СПОР НИЖЕГОРОДСКИХ ЧЕЛНИНЦЕВ С ФИННАМИ

Необычное дело — и по сумме, и по участникам — оказалось на рассмотрении Арбитражного суда РТ. Финская компания Jujo Thermal Oy («Джуджо Термал Ою») потребовала от ООО «Нижегородская бумажная компания» (НБК) выплаты более 1 млн. евро (891,3 тыс. евро основного долга и 147 тыс. евро штрафа). Любопытно, что вопреки своему названию НБК зарегистрирована в... Набережных Челнах. Причем эта компания довольно известна в стране, поскольку, по оценке экспертов, контролирует около трети всего рынка продукции из термобумаги в России.

Как выяснил побывавший на заседании суда корреспондент «БИЗНЕС Online», финны поставляли ООО «Омега» и ООО «НБК+» (как утверждают юристы иностранных партнеров, эти компании связаны с НБК) необычный продукт — термобумагу, которая, к примеру, используется для банкоматных и кассовых чеков, театральных билетов и так далее. Особенностью этой бумаги является то, что материал при нагревании меняет цвет, таким образом производится печать информации.

Отношения между партнерами разладились в апреле 2012 года, когда у российских фирм возникли финансовые сложности. Тогда от челнинского ООО «НБК» иностранцам по почте были высланы два письма, вокруг которых и разгорелись нешуточные баталии в арбитраже. Оба письма были подписаны директором НБК, и, как утверждала представитель нижегородцев-челнинцев Любовь Майорова, это были некие «утешительные» письма, направленные на поддержание дружеских отношений. Тем временем финны восприняли послания в качестве поручительств НБК по долгам аффилированных лиц — иными словами, как гарантийные письма. Тем самым, как заявил газете «БИЗНЕС Online» представитель Jujo Thermal в суде Дмитрий Голов, НБК написала так называемые specific guaranty, взяв долг партнеров перед финнами на себя.

— Мы гарантируем оплату... — начал зачитывать одно из писем судья Алексей Кириллов, а затем обратился к представителю ответчика, то есть НБК. — Если, допустим, я гарантирую оплату кредита, но потом ее не исполню, разве вы будете продолжать ко мне так же относиться?

Но Майорова продолжила настаивать на позиции, что оба контракта заключались не с ответчиком. Что интересно, помимо суда с поручителем в татарстанском арбитраже финны инициировали тяжбу в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма и напрямую с ООО «Омега» и ООО «НБК+». Оказалось, что финский поставщик в контрактах загодя поставил условие, что все возникающие споры будут рассматриваться в международном арбитраже...

ПИШИТЕ ПИСЬМА

Вообще, нижегородцы заняли довольно жесткую позицию в суде, раз за разом отказываясь признавать свои письма поручительством. Финны же отмечали, что первоначально шли навстречу своим партнерам, предлагая отсрочку платежей. Впрочем, как выяснилось в суде, ООО «НБК+» выплатило-таки зарубежных партнерам свою задолженность в размере 81,6 тыс. евро и осталось должно только неустойку. Таким образом, остался долг «Омеги» величиной около 810 тыс. евро. В итоге по решению суда долг должно выплатить ООО «НБК». Впрочем, НБК подала апелляционную жалобу (это произошло буквально в последние дни отведенного на это срока) А вот 147 тыс. евро штрафа взыскать с челнинцев не удалось — судья подчеркнул, что такие условия не были прописаны в гарантийных документах.

Тем временем взыскать присужденное вознаграждение будет, похоже, не так-то просто. Как выяснилось, проигравшее в суде ООО «НБК» в настоящее время находится в состоянии реорганизации путем объединения с неким ООО «Изабелла». Причем оппонент об этом явно не был уведомлен...

По телефонам НБК, указанным в базе данных «СПАРК», корреспонденту «БИЗНЕС Online» дозвониться не удалось. По одному из них был получен ответ, что это служба эвакуации. Собеседник нашего издания по телефону, указанному на сайте группы компаний «НБК», заявил, что является замдиректора некой компании «НБК-Трейд» и об ООО «НБК» ничего не знает. Тем временем, согласно той же базе «СПАРК», еще в феврале 2011 года 83% доли уставного капитала ООО «НБК-Трейд» принадлежало тому самому челнинскому ООО «НБК». По одному из телефонов в «НБК-Трейд» даже отметили, что указанная компания когда-то сидела в одном здании, но теперь их там больше нет.

В РОССИИ И ТАТАРСТАНЕ НЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТЕРМОБУМАГИ...

Корреспондент «БИЗНЕС Online» задал вопросы экспертам по правовым моментам судебного разбирательства, а также узнал подробности рынка термобумаги в Татарстане.

Артем Гаврилов — партнер SERGIS, руководитель департамента недвижимости:

— В данном случае к спорным отношениям применялось российское законодательство. В связи с этим спорный случай следует рассматривать через призму российской правовой системы. По российскому законодательству для заключения договора поручительства (который является двусторонней сделкой) необходимо подписание либо одного документа сторонами, либо направление в адрес кредитора письма о намерении выступить поручителем и получение будущим поручителем письменного согласия на это кредитора.

При этом из судебного акта, размещенного на сайте суда, не следует, что в ответ на первоначальное письмо компания Jujo Thermal Oy направила в адрес ООО «Нижегородская бумажная компания» согласие на поручительство. Для дачи однозначного ответа на поставленный вопрос о правильности данного «поручительства через письмо» необходимо видеть материалы дела, а также и само письмо, на котором имеется подпись кредитора о его принятии.

Игорь Арнаутов — аналитик «Инвесткафе»:

— Основными производителями термобумаги, некоторые из которых занимаются поставками в РФ, являются немецкие и финские производители, такие как Jujo Thermal, Kanzan Spezialpapiere, Koehler Kehl, Torraspapel, Mitsubishi HiTec Paper Flensburg. Уровень потребления термобумаги в России оценивается примерно в 10 тысяч тонн в год. Основными потребителями термобумаги являются торговые компании, банки и прочие фирмы, использующие офисную технику с термобумагой.

Оптовая цена термобумаги составляет от 800 - 1500 долларов за тонну в зависимости от нужного класса. На данный момент в России и Республике Татарстан нет производителей термобумаги. Оптовыми продавцами она перерабатывается в кассовую ленту, после чего поступает пользователям. Возможно, это связано с низкой рентабельностью данного вида бизнеса и высокой токсичностью производства. НБК является довольно известной компанией, так как является основным производителем расходных материалов для торговой и офисной техники. Ей принадлежит около 25 - 35 процентов всего рынка продукции из термобумаги в РФ.

Эльвира Гиниятуллина — начальник отдела хозяйственного и социально-бытового обеспечения отделения «Банк Татарстан» Сбербанка России:

— ООО «Нижегородская бумажная компания» является генеральным поставщиком термобумаги для Волго-Вятского банка ОАО «Сбербанк России», в том числе и отделения «Банк Татарстан» №8610. Термобумага используется Сбербанком в банкоматах, устройствах самообслуживания, а также на электронных очередях. В России нет производителей термобумаги, все только перематывают и режут нужные размеры, так же поступает и НБК. Выбирать между обычной и термобумагой не приходится, они не взаимозаменяемы. Термобумага измеряется в роликах, стоимость зависит от метража намотки. Например, ролик 80*120*18 стоит 96 рублей, ролик 80*200*26 — 264 рубля.