Рустам Батыр: «Сложно адекватно воспринимать вещи со стороны, ведь любое явление невозможно понять до конца вне системы координат той культуры, которая его породила» Рустам Батыр: «Сложно адекватно воспринимать вещи со стороны, ведь любое явление невозможно понять до конца вне системы координат той культуры, которая его породила»

ЭТО НЕ КАНДАЛЫ ВОСТОЧНОЙ ГУЛЬЧАТАЙ

В феврале отмечается Всемирный день хиджаба. Это совсем молодой праздник, придуманный несколько лет назад американкой Назмой Хан. Скорее, это даже не праздник, а ежегодный флешмоб, в рамках которого всем женщинам предлагается один день проходить в традиционном мусульманском одеянии. Такое погружение в образ жизни мусульманки помогает развенчать многие стереотипы об исламе. Один из них состоит в том, что хиджаб — атрибут забитости и рабского мышления, а именно таким он видится стороннему наблюдателю. Однако те, кто познал хиджаб изнутри, начинают воспринимать его уже совсем иначе — как символ достоинства и величия женщины.

В самом деле, сложно адекватно воспринимать вещи со стороны, ведь любое явление невозможно понять до конца вне системы координат той культуры, которая его породила. Какой же смысл закладывает сам ислам в понятие хиджаба?

Слово «хиджаб» буквально переводится как «завеса», «преграда». Традиционно в мусульманском богословии этим термином обозначают трансцендентность Бога. «Воистину, между мной и Им семьдесят завес (хиджабов) из света. Если бы ты увидел ближайшую из них, то сгорел бы», — говорил Пророк, отвечая на вопрос, видит ли он Бога. Даже тогда, когда Божий посланник, согласно исламскому преданию, вознесся ко Всевышнему во время небошествия (мираджа), он также разговаривал с Ним через завесу — хиджаб. Другими словами, хиджаб — граница между тварным миром и его Создателем, то, что скрывает божественное.

В рамках этого смыслового поля следует понимать целую гроздь исламских понятий, например идею богопознания (так сказать, «просветления»), которое обозначается в исламе термином кашф, что переводится как «раскрытие», «снятие». Подразумевается, что искатель в момент «просветления» срывает завесу (хиджаб), отделяющую его от Бога, и таким образом познает истину. На Пути важно «стремиться приподнимать завесы, а не собирать книги», любят повторять суфии. По этой же причине Кааба, которую еще также называют байт Аллах, то есть домом Бога, завешивается черной тканью. С практической точки зрения покрывать целое здание тканевым материалом, казалось бы, нелогично. Однако здесь мы имеем дело с исключительно символическим явлением. Эта ткань — все та же завеса, указующая на присутствие божественного, символ Трансцендентного, перед которым падают ниц хаджии — «гости Бога».

Именно в рамках таких смысловых координат родилось и мыслилось понятие хиджаба. Это не кандалы восточной Гульчатай, как полагают противники ислама, не колодки рабства. Напротив, хиджаб — манифест ее величию, апологетика прекрасной половины человечества, ведь хиджаб не что иное, как гимн божественному призванию женщины, ибо именно ей Бог доверил самое сакральное — творить жизнь. Поэтому женщина в исламе не сосуд зла и исчадие ада, как полагали в некоторых религиях, а носитель этой самой божественной миссии. Она как бы воплощает в себе божественное присутствие на земле. Вот почему территория вокруг Каабы и женская половина дома в исламе обозначаются одним и тем же словом — харам (гарем), то есть заповедная территория, пространство присутствия Бога. Таким образом, хиджаб — символ богоизбранности женщины.

Конечно, далеко не все мусульманки могут рассказать о подобных богословских смыслах и нюансах. Однако они безошибочно улавливают их на уровне ощущений. Так, покрывшиеся мусульманки часто говорят о чувстве защищенности, которое возникает вместе с мусульманским одеянием. Хиджаб ограждает их от похотливых мужских взоров, выступая фильтром стороннего восприятия, когда женщина видится не как объект мимолетного флирта и плотского вожделения, а исключительно как личность. Неслучайно исследователи в один голос твердят, что хиджаб не что иное, как форма проявления феминизма, часть борьбы современных женщин за свое право быть человеком. Женщины устали от сексизма и пошлостей. Они хотят уважительного отношения к себе, потому и надевают хиджаб.

Честные мусульманские богословы прекрасно знают о том, что Коран не предписывает женщинам носить платок Честные мусульманские богословы прекрасно знают о том, что Коран не предписывает женщинам носить платок

ДОСТОИНСТВО НЕ ВОЗНИКАЕТ НА ПОНУЖДЕНИИ

Итак, хиджаб, подобно оправе к драгоценному камню, раскрывает внутреннее достоинство женщины, возвеличивает ее. Собственно, на заре ислама он и понимался именно в таком ключе. Неслучайно поначалу его носили лишь свободные женщины, но не рабыни. Последним ношение хиджаба строго-настрого запрещалось. Этот запрет, как и сам факт существования в мусульманском обществе рабов, сегодня нас обескураживает, но тем не менее такой запрет вполне закономерно вытекает из внутренней логики самого явления. В самом деле, у рабов нет никаких прав на достоинство и уважение, ведь они просто имущество, которое можно купить и продать, а значит, они и не достойны хиджаба. Поэтому в исторических хрониках встречаются предания о том, как, например, халиф Умар срывал с рабынь платки с тем, чтобы те не вводили публику в заблуждение и не походили на свободных, достойных женщин.

И вот здесь мы подходим к ключевому моменту в понимании хиджаба. Он не что иное, как привилегия независимой женщины: в древности — свободной от рабства, а в современном мире — от сексистских установок общества. Хиджаб — фундамент достоинства личности, атрибут ее свободы. А раз так, то он априори не может выступать обязанностью. Ведь достоинство не возникает на понуждении. Оно рождается лишь в человеке, имеющем свободный выбор.

Если мы обратимся к Св. Корану, то увидим, что он выражает именно такую логику и потому оставляет вопрос хиджаба исключительно на усмотрение самого человека.

Вообще, в Коране слово «хиджаб» использовано семь раз (7:46, 33:53, 38:32, 41:5, 42:51, 17:45 и 19:17), но лишь в своем изначальном лексическом значении, которое мы уже отметили выше, и ни разу в смысле дресс-кода мусульманской женщины. Поэтому честные мусульманские богословы прекрасно знают о том, что Коран не предписывает женщинам носить платок. Священное писание, безусловно, призывает к тому, чтобы те «потупляли взоры, берегли чресла и не показывали своих красот, не считая того, что видно из них, и чтобы набрасывали покрывала на разрезы на груди» (24:31), но про платок не говорит ни слова. Целомудрие в одежде и поведении — вот к чему на самом деле призывает Господь женщин (впрочем, как и мужчин) в Коране. Из конкретики Он говорит лишь про прикрытие женской груди, но никак не волос.

Этот аят сильно бесил мусульманских богословов прошлого. Ведь они задались целью переосмыслить хиджаб из фактора самоосвобождения женщины в инструмент их порабощения. Поэтому ревнители мракобесия приложили немало схоластических усилий, чтобы рассмотреть в этом и других (24:60, 33:59 и даже 33:53) аятах Корана строгое предписание закутывать женщин в платки. Как водится, они призвали себе на помощь возводимые к Пророку хадисы, которые, словно по мановению волшебной палочки, всегда заполняли в нужном поздним богословам ключе «пробелы» в исламе и помогали модифицировать его под собственный уровень. Но это не отменяет общеизвестного, в сущности, факта: сам Коран не предписывает мусульманкам носить платок. Такое предписание мы находим лишь в рассказах (так буквально переводится слово «хадисы») людей, выдаваемых за изречения Пророка, и их интерпретациях священного текста.

Как только хиджаб был переосмыслен в данном ключе и разжалован из привилегии в обязанность, мусульманская женщина из свободной личности тотчас превратилась в собственность мужчин. Именно так и появилась порабощенная женщина Востока, бесправная Гульчатай.

Не секрет, что именно хиджаб отталкивает многих татарок от ислама. И это не удивительно. Ведь им преподносят вопрос в извращенном ключе — исключительно как обязанность, предписанную Кораном Не секрет, что именно хиджаб отталкивает многих татарок от ислама. И это не удивительно. Ведь им преподносят вопрос в извращенном ключе — исключительно как обязанность, предписанную Кораном

МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАБЫВАТЬ И БОРЬБУ ПЕРСОНАЛЬНО ЗА СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ НАРОД

Впрочем, в нашем, западном, мире и нет никаких гульчатай. Мусульманки, надевающие платок за пределами исламских традиционалистских обществ, делают это вовсе не по принуждению, а исключительно по собственному выбору. Более того, за этот выбор им приходится бороться. Их по причине ношения хиджаба нередко дискриминируют на работе, создают искусственные препятствия в учебе, против них выступают зачастую даже родственники. На такую борьбу, которая изо дня в день длится годами, способны только свободные сильные личности, достойные всяческого восхищения и уважения. В этом состоит удивительный парадокс нашего времени. Именно западные, неисламские, общества вернули хиджабу исконное значение, превратив его из «обязаловки» обратно в личной выбор самого человека.

Хиджаб — право каждой мусульманки, неотъемлемая часть ее религиозных свобод. Мы, как гражданское общество, должны бороться за это право, тем более что и в нашей стране есть силы, которые хотят его отнять. Сегодня мусульманкам запретят носить платки, а завтра снова начнут сносить минареты и рушить храмы. Свободное ношение хиджаба — это также и атрибут светскости государства. Ведь как только общественное пространство (в частности учебные заведения и госучреждения) перестает быть доступным для определенной категории граждан по конфессиональному признаку, ни о какой светскости (читай: равноправии и отсутствии религиозной дискриминации) не может быть и речи. Поэтому борьба за хиджаб — это борьба и за нашу страну, за равноправие живущих в ней народов.

Однако в этой борьбе мы не должны забывать и борьбу персонально за свой собственный народ. Не секрет, что именно хиджаб отталкивает многих татарок от ислама. И это не удивительно. Ведь им преподносят вопрос в извращенном ключе — исключительно как обязанность, предписанную Кораном. Их лишают выбора. Как результат, в татарском народе становится все больше противников религии. А поскольку ислам, помимо всего прочего, служит и задачам самосохранения татар, неправильная трактовка этого и подобных ему вопросов неизбежно льет воду на ассимиляционные процессы. Так мы рубим сук, на котором сами же сидим.