«На днях руководство минприроды РФ потребовало от региональных властей внести изменения в территориальные схемы обращения с отходами, дополнив их пятью новыми разделами»Фото: «БИЗНЕС Online»

МУНИЦИПАЛИТЕТЫ ДЛЯ БИТЬЯ

Мусорная реформа в России постепенно превращается в хроническую проблему. На днях руководство минприроды РФ потребовало от региональных властей внести изменения в территориальные схемы обращения с отходами, дополнив их пятью новыми разделами. В дополнениях среди прочего следует отразить прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Необходимо также внести сведения о состоянии и планах развитиях системы обезвреживания и переработки отходов. При этом минприроды России признает, что не все регионы успеют внести эти изменения. Срок полноценного перехода к новой отраслевой системе остается неизменным – с 1 января 2019 года.

Подобное противоречие – явный симптом управленческого кризиса. Рациональный подход предполагает комплекс организационно-подготовительных мероприятий до начала всякого нового дела. Подготовка мусорной реформы должна начинаться с четкой формулировки ее идеологии  и цели. Пока же ее авторы с одной стороны декларируют правильную цель – создание эффективной и экологически безопасной системы обращения с отходами, а с другой – принимают решения, которые не только не улучшают, но и усугубляют ситуацию.

До сих пор, к примеру, не отрегулирован вопрос отношений между региональными операторами и муниципалитетами. По сути действующее законодательство отобрало у муниципалитетов какие-либо рычаги влияния на регоператора. Все основные полномочия переданы на региональный уровень, при том что вывоз мусора и очистка территории – это вопрос местного значения. Когда возникают проблемы с вывозом мусора, все претензии первым делом адресуются муниципальным властям, которые в глазах населения становятся главным виновником кризиса. Именно так было в начале сентября в Ярославле, где регоператор с московской пропиской – компания «Хартия», – разогнав местных операторов по вывозу отходов, сам оказался не в состоянии наладить нормальную работу. В том числе по причине низкого уровня организации производства. К 1 сентября, то есть к моменту вступления в права регионального оператора, у «Хартии» не оказалось достаточного количества мусоровозов. Мало того, компания не успела и заключить договоры на вывоз отходов со всеми юридическими лицами и частными домовладельцами. Эта работа проводилась уже впопыхах, при активной поддержке областного административного ресурса, в условиях избирательной кампании в местную облдуму.

В середине сентября под град общественной критики попали власти Челябинска, когда столица Южного Урала оказалась в тисках мусорного коллапса. Причиной стало решение губернатора Челябинской области Бориса Дубровского закрыть городскую свалку, работавшую с 1949 года и расположенную в черте города. Вывозить мусор было предписано на полигон «Полетаево», что в 50 км от города. Естественно, такое увеличение транспортного плеча значительно нарастило и расходы. Субподрядчики на вывоз мусора, которых о закрытии свалки предупредили в последний момент, потребовали увеличить тариф в четыре раза. Им, естественно, отказали, и те перестали работать. За считанные дни город был завален мусором. Досталось всем, но главным образом муниципалам, вынужденным оправдываться за популизм местного губернатора, желавшего попиариться на модной нынче экологической теме. Пример Путина, директивно закрывшего свалку в Кучино, оказался заразительным. Дубровский же, во-первых, далеко не Путин, а во-вторых, не просчитал всех последствий.

Спору нет, свалки закрывать нужно, особенно в городской черте. Но нужно и понимать: радикальным мерам должны предшествовать подготовительные, в числе которых и отработка вопросов с тарифом. Челябинский же губернатор, действуя, быть может, из лучших побуждений, своими волюнтаристскими действиями породил кризис. Конфликт между муниципальными властями и регоператором в нынешних условиях является объективным, так как он порожден нормами действующего федерального законодательства. В таких условиях муниципальная власть становится заложником мусорной реформы, теряет интерес к активной деятельности и выбирает наблюдение за процессом со стороны.

«Рост тарифа на вывоз мусора – это зажженный фитиль, но под взрывную волну первыми попадут не региональные операторы, а власти, прежде всего муниципальные»Фото: kzn.ru

РЫНОК РАССУДИТ?..

Стоимость услуг регоператоров становится настоящей головной болью. В Татарстане на сегодня они определились в обеих зонах – Западной и Восточной, и теперь требуют многократного повышения тарифа ради успеха своих инвестиционных программ. В программах заложено обновление и расширение транспортного парка, строительство мусороперегрузочных станций, межмуниципальных полигонов, при них – мусоросортировочных комплексов, экотехнопарков и мусоросжигающих установок. Очевидно, тариф вырастет в несколько раз, а это грозит серьезными последствиями – прежде всего политическими, связанными с ростом протестных настроений.

Уже сейчас на фоне неприятия пенсионной реформы люди перестают верить власти и проявляют все большую готовность к протесту. Рост тарифа на вывоз мусора – это зажженный фитиль, но под взрывную волну первыми попадут не региональные операторы, а власти, прежде всего муниципальные. Что скажут главы районов и городов разъяренным людям? В российской традиции лавры победителей всегда достаются тем, кто стоит наверху властной пирамиды, и в нашей республике это проявляется особенно явно. Тушить же пожары общественного недовольства приходится тем, кто пониже рангом, и часто даже без «огнетушителей» в руках: определять размер тарифа муниципалы не могут, а значит, не смогут и предложить реального решения проблемы. Именно на этой почве зреют конфликты между регоператорами и муниципалитетами. Последние не хотят быть крайними, получая бесполезные вершки (ботву), при том что корешки (плоды) ожидаемо получат другие.

Очень характерно у нас в республике анонсировалась информация о предстоящем росте тарифов на вывоз мусора до 104 рублей с человека. Для некоторых городов, например для Альметьевска, это означает четырехкратный рост. Глава татарстанского минстроя Ирек Файзуллин объявил об этом 5 сентября, заявив, что это «прогнозное увеличение от госкомитета РТ по тарифам». Таким образом, ответственный за мусорную отрасль министр дал понять, что он лично как бы ни при чем, он лишь озвучил чужие расчеты. В тот же день пришел ответ от госкомитета РТ по тарифам, который заявил, что «госкомитет никаких расчетов не производил и не может подтвердить озвученный минстроем РТ тариф в 104 рубля». Чтобы понадежнее отстраниться от тарифных расчетов, госкомитет добавил: «решение о том, станет ли тариф одинаковым или дифференцированным по муниципальным районам, будет приниматься на основании утвержденной территориальной схемы, разработанной минстроем РТ».

На этом тарифный пинг-понг пока закончился – со счетом 1:0 в пользу госкомитета по тарифам. Кто все-таки насчитал эти 104 рубля, осталось загадкой, но я думаю, что сама цифра, скорее всего, будет утверждена. Успокаивать же возмущенных людей придется главам районов и городов – они ближе к земле и к народу, а значит, им сам бог велел.

Кстати, уже сейчас можно прогнозировать еще один будущий конфликт, напрямую с ростом тарифов не связанный. Не исключено, что в начале января во многих населенных пунктах республики перестанут вывозить мусор: у региональных операторов не хватит транспорта. Масштабы работ увеличились, территориальный охват расширился, логистика усложнилась, но обеспечить оперативный рост автопарка оказалось невозможно. Потребность в обновлении и расширении парка спецтехники возникла одномоментно по всей стране, но производственные-то мощности остались прежними. Естественно, об этом никто не думал заранее – ни авторы мусорной реформы, ни тем более сочинители территориальных схем в регионах. Видимо, как и наш татарский минстрой, они рассчитывали на «невидимую руку рынка».

Николай Атласов 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции