неоднозначна. В то же время я наблюдаю, что мощные федеральные сети книжной торговли достаточно успешно ведут свой бизнес и делают прибыль не только на книгах Донцовой. Книг 12 Михаила Веллера постоянно в магазинах стоит... Но что касается нас, а у нас еще и национальные книги выпускаются, кризис тяжелейший. И главная причина в том, что разрушена система книжной торговли. Есть только филиалы глобальных федеральных сетей, а своих книжных магазинов нет. Раньше был «Книготорг», была система Татпотребсоюза, а сейчас книжных магазинов в районных центрах и в крупных селах нет. А местные книги в глобальных федеральных сетях конкуренции не выдерживают. Поэтому нужно возрождать книготорговлю, надо давать ей хорошую рекламу и наладить хорошее издание книг. Это можно и нужно сделать, поскольку все на интернет не переходят. Наоборот, даже наблюдается повышение интереса к печатным книгам. Возможность возрождения книгоиздательства, книготорговли доказывается самим существованием мощных книготорговых сетей... Умное, красивое, высокотиражное издание может выдержать конкуренцию.

Кирилл Маевский — журналист, аналитик:

— На мой взгляд, основная проблема состоит в том, что книжный рынок в России сегодня руинирован, его инфраструктура полностью отсутствует. Сегодняшнее книгоиздательское пространство можно поделить на две фундаментальные части: независимое книгоиздание, имеющее свою инфраструктуру, свои издательства и свои точки распространения, и эстрадная, как я ее называю, часть — издательства-монополисты со своими книжными магазинами... Проблема в том, что нет адекватного распространения, книги независимых изданий в большие сети не попадают. А независимых книжных точек практически нет в провинции. Только недавно появилась тенденция их появления в Перми, Новосибирске, Екатеринбурге, Воронеже, Казани. Но все это маленькие и локальные точки. Так что основная проблема в том, что большинству издательств негде распространяться. Их книги (большие сетиред.) не берут. А если и берут, то эти книги продаются с очень-очень большими ценниками.