«Только за 2023 год клиенты одного из крупнейших банков перевели телефонным мошенникам 250 миллиардов рублей! В расцвете телефонного терроризма много виновных. В том числе несовершенная законодательная система, позволяющая регистрировать на один паспорт неограниченное количество сим-карт, а также операторы мобильной связи, которые прежде участвовали в гонке искусственно накачанных абонентских баз. Билайн убежден, что пришло время это изменить», — говорит директор Центрального региона билайн Дмитрий Глотов. В интервью нашему изданию он рассказал, какие абоненты чаще попадают под удар мошенников, какие технологии и сервисы созданы для защиты клиентов и членов их семей.
Дмитрий Глотов: «Каждую секунду, по статистике, мошенники совершают 94 звонка! А в сутки это более 8 миллионов. И эти цифры растут с каждым годом»
Телефонные мошенники атакуют Татарстан: республика в топ-5 среди городов РФ по количеству звонков
— Дмитрий, по данным Kaspersky Who Calls, в первом квартале 2024 года доля российских пользователей, которым поступали телефонные звонки с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество, увеличилась в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Цифры ужасающие. Вы, как один из крупнейших операторов в стране, как-то боретесь с этим?
— Наверное, в нашей стране не осталось людей, кто хотя бы раз не столкнулся с телефонными мошенниками. Каждую секунду, по статистике, мошенники совершают 94 звонка! А в сутки это более 8 миллионов. И эти цифры растут с каждым годом.
Только в первые 5 месяцев 2024 года билайну удалось заблокировать более 45 миллионов звонков от злоумышленников. От влияния мошенников было защищено около 4 миллионов клиентов, что на 50% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
И работа в этом направлении ведется колоссальная. В противном случае масштабы бедствия будут только расти. Например, только у клиентов одного из крупных банков страны за 2023 год телефонные мошенники увели 250 миллиардов рублей!
Если говорить исключительно про Татарстан, то с начала 2024 года наши защитные системы заблокировали почти полтора миллиона звонков от спамеров. И по этому показателю республика входит в топ-5 по стране, уступая лишь Москве, Санкт-Петербургу и Ставрополю.
— Есть ли данные о том, кто чаще всего подвергается атакам злоумышленников?
— Из 1,5 миллиона звонков 415 тысяч, или чуть больше 30%, были направлены бабушкам и дедушкам. Они доверчивее и быстрее попадаются на уловки злоумышленников. Но мошенники активно атакуют и более молодую целевую группу. В Татарстане средний возраст потенциальной жертвы среди мужчин составляет 43 года, у женщин — 46 лет.
Но хорошая новость в том, что ни один из этих мошеннических вызовов не прошел — системы безопасности билайна заблокировали их. Алгоритмы Big Data непрерывно формируют базу данных мошеннических и спам-номеров и выявляют такие звонки, а вместо клиента злоумышленнику отвечает «Виртуальный помощник». Поэтому наш абонент продолжает спокойно заниматься своими делами, а его личный цифровой ассистент поговорит с мошенником или спамером.
«В этом году самая длинная мошенническая атака в Татарстане с рекордным количеством попыток дозвониться до одного абонента — 290 звонков за 6 минут!»
Удивительно, но у некоторых злоумышленников просыпается спортивный интерес: в этом году самая длинная мошенническая атака в Татарстане с рекордным количеством попыток дозвониться до одного абонента — 290 звонков за 6 минут! Но, повторюсь, ни один из них не побеспокоил нашего клиента, потому что все эти атаки были отражены.
— Но с незнакомых номеров не всегда звонят мошенники…
— Конечно, это может быть курьер, старый знакомый, который сменил номер, поэтому его и нет в вашей записной книжке. Система настроена так: если она хотя бы на один процент не уверена в том, что звонит мошенник, она подсвечивает это следующим образом: рядом с входящим номером появляется надпись «возможен спам или мошеннические действия». Далее абонент сам принимает решение: ответить на этот звонок или нет.
Помимо этого, «Виртуальный помощник» примет «подозрительные» входящие, а также ему можно доверить прием и обычных звонков, когда неудобно отвечать самому. Он узнает цель звонка и пришлет запись разговора в мобильное приложение билайн. Поэтому, если вы переживаете, что пропустили важный входящий с незнакомого номера, достаточно прослушать короткий файл. Для обладателей PRO-версии доступна также и расшифровка звонка в Telegram. Установить сервис просто: достаточно в приложении билайн зайти в раздел «Безопасность».
«В ближайшем будущем проблема серых сим-карт может перерасти в настоящую катастрофу, если ее игнорировать, поэтому билайн принял решение привлечь внимание к скрытому миру неидентифицированных сим-карт»
Кто должен помочь сотовым операторам победить телефонных мошенников?
— Получается, что за безопасность абонентов отвечает ИИ?
— И да, и нет. Если говорить о человеческом ресурсе, вовлеченном в обеспечение безопасности клиентов блиайн, то это порядка 60 разработчиков и 70 аналитиков, а также отдельное подразделение нашего контактного центра. Его мы называем «Группой быстрого реагирования», потому наши специалисты в момент, когда клиент все-таки попал на удочку мошенников и счет идет на секунды, скажут, как корректно противостоять преступным действиям, и помогут нашим клиентам обезопасить себя, в том числе и со связкой со смежными приложениями банков, госуслуг.
«В расцвете телефонного мошенничества много виновных»
Для эффективной работы в сфере безопасности мы стремимся к созданию межотраслевого партнерства: уже сотрудничаем со Сбером и Т-Банком, а также открыты к сотрудничеству с другими игроками финансового рынка и e-commerce*.
Время одиночных прорывов в борьбе с мошенничеством завершилось. Билайн стремится объединять усилия с другими отраслями. В противном случае успеха не будет.
— Один из столпов развития мошеннических схем — бесконтрольная торговля сим-картами в стране. Операторы как-то могут бороться с этим недугом?
— В расцвете телефонного мошенничества много виновных. В том числе несовершенная законодательная система, позволяющая регистрировать на один паспорт неограниченное количество сим-карт. Безусловно, доля вины лежит и на операторах мобильной связи, которые в какой-то момент сместили фокус с реальных потребностей клиентов на выполнение маркетинговых планов, и началась гонка искусственно накачанных абонентских баз. Мы осознанно от этого отказались и сфокусированы на построении долгосрочных отношений с клиентами.
В ближайшем будущем проблема серых сим-карт может перерасти в настоящую катастрофу, если ее игнорировать, поэтому билайн принял решение привлечь внимание к скрытому миру неидентифицированных сим-карт. Весной мы сняли документальный фильм-расследование «Темная сторона телекома». Там мы поэтапно рассказываем, как вообще появилась возможность покупать симки где угодно, не регистрируя их, и почему это создает угрозу для общества.
Центр нашей стратегии — клиент с его заботами, интересами и желаниями, а не бездушная неидентифицируемая симка.
— Какие сервисы предлагаете?
— У нас есть несколько решений: во-первых, «Купол безопасности», о котором я говорил ранее, — система полностью защищает абонента от мошеннических атак. Во-вторых, защита от мошеннической замены сим. Это бесплатный сервис, доступный в нашем приложении. В-третьих, продукт «Семья рядом». Он позволяет делиться геолокацией при обоюдном согласии абонентов. Это незаменимая вещь, чтобы не беспокоиться за местонахождение вашего ребенка. Например, вбиваете адрес школы, и, как только он туда приходит, сервис вас оповещает. Как только ребенок покинул школу, вы снова получаете уведомление. Также сервис незаменим для взаимодействия с пожилыми людьми — вы всегда знаете, где они.
Помимо этого, есть и просто удобные сервисы, позволяющие всегда быть на связи. Например, «Общий баланс»: членам вашей семьи не надо следить за тем, сколько денег у них на счету, потому что все привязывается к одной, например, папиной карте. Подключаете автоплатеж, и вся семья всегда на связи. Очень удобно, сам пользуюсь.
— За внедрение этих решений в марте этого года билайн был признан самым безопасным мобильным оператором России?
— В том числе. Особое внимание при исследовании уделялось трем критериям: эффективности инструментов против подмены номеров, защите от нежелательных звонков и распространенности номеров на онлайн-биржах виртуальных номеров. Вот по этим параметрам, согласно результатами исследования ComNews Research, билайн справился лучше других игроков. Но, повторю главную мысль, в одиночку бороться с мошенниками бесполезно. Это нужно делать сообща, и тогда у злоумышленников не будет возможности даже дозвониться до вас. В таком случае их деятельность потеряет смысл.
Реклама. ПАО «ВымпелКом», подробнее на сайте: www.beeline.ru
Фото на анонсе: Сергей Елагин
e-commerce — электронная коммерция
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.