Виктор Доронин: «Технический старт нашему предприятию был дан с помощью членов кафедры и их студентов»
Виктор Доронин: «Технический старт нашему предприятию был дан с помощью членов кафедры и их студентов»

«В БИЗНЕСЕ НИКТО НЕ ДЕЛИТСЯ ОПЫТОМ»

— Виктор Михайлович, 14 лет назад в основу вашего бизнеса легла технология, для разработки которой вы привлекли Казанский инженерно-строительный институт. Почему нельзя было изучить уже имеющийся опыт изготовления кровельного материала, ведь вы не были первопроходцем?

— В бизнесе никто не делится опытом настолько, чтобы раскрывать тонкости. Начиная любой бизнес, нужно глубоко понимать основы технологии. А это могла дать только наука. Я обратился на кафедру строительных материалов и познакомился с ее заведующим Вадимом Григорьевичем Хозиным. Технический старт нашему предприятию был дан с помощью членов кафедры и их студентов. У меня же в этой отрасли опыта не было абсолютно.

— А как вы на них вышли?

— Методом простой логики. Кто еще этим занимается? У нас только один профильный университет, где только одна кафедра, ведущая разработки, в которых мы напрямую заинтересованы, и много лет там один и тот же заведующий. И мы, кстати, до сих пор с ним общаемся и пытаемся выходить на какие-то новые проекты.

— Вы были в них заинтересованы, а университет чем привлекло ваше предложение? Была ли финансовая составляющая в вашем сотрудничестве?

— Вся работа была выстроена на хоздоговорах. Мы были для них интересны еще и потому, что им важно, чтобы разработки применялись в жизни. Они как раз занимались исследованием модифицированных битумов и применением их на практике. Прикладная наука не может существовать сама по себе, так что у нас было взаимовыгодное сотрудничество.

— А как долго длился процесс разработки?

— Первые технологические регламенты появились в 2000 году, а в 2003 уже производилось около одного миллиона квадратных метров кровельного материала под торговой маркой «Бистерол». Тогда же у нас появился первый звуко-гидроизоляционный материал «Фибиол». В России подобный продукт вообще не производили. В основу нашего материала легла собственная разработка, а испытания в НИИ строительной физики в Москве подтвердили его эффективность.

— В чем особенность этого материала?

— Его отличает сохранение упругости в течение длительного времени и высокий индекс снижения ударного шума. Он должен применяться на этапе строительства и закладываться под стяжку. В этом случае, конечно, повышается цена объекта. Однако это обоснованное увеличение стоимости за счет повышения качества, и людям от этого только польза и это не может их не заинтересовать.

Применение этого материала может почувствовать на себе каждый: большинство из нас живет в многоэтажных домах, и каждый вечер мы становимся невольными участниками жизни наших соседей. Проблема звукоизоляции от ударных шумов всегда актуальна. Тем более сейчас, когда основной тип строительства жилых домов — монолитно-каркасный, где звуковая волна очень хорошо передается по бетонному каркасу от квартиры к квартире. На сегодняшний день наш «Фибиол» достаточно широко применяется в России, однако его использование в Татарстане оставляет желать лучшего.

— А с чем это связано?

— Наши проектные организации нередко закладывают «Фибиол» в строительные проекты, но в связи с тем, что зачастую отсутствует авторский надзор за их исполнением, недобросовестные подрядчики в целях экономии либо используют дешевые псевдо звукоизоляционные материалы, либо не используют вообще никаких. В связи с этим подавляющее большинство вновь построенных домов в Казани, в том числе и так называемые элитные, обладают повышенной способностью «развлекать» нас шумом ближайших соседей. Так в этом году в Казани ни на одном объекте наш материал еще не применили. Зато в столице России на объектах УХК «Корпорация Главмосстрой» за этот период уложено около 100 тысяч квадратных метров «Фибиола». Там люди понимают, что комфорт — это одно из составляющих качества жизни и на этом экономить нельзя.

И все-таки в Казани есть объекты, где полностью или частично использовался наш материал «Фибиол». Это микрорайоны «Казань XXI век», «Изумрудный город», «Солнечный город», «Светлая долина», ЖК «Спутник». Но все равно их доля очень мала.

— Насколько все-таки повышается цена в случае использования «Фибиола»?

— Стоимость одного квадратного метра жилья увеличивается примерно на 200 рублей, это включая стоимость работ по укладке. Так что удорожание объекта в конечной стоимости несущественное, а созданные «Фибиолом» комфортные условия жилья бесценны. Помимо московских строителей, материал хорошо закупают для строек в Башкортостане и Чувашии.

— И до сих пор у «Фибиола» нет аналогов в России, как это было на заре его появления?

— Нет, уже есть, корпорация «ТехноНиколь» производит аналогичные материалы. Сегодня в принципе на рынке нет уникальных разработок в нашей отрасли. Мы пришли к определенному единообразию. Велосипеды же тоже по большому счету одинаковые: колеса круглые, педали крутятся. Но в тоже время они все разные: педали, шины, руль отличаются по цвету и форме.

«Сегодня в принципе на рынке нет уникальных разработок в нашей отрасли. Мы пришли к определенному единообразию»
«Сегодня в принципе на рынке нет уникальных разработок в нашей отрасли. Мы пришли к определенному единообразию»

«НАША МАШИНА ОБОШЛАСЬ НАМ В 60 РАЗ ДЕШЕВЛЕ»

— Помимо того, что вы специально под себя разрабатывали составы материалов, вы еще и оборудование самостоятельно конструировали. Какие силы для этого были привлечены?

— Именно от Вадима Григорьевича поступило предложение применить гомогенизатор для улучшения качества и повышения эффективности производимой продукции.

— А купить это устройство нельзя было?

Можно было, но мной руководило желание сэкономить. Нормальный бизнес всегда живет в дефиците оборотных средств, и всегда есть желание обойтись меньшей кровью. Так что наши сотрудники и сотрудники института объединили свои усилия, и от идеи мы дошли до чертежей, а потом до опытного образца. В итоге мы сделали эту машину, благодаря которой смогли получать хорошие полимерные смеси. А в нашем производстве очень важно получить качественное смешение на молекулярном уровне, в этом вся изюминка, именно от этого зависит качество. У нас сейчас даже есть опыт реализации этого оборудования в другие регионы своим партнерам. Примерно десяток гомогенизаторов собственной разработки и изготовления были реализованы коллегам, так что на этом мы даже умудрились заработать.

— Насколько вы сэкономили, создавая оборудование самостоятельно?

— Наша машина обошлась нам в 60 раз дешевле. Рыночная стоимость гомогенизатора зарубежных производителей по тем временам составляла около 100 тысяч долларов. Российских машин такого типа тогда не было, хотя, думаю, картина не изменилась и сейчас. А разрабатывали мы ее, кстати, недолго, да и времени особо не было. Сконструировали первый образец, потом второй и дело пошло. Все эти машины работают и сейчас, уже 10 лет спустя.

«В РЕСПУБЛИКЕ НЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КРОВЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

— Почему для производственной площадки был выбран Зеленодольский район?

Этот бизнес появился у меня от моего товарища, у которого был начат монтаж производства. Он заложил основы, а продолжить этот бизнес предложил мне. Это показалось мне интересным, и наполовину реализованная идея производства битумных материалов перешла ко мне. В тот момент я как раз оставил работу исполнительного директора в торгово-промышленной фирме «Ак Барс». Сначала я вел бизнес, арендуя имущество, а затем выкупил его.

«Предприятие само по себе рентабельное. Но по сравнению с периодом, когда мы начинали, прибыльность упала в разы»
«Предприятие само по себе рентабельное. Но по сравнению с периодом, когда мы начинали, прибыльность упала в разы»

— А у кого выкупили?

— У Абдуллина Шавката Медхатовича (брат Талгата Абдуллинаред.). Тогда для него это был непрофильный актив. Знакомы мы с ним достаточно давно, с конца 80-х. Когда он работал генеральным директором АПК «Идель», а я заместителем генерального директора объединения мясной промышленности РТ, наши организации находились в нулевом подъезде Казанского кремля на соседних этажах, у нас были общие знакомые. Мы и сегодня поддерживаем теплые дружеские отношения. Шавкат Медхатович очень эрудированный и мудрый человек, с ним всегда приятно иметь общие дела и просто общаться.

— В какую сумму вам обошелся завод?

— Это наша коммерческая тайна.

— А с какого стартового капитала вы начинали этот бизнес?

— Все началось с 700 долларов. Когда я пришел, производственная площадка уже была смонтированна вместе с оборудованием. Мне же нужно было обспечить старт производства, дальнейшую слаженную работу и самое главное — подготовить рынок к потреблению этого продукта.

В Татарстане на то время было еще одно производство подобного рода в Нижнекамске, но у них не получилось развиться. На сегодняшний день в республике нет производителей кровельных материалов. В Татарстане пытались запустить несколько подобных производств, но ни у кого не получилось. И, наверное, в обозримом будущем вряд ли это произойдет, потому то конкуренция на рынке кровельных материалов достаточно жесткая, много появилось серьезных игроков, российских монополистов. Мы же для того, чтобы обеспечивать объем производства, большую часть своей продукции реализуем за пределами Татарстана.

— На сколько вы оцениваете свой завод?

Имущественный комплекс правильнее оценивать не отдельно, а в составе всего бизнеса, в который входят не только материальные, но и нематериальные активы, при этом любая оценка будет довольна субъективна. Самая точная цена — это цена продажи, но я пока не собираюсь этого делать.

«На сегодняшний день в республике нет производителей кровельных материалов. В Татарстане пытались запустить несколько подобных производсвт, но ни у кого не получилось»
«На сегодняшний день в республике нет производителей кровельных материалов. В Татарстане пытались запустить несколько подобных производсвт, но ни у кого не получилось»

— А какова нынешняя выручка компании?

— Более 150 миллионов рублей за прошлый год.

— Какова рентабельность?

— Предприятие само по себе рентабельное. Но по сравнению с периодом, когда мы начинали, прибыльность упала в разы. Конкурентная борьба очень серьезная. Есть компании, которые устанавливают только один процент наценки и продают. Думаю, нынешнюю рентабельность можно оценить в несколько процентов. Компания находится в состоянии развития и очень много средств приходится тратить на поддержание работоспособности оборудования, на внедрение новых методов производства, на внутреннее строительство. Благодаря тем деньгам, которые зарабатываем, мы сегодня развиваемся.

«ЗА НАМИ ПОДТЯНУЛИСЬ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ИГРОКИ»

— Вы сказали, что необходимо было подготовить рынок к производимой вами продукции. С этим возникли какие-то сложности?

— В продвижении продукта на рынке всегда есть проблемы. Никогда нельзя назвать рынок готовым. Сначала приходилось убеждать людей, что битумно-полимерный кровельный материал лучше, чем рубероид, который в качестве кровли потенциально «живет» не более пяти лет. А мы сегодня производим материал, который будет служить до 30 лет. А если каждые пять лет укладывать дешевые материалы, то на оплату работ будут уходить немалые средства. Целесообразнее один раз положить добротный продукт, который чуть дороже, но и прослужит намного дольше — экономия существенная. Сегодня мы выпускаем пять основных видов кровельных материалов, долговечность которых от пяти до 30 лет.

Свою мысль об экономичности использования наших материалов я донес до правительства республики, и в 2007 году было принято решение на объектах капитального ремонта жилищно-коммунального хозяйства РТ применять материалы только самого высокого качества. И до сих пор это распоряжение имеет силу и контролируется инспекциями. Затем в этот сегмент рынка за нами подтянулись и федеральные игроки.

«Конкурентная борьба очень серьезная. Есть компании, которые устанавливают только один процент наценки и продают»
«Конкурентная борьба очень серьезная. Есть компании, которые устанавливают только один процент наценки и продают»

— Много потребовалось сил и времени, чтобы донести свою точку зрения до чиновников?

— Сначала на уровне города мы работали с департаментом жилищно-коммунального хозяйства, потом мы вышли на минстрой (министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан) и непосредственно работали с отделом строительных материалов. Тогда министерство возглавлял Хуснуллин Марат Шакирзянович.

— И, получается, Марат Шакирзянович, у которого вы в свое время работали в ТПФ «Ак Барс», поспособствовал вам?

— Нет, в моем продвижении он не участвовал. Наши, так сказать, трудовые пути после ТПФ «Ак Барс» больше не пересекались. И потом, что значит поспособствовал? У меня частный бизнес и я свободный участник рынка. И если бы моя продукция была плохая и дорогая, никто бы ее не брал. Здесь не может быть ни прямого, ни косвенного участия третей стороны.

Считаю, что благодаря принятому в 2007 году решению мы сэкономили немало бюджетных средств. Если бы 10 лет назад положили дешевый материал, то сейчас его пришлось бы уже заменять. А разница в цене всего где-то около 70 рублей на один квадратный метр. Дешевый материал стоит 70 рублей, а хороший — 140 рублей. Но стоимость работ существенно выше, а при капитальном ремонте кровли основные затраты приходятся на подготовку основания и на выполнение работ и могут достигать 1 тысячи рублей за квадратный метр кровли. Вот и делайте вывод, на чем надо экономить?

— Помимо программы капитального ремонта, кто был вашим покупателем на заре вашего развития и с кем вы работаете сейчас?

— Мы с 2003 года начали работать с подрядчиками строительства объектов социальной ипотеки и продолжаем со многими из них сотрудничать по сей день. С применением наших кровельных материалов возведено немало объектов в Казани. Мы работаем со многими крупными строительными предприятиями «ПМК-90», «Казаньцентрстрой», «Ак Барс Строй», «Акташ».

— А как удалось выйти на крупных подрядчиков?

— Тут на самом деле ничего сложного нет. Никакой зависимости искать не надо, здесь простая коммерция: надо дать хороший материал по лучшим ценам. Другого параметра на рынке нет. Если в 90-е имело значение, чей ты брат, сват, то к 2000 году это уже не принималось во внимание. У каждого бизнеса конкретные задачи: купить лучше и дешевле. Сегодня рынок так уже не работает. Дружба дружбой, деньги — врозь.

— И какова в итоге доля муниципальных заказов и заказов, поступающих от участников рынка?

— Около 25 процентов — это объекты, финансируемые по специальным программам из бюджета, а все остальное — это рыночные заказы.

«Если бы был спрос, мы могли бы увеличить объемы производства на 40 процентов»
«Если бы был спрос, мы могли бы увеличить объемы производства на 40 процентов»

«В РОССИИ ИМЕННО ТАКОЙ УТЕПЛИТЕЛЬ НЕ ДЕЛАЕТ НИКТО»

— Сейчас вы занимаетесь не только кровельными материалами, у вас многопрофильное предприятие. Что и в каком объеме вы производите?

— Да, а раньше мы еще, кстати, занимались и укладкой материалов, но потом мы от этого отошли и диверсифицировали производство. Сегодня мы также изготовляем теплоизоляцию и стеновые материалы. Но кровля у нас все равно доминирует — примерно 60 процентов от общего объема, 25 процентов занимает теплоизоляция и 15 — стеновые материалы.

— Какова производственная мощность?

— Мы производим в год более двух миллионов квадратных метров кровли, 15 тысяч кубических метров теплоизоляционных материалов и около 10 тысяч метров стеновых материалов.

— Какие теплоизоляционные материалы вы производите?

— В конце 2013 года мы запустили уникальное производство пенополистирольных утеплителей с улучшенными потребительскими свойствами. Незаслуженно забытый пенополистирольный утеплитель способен конкурировать со многими другими утеплителями по эффективности. Его потребление в европейских странах на душу населения в 10 раз выше, чем в России. У нас же в основном преобладают минераловатные утеплители. Их позиции на рынке укрепил трагический случай в «Хромой лошади» (5 декабря 2009 года в ночном клубе «Хромая лошадь» в Перми произошел пожар, повлекший смерть 156 человек,прим. авт.), где произошло возгорание потолка из горючих полистирольных материалов. Этот частный случай, в котором налицо все мыслимые и немыслимые нарушения не является показательным для разумного и безопасного применения пенополистирольных утеплителей. Их использование в строительстве на самом деле очень эффективно благодаря лучшему соотношению цены и качества.

«Мы производим в год более двух миллионов квадратных метров кровли, 15 тысяч кубических метров теплоизоляционных материалов и около 10 тысяч метров стеновых материалов»
«Мы производим в год более двух миллионов квадратных метров кровли, 15 тысяч кубических метров теплоизоляционных материалов и около 10 тысяч метров стеновых материалов»

— А почему вы взялись именно за теплоизоляцию?

— Если уж мы сотрудничаем со строительными компаниями, то нам не составляет труда в комплекте предложить и утеплительные материалы. В прошлом году благодаря поддержке банка «Кара Алтын» мы закупили оборудование и запустили новое производство. И на сегодняшний день мы обладаем уникальной технологией. Мне нравится, когда в производстве есть изюминка. И эта технология достаточно интересна тем, что отличается от других своей минимальной энергоемкостью и отсутствием вспенивающих агентов и как следствие мы получаем более экологически чистый и безопасный утеплитель марки «ЕвроТерМикс». Он производится методом трансфер-вакуумного формования, обеспечивающим высокие эксплуатационные характеристики готовой продукции. В России именно такой утеплитель не делает никто. Это разработка наших украинских коллег, основные рабочие машины тоже с Украины.

— А на какую сумму вы закупили новое оборудование для реализации этой технологии?

— Около одного миллиона долларов.

— Покупатели уже есть?

— Да, это и строительные компании, и частные лица. Товар уже представлен в магазинах «Мегастрой», «Колорит» и на строительных рынках. Материал прост в употреблении, поэтому его покупают не только компании, но люди, строящие себе дома или утепляющие постройки. Строители Москвы активно закупают наш утеплитель. Им только предложи: они видят цену и качество и очень быстро реагируют. У нас же в республике очень инертная система, здесь тяжело отзываются на новинки. Сложно убедить, что это хорошо и дешево. Пожалуй, это одно из серьезных препятствий в продвижении бизнеса.

— И здесь не могу у вас не уточнить. Ведь Марат Хуснуллин, ныне работающий заместителем мэра Москвы, окружает себя выходцами из Татарстана, и поэтому наши компании активно продвигаются в столице. Наверное, есть и его роль в том, что ваши дела в Москве идут хорошо, все-таки три года вы были его правой рукой?

— И я вам еще раз скажу, что у меня абсолютно самостоятельный бизнес, никак не пролоббированный Маратом Хуснуллиным. И потом, Марат Шакирзянович когда в Москву ушел? В 2010 году. А я этот бизнес в 2000 году начал, и в 2002 у меня уже появились партнеры в Москве. Так что у нас небольшое расхождение, лет так на 8 (смеется).

— Понятно. И какова рыночная стоимость «ЕвроТерМикса»?

— В зависимости от марки стоимость варьируется от 2,5 до 3,5 тысяч рублей за кубический метр. Это на 15 - 20 процентов дешевле известного экструдированного пенополистирола — аналога по эксплуатационным свойствам, но на 10 - 15 процентов дороже классического пенопласта, существенно уступающего по своим потребительским свойствам. Наша ценовая ниша — между самым дорогим и самым дешевым. Здесь есть своя сложность, потребителю приходится объяснять, что это утеплитель лучше простейших материалов, но дешевле самых дорогих, хотя по техническим характеристикам им нисколько не уступает.

«Если уж мы сотрудничаем со строительными компаниями, то нам не составляет труда в комплекте предложить и утеплительные материалы»
«Если уж мы сотрудничаем со строительными компаниями, то нам не составляет труда в комплекте предложить и утеплительные материалы»

«МЫ МОГЛИ БЫ УВЕЛИЧИТЬ ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА НА 40 ПРОЦЕНТОВ»

— А что по поводу стеновых материалов?

— В республике производится много кирпича, газобетонных изделий, теплая керамика, но практически нет производителей полистиролбетонных блоков, это у нас не развито. А для нас это сопутствующее производство при изготовлении теплоизоляционных материалов. Но продукт сам по себе получился достаточно интересным, обладает уникальными свойствами: имеет хорошие теплоизоляционные и прочностные характеристики, экологически чистый — реальный бетон. Со временем он только упрочняется в отличие от газобетона, который при попадании влаги может начать разрушаться. Подобные стеновые материалы широко применяются в Сибири, где актуален вопрос сохранения тепла.

— Какова его стоимость на рынке?

— Полистиролбетонный блок «ГранД-500» стоит 3,3 тысячи рублей за кубический метр. Это хорошая цена для данного продукта. В Сибири он стоит более 4 тысяч рублей за кубический метр.

— Какова в целом география распространения вашей продукции?

— Иногда мы продаем сопутствующие материалы, но в основном только то, что производим. В Татарстане остается около 50 процентов произведенного продукта. Остальное уходит в Москву, Чувашию, Екатеринбург, Новосибирск. У нас охвачены дилерской сетью новые для нас регионы: Дальний Восток, Восточная и Западная Сибирь, Средний Урал, Волго-Уральский регион. Есть свои представительства в Нижнем Новгороде, Нижнекамске, Челябинске.

Конечно, хотелось бы продавать в республике больше, тем более производственные мощности позволяют это делать. Если бы был спрос, мы могли бы увеличить объемы производства на 40 процентов. Я занимаю 15 - 18 процентов на рынке, продавая республике около одного миллиона метров рулонных кровельных материалов, зная, что Татарстан потребляет более 6 миллионов квадратных метров. Я вполне мог бы занять 50 процентов рынка здесь, не продавая в другие регионы, где логистика накладывается на себестоимость. Мне выгоднее продавать только в Татарстане. Считаю, что и нашим потребителям должно быть интересно работать с местным производителем, потому что как минимум мы даем гарантию качества. Поставляя свой материал, мы выдаем паспорт продукта, отвечаем за качество, наши менеджеры и технические специалисты выезжают на объект и проводят консультации, помогают и подсказывают. А делается ли все это в случае с привозными материалами? Периодически озвучивается позиция правительства, поддерживать местных производителей, но я на себе этого не ощущаю.

«У нас очень хорошая производительность труда. Ежемесячная выработка одного рабочего составляет 15 тысяч долларов»
«У нас очень хорошая производительность труда. Ежемесячная выработка одного рабочего составляет 15 тысяч долларов»

«ТО, ЧТО НАМ НАДО, У НАС НИКТО НЕ ДЕЛАЕТ»

— Как обстоит дело с сырьем, где вы его закупаете?

— Везде закупаем, география обширная, но местного сырья используем минимальное количество. Единственное, для рулонных материалов мы покупаем битумы местных производителей. И то, только дорожный, потому что у нас в республике не производится кровельный битум. У нас также не производятся и модификаторы битума, то есть те полимеры, которые нужно внедрить в этот битум для создания необходимой субстанции. А основу для стеклотканей мы получаем из Белоруссии. Там, пожалуй, единственный на постсоветском пространстве действующий завод этого профиля. Тогда как раньше были заводы в Твери, Уфе — все рухнули. Стеклохолсты и полиэфирные полотна производит Воскресенск, наполнители делает Уфа, пленочное производство более развито в Челябинске и в Москве. А то, что нам надо, у нас никто не делает. Мы используем по толщине 6 - 7 микронную пленку, «Казаньоргсинтез» такую не выпускает. Основной поставщик для теплоизоляционного материала — «Сибур Холдинг». Цемент тоже не татарстанский, нет у нас своих заводов. Поэтому собираем со всей страны и «лепим».

— Цены на сырье существенно увеличиваются в сезон?

— Да, в нашей отрасли весьма заметна сезонная динамика. Тот же битум может стоить зимой 8 тысяч за тонну, а в сезон — 16 тысяч, а осенью цены снова падают. Это игра дорожников, они взвинчивают цены. По полимерам тоже есть сезонное повышение.

— Насколько вы сбавляете обороты производства в мертвые месяцы?

— В любом случае в декабре мы еще работаем, в январе после новогодних каникул весь офис кроме главного бухгалтера уходит в отпуск до середины февраля. А летом у нас в отпуск никто не уходит. Февраль, март ремонтируемся, и уже в конце марта запускаем производственные работы.

«Кровля у нас все равно доминирует — примерно 60 процентов от общего объема, 25 процентов занимает теплоизоляция и 15 — стеновые материалы»
«Кровля у нас все равно доминирует — примерно 60 процентов от общего объема, 25 процентов занимает теплоизоляция и 15 — стеновые материалы»

— А другие виды производств вы задумали для сохранения нормальной рентабельности бизнеса в мертвые месяцы?

— Да, два вновь запущенных производства нужны для того, чтобы заполнить зимний период. Эта идея последних двух-трех лет. На сегодняшний день в России в нашей отрасли делается почти все. А в бизнесе нужны новинки, которые с каждым днем находить все сложнее и сложнее. Почему говорят, что бизнес надо делать в России, потому что у нас еще есть свободные ниши, есть места, где можно быть первым и на этом заработать.

Какие привлекаете кредитные средства для развития бизнеса?

— Мы работали со Сбербанком, сейчас только с «Кара Алтын». Для меня этот банк очень удобен в работе, в отличие от других крупных банков здесь легко достучаться и тебя хорошо слышат и понимают.

Кредиты мы брали для стандартного пополнения оборотных средств, потому что сегодня потребитель приучен к кредитованию. Тот же капитальный ремонт не обходится без кредитования. Поставщик вынужден кредитовать подрядчика, а опосредованно и программу капитального ремонта. Мы даем серьезные отсрочки и это наше конкурентное преимущество. На это тоже нужен определенный капитал и в сезон он достигает 40 миллионов рублей — таков объем финансирования капитального ремонта Татарстана нашим частным бизнесом.

НА РЫНКЕ ИДЕТ СЕРЬЕЗНАЯ БИТВА ЗА МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

— А сколько человек работает у вас в группе компаний?

— До 100 человек. На производстве работает 20 человек, заработная плата которых от 20 тысяч рублей. У нас очень хорошая производительность труда. Ежемесячная выработка одного рабочего составляет 15 тысяч долларов. А благодаря автоматизации труда можно задействовать минимальное количество людей и дать им возможность зарабатывать.

— Дефицит кадров ощущаете?

— Да, особенно дефицит профессиональных кадров на производстве. Весь персонал из ближайших поселков, а сам завод находится около населенного пункта «Большие Ключи». Из Казани ездят только руководители.

Как на вас отразился кризис 2008 года, который очень сильно пошатнул строительный рынок?

— Свернулись как улитка, а потом развернулись. Примерно на 50 процентов пришлось сократить штат на производстве, количество офисных сотрудников не уменьшилось, пережили. У нас нет валютных рисков, мы работаем в рублевой зоне. Поэтому нам нужно было замереть и подождать когда все, что у нас есть, подорожает.

— Кого вы считаете своими прямыми конкурентами?

— Это корпорация «ТехноНиколь», владеющие несколькими заводами, и активно работающая здесь в Казани. Но это не только прямой конкурент, но еще и партнер, мы сумели выстроить партнерские отношения. Считаю, что с конкурентами надо не воевать, а дружить. На рынке есть также материалы рязанских производителей. Есть два серьезных предприятия — «Оргкровля» и Рязанский картонно рубероидный завод. И как я уже говорил, на сегодняшний день в Татарстане нет производителей кровельных материалов, мы единсвтенные. Рынок в республике достаточно конкурентный, потому что очень много жилья строят, ремонтируют. Это лакомый кусочек, так что на рынке идет серьезная битва за место под солнцем.

— В чем вы видите главные проблемы отрасли?

— Считаю, что сейчас произвести можно все. Основная задача любого бизнеса продать продукт. Именно в продажах отчасти присутствуют факты коррупции, там, где недобросовестные поставщики пытаются продвинуть свой недорогой некачественный материал по дорогой цене, при этом создаются непонятные схемы. Проблема в том, что до потенциального покупателя надо еще достучаться. Было бы хорошо, если бы слова правительства по поводу поддержки местного производителя реализовались на практике. В любом случае мы платим налоги, создаем рабочие места для наших людей.

«ВСЯ РЕСПУБЛИКА ТОГДА ТОРГОВАЛА»

— Расскажите о себе. Вы давно в бизнесе, каким был ваш путь до создания ГК «Альтея»?

— Моя трудовая деятельность начиналась на КМПО, где я работал токарем, техником-технологом. Мое первое образование — Казанский авиационный техникум по специальности техник-технолог, так что я умею работать руками. Работал и мастером токарного участка на вертолетном заводе, потом мастером производственного обучения в ПТУ №15, были у меня свои ученики. А мой подъем по карьерной лестнице произошел в ОКБ «Сокол», где я с 1987 года работал начальником отдела труда и заработной платы, а затем начальником планово-экономического отдела. На тот период это была достаточно ответственная должность, приходилось работать с министерством авиационной промышленности в Москве, защищать наши проекты, выбивать финансирование. А когда объявили о разоружении, мы вели серьезные проекты — беспилотные летательные аппараты. И если бы мы их «добили» тогда, а не свернули свою деятельность, были бы первыми, и в небе летали бы не американские или израильские аппараты, а наши. По сути, предприятие было поставлено на грань банкротства.

— И тогда вы ушли в бизнес?

— Да, ушел в кооперацию, потом на какое-то время уходил из бизнеса, снова возвращался. В начале 90-х все было завязано на купле-продаже. Тогда торговали все, главное, надо было найти знакомого, чтобы тебе отпустили, например, несколько КАМАЗов, потом купить и продать их. Это был интересный период «дикого» бизнеса. Тогда бизнес катился под горку, это мы сейчас тянем его в гору. Тем не менее я всегда тяготел к конкретике и уже в 1993 году из Пятигорска я привез оборудование по производству изделий из полиэтилена (пленки, пакеты и так далее), потом я в рамках этого бизнеса открыл два магазина и бистро.

Развитие — оно спиралеобразное, и мы всегда возвращаемся в ту же точку, но на качественно новом уровне. В 1998 году я пришел к тому, что мне все надоело и надо делать что-нибудь другое. Тут у меня появилось предложение от Марата Хуснуллина о сотрудничестве с «Ак Барсом» и до 2000 года мы с ним успешно работали. Мы создали хорошую торговую сеть в республике, систему централизованного финансового управления на базе банка «Ак Барс». Это была очень серьезная школа, которая помогла мне в дальнейшем. Тогда я научился не бояться больших денег. А потом банк решил слить эту структуру с другой банковской структурой, соответственно менялось руководство, Марат Шакирзянович перешел на другое место работы и наши пути разошлись. И нынешний бизнес — это мой самый долгий период работы на одном месте, хотя одним местом его не назовешь, потому что у нас каждый год что-то новое. Я считаю, что очень важно идти по пути развития, потому что если не развиваешься, — умираешь.

«Я считаю, что очень важно идти по пути развития, потому что если не развиваешься, умираешь»
«Я считаю, что очень важно идти по пути развития, потому что если не развиваешься, — умираешь»

— Получается, Марат Шакирзянович вас и до этого знал, раз предложение поступило от него?

— Ему меня порекомендовали, а знакомы мы не были. И тогда все проще было, и у него был другой уровень работы, и у меня.

— Расскажите о своей семье.

— У всех членов семьи экономическое образование. Супруга сейчас больше занята семьей. А закончила она финансовый институт, работала и экономистом, и бухгалтером. Но я со своим режимом и другие члены семьи требуем немало внимания. Супруга прикрывает все наши тылы, и в этом плане она является моим самым большим помощником. Первая дочь работает в моей компании финансовым директором, а ее муж тоже строитель. Другая дочь работает заместителем директора одного из департаментов компании Taxnet.

— А как вы любите проводить свободное время?

— Люблю путешествовать, но на это остается очень мало времени. Хотя бы два раза в год стараемся куда-нибудь съездить: на морской курорт и в Европу. Последний раз отдыхали в Карловых Варах. Очень любим это место, оно помогает душевно расслабиться, там приятно, спокойно и комфортно проводить время.

— В чем, по-вашему, заключаются три секрета успешного бизнеса?

— Один из главных секретов — любовь к тому, чем ты занимаешься. Когда в дело ты вкладываешь душу, живешь этим, тогда будет результат. А если ты пришел на работу, отработал 8 часов, вышел и забыл, то там результата ожидать не стоит. Бизнес — это стиль жизни и любовь к тому, чем ты занимаешься. В то же время нельзя задачи бизнеса возводить в ранг целей жизни. Надо находить золотую середину. Не зря ведь говорят, что дуракам везет. Поэтому надо что-то и уметь отпустить, в чем-то стараться держаться легко.

И то, что ты делаешь, должно приносить пользу людям. А если делаешь во вред, то в любом случае ты придешь в тупик, даже если ежечасно получаешь прибыль. Я произвожу хорошие кровельные материалы, которые приносят людям пользу: у них не течет кровля. Я недавно по радио услышал хорошую притчу. Человек умирает и просит Всевышнего: «Покажи, где рай, а где ад». Всевышний отвечает: «Хорошо, покажу». Заводит в ад, где сидят люди и перед ними много еды, но у каждого очень длинная ложка. Они пытаются поесть, но ничего не получается. Приходят в рай. Такой же стол, такие же люди, ложки. Но люди счастливы, потому что кормят друг друга. По-моему, это один из обязательных принципов и для бизнеса, и для жизни в целом.