Максим Артемьев: «Ингосстрах» имеет право осуществлять все виды имущественного страхования, добровольное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и болезней, а также перестраховочную деятельность» Максим Артемьев: «Ингосстрах» имеет право осуществлять все виды имущественного страхования, добровольное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и болезней, а также перестраховочную деятельность»

На территории республики глобальных инцидентов не было

— Максим Владимирович, страховщики уже подвели итоги первого полугодия. С какими результатами завершил 6 месяцев 2024-го «Ингосстрах»?

— По итогам первых шести месяцев 2024 года мы уверенно находимся в тройке лидеров по сбору премий: компания приросла к аналогичному периоду 2023 года на 14 процентов по сборам, и на 21 процент по выплатам. Причем более половины сборов «Ингосстраха» пришлись на розничный бизнес: мы сохранили первое место по каско с долей рынка более 16 процентов, и третье место по ОСАГО — 15 процентов от рынка, то есть выросли именно в количестве заключённых договоров. Если говорить о татарстанском филиале компании, то здесь рост составил 13 процентов к 2023 году. Доля выплат по Татарстану выросла на 5 процентов.

— «Ингосстраху» 77 лет, но далеко не всегда исторический бэкграунд становится основой процветания компании в настоящем. Как удается удерживать одну из лидирующих позиций на рынке?

— Как вы верно заметили, мы действительно одна из старейших страховых компаний. «Ингосстрах» работает на отечественном и международном рынках с 1947 года, являясь правопреемником главного управления страхования СССР.

Компания считается признанным лидером по сборам премий в части автострахования и страхования водного транспорта. «Ингосстрах» имеет право осуществлять все виды имущественного страхования, добровольное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и болезней, а также перестраховочную деятельность.

Мы адаптируемся к вызовам времени и задаем тренды на отечественном рынке страхования: более 11 тысяч сотрудников компании по всей России используют весь свой опыт и ресурсы, чтобы наши клиенты обретали уверенность благодаря надежной страховой защите.

— Вернемся к цифрам: почему в Татарстане доля выплат ниже, чем в среднем по стране? С чем это связано?

— С малым количеством страховых инцидентов в корпоративном бизнесе: на территории республики глобальных происшествий не было. Это говорит о том, что в Татарстане создан благоприятный бизнес-климат.

«Люди все чаще стали приобретать полисы накопительного страхования жизни и страхования от несчастных случаев, в том числе и при занятии спортом» «Люди все чаще стали приобретать полисы накопительного страхования жизни и страхования от несчастных случаев, в том числе и при занятии спортом»

— Изменился ли портфель спроса ваших клиентов?

— Уже второй год мы наблюдаем следующую картину: люди все чаще стали приобретать полисы накопительного страхования жизни и страхования от несчастных случаев, в том числе и при занятии спортом.

Время и события, которые происходят в стране и в мире, формируют в людях бережное отношение к собственной жизни, здоровью. Кроме того, мы фиксируем рост в таких видах страхованиях, как добровольное медицинское страхование (ДМС) и каско.

Страхование имущества — это классика, которая не теряет свою актуальность. Особенно трепетно к данному виду страхования относятся жители в районах нашей республики. Тем более, что и наш регион не обходят стороной природные катаклизмы: бывают и наводнения, и ураганы с градом и шквалистым ветром. Люди все более осознанно подходят к страхованию, все больше ценят то, что им дорого: жизнь, здоровье, имущество. Это те тренды, которые мы видим в последние годы.

— А в корпоративном блоке, какие изменения по страховым продуктам?

— Когда мы разговариваем с потенциальным клиентом, в первую очередь выясняем его потребности: что для него актуально сейчас, а что — в ближайшей перспективе. Страхование имущества предприятия, страхование возможных рисков в бизнесе, жизни и здоровья, ДМС.

Очевидный тренд — бизнес все более активно интересуется программами страхования жизни и здоровья своих сотрудников и ДМС, потому что в условиях дефицита кадров, их привлекают, в том числе и за счет социальных бонусов.

— Россияне, как и прежде, продолжают путешествовать за рубежом. Не возникает ли у компании сложностей по выполнению обязательств по страхованию жизни и здоровья граждан в других странах?

— Никаких проблем нет с исполнением обязательств по полисам для выезжающих за рубеж. Как вообще формируется этот рынок и урегулирование убытков: все основные страховщики, кто продает страховки для выезжающих за рубеж, работают с ассистентскими компаниями. За границей, если с вами что-то происходит, вы звоните в ассистентскую компанию, которая обслуживает эту страну, и указываете свою проблему. И уже эта компания вас направляет — что необходимо вам предпринять. Мы работаем с ассистентскими компаниями по всему миру, партнерские отношения сохранились прежними.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

— Вы возглавляете татарстанский филиал «Ингосстраха» четыре года. Как изменился портфель СК в РТ за это время? Насколько приросла клиентская база?

— Если в целом по филиалу: общие сборы выросли почти в 2,5 раза по сравнению с 2020 годом. Так же в 2,5 раза выросли в продажах ДМС, в 2 раза выросли в корпоративных видах страхования и практически в 3 раза — в личных видах страхования. За четыре года двукратно увеличился штат сотрудников и количество операционных офисов.

— Сколько клиентов у «Ингосстраха» в Татарстане?

— Порядка 200 тысяч, в распоряжении которых находятся 14 отделений «Ингосстраха» в Татарстане, которые оказывают услуги по всем видам страхования.

— Популярность того или иного страхового продукта зависит ли от конкретного региона? В сравнении с Татарстаном, к примеру.

— Конечно, зависит. Есть регионы, где развиты всего несколько видов деятельности, например, рыболовство и судоходство — именно на этот вид бизнеса и нацелены основные страховые продукты. Татарстан динамично развивается во всех областях экономики: от нефтехимии и нефтедобычи до строительства и сельского хозяйства. Наш регион как раз и отличает разнообразность бизнес-среды. Что касается личных видов страхования, то приведу пример: страховка от укуса клеща в Сибирском регионе бьет все рекорды по продажам, а у нас практически не востребована, несмотря на то что и у нас клещи довольно активны в разное время года. Но можно выделить и общие тенденции. Как я уже отмечал, сейчас наблюдается высокий спрос от компаний на добровольное медицинские страхование (ДМС). В условиях кадрового дефицита наличие полиса ДМС является преимуществом при выборе работодателя. Кроме того, это поддерживает лояльность текущих сотрудников.

Также с 1 сентября вступили в силу изменения в Федеральном законе № 67-ФЗ, который предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности всех перевозчиков легковым такси. В связи с этим сейчас наблюдается повышенный спрос на полисы ОСГОП, их в том числе можно оформить онлайн. Теперь все пассажиры такси будут иметь страховую защиту в случае непредвиденных ситуаций.

— А можно застраховаться от всего, индивидуально?

— Страхование предполагает наличие рисков. Эти риски должны быть поименованы и обоснованы. Представим, что вы хотите застраховаться от падения в канализационный люк. Логичный вопрос — зачем страховать именно такой вид риска, если есть страховка от несчастных случаев и болезни? Там, где страхование добровольное, у страховщика есть пространство для маневра — он предлагает оценить разные риски клиенту, но все основано на действующем законодательстве. В «Ингосстрахе» имеется более ста страховых продуктов — выбирайте любой, который подойдет именно вам или вашему бизнесу.

«Нашим весомым преимуществом является дистанционное урегулирование страховых случаев» «Нашим весомым преимуществом является дистанционное урегулирование страховых случаев»

Внедрение ИИ в страховую отрасль гарантирует более справедливые тарифы

— «Ингосстрах» неоднократно был признан одной из лучших страховых компаний по внедрению цифровых процессов. На чем основано это признание? Расскажите, как в принципе устроены технологические процессы в СК? Какие инструменты внедрены? Используется ли искусственный интеллект?

— Одной из наших главных стратегических задач является цифровая трансформация бизнеса. У «Ингосстраха» есть удобный для пользователей сайт и мобильное приложение, где есть возможность рассчитать в калькуляторе стоимость полиса, добавить в него необходимые опции, после чего оплатить и получить страховой договор на свою электронную почту.

Нашим весомым преимуществом является дистанционное урегулирование страховых случаев. Если клиент попадет, например, в аварию, он сможет заявить о происшествии через мобильное приложение. Там же есть возможность прикрепить фотографии и необходимые документы и отслеживать статус по страховому случаю.

Кроме того, есть круглосуточная поддержка, где всегда можно задать волнующий вопрос и получить на него подробный ответ от наших специалистов. Страхование часто ассоциируется с бумажной волокитой и потерей времени: для получения компенсации нужно заполнять множество документов и проходить бесконечные согласования. Но благодаря искусственному интеллекту (ИИ) процессы оптимизируются и время на предоставление услуг — от покупки полиса до возмещения убытка — сокращается. ИИ позволяет лучше оценивать риски, в связи с чем клиенты с низким ожидаемым убытком получат меньший тариф. Внедрение ИИ в страховую отрасль гарантирует более справедливые тарифы для клиентов и ускорение процессов как на этапе заключения полиса, так и на этапе урегулирования убытков. На сегодняшний день вижу пять основных областей применения ИИ в страховании: ценообразование, оценка рисков, адаптация клиентов, согласование услуг и работа с претензиями.

«Не стоит забывать, что в страховых компаниях работают не только агенты, но и целый штат специалистов из разных отраслей — от маркетинга до айти-специалистов. Каждый найдет что-то себе по душе» «Не стоит забывать, что в страховых компаниях работают не только агенты, но и целый штат специалистов из разных отраслей — от маркетинга до айти-специалистов. Каждый найдет что-то себе по душе»

— Как подбираете сотрудников в вашем филиале? Какие требования к страховым агентам сегодня предъявляете?

— Как бы банально это не звучало, но для нас важно не только образование и опыт кандидата, но и его стремление к карьерному росту и, что называется, «огонь» в глазах. «Ингосстрах» создает благоприятную среду для развития сотрудников: у нас есть корпоративный университет, который регулярно запускает образовательные курсы, онлайн-библиотека, где специалист любого профиля найдет подходящую литературу, проводятся стратегические сессии и конференции, где можно узнать много нового и улучшить свои навыки.

Но не стоит забывать, что в страховых компаниях работают не только агенты, но и целый штат специалистов из разных отраслей — от маркетинга до айти-специалистов. Каждый найдет что-то себе по душе.

«Знаете, мы в каком-то смысле продаем ожидания клиента, а не просто бумажку или электронный полис» «Знаете, мы в каком-то смысле продаем ожидания клиента, а не просто бумажку или электронный полис»

Страховой полис, как «соломка» там, куда не знаешь, где упадешь

— Вообще, культура страхования в России на каком уровне?

— Культура страхования напрямую связана с финансовой грамотностью населения. С каждым годом все меньше людей относятся с недоверием к страховым продуктам, осознавая важность и все преимущества страхования. Есть такая поговорка: «Знать бы, где упасть, соломки бы постелил». Вот страховка и есть та самая «соломка». Вы платите небольшие деньги за уверенность, что, когда «упадете», получите несоизмеримо больше на компенсацию убытков. Знаете, мы в каком-то смысле продаем ожидания клиента, а не просто бумажку или электронный полис: клиенту важно быть уверенным — если вдруг у него произойдет какое-то событие, страховая компания ему поможет, причем оперативно.

— Можете привести примеры?

— Один из самых громких инцидентов — пожар на складе «Озона» в 2022 году. «Ингосстрах» возместил ритейлеру 6,4 миллиарда рублей.

В Татарстане в августе текущего года крупный град принес массовые повреждения внешней отделки и кровли жилых домов в Тюлячинском районе. Всем застрахованным было выплачено возмещение на сумму 550 тысяч рублей.

«Говоря о страховом рынке сегодня, стоит отметить тот факт, что страховые компании, в том числе „Ингосстрах“, начали развивать собственные экосистемы» «Говоря о страховом рынке сегодня, стоит отметить тот факт, что страховые компании, в том числе „Ингосстрах“, начали развивать собственные экосистемы»

«Ингосстрах» стал первопроходцем в создании экосистем

— Как устроен сегодня рынок страховых услуг в России? Основные игроки все те же?

— Основные игроки страхового рынка остаются неизменными, «Ингосстрах» в свою очередь продолжает занимать одни из лидирующих позиций. Мы остаемся ведущим игроком в автостраховании каско.

Также, говоря о страховом рынке сегодня, стоит отметить тот факт, что страховые компании, в том числе «Ингосстрах», начали развивать собственные экосистемы.

Наша компания в этом вопросе является первопроходцем. Еще в сентябре 2022 года «Ингосстрах» запустил Инго Экосистему. В настоящее время, помимо страховой компании, в экосистему входят Ингосстрах Банк, Ингосстрах Жизнь, Ингосстрах М, ИНГО СОЦИУМ, Ингосстрах Инвестиции, сеть клиник «Будь здоров», а также более 200 партнеров. При этом цифровые сервисы объединены единой онлайн-платформой, личным кабинетом и программой лояльности.

— Какие основные тенденции вы бы могли выделить? Изменилась ли структура потребностей клиентов и предложений страхового бизнеса?

— На рынке растет спрос на краткосрочное страхование, например, короткие полисы автострахования. Ожидается дальнейшее развитие этого тренда, а также страховая сфера станет более гибкой и будет адаптировать продукты под нужды конкретного клиента. И, конечно, в страхование все больше будут проникать технологии в виде искусственного интеллекта и чат-ботов для обработки страховых случаев. Если брать отдельные направления, то, например, в добровольном медицинском страховании (ДМС) будет все активнее использоваться сервис телемедицины.

Рынок страхования достаточно развит, тем не менее, некоторые сегменты рынка пока что имеют все еще невысокий уровень проникновения. Например, объём рынка инвестиционного страхования жизни на текущий момент намного меньше рынка банковских депозитов, также мы видим возможности для дальнейшего развития рынка ДМС, страхования субъектов малого и среднего предпринимательства и ряда других направлений.

«Главное — команда, ведь один в поле не воин» «Главное — команда, ведь один в поле не воин»

— Расскажите о себе, где родились, какое у вас образование, есть ли у вас семья?

— Родился и вырос в Казани. Окончил Казанский государственный университет, юридический факультет. В страховании работаю уже восемнадцать лет, с 2006 года. Семья — жена и трое сыновей.

— Можете назвать три слагаемых успеха в вашем бизнесе?

— Вовлеченность в дело. Трудолюбие: у лентяев мало чего получается в жизни. И главное — команда, ведь один в поле не воин.