«Да, мы решаем задачу здесь и сейчас, но всегда должны подумать, какой след оставим в истории. Считаю, похороны и дальнейшее содержание могил наших близких — это вопрос культурного наследия. Поэтому мой призыв: по мере сил и возможностей поддерживать место захоронения в порядке и чистоте», — говорит Станислав Зарубин. Основатель и гендиректор предприятия «Ритуал PRO*» на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» оценил конкуренцию на рынке ритуальных услуг, рассказал о планах своей компании и пофилософствовал на тему жизни и смерти.
Станислав Зарубин: «Когда непрошенные гости появляются у порога, мы рекомендуем звать полицию»
«Рынок ритуальных услуг становится развитым, люди получают право выбора»
— Станислав Александрович, сколько сегодня участников рынка ритуальных услуг в Казани, в Татарстане?
— Согласно справочнику 2ГИС, у нас заявлено порядка 95 ритуальных салонов. По моим подсчетам, реальных игроков рынка порядка 30–35 на сегодняшний день. Но большинство из них находится в тени, о которых мы ничего не знаем, — это не ООО и не ИП, нет статуса самозанятых, и рекламы их тоже нет. Из этих 30–35 я насчитываю порядка 8 игроков, о которых можно найти информацию или своими глазами увидеть их салоны.
Есть ли в Казани теневой рынок ритуальных услуг? Да, и нам иногда приходится бороться с тем, сам не знаю с кем. Зачастую наши сотрудники на пороге заказчиков встречаются с людьми, которых никто не приглашал.
— Вы сказали, что реальных игроков на рынке около 35. Это количество меняется, какая динамика?
— Ритуальных компаний стало больше во времена коронавируса, когда только ленивый не зарабатывал на ритуальных услугах, потому что смертность в моменте выросла. После ковида они потихонечку начали закрываться, в том числе я закрыл четыре салона.
— Как вы оцениваете уровень конкуренции на этом рынке? С кем больше приходится конкурировать — с реальными игроками или с теневыми?
— Конкуренция есть с официальными компаниями, о которых мы знаем, — в подготовке кадров, в ценовой политике, в расширении ассортимента предлагаемых товаров и услуг, даже в рекламе. А с теневым рынком мы боремся, стараемся объяснять людям, как корректно работать.
— Если теневые компании рекламу о себе не размещают, даже невозможно найти их номер телефона, то как они ведут свой бизнес?
— Они откуда-то получают информацию об умерших и заявляются по адресу. Когда такие непрошенные гости появляются у порога, мы рекомендуем звать полицию.
— Какие вызовы времени испытывает рынок? Западные санкции вас как-то коснулись?
— Мы в своем производстве не применяем ничего импортного, используем отечественные материалы. Да, на рынке ранее присутствовали западные модели гробов из ценных пород дерева. Сейчас этого нет, но есть прекрасная отечественная альтернатива.
— «Кого вы считаете лидером на рынке ритуальных услуг в Казани?» (Айрат)
— Если брать официальную статистику, по оборотным средствам это МУП «Ритуал», а с точки зрения развития, я считаю, — компания «Ритуал PRO».
— Чем руководствуются люди, когда обращаются не в МУП «Ритуал», а в частную компанию? Все-таки к официальным структурам в таком деле доверия больше, мне кажется.
— Это вопрос выбора. И дело скорее не в доверии, а в рекомендациях и, возможно, собственном опыте. Когда рынок становится развитым, люди получают право выбора. Если компания помогла тебе в такую сложную минуту и сделала это достойно, то и в дальнейшем ты сделаешь свой выбор в ее пользу и другим посоветуешь.
— «Статистика показывает, что смертность превышает рождаемость. В последние два-три года работы стало больше, как ощущаете по загрузке своей компании?» (Ильшат)
— Если брать динамику последних трех-четырех лет, то был всплеск смертности из-за ковида, а потом она пошла на спад. Сегодня смертность, по моим наблюдениям, достигла допандемийного уровня, примерно один процент населения в год.
— «Сколько в Казани кладбищ, можно ли выбрать по своему усмотрению, например, где уже похоронены родственники или те, которые ближе к дому?» (Талия)
— На сегодняшний день в Казани 13 больших действующих кладбищ, а общая численность — порядка 40. Что касается выбора кладбища, то на территории Российской Федерации на любом действующем кладбище может быть похоронен любой гражданин страны. Территориальной привязки нет. Но есть такое понятие, как закрытое для захоронений кладбище. На них есть возможность захоронить только ближайших родственников тех, кто ранее был похоронен там.
— Казанцев хоронят не только на городских кладбищах, но и на сельских, в родной деревне например. Ваша компания такую услугу выполняет?
— Конечно. Когда к нам обращаются с такой просьбой, мы осуществляем полную организацию похорон и транспортировку по территории России, хоть до Владивостока. Поскольку наша компания состоит в корпорации предприятий похоронной отрасли РФ, мы имеем партнерские отношения с коллегами в разных точках страны. Мы из Казани отправляем, а они встречают и все организовывают на своей территории. На середине пути мы своих заказчиков не бросаем.
— «Когда начнет функционировать крематорий в Казани? Кто противодействует его открытию? Что сейчас можете предложить по кремации?» (Ренат)
— В нашу компанию в месяц поступает порядка 5–7 таких запросов, и за последние годы число их растет. Когда мы только начинали работать на рынке, 6 лет назад, мог быть только один запрос в один-два месяца.
Мы являемся официальным представителем нижегородского крематория и отвозим туда на кремацию. Вся процедура — кремация, оформление документов, возвращение кремационной колбы родственникам — занимает примерно сутки.
Что касается крематория в Казани, то разговоры об этом идут уже давно. Лично я считаю, что крематорий городу-миллионнику нужен. Кто или что противодействует его открытию? Думаю, необходим закон, определяющий регламент строительства и функционирования крематория. Сегодня есть ряд судебных решений о признании незаконными постройками крематориев, возведенных частными лицами, и сегодня они работают как траурные залы.
— Как вы считаете, крематорий должен быть муниципальным?
— Может быть и частным, просто должен быть четкий, понятный регламент. В городе могут быть и два крематория, чтобы конкуренция была. Мы ждем.
— Кто больше обращается с просьбой о кремации — мусульмане или православные?
— Чаще православные.
— Вы готовы построить крематорий, если бы была такая возможность?
— Нет, это нерентабельно.
«Делаем венки из искусственных и живых цветов, шьем одежду для усопших, делаем гробы, мусульманские принадлежности, кресты, металлические изделия — ограды, скамейки, конструкции для установки больших мемориальных комплексов»
«Производим весь спектр ритуальных товаров и услуг»
— Расскажите о своей компании: какой у вас штат, есть ли филиалы в других городах и районах РТ, сколько салонов, какая материально-техническая база?
— На сегодняшний день в компании работает порядка 100 человек. Имеется 7 объектов: два салона ритуальных услуг, три кафе для проведения поминальных обедов, траурный зал для прощания с усопшими, производственная база. Мы сами производим весь спектр ритуальных товаров, начиная с текстиля, заканчивая памятниками и мемориальными комплексами. Делаем венки из искусственных и живых цветов, шьем одежду для усопших, делаем гробы, мусульманские принадлежности, кресты, металлические изделия — ограды, скамейки, конструкции для установки больших мемориальных комплексов. Также у нас есть большой цех камня.
— Как поделен штат по видам работ?
— Примерно пополам: одна половина занята общепитом, другая — производством, обслуживанием похорон, установкой памятников.
— Какой у вас парк автомобилей, что предлагаете клиентам?
— У нас 7 автокатафалков, два из них — «Мерседесы» премиального класса.
— Из какого дерева производите гробы?
— Гробы мы производим классического формата — сосновые, обитые тканью разного вида, с добавлением декора — ручки, защелки. Мы пока не производим элитные гробы — из ценных пород дерева, лакированные. Но мы стремимся к этому.
— А если ваш клиент хочет именно такой гроб?
— Закупаем у партнера, с которым давно работаем.
— Сколько рублей стоят обычный и элитный гробы?
— Обычный — от 4 до 10 тысяч рублей, элитный — от 20 тысяч до 190 тысяч.
«Мы пока не производим элитные гробы — из ценных пород дерева, лакированные. Но мы стремимся к этому»
— И что в нем на 190 тысяч?
— Это такая проработанная модель из ценной породы дерева, это шпон, лак, это внутреннее убранство, две крышки. Такие гробы приобретают в случае похорон заслуженных людей.
— Много заказов такого уровня?
— От одного до трех в месяц.
— Во время пандемии коронавируса вошли в обиход гробы со стеклом. Сегодня они применяются?
— Они плавно сошли на нет, сегодня их не заказывают. В свое время гробы с защитными элементами у нас тоже были в наличии.
— «Живем не в Татарстане, на могилах предков бывать приходится нечасто. Оказывает ли ваша организация такую услугу, как содержание могилы — уборка, цветы по определенным датам принести и т. д.?» (Варвара)
С 1 ноября стартует проект абонентского ухода за могилами, в который входит уборка весной и осенью, приведение могилы в порядок, возложение цветов. Это называется абонентской услугой — «Ритуал Pro» обеспечивает системность работы.
— Как работает абонентская программа ухода за могилой?
— Достаточно один раз предоставить видео, как пройти к месту захоронения. В дальнейшем программа автоматически напоминает о том, что у нас есть договор и по таким-то датам нужно провести те или иные работы, а заказчик потом получает фотоотчет в назначенную дату.
В среднем, если возьмем двойное место захоронения на территории Казани, два раза в год убраться, привести в порядок могилу и возложить цветы будет стоить порядка 10 тысяч рублей.
«Из искусственных цветов венки тоже делаем. Их закупаем у дистрибьютора в Москве и сами формируем композиции»
— «Делаете ли вы венки из живых цветов? Сколько дней они сохраняют свой презентабельный вид?» (Оксана)
— Да, часто заказывают как венки, так и корзины и букеты из живых цветов. В теплое время года они стоят от трех до семи дней в зависимости от погодных условий, а в холодное время — до месяца, потому что цветы на морозе замерзают и выглядят очень красиво. Из искусственных цветов венки тоже делаем. Их закупаем у дистрибьютора в Москве и сами формируем композиции.
— В советское время на похоронах очень популярным был духовой оркестр. Сейчас кто-то заказывает музыку?
— Сейчас этой услугой пользуются крайне редко. Когда я начинал работать в МУП «Ритуал», при кладбище был трубач, который сопровождал каждые похороны, даже если его не заказывали. На самом деле это тоже интересный элемент сопровождения похорон, но сейчас чаще такое только на похоронах военных.
— «Не секрет, что сегодня наши ребята погибают на СВО. Ваша компания организовывала их похороны?» (Мамакова)
— Похороны военных мы проводим чаще за пределами Казани, потому что в городе данную услугу оказывает МУП «Ритуал». Военные похороны проводятся по протоколу, отработанному алгоритму. Оказываем абсолютно все услуги, начиная с оформления документов и заканчивая погребением. Отличаются эти похороны от гражданских тем, что обязательно есть панихида с присутствием представителей местного самоуправления и военкомата, обычно сопровождает салютная группа от военкомата.
— Сколько это стоит? По логике, это должно быть за счет государства.
— Родственники погибших получают компенсацию от государства, мы же готовим определенный пакет документов, которые для этого необходимы. А в целом похороны проводятся в зависимости от выбора и предпочтений родственников, они могут стоить от 50 тысяч и выше. Родственники потом подают документы в военкомат и получают компенсацию.
«Никто не заглядывает в кошелек клиенту: мы предлагаем, заказчик выбирает. Поэтому и создана такая структура, куда можно обратиться в любой день, включая выходные и праздники»
«Стоимость подоконника превышает стоимость памятника»
— Насколько ваш бизнес прибыльный?
— Стремится к десяти процентам чистой прибыли. Вообще, бизнес низкомаржинальный, немного недооцененный. Например, стоимость подоконника превышает стоимость памятника такого же размера и из такого же материала. Но я вижу, что тенденция меняется — ценность данного вида услуг, ценность памяти повышается.
— Может быть, здесь присутствует моральный аспект: у людей и так горе, поэтому неудобно с них брать много?
— Может быть, но я так не считаю. Я сам неоднократно являлся потребителем этой услуги у ритуальных компаний, хоронил близких и помню свое состояние и отношение к этому процессу. Отдавая последнюю дань уважения, вряд ли думаешь о деньгах.
— И на этом чувстве бизнес может играть…
— На этом не играешь. Никто не заглядывает в кошелек клиенту: мы предлагаем, заказчик выбирает. Поэтому и создана такая структура, куда можно обратиться в любой день, включая выходные и праздники. Человек приезжает в салон ритуальных услуг и сам делает выбор. Салоны работают с 7:30 утра до 7:30 вечера, а в ночное время работает агентская похоронная служба. Телефон работает круглосуточно (216-00-18).
— «Какой средний чек на похороны по-христиански и по-мусульмански?» (Жуков)
— На сегодня средний чек по православным похоронам составляет порядка 55 тысяч рублей, но сюда не входит стоимость рытья могилы и подготовки тела усопшего в морге. Порядка 90–100 тысяч рублей стоит полный комплекс ритуальных услуг, включая подготовку места на кладбище, услуги морга и поминальный обед на 15–20 человек.
Что касается мусульманских похорон, то средний чек порядка 40–45 тысяч рублей, поскольку меньший набор ритуальных товаров: нет гроба, венки не всегда покупают и поминальные обеды не проводятся в день захоронения. Полный комплекс услуг стоит порядка 80 тысяч рублей, включая поминальный обед.
«В среднем цены выросли на 10–12 процентов на конкретные ритуальные товары и услуги. В 2021 году из-за производителей камня на памятники скачок был очень серьезный — сразу на 100 процентов»
— «Кто устанавливает цены на похоронные услуги (гроб, носилки, машина, выкопать могилу)? Муниципалитет Казани тариф контролирует?» (Дунаева Р.)
— На сегодняшний день ценовую политику никто не контролирует и не регулирует. Ценообразование свободное и зависит только от того, как сформировался рынок. Естественно, опорной точкой было когда-то МУП «Ритуал», когда оно было единственной крупной организацией на рынке. В среднем раз в три месяца мы делаем анализ цен у конкурентов, чтобы наши цены вписывались в рынок, а где-то, может быть, были даже более доступными.
— Как сказывается инфляция?
— В среднем цены выросли на 10–12 процентов на конкретные ритуальные товары и услуги. В 2021 году из-за производителей камня на памятники скачок был очень серьезный — сразу на 100 процентов. И до сих пор цены удерживаются. Мы работаем с поставщиками из Петрозаводска. В основном приобретаем 6 видов гранита, которые подобраны по цветовым предпочтениям нашей республики — красный, зеленый, черный, серый, розовый, коричневый. Считаю, гранит больше подходит для внешней агрессивной среды. Мы выполняем памятник любой сложности и масштаба — от прямоугольных до скульптурных и больших семейных мемориальных комплексов.
— Сколько в среднем стоит скромный прямоугольный памятник?
— Из гранита с портретом и цветочницей с установкой обойдется в 65–70 тысяч рублей. Мы стараемся выполнять все работы своими силами, в том числе демонтаж старого памятника.
— Насколько часто заказывают мемориальные комплексы?
— У этой услуги тоже пошел процесс развития в нашей компании. Ранее мемориальный комплекс из трех-четырех родственных захоронений делали 1–2 в год, а сейчас — 1–2 в месяц.
— «Когда смерть родственника случается неожиданно или трагически, не всегда есть средства на похороны. В рассрочку можно похоронить с вашей компанией? Может, у вас есть льготные программы?» (Тимур)
— Мне часто задавали такой вопрос: «Денег нет, а что делать?» И мы с банком-партнером запустили проект по получению льготного кредита на похороны. За полгода так и не поступило ни одного запроса, хотя услугу рекламировали. Значит, спроса и нет. Поэтому программу закрыли.
«Все сегодня говорят, что кадров не хватает, а я считаю, что нужно учиться работать с кадрами»
«Попрыгунчики» — это не для нас. В нашей сфере невозможно быстро стать серьезным специалистом»
— «Похороны в последнее время все чаще стали проводить по религиозным канонам. Насколько ваши сотрудники подготовлены в этом вопросе, где они обучаются этому?» (Наталия)
— Прежде чем допустить сотрудника до контакта с клиентом, они месяц проходят стажировку, во время которой изучают все религиозные аспекты проведения православных, мусульманских, иудейских и военных похорон, гражданских панихид. Во время обучения еженедельно проводим промежуточные зачеты, замеряем уровень знаний и готовности стажера к работе.
— Компания сама обучает своих сотрудников. А вообще есть обучающие курсы по этой тематике?
— Образовательные услуги в этой сфере предоставляет компания в Новосибирске, мы несколько сотрудников направляли в этот учебный центр. Там они готовят танатопрактиков, агентов похоронной службы, церемониймейстеров, похоронных директоров. Но внутри компании мы разработали более долгосрочный курс обучения.
— Дефицит кадров испытываете?
— Дефицита нет, вакансии появляются, когда кто-то увольняется по семейным обстоятельствам или в связи с переездом. Все сегодня говорят, что кадров не хватает, а я считаю, что нужно учиться работать с кадрами. Чтобы не испытывать дефицит, мы не прекращаем размещать объявления о наборе кадров и создаем определенный кадровый резерв из тех, кто колебался, раздумывал, принять наше предложение или нет.
— Какие должны быть качества для работы в таком эмоционально сложном бизнесе?
— Во-первых, у человека должна быть определенная стрессоустойчивость, проявление эмоций со стороны нашего специалиста — это неправильно. Во-вторых, человек должен быть коммуникабельным. При этом он должен научиться понимать, в каком состоянии находится заказчик, и подстроиться под него — где-то послушать, где-то побеседовать, а где-то и помолчать.
— На что обращаете внимание во время собеседования с кандидатами?
— На опыт работы, на постоянство — средний срок работы на одном месте должен быть хотя бы пять лет. «Попрыгунчики» — это не для нас. В нашей сфере невозможно быстро стать серьезным специалистом.
— Чем мотивируете сотрудников, чтобы они у вас долго работали?
— Чем дольше человек работает, тем лучше у него получается и тем больше он начинает получать. Размер зарплаты зависит от выработки.
«Мы можем предоставить эксклюзивный катафалк «Мерседес», для проведения мероприятий у нас подготовлена бригада из 12 человек»
— Предлагаете ли вы какие-либо уникальные услуги или пакеты услуг, которые отличают вас от конкурентов?
— Первое, что получают наши заказчики, — это понимание и прозрачность: какие услуги и товары ему будут предоставлены, в какой срок и по какой цене. На момент заключения договора с нами у человека уже есть ясность. Я считаю, это очень важно в наше время. Второе, и это говорят наши заказчики, — за те же деньги мы даем сервиса и качества гораздо больше, чем остальной рынок ритуальных услуг. Думаю, именно поэтому нас и выбирают. Это касается и проведения похорон, и качества памятников. И штат у нас подготовленный, дисциплинированный. Я зачастую сам выезжаю, чтобы посмотреть, как наша компания и другие проводят захоронение. Иногда за коллег-конкурентов становится стыдно, честно говоря.
— За что бывает стыдно?
— Например, катафалк бывает старый, побитый, водитель летом может быть в шлепках и шортах, что недопустимо, на мой взгляд. В катафалке иной раз звучит посторонняя музыка, сотрудники, сопровождающие траурную процессию, бывают в спортивных костюмах, разговаривают по телефону. Своих сотрудников мы дисциплинируем, за оплошности взыскиваем. Траурное мероприятие — торжественное, я считаю, и сопровождающий сотрудник должен выглядеть соответствующе: нормальная прическа, гладко выбритый, хорошая форма.
У нас в компании разработан дресс-код, четко соблюдается регламент организации похорон.
— «Что значит „организовать похороны по высшему разряду“, например для народного артиста? Что в это понятие входит?» (Петров Владислав)
— Мы можем предоставить эксклюзивный катафалк «Мерседес», для проведения таких мероприятий у нас подготовлена бригада из 12 человек. Здесь нужно уметь работать с людьми, пришедшими на прощание, среди которых и первые лица республики могут быть. Организовать 200–300 человек — это непростое дело, но мы вполне справляемся без привлечения сторонних организаций. Но, конечно, похороны заслуженных людей обслуживает в основном МУП «Ритуал», потому что так исторически сложилось. К нам чаще обращаются успешные предприниматели.
«На самом деле организационных вопросов в похоронах очень много»
«В ближайшие 2–3 года планируем выйти в Нижний Новгород и Самару»
— Как вы видите развитие своего дела? Есть ли планы по расширению бизнеса, по выходу в другие регионы?
— Идеи такие есть, я подготавливаю для этого почву — выезжал в крупные города, в том числе в другие регионы, анализировал ситуацию. Есть определенные наработки. Я рассматриваю города-миллионники, в ближайшие 2–3 года это Нижний Новгород и Самара. Конъюнктура рынка у каждого своя, не всегда достаточно сделать то же самое, что делаем в Казани. Там другой спрос, другие люди, ценности, обычаи и обряды.
А в Казани основной план развития — строительство похоронного дома. Это отдельно стоящее здание для оказания полного спектра ритуальных услуг по принципу одного окна. Когда умирает, например, заслуженный артист РТ, с ним прощаются в театре или Доме культуры, что не совсем правильно. У нас город-миллионник, передовая республика, а похоронного дома нет до сих пор.
Мы планируем комплекс залов разного формата со всеми необходимыми удобствами — церемониймейстером, салоном, санитарными комнатами, психологической поддержкой, там же будут готовить тела к траурному мероприятию. С этим проектом я уже обращался в агентство инвестиционного развития РТ с просьбой подобрать земельный участок, который готов был выкупить. Логистически было бы удобно в Советском или Приволжском районах. Но, к сожалению, пока положительного ответа не получил.
— В других городах уже сложился рынок, чем вы планируете «перебить» устоявшиеся связи и традиции?
— Думаю, отношением к делу будем брать.
— Местные могут не пустить чужаков на свой рынок, это не пугает?
— Какие-то угрозы и войны, наверное, — это история из прошлых лет. Знаете, это ведь происходит не только в нашей сфере, от дурного человека-то никто не застрахован. Я считаю, что человек сам творец своей судьбы и должен понимать, как он себя ведет, какие отношения выстраивает с тем же самым рынком. Слава богу, в Казани каких-то войн нет, нет необходимости ходить вооруженным. Есть холодная конкурентная борьба, но все в рамках разумного.
— Вообще реально организовать похороны без участия ритуальной компании?
— Реально, но сложно. Я дважды организовывал похороны сам для своих близких людей. Третьего раза не будет. Это были самые тяжелые похороны в моей жизни. Сложность в первую очередь в эмоциональном плане. Естественно, много и бюрократических трудностей, потому что ты должен знать, куда пойти, какие документы оформить, как они должны быть оформлены, не допустить ошибок, на какое кладбище поехать, как заказать могилу. На самом деле организационных вопросов в похоронах очень много. Самостоятельная организация похорон возможна, но всегда нужно думать о последствиях — каким следом это останется в вашей психике. Это тяжело.
— Как думаете, в будущем в ритуальных услугах могут быть применены какие-то инновации: искусственный интеллект, удаленная работа менеджеров? Сейчас, например, на кладбищах ставят памятники с голограммой человека.
— Я думаю, что сферу ритуальных услуг ждет то, что и другие сферы, — цифровизация. Для нас это означает оформление документов через МФЦ и «Госуслуги», подачу заявлений на выделение места на кладбище или установку памятника. И это очень серьезно облегчит и ускорит организацию похорон, сам процесс станет более понятным. Пока таких возможностей нет. Очень надеемся, что это будет не в далеком будущем.
А что касается каких-то цифровых технологий, то это все очень интересно, но вопрос только в том, насколько это будет практично. Потому что памятники — это ведь элементы памяти, они вечны. Меня спрашивали, почему мы не делаем QR-коды на памятниках? Потому что через год он уже не будет действовать, так как находится в агрессивной среде. То же самое и с голограммой. Поэтому я больше приветствую классические памятники, куда можно вписать, чем занимался человек, какие были достижения, хобби и пр.
Сегодня культура кладбищ развивается. Недавно проводил выездное совещание со своими сотрудниками на кладбище, чтобы они видели результат своей работы и работу конкурентов. Сначала не затащишь, а потом не вытащишь. Потому что становится интересно — смотрим, какие сделаны памятники, что там написано. Это история, которую мы создаем. Поэтому мой основной призыв для наших сотрудников — да, мы решаем задачу здесь и сейчас, но всегда должны подумать, какой след оставим в истории. Я считаю, похороны и дальнейшее содержание могил наших близких — это вопрос культурного наследия. Поэтому мой призыв: по мере сил и возможностей поддерживать место захоронения в порядке и чистоте.
«Смерть неизбежна, но это, наверное, единственный и основной катализатор развития человечества»
«Если придумают таблетку от смерти, я буду первым, кто закроет свой бизнес…»
— «Посмотрел вашу биографическую справку и удивился: окончить КАИ, а потом сразу же начать работать в похоронной организации. Почему?!» (Матвей)
— Мне было 19 лет, и я находился в поисках более стабильного заработка. Приходилось подрабатывать промоутером или супервайзером, но все это было крайне нестабильно. И мне поступило предложение от знакомого поработать на Арском кладбище. Я со страхом, но согласился. И нашел в этой деятельности свое призвание.
— Что страшило вас тогда?
— В первую очередь контакт с умершими. Первый рабочий день я не помню, но первая неделя вся стрессовая была. Поначалу я и могилы копал, и памятники ставил, и оградки красил, и гробы в могилы спускал. На удивление понадобилось всего две недели, чтобы перешагнуть страхи. Хотя приходилось могилы копать и под светом луны…
Зарубин Станислав Александрович родился 21 февраля 1990 года в Казани.
Окончил КНИТУ-КАИ, специальность «мировая экономика» (2012); Госакадемию повышения квалификации, специальности «государственное и муниципальное управление», «организация похоронного дела» (2011); Высшую школу бизнеса КФУ, специальность «эффективные продажи» (2017).
2009–2015 — агент, специалист по сбыту МУП «Ритуал».
2015–2018 — первый заместитель генерального директора МУП «Ритуал».
С 2018-го — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO».
— В МУП «Ритуал» вы отработали без малого 9,5 года. Что побудило заняться собственным бизнесом?
— Смена руководства. Я принял для себя амбициозное решение, что буду пробовать самостоятельно, и составил бизнес-план на пять лет, который писал буквально на коленке, в блокноте. Но я свято верил, что все реализую. Стартовый капитал в 1 миллион рублей взял в кредит, который погасил в течение полутора лет. Сначала это был небольшой салон на Ямашева, 25, склад и шесть сотрудников. Через три года запустили свое производство и три кафе.
Ни разу не пожалел, что ушел в свободное плавание, потому что сейчас имею больше возможностей для применения каких-то новых методов, запуска собственных проектов и пр. То есть получил определенную свободу действий и имею возможность развивать свою компанию, а тем самым развивать отрасль.
«Мои близкие люди знают, что на моих похоронах плакать нельзя. Это мое пожелание, которое надо будет выполнить при любых раскладах»
— Какова ваша личная философия относительно жизни и смерти?
— Жизнь дается одна, и прожить ее человек должен достойно, найти свое призвание и понять миссию в этом мире. А смерть неизбежна, но это, наверное, единственный и основной катализатор развития человечества.
— Существует ли жизнь после смерти, как считаете?
— Мне очень хотелось бы, чтобы жизнь после смерти была, но, к сожалению, подтверждения нет.
— А верите в существование рая и ада, в реинкарнацию?
— В рай и ад не верю. В переселение душ хотелось бы верить, но, думаю, что такого не существует.
— Вы суеверный человек или после копки могилы ночью все атрофировалось?
— Я в этом плане стал разрушителем мифов. Я уважаю обряды, сформировавшиеся традиции и устои, как, например, у мусульман после заката солнца нельзя заходить на кладбища. Но я заходил, и все нормально.
— В нашей культуре смерть воспринимается как нечто ужасное, и на похоронах все плачут, скорбят. А есть народы, где, например, принято песнями и танцами провожать в иной мир. У вас есть свое видение, как должно быть?
— Мои близкие люди знают, что на моих похоронах плакать нельзя. Это мое пожелание, которое надо будет выполнить при любых раскладах.
— «БИЗНЕС Online» читаете?
— Считаю вашу газету самой актуальной и популярной. В моем окружении все вашу газету читают, частенько обсуждаем новости. Благодаря вам становимся в курсе событий, происходящих в Татарстане, России и мире.
— Станислав Александрович, спасибо за полезный разговор — рано или поздно такие знания пригождаются. Но даже не знаю, пожелать ли вам успехов в работе, ведь она связана со смертью людей…
— Если придумают таблетку от смерти, я буду первым, кто закроет свой бизнес…
Читайте также:
- «Только жесткие меры смогут вытащить ритуальный бизнес Казани из 90-х»
- В Казани появилось ритуальное страхование: как это работает и кому оформляют полис со скидкой в 20 процентов
- Станислав Зарубин, «Ритуал PRO*»: «Мы не имеем права на ошибку — попрощаться с близким можно лишь раз»
- Как в Казани проходят VIP-похороны и почему в тренде семейно-мемориальные комплексы
Сайт: kzn-ritual.ru
Тел.: 8 (843) 216-00-14 (круглосуточно)
Адреса магазинов:
— ул. Сафиуллина, 5
— пр. Ибрагимова, 32б
— ул. Родины, 7, к. 1
Адреса залов для поминальных обедов:
— ул. Фатыха Амирхана, 18/41
— ул. Ноксинский спуск, 45
— ул. Краснококшайская, 119
Траурный зал:
— ул. Братьев Батталовых,16
* ПРО
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.