fomin.jpg
Владимир Фомин: «Одной из основных задач организации работы управления в 2012 - 2013 годах стала оптимизация сроков и процедур предоставления муниципальных услуг и функций управлением»

БУМАЖНОЕ ПОЛОВОДЬЕ В УАИГ

Свой доклад о сокращении волокиты шеф управления архитектуры и градостроительства (УАиГ) казанского исполкома Владимир Фомин начал с косвенного объяснения ее причин. Одна из них – растущий вал документов при неизменном штате. Как оказалось, всего в 2013 году здесь обработали свыше 60 тыс. различных документов – рост по сравнению с 2011 годом почти в 2,5 раза! Река постановлений, разрешений, согласований, разбухшая благодаря Универсиаде, грозила выйти из берегов: 2012 - 2013 годы стали рекордными по количеству рассмотренных проектов трасс инженерных коммуникаций, эскизных проектов цветовых решений фасадов, дизайн-проектов средств наружной рекламы и информации.

— В связи с этим одной из основных задач организации работы управления в 2012 - 2013 годах стала оптимизация сроков и процедур предоставления муниципальных услуг и функций управлением, — заявил Фомин.

Импульс к назревшим переменам управление получило и от мэра Казани Ильсура Метшина:

— Эти вопросы в преддверии Универсиады, во-первых, просто всплыли, согласовательные вопросы по реставрации в историческом центре иногда шли дольше, чем сам процесс реставрации, — вспомнил, комментируя докладчика, градоначальник.

«СРОКИ СОГЛАСОВАНИЯ, ИСЧИСЛЯВШИЕСЯ ГОДАМИ, СОКРАТИЛИСЬ ДО 14 ДНЕЙ»

Первое, что было сделано, — это оптимизирован лист согласования проектов постановлений по вопросам формирования земельных участков. Эта услуга — первый шаг при оформлении прав на землю под строительство или под уже существующие дома, сады, дачи, гаражи — все что угодно. Казанцы выстраиваются в очередь за подобными услугами, к примеру, всего в управление в прошлом году обратились более 8,7 тыс. человек. Без этой процедуры невозможно получить кадастровый номер, и, соответственно, не получится ни купить, ни продать, ни законно построить что-либо на участке.

Вместо десятка подписей организаций, не входящих в структуру исполкома, теперь достаточно лишь автографов ответственных чиновников. Раньше же приходилось обегать всех владельцев сетей. Основная волокита была именно здесь. Чиновник сейчас жестко ограничен временными рамками регламента, а «сетевики» такой проблемы не имели. В результате кипы бумаг, идущих на согласование, пачками отправлялись под сукно и «вылеживались» месяцами, пока хозяева подземной Казани чинили трубы, латали кабели и экстренно копали траншеи, ликвидируя порывы. Теперь же, по выражению Фомина, удалось избавить людей от огромной головной боли. При этом людей, оформляющих участок, по-прежнему оповещают обо всех рисках и ограничениях, связанных с пролеганием коммуникаций, эту базу данных УАиГ аккумулировал у себя.

— Приняли решение — теперь уведомительный характер, — отметил мэр Казани Метшин. — Прислали документ, если есть возражения — дайте нам знать…

Ведомственные согласования сохранены лишь там, где этого требует закон, добавил Фомин. Упрощения затронули и утверждение схемы размещения земельных участков, таких документов в 2013 году было выдано более 1 тысячи.

— Значительным результатом такой оптимизации можно считать временной показатель: если ранее время формирования земельного участка под индивидуальными жилыми домами исчислялось месяцами, а порою и годами, то теперь эта процедура занимает не более 14 дней в управлении, — заявил он.

Получить адрес объекта недвижимости теперь тоже можно куда как проще. Вместо десятка подписей чиновников районных администраций осталось лишь три подписи сотрудников управления и одна — главы аппарата исполкома. В результате сроки процедуры сократились в 3 - 6 раз: до 1 месяца. И выросла эффективность работы: в 2013 году принято 2055 распоряжений, более чем в два раза по сравнению с 2011 годом.

— Очень показательные примеры, — дал оценку Метшин. — Ничего не изменилось: ни федеральное законодательство, ни республиканское, ни городские нормативные акты. Просто включили голову. Вот цена человеческого желания сделать что-то полезное в «семи кругах ада». Можем! Мы новую Универсиаду проводить не будем, новая Универсиада для нас должна быть в снижении этих административных барьеров. Вот наши рекорды, и вот наши вершины, которые мы должны брать.

«РЕКЛАМНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ПРОСИТ САЙТ»

Кроме того, управление архитектуры продолжает поддержку работы сайта «Планета задач», он начал работать в начале 2012 года. Сайт в режиме online позволяет заказчикам подавать дизайн-проект наружной рекламы и информации, получать замечания от чиновников по доработке проекта вплоть до официального обращения в управление.

— Работа данного сайта сократила количество желающих прийти на прием за предварительной консультацией, в открытом режиме позволяла отслеживать результаты рассмотрения проекта, — перечислил достоинства сайта Фомин. — Реакция потребителей была различна от резко негативной в самом начале работы сайта, когда имелись технические сбои и не было четкого регламента работы, до объективно положительной.

Теперь «рекламная общественность» просит сделать сайт официальным этапом получения муниципальных услуг, и сейчас в управлении, идя навстречу общественности, меняют регламент.

— Обязательно надо и электронные сервисы вводить! — поддержал начинание градоначальник, порекомендовав финуправлению и его шефу Айрату Гарипову найти средства для финансирования «Планеты возможностей».

А затем рассказал, что сейчас советник по IT Дмитрий Еремеев совместно с управлением информатизации Виталия Уткина готовит решения мэрии по всем вопросам IT-сферы. Само по себе физическое перемещение ведомств на Груздева, 5, о котором уже несколько лет ведутся разговоры, ничего не даст. Самое главное — оптимизация всех процедур.

— Все должно служить одной цели: чтобы предприниматели не обивали пороги, максимально все через интернет! — обозначил задачи мэр. — Чтобы все запросы, вся информация была видна не выходя из офиса. Максимально дистанцировать заявителя от его величества чиновника — вот те задачи, которые мы должны «разозлиться и сделать».

460.jpg
Как рассказала Татьяна Прокофьева, за последние 6 лет в Казани утверждено больше проектов планировок, чем за предыдущие 50 лет

ЧЕМ УДИВИЛА МЭРА ПРОКОФЬЕВА

На пару с шефом держала отчет вчера и главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. Ядром ее доклада стали данные по разработке проектов планировки территории.

— Наша задача — сформировать полный пакет градостроительной документации, чтобы желающие инвестировать имели полную прозрачность как по земельным участкам, так и по подключению к сетям, — анонсировал ее выступление мэр Казани.

Как рассказала Прокофьева, за последние 6 лет в столице РТ утверждено больше проектов планировок, чем за предыдущие 50 лет. С 2008 по 2013 годы разработано и утверждено 18 проектов. Между тем до этого был 18-летний провал: документация не разрабатывалась вообще. Причины «затишья» Прокофьева объяснила просто: закон не требует обязательности этого документа, а его создание — удовольствие недешевое. За советские же 35 лет было сделано только 16 проектов.

Между тем именно проект планировки территории «цементирует» все что нужно для комплексного развития территорий. Этот документ «приближает» видение микрорайонов с высоты генплана до конкретики. Здесь закладываются «красные линии» парков и скверов, участков под строительство домов, детских садов, дорог, всевозможных подстанций, «ливневок», паркингов, магазинов и так далее — одним словом, всего того, без чего невозможна комфортная жизнь горожан. Все проектируется с учетом количества жителей и в соответствии с нормативами. А документ, принятый через публичные слушания, прошедший утверждение Казгордумы, принимает силу закона, в обход которого нельзя уже отдать под застройку «пустырь», предназначенный под детсад или парковую зону.

— Приятно был удивлен, что за последние шесть лет мы сделали проектов планировки территории больше, чем за все советские годы, — отметил Метшин. — Конечно, у нас есть период, который мы вынуждены нагонять: за 15 лет не было никаких проектов планировки территории. Соответственно, мы пожинаем плоды этого хаотичного периода сегодня. Самые такие нехорошие примеры — это самовольные поселки, которые образовались вне проектов планировок территорий. И, соответственно, сидят без воды…

Наличие же планировки дает ощутимые плюсы. Метшин напомнил, что только благодаря резервированию участков под соцобъекты Казань получила возможность строить десятки детских садов по президентской программе. В этом году предстоит ввести еще 28 объектов, напомнил он. Основную часть из них — в густонаселенных микрорайонах.

ПОКОНЧИТЬ С ЭПОХОЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ХАОСА

Далее Прокофьева коротко остановилась на основных проектах, которые сейчас в работе. Так, буквально на днях утвержден проект планировки «Поселок офицеров». Готовится к принятию проект «Центр», куда входит историческое ядро города — предусматривается строительство 176 тыс. кв. м жилья, строительство детсадов, развитие дорожной сети и инженерии. Продолжается проектирование района Адмиралтейской слободы, где впервые промзоны превратятся из мертвых «проплешин» в центры жизни. Разрабатывается проект планировки Юдино — здесь вдвое вырастет количество жителей, а значит, понадобятся тысячи мест в детских садах…

Впрочем, сейчас проекты планировок разрабатывают не только на деньги казны. Исполком предлагает сделать это каждому серьезному застройщику. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный архитектор дала понять, что чиновники просто включат красный свет любому проекту, если непонятно, как будет развиваться территория. Не дадут, например, строить жилье, если нет детских садов или хотя бы запланированных участков под садики. При этом само наличие объектов в проекте планировки не означает, что строить их будут немедленно — все это будет со временем, по мере поступления денег. Поэтому кроме пяти новых проектов планировок, которые УАиГ планирует выставить на конкурс в 2014 году, за счет средств инвесторов разрабатывается еще 15 документов — сроки их разработки в компетенции самих застройщиков.

— Наша задача — сформировать полный пакет градостроительной документации, чтобы желающие инвестировать имели полную прозрачность как по земельным участкам, так и по подключению к сетям, — подытожил градоначальник. — Надеюсь, мы навсегда завершили эпоху градостроительного хаоса, наводим порядок в градостроительной документации. Не только власти должны знать, где красные линии, где теплотрассы, детские сады, школы и поликлиники, пункты пожарной охраны… Да, сегодня, может быть, нет средств, чтобы комплексно все это застраивать, но все это как святая святых должно охраняться.

Впрочем, полностью уходить в детальную планировку, не видя за деревьями леса, УАиГ не намерено. Как упомянула Прокофьева, действие нынешнего генплана города заканчивается в 2020 году, и уже сейчас есть необходимость разрабатывать новый. Метшин же подошел к вопросу еще радикальнее:

— Тот документ, который мы приняли при Эрнсте Мавлютове (главный архитектор Казани в 2005 - 2009 годахред.), уже устарел. Необходимые изменения надо вносить раньше, не дожидаясь 2020 года, — поручил он Прокофьевой.

«КАК МЫ МОЖЕМ ДОГНАТЬ СИНГАПУР, ЕСЛИ ТАМ ПРОЕКТ СОГЛАСУЮТ ЗА 8 ДНЕЙ?»

Почувствовали ли вы на себе изменения в регламентах управления архитектуры и градостроительства? Об этом «БИЗНЕС Online» спросил у участников строительного рынка Казани.

Дмитрий Пузырев — советник «Ак Барс Девелопмент» по градостроительству и архитектуре:

— Эти новости я только что узнал, пару часов, от СМИ. Поэтому сказать, что я ощутил какие-то изменения, не могу. Безусловно, такие изменения приятно удивляют. Но пока еще реально мы этими возможностями воспользоваться не успели. Мы очень надеемся, что это решение значительно уменьшит наши трудности, потому что регламенты, правда, были очень долгими.

Что касается еще каких-то изменений, то вопрос неоднозначный — много всего можно перечислить, так сразу и не ответишь. В идеале, конечно же, хотелось, чтобы все структуру исполнительной власти всех комитетов управления сводились к принципу одного окна. Но дело в том, что, например, у управления архитектуры и градостроительства очень специфическая работа. И система «одного окна» там практически нереальна, многие вопросы все-таки необходимо решать при очном контакте.

Мы за здравое улучшение работы сопутствующих органов. Главное, чтобы это действительно шло на пользу и реально работало.

Александр Дембич — завкафедрой градостроительства, член президиума правления союза архитекторов РТ:

— Официальные регламенты действительно декларируют вполне адекватные сроки. Но в реальной жизни соблюдаются они, мягко говоря, редко. Честно говоря, на своей практике я не могу припомнить хоть один проект, который прошел бы все за установленные сроки. Всегда есть ряд разных причин, по которым происходят приличные задержки по времени. Тут дело не в регламенте рассмотрения того или иного документа, тут нужно полностью менять процедуру согласования и прочее.

Взять управление архитектуры, когда сотрудники рассматривают эти проекты: один заболел, второй заболел — сроки затягиваются. Может быть, тогда не нужно изначально рассматривать некоторые проекты? У нас естьтак называемые саморегулируемые организации с, видимо, квалифицированными сотрудниками. Если они соблюдают все нормы и несут ответственность за проект, тогда, быть может, и не надо все согласовывать, а просто идти к главному архитектору проекта. Чтобы уже тот своей подписью удостоверял, что все в порядке, все норме, все регламенты учтены и проблем не будет. А в случае проблемности — административную ответственность. Есть другие способы организации ускорения рассмотрения проектов.

Как мы можем опережать в развитии многие страны, когда в той же Корее, Китае, Сингапуре вопросы согласования проектов сводятся к 8 дням, а у нас — почти 128? Нужна другая организация, а одними официальными регламентами в этой ситуации не спасешься.

Виктор Токарев — генеральный директор «Ас-Ком»:

— Нет, никаких изменений мы на себе еще не ощутили. А вот чтобы упростить жизнь, нужно соблюдать градостроительный регламент в части генерального плана и проектов планировки, и в частности — регламенты по зонированию, определяющие этажность, функциональное назначение и прочее. Не дело, когда в Вахитовском районе блокированные дома на одну семью возводятся в 400 квадратных метров — людей, которые потянут такую площадь, немного, даже состоятельным людям такие хоромы не нужны. Нужно строить многоквартирные дома, пусть даже в 3 - 5 этажей.

Кроме того, вопросы регулирования подключения к инженерным сетям, где пока еще бардак бардаком. То деньги берут за точку подключения, то навязывают дорогостоящие техусловия и тому подобное. То, что срок получения адреса дома снизили, это особо существенных изменений не принесет. Когда дом уже построен, адрес, честное слово, не самое главное. Проблема в подготовке строительства, проектной документации, согласования. Столько сейчас комиссий нужно пройти, градсоветов, огромное количество структур нужно пройти, чтобы только получить согласование проекта.