Ринат Закиров и Рефат Чубаров подписали договор о сотрудничестве между ВКТ и меджлисом крымско-татарского народа до 2018 года

ВАЖНЫЙ ЭТАП

Всемирный конгресс татар и меджлис крымско-татарского народа накануне подписали договор о сотрудничестве на 2014-2018 годы. Знаковое событие, которое откладывалось по различным причинам как минимум месяц, произошло в Казани в офисе исполкома Всемирного конгресса татар (ВКТ). Со стороны конгресса договор подписал руководитель исполкома Ринат Закиров, со стороны меджлиса крымско-татарского народа — его председатель Рефат Чубаров. Он, как выяснилось, прибыл в Казань в воскресенье вечером, причем визит никак не анонсировался.

Всего в подписанном договоре 22 пункта, которые подразумевают обмен делегациями между районами и селами Татарстана и Крыма, исследования исторических связей двух народов, совместные научные и научно-практические конференции по истории, языку, образованию и культуре. Также планируется совместное проведение национальных праздников крымско-татарского народа в Крыму и татарских национальных праздников в Татарстане. В перспективе предусматривается проведение совместных заседаний руководящих органов меджлиса крымско-татарского народа и ВКТ.

Рустам Минниханов: «Опыт существования Татарстана в рамках современной России будет вам полезен»

После подписания крымских татар принял у себя президент РТ Рустам Минниханов. Они обнялись с Чубаровым, как старые знакомые, приветствуя друг друга словами «Ассалам алейкум». Напомним, что Минниханов неоднократно летал в Крым, в том числе принимал участие в меджлисе крымских татар, где пообещал передать Владимиру Путину просьбу о встрече. «Сейчас важный этап в жизни наших братьев, крымских татар, и важно, чтобы интересы крымских татар, их судьба имела хорошую перспективу. И опыт существования Татарстана в рамках современной России будет вам полезен. Мы имеем свое видение, свои наработки», — сказал представителям меджлиса вчера президент РТ. По его мнению, крымским татарам совместно с Татарстаном следует «наладить конструктивный диалог с федеральным центром», чтобы в стратегии развития Крыма были учтены и интересы крымско-татарского народа, сообщает пресс-служба президента РТ.

Отметим, что поездка Чубарова в Татарстан стала первым его визитом в Россию после референдума в Крыму. Вместе с ним в Казань прибыли исполняющий обязанности зампредседателя совмина Республики Крым Ленур Ислямов, заместитель председателя совета меджлиса, депутат Бахчисарайского народного совета Ахтем Чийгоз, председатель Бахчисарайской районной администрации Ильми Умеров, заместитель генерального директора Бахчисарайского историко-культурного заповедника Али Абдуллаев.

Отметим, что подписание договора первоначально планировалось еще 25 апреля во время визита в Казань делегации крымских татар, однако в последний момент выяснилось, что Чубаров в Татарстан не полетел. Зампредседателя меджлиса Нариман Джилялов тогда объяснил «БИЗНЕС Online» это тем, что «пока не достигнуто взаимопонимание на самом высоком государственном уровне», а в таких условиях подписание договора стало бы «фальстартом». «Мы хотим определиться по фундаменту взаимоотношений, фундаменту интеграции крымских татар в российское общество. И тогда в вопросе культурного взаимодействия, в сфере образования — как раз то, что и предполагало соглашение — все пойдет по накатанной», — заявил он. Тогда гости держались на встречах подчеркнуто официально, словно находились с дипломатическим визитом в соседнем государстве...

Поездка Чубарова в Татарстан стала первым его визитом в Россию после референдума в Крыму

Что изменилось после этого? После того визита Путин уже в Москве встретился с представителями крымских татар. На встрече, на которую, по понятным причинам, не были приглашены руководители «непримиримого» меджлиса, Путин пообещал всемерную поддержку, в том числе финансовую, для «подлинной реабилитации по всем направлениям», а также заявил, что у крымских татар, как и у Татарстана, есть все шансы стать лидерами в России.

Информированные источники «БИЗНЕС Online» рассказали, что все это время Казань в лице команды Минниханова вела тихую незаметную работу по типу «челночной дипломатии». По сути, она является чуть ли не единственным «пряником» в арсенале московского Кремля. Все остальное, что демонстрируется, — это из области «кнута». Это и выдавливание непримирих во главе с Джемилевым, и запреты митингов на Дни памяти и т.д. В противовес этому эти месяцы казанцы показывали и убеждали крымских татар на собственном примере, как можно встроиться в новые реалии и найти конструктивные форматы для собственного развития (пока в последние 20 лет было только выживание). Водоразделом стала встреча в Кремле, рассказывает источник нашей газеты, с Путиным представителей крымских татар. На ней не было ни Чубарова, ни других реальных лидеров меджлиса. По сути, после нее стало понятно, что наступила развилка «или — или». Или окончательная конфронтация ядра меджлиса с Москвой со всеми вытекающими, или... Похоже, визит в Казань и подписание меджлисом первого документа с российской организацией в лице ВКТ обозначает небольшой, но принципиальный поворот в линии лидеров крымских татар. С «фундаментом», если воспользоваться их же словами, по отношению к России крымские татары, похоже определились.

ЧУБАРОВ НЕОДНОКРАТНО ПОДЧЕРКИВАЛ, ЧТО ДЛЯ НИХ ЭТО ОБЩЕНИЕ ОЧЕНЬ ВАЖНО

Крымским татарам сегодня важно перенять опыт РТ по интеграции в Россию, заявил «БИЗНЕС Online» Закиров.

— В чем ценность этого визита во главе с Рефатом Чубаровым?

— Мы в своих действиях логически идем к тому, чтобы интегрировать их в российское общество. И, естественно, в этом плане общение на уровне лидера крымских татар — господина Чубарова, это очень важно, потому что от лидера много зависит. И мы надеемся, что они в результате тесного общения с нами увидят многие нюансы нашей действительности, которые будут помогать сохранению национально-культурных традиций крымско-татарского народа, сохранению его самобытности и идентичности. Понятно, что мы, татары, в российском обществе накопили большой опыт в этом плане, у нас имеются свои ориентиры, свои достижения, о которых мы им рассказываем. Они этот опыт перенимают, и для них это сегодня острая необходимость. Они этого и не скрывают: Чубаров неоднократно подчеркивал, что для них это общение очень важно. Это поможет им пережить сложный этап в жизни крымских татар, поможет им поставить ориентиры для продвижения вперед.

Ринат Закиров: «Общение на уровне лидера крымских татар — господина Чубарова, это очень важно, потому что от лидера много зависит»

— А чем можно объяснить, что предыдущий визит делегации меджлиса был гораздо более широко освещен в СМИ по сравнению с этим визитом?

— Я бы так не сказал, поскольку участвовал в организации и того, и этого визита. Но та делегация была очень большая, в ее составе было около 30 человек. Но это не означает, что нынешняя делегация менее значима. Нам важно, чтобы люди, которые приезжают в Татарстан с благими намерениями, с желанием увидеть и перенять что-то хорошее, приехали не напрасно. У сегодняшней делегации подход к этой встрече очень осмысленный, очень конструктивный.

— Что в сегодняшних выступлениях, в словах Рефата Чубарова показалось вам самым важным?

— Его слова о том, что на сегодняшнем этапе для крымско-татарского народа очень важен опыт Татарстана, опыт решения конкретных задач по сохранению национальной самобытности. Он признает, что они сейчас находятся немножко на другом этапе, который многие регионы России уже прошли. Мы подписали договор между меджлисом и Всемирным конгрессом татар, чтобы наши контакты были по возможности упрочены.

— В этих встречах понятен интерес делегации из Крыма, а в чем состоит интерес татар из Татарстана в расширении этих связей и контактов с крымскими татарами?

— В этой ситуации мы какой-то выгоды не ищем. Для всех нас очень важен мир в нашем доме. И раз они волею судеб вернулись в Россию и оказались в российском обществе, мы должны им помочь. Мы должны им помочь в «расширении горизонтов», чтобы они могли увидеть не только ближние, но и дальние перспективы. А Татарстан — достаточно крепкая и достаточно стабильная республика, чтобы помочь народу, с которым мы связаны общей историей. Мы что, должны стоять в стороне и наблюдать, во что это выльется? Нет, нам не безразлична судьба нашей страны, нашего общего дома. Поэтому мы и хотим, чтобы они быстрее преодолели эти трудности.

С делегацией крымских татар встретился и Ильдар Халиков (в центре - Ильми Умеров)

КРЫМСКО-ТАТАРСКАЯ ДИАСПОРА ОЧЕНЬ РАЗОБЩЕНА: НЕ ФАКТ, ЧТО ДРУГИЕ ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ БУДУТ ИСПОЛНЯТЬ СОГЛАШЕНИЕ

Эксперты прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» подписание соглашения о сотрудничестве.

Рафик Мухаметшин — ректор Российского исламского университета:

— Подписание этого договора — это очень серьезный шаг, потому что присоединение Крыма к России со стороны крымских татар было воспринято очень настороженно. Возможно, это было связано с тем, что их лидер Мустафа Джемилев, сидя в Киеве, придерживался другого мнения. Поэтому, когда примерно месяц назад от меджлиса приезжала предыдущая делегация, договор не был подписан. Но они убедились, что у Татарстана есть и экономический, и интеллектуальный багаж, которым он готов делиться. И подписали этот договор. Мне кажется, это произошло потому, что у меджлиса, у самих крымских татар пришло понимание, что Крым уже присоединен к России, выбора нет и надо найти оптимальные возможности работы в рамках этого государства. Поэтому для них работа со Всемирным конгрессом татар одна из наиболее востребованных, им нужно изучать этот опыт, что-то использовать. Я думаю, что для них это один из очень важных факторов. Но и для России тоже, поскольку и Россия должна как-то решать крымско-татарскую проблему.

Рафаэль Хакимов — вице-президент академии наук РТ:

— Контакты с крымскими татарами были и раньше, делегации ездили друг к другу, просто теперь такие контакты оказались закреплены таким договором, и есть надежда, что этот договор подтолкнет нас, чтобы все это было теснее. В свое время была некая дистанция. Крымские татары — это, мол, другие татары, казанские — сами по себе. Были и такие страхи, что поволжских татар много, а крымских — мало, их могут поглотить... Но с подписанием этого договора можно считать, что такие страхи преодолены. Культура же во многом общая, язык — понятный.

Эти связи уже существовали, а теперь они станут еще более интенсивными и еще более открытыми. Ареал расширяется. Мы и так собирались там открывать свою базу, а сейчас в Крыму будет филиал нашего института истории. Кроме того, мы получили возможность работать с местными учеными, вместе с ними изучать нашу общую историю. И не только крымских татар, а всего Крыма, потому что там каких только народов не было. А так возможностей много, особенно, если умно работать. А для крымских татар важно использовать тот опыт, который у нас есть, не нужно проходить этот путь заново. Бахчисарайский район уже находится под патронажем Татарстана, и это сразу дает толчок к развитию. Для нас же это новое поле деятельности, новый рынок сбыта, где-то более дешевая продукция, фрукты и прочее... Нет таможенных барьеров, общее законодательство — расширение поля деятельности это всегда плюс. Да мы в Бахчисарай как в свой район будем ездить!

Пришло ли к крымско-татарскому обществу понимание необходимости связей с Россией через Татарстан? Где-то пришли, где-то не пришли. Это ведь неоднородное общество. Есть активисты меджлиса, есть простые крестьяне, для которых главное — провести газ и дороги к их селу, открыть школу. У людей разные интересы, но Татарстан открыт и показывает, что готов содействовать. Я думаю, время и само общение поможет снять какие-то страхи или предубеждения.

Эксперты считают, что подписанное соглашение поможет наладить сложные отношения крымских татар к процессу вхождения полуострова в состав России

Энвер Кисриев — заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН:

— Надо посмотреть, во что превратился этот документ с того времени, как его отказались подписать, и заканчивая временем, когда его все-таки подписали. Является ли это тем же самым документом? Скорее всего, нет. Я думаю, он стал мягким, общим и ни к чему особенно не обязывающим. Судя по всему, проблемы крымских татар решаться не будут. Об этом в последнее время говорят многие факторы: то, что не разрешили отметить 70-летие насильственного изгнания, то, что не пустили их лидера Джемилева. Я не вижу никаких причин, чтобы это совершать. Но если это все происходит, за этим стоят определенные настроения, политические ориентации. Поэтому, я думаю, что проблема крымских татар будет со временем усиливаться и превращаться во все более серьезную проблему, как это у нас давно сложилось на Северном Кавказе.

Али Хамзин — член меджлиса крымско-татарского народа, руководитель управления внешних связей:

— В любом случае оцениваю этот договор как хороший и результативный шаг в развитии отношений между меджлисом крымско-татарского народа и Всемирным конгрессом татар. Это позитивное событие в сегодняшнее сложное время, когда крымские татары, после того, как Россия в одностороннем порядке присоединила Крым к себе, чувствуют себя достаточно неуверенно. Подписание этого договора говорит о том, что у нас появилась хорошая база для взаимоотношений между такими близкими в тюркском мире народами, как казанские и крымские татары. Конечно, было желательно подписать договор еще в апреле, когда мы были в Казани на таком торжественном мероприятии, как Тюрксой. Но лучше поздно, чем никогда.

Мое мнение, что Кремль, к сожалению, нестандартно подошел к проблеме крымских татар, много наговорил о понимании этих проблем. Но, понимаете, меджлис называют экстремистским, Россия смотрит на нас, как на некое опасное явление в Крыму.

Интересно, что делегация, которая сейчас находится у вас, отправилась в Татарстан в закрытом режиме. Чубаров даже не обсуждал детали этой поездки ни с президиумом, ни со мной.

Конечно, Татарстан с подписанием этого договора попадает в достаточно сложную ситуацию. Мы в Крыму фактически заняли позицию нейтралитета по отношению к тем событиям, которые там развивались после 27 февраля. Сохраняли выдержку, спокойствие. Мы нормально восприняли принятие парламентом Крыма постановления от 11 марта о восстановлении прав крымско-татарского народа. Хотя лично я, зная Аксенова (врио главы Республики Крымред.), сказал, что все это игра. Оно так и получилось: меджлис крымско-татарского народа назван экстремистским, против его лидеров — Чубарова, Джемилева и так далее — возбудили уголовные дела. У меня у самого 15 мая провели дома обыск с формулировкой «подозревается в связях с террористическими организациями».

Алексей Мухин — гендиректор центра политической информации:

— До полного урегулирования проблемы далеко. Владимир Путин только поручил разработать закон «О реабилитации репрессированных народов». До его приятия и, главное, исполнения трудно говорить, какие перспективы урегулирования крымско-татарской проблемы в Крыму. Соглашение — это замечательно, но, насколько мне известно, крымско-татарская диаспора очень разобщена: подписав соглашение с одними ее представителями, совсем не факт, что другие ее представители будут его исполнять. Есть много подводных камней, и все эти камни надо знать на зубок.