Впервые в истории татарстанский арбитраж подвел итоги работы в формате расширенного заседания

ГОД БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН

Председатель Арбитражного суда РТ Николай Новиков накануне подвел итоги работы в 2013 году. Это был и отчет о его первом годе в должности председателя татарстанского арбитража. При этом собрание прошло в формате, который здесь ранее не практиковался, — расширенного совещания с участием президента РТ, руководителей Федерального арбитражного суда Поволжского округа, а также Конституционного и Верховного судов, прокурора РТ, руководителя судебного департамента и других. Пригласили и журналистов. Новиков пояснил, что это не его единоличное решение — идею поддержали члены президиума.

Для начала он отметил, что стоящие перед судом задачи год назад казались невыполнимыми, поскольку вопросов по организации работы было больше, чем возможных решений. Тем не менее многое удалось сделать, в целом 2013-й стал годом больших перемен для суда.

В первую очередь они коснулись организации работы. Удалось выровнять нагрузку между судьями как по количеству дел, так и по уровню их сложности. Еще одно новшество — автоматизированное распределение исков. Это не просто экономия времени, но снижение коррупционной составляющей, «исключение влияния лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства».

Немало изменений в работе судей. Например, установили график судебных заседаний — появились два «освобожденных» от процессов дня в неделю, то есть у служителей Фемиды появилось время для подготовки к судебным заседаниям, а у работников аппарата — для подготовки проектов судебных актов.

Николай Новиков

Не обошел вниманием Новиков и исторический момент начала строительства собственного здания суда. Он отметил, что особую роль в этом сыграл президент РТ Рустам Минниханов. Заложенная осенью новостройка сейчас находится уже на уровне 4 - 5 этажей.

Были и кадровые изменения. Например, заместителем председателя стала Наиля Сафаева. В полку судей тоже прибыло. Еще 21 кандидат включен в резерв.

БУДУТ ПРИНЯТЫ АДЕКВАТНЫЕ МЕРЫ

Каковы итоги 2013 года?

В арбитраж поступило на 14% меньше дел, чем в 2012-м, — 30 363 заявления. В основном снизилось число заявлений о взыскании обязательных платежей. Как следствие, меньше на 19% (или 19 446 дел) и рассмотрели. Средняя нагрузка на служителя Фемиды составила 63 дела (ниже на 12,5%, чем год назад).

Новиков отдельно остановился на новом, упрощенном виде рассмотрения дел. Именно с ним связывали надежды на снижение нагрузки на судей. Разработчики рассчитывали, что в перспективе рассматриваемые в таком порядке дела должны составить почти половину от общего числа — 45%. К радости Новикова, подведомственный ему суд близок к этому показателю: в прошлом году «упрощенно» рассмотрели 11 327 заявлений (или 31,8% от общего числа). Вместе с тем председатель суда предостерег от злоупотреблений, подчеркнув, что необоснованный переход к рассмотрению дел из упрощенного в общий порядок недопустим. Из-за этого некорректно исчисляются сроки рассмотрения.

Рустам Минниханов: «Вопросы экономического плана должны решаться максимально цивилизованно. И высокие рейтинги республики во многом связаны с профессионализмом наших арбитражных судов»

Гораздо меньше решений стали изготавливать с нарушением сроков — почти в 5,3 (!) раза по сравнению с 2012 годом (всего 276). Еще лучше обстоит дело со своевременной отправкой судебных решений — снижение на 50% (не уложились в сроки отправки 97 решений против 243 в 2012-м).

Однако со сроками рассмотрения самих дел пока все не так хорошо: вышли за рамки норматива 4,79% от общего количества рассмотренных дел (как и годом ранее). Главная причина срыва сроков не нова — слабая подготовка дела к судебному разбирательству либо ее полное отсутствие. Сроки разбухают из-за того, что вовремя не привлекаются к процессу очевидные третьи лица, не исследуются дополнительные доказательства и так далее.

Новиков порекомендовал судьям проанализировать ситуацию, принять меры и исключить волокиту по конкретных делам. «В противном случае адекватные меры будут приняты с моей стороны», — пообещал он. Тем самым он ясно дал понять, что не намерен церемониться с теми, кто не обеспечит необходимые показатели.

В 2013 году в Арбитражный суд РТ поступило 30363 исковых заявлений, что на 15% меньше по сравнению с 2012 годом (35719 исковых заявлений). Сократилось общее количество рассмотренных судом дел на 19% (в 2013 году - 28446 дел, в 2012 – 35072)

«ПРОЦЕНТ ОТМЕН ПРОСТО КРИЧАЩИЙ»

Главный показатель работы любого суда — качество вынесенных им решений. И в этом плане отмечено «незначительное ухудшение», добавил Новиков ложку дегтя. Средний показатель отмененных решений составил 2,61% против 2,29% в предыдущем году. При этом председатель не только назвал конкретные коллегии, в которых решения отменяются чаще всего, но и поименно судей, портящих общие показатели. По сути, он устроил публичную порку.

В любом случае задуматься есть о чем. Хотя бы над тем, что у большинства отмен апелляции формулировка следующая: «В связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела».

Все растет число отмен по процессуальным основаниям. Глава суда считает, что такие нарушения судей «не могут быть оправданы какими-либо объективными причинами». «Процент отмен дел просто кричащий — 20 процентов от общего количества отмененных судебных актов», — заявил он с трибуны. Более того, вновь поименно назвал тех судей, у которых с этим самые большие проблемы.

Правда, в некоторых «вопиющих» случаях он решился огласить только фабулу дел. Например, Арбитражный суд РТ прекратил производство по делу в отношении гражданина Круглова и тем самым лишил человека гарантированного законом права на судебную защиту. Как выяснилось, Круглов ранее уже подавал аналогичный иск в суд общей юрисдикции — отказали: спор носит экономический характер. Еще один пример, взволновавший докладчика: суд апелляционной инстанции отменил решение татарстанского арбитража и вынужден был перейти к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, так как протокол судебного заседания... не был подписан судьей и секретарем. «Грубейшее нарушение процесса, которое не поддается никаким объяснениям», — выразил свое отношение к этому факту руководитель Арбитражного суда.

IMG_9856.jpg
2013 года стал для Арбитражного суда РТ годом больших перемен

Причиной отмен также становилось непривлечение к процессу третьего лица, чьи права затрагиваются напрямую. Или уже вынесенные арбитражным судом решения с тем же составом участников и аналогичными требованиями. «После чтения таких отмен напрашивается две версии: либо мы вообще не хотим читать Арбитражно-процессуальный кодекс, либо халатно относимся к своим служебным обязанностям», — выразил свое отношение к браку в работе Новиков.

Видимо, по этим причинам, каждая отмена дела по процессуальным основаниям в Арбитражном суде РТ — теперь предмет тщательного разбора полетов. Причем судью вместе с председателем судебной коллегии заслушивают на президиуме.

«ВСТРЕЧАЮТСЯ ПРИМЕРЫ СТРАННЫХ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ»

Но, как выяснилось, это были лишь цветочки. Ближе к концу выступления докладчик подошел к довольно щепетильной теме и начал рубить правду-матку.

«Встречаются очередные примеры странных судебных актов, вынесенных нашими судьями», — сообщил Новиков и проиллюстрировал заявление на конкретном примере. Арбитражный суд РТ отказал исполкому Казани в иске к ООО «Многопрофильное предприятие «Энергосервис», который требовал признать принадлежащий этой компании объект недвижимости самовольной постройкой и снести его. Отказ суда был основан на том, что «Энергосервис» якобы представил в материалы дела разрешение на строительство этого объекта недвижимости.

Как позже проанализировала апелляция, договор купли-продажи незавершенки, с которым компания связывала свое право на нее, был заключен 12 февраля 1999 года, тогда как как разрешение на строительство этого объекта выдано 20 марта того же года, то есть уже после сделки купли-продажи. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что договор ничтожный.

В чем еще оплошал в этом деле татарстанский арбитраж? В том, что поддержал довод ответчика о том, что объект построен на отведенной для целей строительства муниципальной земле. Тогда как справка из архива это обстоятельство начисто опровергла: в администрации Казани отыскалось постановление, датированное 22 декабря 1997 года, на которое ссылалась компания. Но говорится в нем совсем о другом: о представлении гражданина Виноградова... к почетному званию «Заслуженный работник сельского хозяйства». Постановлений же об отводе предприятию земельного участка нет.

И это не единственная нестыковка в этом деле: выписка из ЕГРЮЛ по городу Элисте свидетельствует о том, что упомянутое ООО было создано в 1998 году — то есть позже, чем спорный земельный участок отвели под строительство. При всем при этом суд первой инстанции отказал в сносе недостроя как самовольной постройки! Хорошо, что апелляция это решение отменила.

Кстати, исполком Казани не оставил этого просто так — подал жалобу на судью в квалификационную коллегию. В настоящее время, как сообщил Новиков, по ней проводится проверка. По ее результатам будет решаться вопрос привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

IMG_9858.jpg
Председатель суда призвал судей исключить волокиту

Исключительный ли это случай? Судя по словам главы татарстанского арбитража, нет: «Странные решения выходят из-под пера наших судей зачастую». И Новиков привел новые примеры.

В августе прошлого года арбитраж удовлетворил иск Акибанка, который требовал признать незаконным бездействие управления архитектуры и градостроительства Казани. Оно отказало банку в формировании земельного участка. Признав требования кредитной организации справедливыми, суд отметил, что цель использования запрашиваемого земельного участка — благоустройство территории смежного надела. Это не нарушает назначение участка — он находится на свободной площадке. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к другим выводам: банк требует участок в составе земель общего пользования, а именно — сквера Котельникова, который включает в себя пешеходную аллею. «Как могло быть вынесено такое решение при наличии в деле доказательств невозможности формирования земельного участка?» — гневно вопрошал Новиков. «Подобные странные решения просто-напросто подрывают авторитет судебной власти», — подчеркнул он.

IMG_9809.jpg
Как один из положительных результатов работы Арбитражного суда РТ - пятикратное уменьшение количества дел, рассмотренных с нарушением процессуальных сроков - до 276

БАНКРОТНЫЕ ДЕЛА ВОЛОКИТИЛИСЬ ПО 5 - 8 ЛЕТ

Докладчик прошелся и по делам о банкротстве. Общее число таких дел снизилось незначительно — на 3%. Зато в минувшем году подняли эффективность их рассмотрения. «На начало 2012 года было буквально заволокичено более 31 дела о банкротстве — они находились в производстве суда уже около пяти лет», — продолжил выносить сор из избы председатель. Но, как выяснилось, и этот срок не предел: 5 дел рассматривались уже свыше 8 (!) лет.

Благодаря принятым экстренным мерам сегодня из банкротных дел-«долгожителей» осталось только одно.

Позицию Новикова в отношении «банкротных» дел поддержал председатель Федерального арбитражного суда Поволжского округа Юрий Глазов: «Мое субъективное мнение — оздоровить предприятие можно за год-два. Все, что свыше — это только разорить, съесть деньги всех кредиторов». По его словам, зачастую один арбитражный управляющий ведет 3 - 6 дел. «А когда мы просим представить отчет, они что говорят? «Нам некогда», — посетовал он. — Разве это нормально?»

Юрий Глазов

А вот жалоб и различных обращений по поводу действий судей Арбитражного суда РТ поступает все больше — на 30,7% по сравнению с 2012 годом. «С сожалением вынуждены констатировать, что часть жалоб — 26 процентов от общего числа — признана обоснованной», — сообщил Новиков. Он рассказал о жалобе Энергобанка на судью, нарушившего срок направления апелляционной жалобы: «Казалось бы, чего проще? Пришла жалоба, три дня процессуальный срок — ее нужно срочно отправлять. Но что делает судья? Дело лежит с жалобой месяц и никуда не отправляется». «Я примерно представляю, с чем это связано, — не стал он ходить вокруг да около. — В то время как активно выводятся капиталы банкротящегося предприятия, дело не обжалуется». «Как можно было допустить подобное?! — задал вопрос председатель суда и сам же попытался дать ответ. — Либо судья слабо контролирует работу секретаря, либо имеются иные обстоятельства».

На фоне разноса, который устроил Новиков, даже Минниханов, который способен не менее строго спросить с проштрафившихся, признал, что выступление было «очень критичным». Важность работы Арбитражного суда он связал с тем, что у Татарстана в округе «самая большая экономика». Это 1,5 трлн. валового регионального продукта, самые большие иностранные инвестиции — почти $900 млн., огромное количество иностранных инвесторов — 520 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Высокие рейтинги республики, по его мнению, обеспечивает в том числе и надлежащая работа арбитражных судов. «В целом состав судей высокопрофессиональный», — приободрил он служителей Фемиды.

IMG_9780.jpg
Cудьям Арбитражного суда РТ есть над чем задуматься