BELL-430 ПРОДАН. ОЧЕРЕДЬ — ЗА АКЦИЯМИ

ОАО «Генерирующая компания» (ГК) объявило коммерческие предложения о продаже непрофильных активов: акций ОАО «Акибанк» и 7-этажного паркинга на ул. Островского в Казани.

Напомним, курс на оптимизацию ГК взяла в 2012 году, когда кресло ее генерального директора занял Раузил Хазиев. Началось сокращение аппарата управления, а руководителей средней руки пересадили с «казенного» транспорта на личный. В январе 2013-го ГК объявила о продаже «дорогой игрушки» — вертолета Bell-430 стоимостью 157,8 млн. рублей. «Вертолет для производственной деятельности Генерирующей компании не нужен», — сообщил тогда газете «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора — директор по экономике и финансам компании Айрат Сабирзянов. Он уточнил, что на балансе ГК была еще одна «вертушка» — Robinson, но ее продали еще летом 2012 года. «Отчуждение всего непрофильного проводится в рамках программы повышения эффективности компании, — рассказал Сабирзянов. — Ведь это очень недешевое хозяйство». Как стало известно «БИЗНЕС Online», Bell-430 продали в прошлом году, но в ГК не сообщают, кому и по какой цене.

Раузил Хазиев не настроен на участие в банковском бизнесе
Раузил Хазиев не настроен на участие в банковском бизнесе

Теперь пришла очередь финансовых активов. На сайте компании указано, что ОАО «Татэнерго» реализует 3 540 487 обыкновенных именных акций акционерного коммерческого ипотечного банка «Акибанк» номинальной стоимостью 10 рублей за каждую (доля в уставном капитале банка — 1,3%). ГК, в свою очередь, решила избавиться от 48 195 403 таких же акций того же банка по той же стоимости (доля в уставном капитале банка — 18,5%). «Акции приобретались в 2001 - 2010 годах по номинальной стоимости 10 рублей, часть из них получены по допэмиссии при капитализации нераспределенной прибыли банка», — сообщил «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора по корпоративной политике ГК Дамир Сафиуллин. Он также отметил, что решение по максимуму реализовать непрофильные активы, в том числе и акции Акибанка, было принято еще в 2012 году: «Напряженная инвестиционная программа Генерирующей компании, строительство ПГУ на Казанской ТЭЦ-2, ежегодный план капитального строительства — реконструкция мощностей компании требуют изыскания дополнительных финансовых источников. В том числе путем реализации непрофильных активов компании».

Дамир Сафиуллин
Дамир Сафиуллин: «Реконструкция мощностей компании требуют изыскания дополнительных финансовых источников»

«ДЕНЬГИ НУЖНЫ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС»

Тем не менее решение избавиться от акций выглядит неоднозначным: участие в капитале банка, причем довольно успешного, вряд ли можно считать балластом. Это все же не VIP-вертолет, который требует больших денег на содержание и не приносит никаких дивидендов (кроме как имиджевых). Более того, Акибанк — один из самых мощных банков республики, по данным Нацбанка РТ, его активы на конец минувшего года превышали 25 млрд. рублей, и по этому показателю он входит в пятерку банков в РТ, а по размеру кредитов, выданных юрлицам и ИП, — третье место. Известно, что энергетики активно взаимодействовали с Акибанком еще в нулевые, когда «Татэнерго» возглавлял Ильшат Фардиев, собственно, в то время они и стали акционерами банка. Кстати, в минувшем году Фардиев, ныне являющийся гендиректором ОАО «Сетевая компания», возглавил Наблюдательный совет Акибанка. В этот совет, кстати, входит и гендиректор Генерирующей компании Хазиев. Но нынешнее руководство ГК, как видим, не настроено на участие в банковском бизнесе, хотя и вполне успешном.

«Средства нужны здесь и сейчас, — объяснил «БИЗНЕС Online» Сабирзянов. — А то, что компания получает в качестве дивидендов банка, — это, во-первых, процесс, растянутый во времени; во-вторых, то, что нужно на модернизацию мощностей компании в сравнении с получаемыми дивидендами, — совершенно другой порядок цифр, я бы их не стал сравнивать. Причем средства нужны и на реконструкцию тепловых сетей, а это уже вопрос социальной ответственности компании (ГК в 2013 году стала теплоснабжающей организацией Казани и Набережных Челновавт.)». Помимо этого, по словам Сабирзянова, планы по продаже акций свидетельствует и о желании компании сосредоточить все свои силы исключительно на профильном производстве: «Мы энергетики, и должны заниматься энергетикой, а не другим видом деятельности. Банк — это серьезный бизнес, которым должны заниматься люди, которые в этом понимают. Это первое. Второе, учитывая задачи и угрозы, которые существуют в энергосистеме, то, на наш взгляд, нужно все непрофильные активы концентрировать на решение глобальных задач в энергосистеме».

Мурад Ахмеров
По мнению генерального директора ООО «Девелоп Групп» Мурада Ахмерова, паркинг в центре города как бизнес мало кому интересен

Между тем, по мнению одного из участников банковского рынка, пожелавшего остаться неназванным, продать на рынке посредством открытого тендера акции банка весьма проблематично: «Я не верю, что путем таких инструментов, как тендер, можно продать бумаги потенциальным инвесторам. Чтобы это было возможно, инвестор должен глубоко погрузиться в деятельность банка. Нужно смотреть управленческие данные, отчетность, желательно войти в совет директоров. Это небыстрый процесс, присматриваются хотя бы полгода, год». По мнению собеседника «БИЗНЕС Online», в данном случае тендер может проводиться под какого-то уже известного сторонам сделки покупателя. «Главный вопрос: зачем кому-то покупать 20 процентов, если эта доля не позволяет участвовать в управлении банком? Возможно, менеджмент предложил свою цену, но «Татэнерго» и Генкомпанию она не устроила, и посредством тендера ее пытаются разогреть», — отметил эксперт.

Интересное уточнение сделал председатель Национального банка РТ Евгений Богачев: «На наши банки даже в условиях кризиса есть спрос, меня москвичи постоянно спрашивают, где у нас можно купить банк...»

В Акибанке воздержались от каких-либо комментариев.

В МОСКВЕ ПАРКОВОЧНЫЕ МЕСТА СТОЯТ КАК ЖИЛЬЕ. И В КАЗАНИ БУДЕТ ТАК ЖЕ

По всей видимости, ГК отвлекают от решения глобальных задач не только акции Акибанка, но и 7-этажный многоуровневый паркинг по адресу: Островского, 42, на 100 машино-мест. Автостоянку площадью 5,6 тыс. кв. м ввели в строй перед Универсиадой, и, по сути, ее строительство было для ГК социальным обременением. Паркинг создали в рамках республиканской программы по строительству парковок в Казани. Генподрядчиком выступило ООО «Грань», а общая сметная стоимость, как заявлялось, составила 105,3 млн. рублей. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в ГК, паркингом пользуются сотрудники компании и соседних организаций.

С продажной ценой ГК пока не определилась — она собирает информацию от заинтересованных лиц, изучает рынок. Но объект очень специфический. По мнению генерального директора ООО «Девелоп Групп» Мурада Ахмерова, паркинг в центре города как бизнес мало кому интересен: «Покупать паркинг, как бизнес, думаю, не совсем рентабельно, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Потому что автостоянка — не столько доходный объект, сколько обслуживающий, необходимый для осуществления бизнеса». По оценке эксперта, адекватная цена (без учета затрат на покупку земли и строительство, только исходя из средней стоимости машино-места в центре городаавт.), которая бы могла заинтересовать потенциального покупателя, — 60 - 70 млн. рублей. «В жилых домах в центре машино-место стоит 550 - 700 тысяч рублей, — констатировал он. — Если паркинг на 100 машино-мест, то и считайте, сколько он реально стоит». Ахмеров предположил, что реально заинтересованным лицом в приобретении паркинга может стать торговый центр «Детский мир» на ул. Пушкина (осенью 2012 года здание выкупила московская компания Landor Investmentsавт.): «Думаю, что прямой клиент — «Детский мир» на Пушкина. У них своей парковки нет, а эта парковка для них — отличный вариант».

 7-этажный многоуровневый паркинг на ул. Островского на 100 машино-мест
7-этажный многоуровневый паркинг на ул. Островского на 100 машино-мест

Генеральный директор ООО «Солнечный город» Ильяс Дивеев для наглядности припомнил ситуацию десятилетней давности: «Цены сегодня серьезно выросли. 10 лет назад 18 квадратных метров в паркинге (причем место не парковочное, а гаражное) продавались примерно за 80 тысяч рублей. Сейчас средняя цена обычного парковочного места — порядка 450 тысяч! Уберите процентов 12 - 15 и получите стоимость строительства в расчете на одно место. Многое зависит от расположения: центр — одна цена, спальный район — другая, если в принципе нет парковок и машину невозможно вечером поставить — третья... Насколько интересно предложение Генкомпании? В Москве стоимость квадратного метра парковочного места давно приравнялась к стоимости квадратного метра жилья. И мы к этому идем постепенно. Раньше норматив обеспеченность жителей парковками при строительстве жилых комплексов был 40 процентов, потом он поменялся на 100 процентов, а в центре города — на 200 процентов. И этот норматив, как показывает жизнь, абсолютно актуален при имеющейся кредитной политике продажи автомобилей. Думаю, парковка на Островского интересна для покупателей».

СРЕДСТВА НА «ШТОПАНИЕ ПРОРЕХ»

Продажа непрофильных активов ГК, судя по всему, реализуется по плану, когда, собирая с миру по нитке, предполагается получить целую рубаху. Особенно на фоне притормозившихся проектов по модернизации крупнейших объектов генерации. Напомним, что модернизация КТЭЦ-2 оценивается более чем в 11 млрд. рублей, 5,5 млрд. из которых компания уже инвестировала. С другой стороны, входящая в структуру ГК КТЭЦ-1 (построена по плану ГОЭЛРО еще в 1933 году) до сих пор не получила каких-либо вливаний. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» в апреле прошлого года Хазиев, по КТЭЦ-1 компания еще не предпринимала каких-либо телодвижений, тем не менее «модернизация неизбежна. Нас уже всерьез прижало». В конце прошлого года ГК нашла источник финансирования объектов энергетики, на который ранее не могла и рассчитывать. Это механизм возврата инвестиций за счет договоров предоставления мощности (ДПМ, позволяет возвращать инвестиции в строительство новых мощностей). Напомним, что в перечень объектов по ДПМ Татарстан не вошел. Но в октябре 2013 года ГК подписала меморандум с ЗАО «КЭС» (энергетическим активом группы «Ренова» Виктора Вексельберга) о переносе площадки ДПМ из Свердловской области в РТ. Если схема будет реализована, то в результате возможно появление двух принципиально новых станций дополнительной мощностью 450 МВт — мощность Казанской ТЭЦ-2 возрастет на 220 МВт, на Елабужской ТЭЦ будет создан новый источник электрической энергии на 230 МВт.

Но, по всей видимости, этот проект имеет все же отсроченные перспективы, и ГК вынуждена изыскивать на «штопание прорех» в энергетическом хозяйстве все возможные средства. Тем более что ГК (по сути, госкомпания) не имеет за собой группы поддержки в виде крупных инвесторов, как, к примеру, ТГК-16, в модернизацию которой ТАИФ вкладывает 11 млрд. рублей.

ТЕНДЕНЦИЯ ДЛЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКОВ

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили привлекательность портфеля акций Акибанка, принадлежащих Генкомпании.

Михаил Кузьмин — аналитик «Инвесткафе»:

— Банк не предоставляет отчетности по расчету собственных средств, что затрудняет оценку его стоимости. Между тем, если ориентироваться на уставный капитал, размер которого составляет 2,8 миллиарда рублей (в декабре уставной капитал Акибанка увеличился с 2 800 296 тысяч до 2 900 296 тысяч рублейред.), можно говорить о некотором диапазоне стоимости пакетов акций. С учетом того, что сейчас публичные кредитные организации торгуются с соотношением в 0,8 рыночной стоимости компании к капиталу, можно сделать вывод, что стоимость 1,3 процента акций составляет около 29 миллионов рублей, а 18,5 процентов — около 414,4 миллиона. Однако есть целый ряд факторов, негативно влияющих на стоимость. Это и ситуация на банковском рынке, где сейчас ужесточается регулирование, и, соответственно, покупка того или иного банка или его части не всегда воспринимается как однозначно выгодная инвестиция. Банковский бизнес становится все более сложным и масштабным.

По итогам года Акибанк заработал чуть более 160 миллионов рублей чистой прибыли, соответственно, на данный момент банк является прибыльным. И если его текущие акционеры заинтересованы в развитии бизнеса кредитной организации, то именно они могут стать основными претендентами на покупку бумаг банка.

Тахир Гайнутдинов — основатель банка «Казанский» (ныне — «Рост»):

— Во-первых, на продажу выставляется не контрольный и даже не блокирующий пакеты. Во-вторых, других акционеров это мало касается. Другое дело, что обычно те или иные компании входят в капитал банка по взаимной договоренности, поэтому, я думаю, проблему выхода кого-то из состава акционеров должен решить держатель контрольного пакета. Как он поступит, это его личное право.

Так или иначе не думаю, что выход «Татэнерго» и Генкомпании как-то отразится на Акибанке. Потому что это хороший банк, с хорошими объемами бизнеса. Может быть, в долгосрочной перспективе немного упадут его обороты, но, мне кажется, для банка это некритично. Я это говорю по своему личному опыту. В 2005 году у нас был крупный акционер — «Казаньоргсинтез», и на определенный момент он пожелал продать свою долю в банке. Мы его долю выкупили, но у нас сохранились дружеские отношения, и поэтому выход КОС из капитала нашего банка серьезно на нашу устойчивость в моменте не повлиял. Конечно, в дальнейшие три-четыре года уход системообразующего клиента несколько затормозил темп роста и развития.

Рустам Саяхов — председатель правления МКБ «Аверс»:

— Если речь идет не о контрольном пакете, а это не контрольный пакет, не думаю, что при текущей ситуации он кому бы то ни было может быть интересен. Сейчас банки даже с хорошими бизнес-моделями продаются с мультипликаторами ниже единицы к капиталу, так что этот пакет может не представлять интереса даже для текущих собственников. Они могут просто сверху увеличить капитал, а не выкупать долю у миноритарных акционеров.

Антон Сороко — аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:

— На текущий момент исходя из средних отраслевых оценок банковских структур данные пакеты акций Акибанка можно оценить в 35 - 42 миллиона и 500 - 610 миллионов рублей соответственно (за 1,3 процента и 18,5 процентов). В целом процесс распродажи непрофильных активов в последнее время свойственен для электроэнергетиков и металлургов — высокая долговая нагрузка и низкая рентабельность (у одних из-за регулирования тарифов, у других из-за слабой конъюнктуры на мировых рынках) требуют от них проведения оптимизации своей бизнес-структуры с целью повышения эффективности деятельности. Да и банковский бизнес в ближайшие годы вряд ли будет сверхприбыльным, особенно для мелких региональных организаций, которые больше всего страдают от оттока вкладчиков, причиной которому является «чистка» в банковском секторе России (она, кстати, может продолжаться еще достаточно долго). Таким образом, реализация банковских активов для тех структур, для которых они не являются ключевыми и они не готовы к дополнительным финансовым влияниям с целью повышения достаточности капитала, является правильным и своевременным шагом.