— Альберт Анварович, вы начинали свой профессиональный путь учителем, а сейчас руководите фабрикой. Расскажите, как педагог стал предпринимателем, ведь это два совершенно разных направления деятельности и парадигмы мышления...

— Ну, почему же... Вообще, когда я заканчивал 10 класс, то столкнулся с дилеммой, куда дальше идти учиться: я хорошо рисовал, всерьез любил музыку, были успехи и в спорте. Сделал ставку на последнее и после окончания техникума 6 лет работал учителем физкультуры в своем селе Ключи и заочно учился на физкультурном факультете в Казанском университете.

В 1996 году я заканчивал учебу в вузе, и меня одного со всего курса освободили от всех госэкзаменов, потому что уже была написана дипломная работа, где я предлагал внедрить в своей школе карточную систему планирования, этакий рационализаторский метод. Этот вид планирования позволил свести к минимуму затраты времени на написание конспектов к каждому уроку, а больше вкладывать знаний и умений в развитие физических навыков у детей.

В итоге между госэкзаменами были перерывы по 10 дней, и у меня получилось почти полтора месяца отпуска, а в это время дети были на летних каникулах, надо было чем-то себя занять, и я попробовал делать диваны с дальнейшей продажей.

За эти 1,5 месяца я заработал больше, чем за 1,5 года преподавания... А вообще мне нравилась преподавательская деятельность. Мы с детьми постоянно в походы ходили, сплавлялись на плотах. Я выпустил плеяду талантливых ребят, которые до сих пор относятся ко мне с благодарностью. За 6 лет работы мои ребята заняли 27 призовых мест: по баскетболу, волейболу, легкой атлетике. Я бы и дальше работал учителем, но оценка труда в школе неадекватная, зарплата больно низкая. После того как попробовал себя в предпринимательской деятельности, взял отпуск за свой счет на три месяца и заработал за это время намного больше, чем за годы работы учителем. Сделал выводы. А потом взял в аренду небольшой цех и начал работать.

«ЧАС ПОСПАЛ — ОТДАЛ 8 ТЫСЯЧ»

— С какими сложностями столкнулись на начальном этапе?

— В России в принципе непросто вести бизнес. Я часто бываю за рубежом, в прошлом году 9 раз посещал производственные предприятия Европы, Кореи и Китая, общался с руководством. Велика разница по существующим условиям для их предпринимателей и наших. Предприниматели в Европе могут взять кредит под 4 процента годовых, а если для производства, то и под 2 процента сроком на 15 или 25 лет. Конечно, в связи с кризисом и в этих странах меняются условия, растет процентная ставка, но она далека от российской реальности. У нас «длинными» деньгами называют кредит на 7 лет под 14 - 15 процентов. Получается, что мы переплачиваем за оборудование 100 процентов. При этом европейцам 50 процентов затрат субсидируют, а мы вынуждены еще бороться с инфляцией, которая держится на уровне примерно 20 процентов. У нас вся страна «форс-мажорная», нельзя ничего планировать. Малому бизнесу в России приходится просто выживать.

Например, за мной многомиллионный кредит. Каждый месяц надо выплачивать 7 миллионов по процентам. То есть час жизни стоит 8 тысяч рублей. Час поспал — отдал 8 тысяч. А еще надо 700 человек персонала прокормить.

«ГЛАВНОЕ — УМ, МОЗГИ, ТВОРЧЕСТВО»

— Количество сотрудников впечатляет. А с кем вы начинали? И сколько вложили в свой бизнес на первых порах?

— Начинал я один. Я не вкладывал какие-то большие суммы. Чтобы арендовать маленькое помещение, много денег не надо. Первые 11 лет я занимался только мебелью. Для этого большого количества оборудования не требуется. Главное — ум, желание и творчество. Так производство с одного человека доросло до 150.

— И можно было так и продолжать, но вы взялись за производство дверей. Почему? Ведь это новые сложности, поиск денег...

— В моей жизни был тяжелый период: в 2007 году сломал себе два позвонка и 6 ребер после неудачного спуска на горных лыжах. Около года я пролежал в больнице. За это время на предприятии начался простой с заказами, сотрудники разбегались — вся работа была завязана на мне. Это было главной ошибкой. И лежа в больнице, я задумался, что же можно производить в большом количестве и независимо от моего присутствия и то, что будет близко к деревообработке. Выбрал двери.

Как только вышел из больницы, мы закупили оборудование, для этого взяли кредит в Сбербанке. В ноябре 2008 года должны были прийти первые станки, а в сентябре случился кризис. Оборудование еще не пришло и не было запущено, но уже высокая кредитная нагрузка. Прошел год, мы его выдержали, появились новые планы, новые проекты и соответственно новые кредиты. Есть сложности работы со Сбербанком, но мы ему благодарны, потому что большие кредиты давал только он. На сегодняшний день появился новый партнер в лице Россельхозбанка. Условия кредитования у него выгоднее. Так, процентная ставка составляет 11 - 12,5 процентов.

«У меня прибыль появилась только через два года. Поэтому многие люди ломаются, не дойдя до своей цели»

ТЕОРЕТИК НЕ СТАНЕТ ПРОФЕССИОНАЛОМ БЕЗ ПРАКТИКИ?

— Рынок дверей достаточно насыщен. С какими сложностями столкнулись при входе на рынок?

— На рынке уже существует ценовая политика, заданная крупными игроками. Условно скажем, дверь стоит 1 рубль, а у тебя себестоимость выходит только на 1,5 рубля. Куда деваться, начал продавать за рубль себе в убыток. Себестоимость-то складывается из объемов. Заказываешь 10 фур с МДФ — у тебя скидка на один процент, а берешь 100 фур — уже 12 процентов, а если покупаешь только одну фуру, то скидки нет вообще. Поэтому у предпринимателей дилемма: как войти в рынок, не имея преимущества при невысоких объемах.

У меня прибыль появилась только через два года. Поэтому многие люди ломаются, не дойдя до своей цели. Каждый месяц я терял по миллиону рублей. Но потеряв за два года 24 миллиона, я окупил все за два месяца, главное — дойти до цели. На тот момент у меня работали 300 человек, и они все на меня надеялись. А специалистом, тем более руководителем, ты ведь не рождаешься, становишься. Теоретик не станет профессионалом без практики. Он может много и правильно говорить, но бестолково работать.

— Каков оборот компании за прошлый год?

— 1,5 миллиарда рублей.

— Как оцениваете свою рентабельность?

— В целом рентабельность на 2013 год — 5 - 10 процентов. Если бы не было кризиса, то и 25 процентов могло бы быть.

«ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ В ПРЕМИУМ СЕГМЕНТЕ»

— На какой сегмент рассчитана ваша продукция? Какова средняя стоимость продукции?

— Стоимость межкомнатной двери с коробкой и наличниками — примерно от 1,5 тысяч рублей, но в магазине они уже продаются от 2,5 тысяч рублей. Наша продукция начинается от эконом-класса и доходит до среднего уровня, таким образом, рассчитана примерно на 70 процентов населения России и стран СНГ. Соответственно и валовая прибыль больше, чем в премиум сегменте, особенно если ты сможешь придумать какую-нибудь фишку. У нас, например, есть прессовальные станки. Всего три устройства, каждое из которых стоит по 30 миллионов рублей, а вся оснастка, состоящая из 19 видов дверей разных размеров (124 матрицы) — и вовсе около 150 миллионов. Какой предприниматель сможет нагнать такой уровень? А ведь еще надо научиться работать, например, приспособиться к работе с российским МДФ, качество которого оставляет желать лучшего.

— Расскажите подробнее о процессе производства ваших дверей. По каким стандартам работаете?

— Мы производим двери по евро-стандарту в пленке двух видов: ПВХ и ПВХ шпон. При остеклении мы используем как стандартные стекла, так и новые рисунки пескоструйных стекол с художественным фьюзингом, химтравлением и цифровой печатью. А вообще у нас есть своя лаборатория, мы испробовали разные методы, чтобы и продукт получался хороший, и себестоимость была невысокая. Просто не каждый готов пройти путь, когда ради начала производства хороших и экономичных дверей было забраковано материала на 1,5 миллиона рублей. Считаю, что все гениальное — просто. Только это «просто» стоит больших денег (смеется).

2T1C7423.jpg
«Мы производим двери по евро-стандарту в пленке двух видов: ПВХ и ПВХ шпон»

«РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ ВЫШЕ ПРОЦЕНТОВ НА 50»

— А когда и почему вы начали производство металлических дверей?

— Два года назад мы пришли к тому, что параллельно надо изготавливать и металлические двери. По сути, это же одно направление. Когда начинали, конечно, допускали ошибки в технологии производства и весь процесс был убыточным. Для нового производства мы брали кредит в Сбербанке и на всем пытались сэкономить, поэтому 40 процентов из всего закупленного оборудования было китайским. В итоге весь процесс требовал использования ручного труда, а в таком случае неизбежно на производство влияет человеческий фактор. Поэтому потом кое-какое китайское оборудование мы заменили высокоточными европейскими станками. Здесь всю точную обработку делают уже машины.

Сейчас развиваем новое направление по глянцевым панелям, что придаст нашим дверям некую изюминку. По этому проекту мы работаем с Акибанком. Они помогли нам воплотить в жизнь новое направление.

— Какова средняя стоимость ваших металлических дверей?

— По оптовым ценам мы продаем железные двери примерно за 7 тысяч рублей. А розничные цены выше примерно процентов на 50.

2T1C7421.jpg
«Межкомнатных дверей мы делаем примерно 1,5 тысячи в день. С полной загрузкой могли бы и 2,5 тысячи изготавливать»

«ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СТАНКИ ХОРОШИЕ, НО ГОДЯТСЯ ДЛЯ ПРОСТЕЙШИХ РАБОТ»

— На каком оборудовании производятся ваши двери?

— Оборудование в основном европейское. Я не скажу, что китайские станки плохие, но по качеству изготовления, по долговечности использования они значительно отстают от европейского. Всего у нас порядка 400 единиц оборудования, из них 85 процентов станков привезено из Европы, остальные 15 — из Турции, Китая и России. Отечественные станки тоже хорошие, но годятся в основном только для простейших работ. Для работ, связанных с конечной отделкой, предпочтение все-таки отдаю европейским станкам.

— Каковы сегодняшние объемы производства?

— В день с конвейера уходит примерно 200 металлических дверей, но производственная мощность рассчитана на 500 - 800 штук. Чтобы выйти на мощности в 300 или 500 дверей в день, надо и фурнитуру заказывать в таких же объемах, ведь все должно быть распланировано на весь месяц. А из Китая доставка занимает два месяца, еще месяц уходит на изготовление. Выходит, что нужно планировать на три-четыре месяца вперед. Мы готовимся к таким объемам, улучшая качество продукции и выстраивая логистику.

Межкомнатных дверей мы делаем примерно 1,5 тысячи в день. С полной загрузкой могли бы и 2,5 тысячи изготавливать. Проект по деревянным дверям воплощен не до конца. Недавно мы приобрели оборудование для выпуска новых дверей эконом-класса, но в более дорогом сегменте.

— Какова география поставок? Кто берет на себя транспортные расходы?

Главные покупатели — это оптовые базы, а дальше уже они распределяют продукцию по мелким магазинам. Транспортная нагрузка включена в себестоимость двери. Примерно 50 тысяч дверей в месяц мы развозим по базам всей России и СНГ.

«НАША ФАБРИКА ЗАВИСИТ ОТ КИТАЯ, КОРЕИ»

— Какие комплектующие вы используете?

— Замки мы используем российские: «Бордер» и «Гардиан». Что касается фурнитуры, то есть китайские заводы, которые делают очень качественные вещи. Вообще все китайские производители отличаются друг от друга по качеству. А в России по части фурнитуры вообще мало что производится, все везут ее из Китая. И конкурировать нашей стране в этом плане сложно.

— А наполнители какие используете?

— Компоненты импортные, пенополиуретан, например. Наша фабрика в чем-то зависит от Китая, Кореи, хотя мы пользуемся и продукцией наших заводов. Например, сотрудничаем с компанией «Технониколь» по теплоизоляционным материалам. А клеями мы пользуемся и российскими, и импортными. Вопрос только в качестве. Мы если начинаем работать с какими-то поставщиками, то я никогда не стану ничего менять, если не возникает никаких проблем. У нас все поставщики стабильные, уже родные (смеется).

— Кто ваш поставщик по стеклу?

— Башкирский «Салаватстекло». Сырьевая база хорошая. Все нормально, только условия в стране ненормальные. Проблемы возникают только с МДФ в летний сезон. Во-первых, из-за дефицита на рынке, а, во-вторых, даже когда заказываешь плиты первого сорта, они далеко не идеальные.

А металл где покупаете? Какова динамика цен?

— Цены растут стабильно. А закупаем мы на заводе Магнитогорска, на «Северстали» — да повсюду. Мы заказываем не на самом заводе, а у дилеров, которые «раскраивают» нам металл, то есть мы берем не просто сырье, а листы под картридж наших станков. Процесс похож на использование листа бумаги ксероксом. Вообще же металлическую дверь можно собрать за 30 секунд.

«РОДИЛСЯ В СЕЛЕ, ВЫРОС И ОСНОВАЛ ЗДЕСЬ ПРОИЗВОДСТВО»

— Поделитесь своими планами.

— Мы запустим производство дверей для строителей — грунтованная «Канадка». Такая дверь стоит примерно 600 рублей и рассчитана под покраску, и в дальнейшем ей можно придать любой дизайн. Их устанавливают на готовых к сдаче объектах. Так называемые строительные двери в России очень востребованы. Для их производства необходимо прессовочное оборудование, которое у нас есть. Будем поставлять оптовым базам, которые сами уже курируют всех строителей.

— Почему вы основали предприятие именно в Бугульминском районе? Удобно ли это с точки зрения ведения бизнеса?

— Очень удобно. Во-первых, мы находимся в центре страны. Соответственно логистика до всех предприятий у нас примерно одинаковая. Во-вторых, это мой дом. Я вырос в селе Ключи и основал здесь производство. Мы ведь живем не в самой Бугульме, а в деревне, но лично мне нравится: за 7 минут доезжаю от своего предприятия до города. А вообще я родом из Башкирии, с семьей мы там лет пять прожили, а потом в Бугульминском районе обосновались.

Бугульминский район считается депрессивным. Ощущаете ли вы это на себе?

— Нет, не ощущаю и так не считаю. Бугульма — красивый и уютный город, здесь живут добрые и отзывчивые люди. Здесь достаточное количество производств, которые пытаются развиваться.

— Возможно, экономически район развивается, но с социальной точки зрения, например, каждый пятый погибающий от передозировки наркотиков в республике проживает в Бугульме...

— Это вопрос уже географический. Возможно, связано это с тем, что город расположен недалеко от трассы М5, от границ с Казахстаном и другими азиатскими республиками, откуда в Россию, возможно, и поступают наркотики, но это всего лишь мои домыслы...

«Есть проблема с нехваткой рабочих. По специалистам все более-менее в порядке»

СОТРУДНИКИ ИЗ БЛИЗЛЕЖАЩИХ ДЕРЕВЕНЬ И ОБУЧЕНИЕ В ИСПАНИИ

— С проблемой кадров вы сталкиваетесь?

— Есть проблема с нехваткой рабочих. По специалистам все более или менее в порядке. В числе рабочих есть как взрослые семейные люди, так и молодежь. Среди последних идет миграция на 5 - 6 процентов.

— С каких окрестностей люди приезжают к вам на работу?

— У нас есть вахта: пять автобусов на 8 - 9 близлежащих деревень. Доставка до предприятия бесплатная. Люди работают в две смены — с 7 утра до 19 часов вечера. Есть еще четыре бригады, работающие в ночные смены. В результате предприятие не останавливает свою работу, несмотря и на выходные дни.

— Как в целом оцените обстановку в районе с точки зрения квалифицированных кадров?

— Своих специалистов мы обучаем, и по несколько раз. Последний раз отправляли на обучение в Испанию, есть там серьезная компания Barberan, производящая оборудование. И сюда испанцы неоднократно приезжали. Когда оборудование стоит 40 - 50 миллионов, в любом случае человека, который будет на нем работать, надо обучить.

2T1C4406.jpg
«Когда оборудование стоит 40 - 50 миллионов, в любом случае человека, который будет на нем работать, надо обучить»

«МЫ ОДНИ ИЗ КРУПНЫХ»

— Кто ваши прямые конкуренты сейчас?

— Мы все так сказать друзья и собратья. Не хочу называть конкретных имен, но прогрессируют те, кто работает, находится в постоянном творческом поиске, поддерживает свою марку.

— А каков процент иностранных компаний на рынке?

— Если брать Китай, то 30 - 40 процентов, но эта «процентность» уменьшается. В премиум-сегменте процента 2 занимают итальянские и другие европейские производители.

— По вашей оценке, какую долю вы занимаете на рынке?

— Если честно, не анализировал. Может около 3 процентов в России. Хотя делать 50 тысяч дверей ежемесячно может себе позволить только крупное предприятие. Думаю, что мы одни из таких.

«Адреналина в моей повседневной жизни чрезмерно. А больше этого может нравиться только еще больший адреналин»

«РАЗНИЦУ В КАЧЕСТВЕ ПОКАЖЕТ ТОЛЬКО ВРЕМЯ»

— У человека, задумавшего купить двери, глаза разбегаются от выбора. Научите, как определяется качество двери.

— На витрине могут стоять две внешне одинаковые двери, а разницу в качестве покажет только время. Так, есть в магазинах двери, похожие на продукцию компании «Йошкар», но в действительности их собирают в Китае, и их качество заметно уступает нашему производителю. В Китае все в принципе очень быстро производится, это их плюс. Я был на разных фабриках Китая (всего около 6 - 7), на одной из них в день изготавливается 5 тысяч металлических дверей, а на другой — 7 тысяч деревянных дверей! И это не самые первые производители в Китае. Ни одно российское производство не выдает такие объемы.

— Расскажите об особенностях дверей разных покрытий.

— Покрытие покрытию рознь. Шпон, если его обрабатывать, — очень дорогой. Сейчас есть имитация шпона — «Файн-лайн». Пленку клеят на МДФ и продают как шпон. Такую имитацию можно покрыть защитным лаком. Есть ЦБЛ — лакированная бумага, но она не царапается. Сейчас существуют материалы, которые даже лучше шпона. Среди российских производителей очень много достойных компаний. Мне нравится, например, производство шпонированных дверей в Ульяновске.

— Можно сделать хорошие двери, но еще немало зависит от установщика. Есть ли у вас свои специалисты?

— Своих установщиков у нас нет, но есть установщики на всех оптовых базах. Это целая сфера услуг. И от установщика реально зависит многое. Хороший специалист может и плохую дверь поставить хорошо. Смотря на кого попадешь...

«Хотя делать 50 тысяч дверей ежемесячно может себе позволить только крупное предприятие. Думаю, что мы одни из таких»

«БОЛЬШЕ АДРЕНАЛИНА МОЖЕТ НРАВИТЬСЯ ТОЛЬКО ЕЩЕ БОЛЬШИЙ АДРЕНАЛИН»

— Расскажите о своей семье. Чем занимаются остальные ее члены?

— Жена работает в косметической компании Mary Kay. Старшая дочь Аида в этом году оканчивает финансовый университет (ныне Институт экономики и финансов КФУприм. авт.). Младшая дочка Агнесса учится в 8 классе. И еще есть маленький сын Арон, которому всего 3 годика. Все имена детей специально начинаются на букву «А». В моей семье это традиция.

— Какие надежды возлагаете на детей? Хотите, чтобы они у вас работали?

— Старшая дочка пока в Казани останется, у нее свои планы. Агнесса мечтает стать актрисой. А вот Арон подрастет и сам сделает свой выбор.

— А как любите проводить свободное время?

— Люблю активные виды спорта: яхты, горные лыжи, гонки на багах. Очень нравится встречаться с друзьями и обсуждать перспективные планы на будущее.

— Вы любите скорость и постоянное движение?

— Адреналина в моей повседневной жизни чрезмерно. А больше этого может нравиться только еще больший адреналин (смеется). В прошлом году участвовал на гонках чемпионата России по багги, но мы перевернулись, и я сломал руку в 7 местах. Честно говоря, меня это не сильно напугало.

— И наш традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса?

— Трудолюбие, целеустремленность и видение перспективы. Свою работу надо прогнозировать и анализировать на много лет вперед и уметь просчитывать непредвиденные риски. А самое главное — верить в себя и в свою команду.