Cеть киосков «Ключ здоровья» по продаже в розлив артезианской воды оказались на грани исчезновения

«ВСЕ ОНИ УСТАНОВЛЕНЫ САМОВОЛЬНО,
БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ДОКУМЕНТОВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ»

В Приволжском районном суде Казани на днях рассматривалось дело по иску исполкома Казани об освобождении самовольно занятых земельных участков. Ответчиком по иску значилось ОАО «Вамин-Татарстан» — компания, как известно, находящаяся сейчас в состоянии банкротства. В качестве третьих лиц были назначены КЗИО и Федеральная кадастровая палата по РТ. Представители «Вамина» на заседание не явились, как, впрочем, и представители истца: как пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» судья Эльвира Соловьева, истец попросил рассмотреть данное дело в его отсутствие.

Как стало известно корреспонденту «БИЗНЕС Online», побывавшему на судебном заседании, ответчиком, по сути, выступает известная казанцам сеть киосков «Ключ здоровья» по продаже в розлив артезианской воды. Сеть входит в банкротящееся ОАО «Вамин-Татарстан». Три земельных участка, по которым исполком предъявил «Вамину» претензии в рамках вышеуказанного слушания в Приволжском суде Казани — по улицам Карбышева, Актайской и Авангардной — далеко не единственные, по которым городом предъявлены аналогичные иски.

Как отметила Соловьева, рассматривавшая дело, по спорным объектам нет точных адресов, так как все они расположены во дворах, между жилыми домами, в отсутствие каких-либо правоустанавливающих документов на занимаемые ими земельные участки. Кроме того, выяснилось, что исполком уже не первый год пытается вернуть себе через суд эти «пяди земли» — так, только в Приволжском районном суде с 2012 по 2013 год были рассмотрены три аналогичных дела. По словам Соловьевой, на одном из таких заседаний, состоявшемся в феврале 2012 года, присутствовал представитель ОАО «Вамин» и даже признал иск правомерным. Изучив картотеку дел районных судов Казани, мы выяснили, что в Вахитовском районном суде рассматривалось по похожему делу два иска в отношении «Вамина» (по одному из них отказано), а Советском — 4 иска (один из исков остался без удовлетворения). Одним словом, тревожные звоночки уже прозвучали, и превратятся ли они в набатный колокол, зависит во многом от позиции казанской мэрии.

Киоски устанавливались без каких-либо разрешений

ПРИСТАВЫ ПОПРОСИЛИ «ВАМИН» ПО-ХОРОШЕМУ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием к арбитражному управляющему ОАО «Вамин-Татарстан» Сергею Кондратьеву. Он подтвердил, что киоски сети «Ключ здоровья» размещены нелегально. «Сеть эта незаконная, и она изымается в связи с тем, что земля под этими киосками не оформлена. По ним уже есть решения судебных приставов, будут постепенно все вывозить», — сообщил Кондратьев. Какие-либо иные детали относительно положения дел в данной сети киосков конкурсный управляющий ОАО «Вамин-Татарстан» оставил без комментариев.

Всего же, по данным, предоставленным газете «БИЗНЕС Online» пресс-службой управления федеральной службы судебных приставов по РТ, на исполнении в межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам г. Казани находится 10 исполнительных производств в отношении ОАО «Вамин» об освобождении самовольно занятых земельных участков под киосками «Ключ здоровья». Пока до фактического сноса силами приставов дело не дошло — как уточнили в пресс-службе ведомства, должнику направлены требования о добровольном исполнении судебных решений.

Сергей Кондратьев
Сергей Кондратьев: «Сеть эта незаконная, и она изымается в связи с тем, что земля под этими киосками не оформлена. По ним уже есть решения судебных приставов, будут постепенно все вывозить»

Примечательно, что в комментарии, предоставленном исполкомом Казани нашему изданию, указано: договорные отношения с городом по аренде либо субаренде земельных участков данный предприниматель не заключал, «сведения по иным операторам также отсутствуют».

ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД БУРЕЙ?

Корреспондент «БИЗНЕС Online» провела объезд по спальным районам Казани и убедилась, что сеть «Ключ здоровья», несмотря на все события вокруг «Вамина» и идущие судебные разбирательства, продолжает работать по всему городу. Кое-где даже вывешены объявления «требуется продавец».

С утра в казанских спальных «коробках» можно наблюдать ставшую привычной картину: к небольшим, стилизованным под огромную пластиковую бутыль серым павильончикам с надписью «Ключ здоровья» нет-нет, да подходят граждане с тарой и без. Цель их прихода указана прямо под названием киоска — «вода свежая холодная артезианская», и ниже буквами помельче — «республиканская городская программа» (хотя на некоторых киосках значится «федеральная программа»ред.).

На фасаде слева еще отмечен знак былой славы уходящего бренда — знакомый красно-белый логотип торговой марки «Вамин». Однако при ближайшем рассмотрении информации, размещенной на витринах части киосков, можно узнать, что ими заведует ИП Габдрахманов Р.Р., и здесь же указан адрес и телефон казанского офиса предпринимателя. Тем не менее, когда корреспондент «БИЗНЕС Online», набрав данный номер, поинтересовалась у сотрудницы возможностью переговорить непосредственно с предпринимателем Габдрахмановым, та сообщила, что это невозможно, поскольку тот находится в Арске.

Несмотря на все события вокруг «Вамина» и идущие судебные разбирательства, киоски продолжают работать

КЛЮЧИК ОТ «ЗОЛОТОГО ПАРАШЮТА»

В ходе собственного расследования корреспонденты «БИЗНЕС Online» выяснили, что помимо ИП Габдрахманова «родом» из Арска оказался и поставщик продукции, реализуемой в киосках «Ключ здоровья», — ООО «Арча». Информация об этом также размещена на витринах киосков, за которой можно разглядеть не только безалкогольные напитки типа «Тархун» и «Буратино» производства указанного арского предприятия, но и такие этикетки, как «Аквантида» и «1000-летие Казани».

Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», генеральным директором и совладельцем ООО «Арча» является Азат Фазлиев, он же зять сенатора и основателя «Вамина» Вагиза Мингазова и бывший директор скандально известного ООО «Казан», в которое «Вамин», по данным нашего издания, вывел 7 своих молокозаводов перед банкротством. Стоимость выведенных активов составляла порядка 11 млрд. рублей. Совладельцем ООО «Арча» является сын сенатора Минтимер Мингазов.

Как мы ранее расказывали, Вагиз Мингазов в обмен на возврат молокозаводов «Вамина» получил в качестве отступного в аренду Арский молочный комбинат. В последние годы на заводе был выполнен целый комплекс мероприятий по расширению ассортимента, совершенствованию технологии и повышению качества молочной продукции. После реконструкции комбината, завершенной в 2001 году, только новый цех сухого обезжиренного молока перерабатывал до 100 т обрата, молока и сыворотки в сутки. В целом же мощности позволяют ежедневно перерабатывать 100 т молока, 100 т обрата, 150 т сыворотки. В 2005 году введен в эксплуатацию вновь построенный цех по розливу воды и безалкогольных напитков, где установлены новейшие фильтры по очистке и обеззараживанию воды. Одним словом, Арский молокозавод оказался достаточно интересным активом и благодаря своим мощностям по разливу воды.

«Вода и безалкогольные напитки, реализуемые через сеть «Ключ здоровья», производятся на мощностях Арского молочного комбината», — подтвердил корреспонденту «БИЗНЕС Online» главный инженер ООО «Арча» Нияз Хакимов. Он уточнил, что для производства лимонадов и фасованной воды «Аквантида» сырье берется из родника, расположенного вблизи Арска, а питьевая вода в розлив добывается из двух скважин в селе Семиозерка Высокогорского района РТ и после подготовки направляется на реализацию в киоски «Ключ здоровья». Назвать с ходу объемы производства по итогам прошлого года Хакимов затруднился, однако сообщил, что продукция поставляется в 270 точек по всей Казани. Вместе с тем он отметил, что намечается тенденция на уменьшение продаж, потому что «у нас идет реорганизация». Похоже, молокозавод уже начал чувствовать на себе последствия банкротства «Вамина», когда производство осталось у семьи Мингазовых, а сама сеть — у конкурсного управляющего.

КИРОВСКОЕ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ

Интересна сама история появления сети киосков «Ключ здоровья» в Казани. Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», идея продажа воды через киоски — это отнюдь не ноу-хау семьи Мингазовых, а растиражированный проект одноименной кировской компании. Предприниматель Василий Зонов рассказывал журналу «Секрет фирмы», как он придумал необычную схему реализации воды. В 2011 году у его компании уже было 120 ларьков в Кирове, а помимо этого по франшизе работали предприниматели в 38 российских городах (есть в этом списке Казань и Набережные Челны). «Когда начинал, многие крутили пальцем у виска,— вспоминал Зонов во время общения с журналистами.— Мол, кто же будет в киоски за водой ходить. А оказалось, прибыльное дело».

Схема реализации заключалась в следующем: автоцистерны поставляли воду к точкам продаж напрямую из скважин, а продажа воды осуществляется в тару покупателя. В 2001 году, когда Зонов изложил свой бизнес-план администрации города Кирова, то неожиданно нашел поддержку. Городские власти помогли с местами под киоски, а развивал всю сеть предприниматель на собственные средства. Он придумал дизайн точек продаж: маленькая будка с баком на 6 тыс. литров. Стенки бака сделаны из термоизолирующих материалов, благодаря чему температура воды постоянно сохраняется на уровне +4...6 C. Отсюда минимальные расходы на электричество. Первоначальные инвестиции составили $400 тыс. личных сбережений Зонова, которые пошли на бурение скважин, производство ларьков (240 тыс. рублей за штуку), закупку автоцистерн (4 млн. рублей за автомобиль).

ТРИ С ЛИШНИМ МИЛЛИОНА ЗА КАЗАНСКУЮ ФРАНШИЗУ

В Казани реализовать проект Зонова решил «Вамин», который, получив политическое добро, начал размещать по всему городу киоски «Ключ здоровья». Если верить сайту компании Зонова, то выход в Казань произошел в 2007 году, а в Челны — в 2008 году. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» позвонили в Киров в отдел по работе с партнерами ООО «Ключ здоровья». Здесь пояснили, что по Казани компания больше не может ни с кем сотрудничать, кроме ОАО «Вамин-Татарстан», таковы условия заключенного договора. Эта же компания работает в Зеленодольске. Из свободных крупных городов в РТ был назван Альметьевск.

(Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой)

«При сотрудничестве осуществляется единовременный платеж — 3 рубля с одного жителя города (при этом за основу берется информация о количестве населения с сайта городской администрации). Это не совсем франшиза, заключается договор консалтинга: мы передаем всю нашу наработку, рекламную деятельность, обучаем ваших специалистов, обеспечиваем эксклюзивное обслуживание на территории данного региона и ведем проект по жизни, — рассказали в компании. — Заключаем договор, когда приходят люди и говорят, что у них уже получены места под установку киосков. На старте мы рекомендуем устанавливать один киоск на 15 тысяч жителей с последующим уплотнением сети. В Кирове, например, уже один киоск приходится на 3 тысячи жителей. Также мы изготавливаем оборудование, переоборудуем водовозы, делаем станции мойки, накопительные емкости. Киоск стоит 240 тысяч рублей, станция мойки киосков (одна на всю сеть) — 78 тысяч рублей, переоборудование автомобиля — 133 тысячи, сам автомобиль надо рассчитывать в районе 3 миллионов (стоимость «КАМАЗа») и 5 миллионов рублей (иномарка)». Согласно данным на сайте Альметьевского муниципального района, количество жителей города составляет 196 167 человек. То есть при заключении договора с ООО «Ключ здоровья» бизнесмену придется заплатить 588 501 рубль единовременного взноса. Если для начала устанавливать по одному киоску на 15 тыс. жителей, то расходы на приобретение киосков составят 3,1 млн. рублей. В случае организации плотной сети — один киоск на 3 тыс. жителей — потребуется заплатить за киоски 15,7 млн. рублей.

ДЕЛЕНИЕ «КЛЮЧЕЙ»

Похоже, где-то в 2010 - 2011 году единая сеть «Ключ здоровья» разделилась. Как рассказал один из сотрудников сети «Ключ здоровья», в это время у братьев Мингазовых возникли разногласия, и тогда они решили разделить между собой эту сеть. Одним из признаков развода стала разная ценовая политика киосков «Ключ здоровья». Так, к примеру, когда ваминовские киоски подняли цену, в некоторых торговых точках с вывеской «Ключ здоровья» можно было найти воду дешевле на 50 копеек. На них указывалось, что они относятся к ООО «Танир».

Ринат-Мингазов-1.jpg
Ринат Мингазов

Согласно данным СПАРК, ООО «Танир» зарегистрировано в 2005 году и специализируется на животноводстве. Известно, что у сети есть собственные магазины в Арске. Расцвет предприятия приходится на 2007 - 2009 годы (совпадает с экспансией «Ключа здоровья» в Казани), когда выручка предприятия росла неплохими темпами: 51 млн. рублей — 2007 год, 64,5 млн. рублей — 2008 год, 89,8 млн. рублей — 2009 год. Ухудшение показателей происходит с 2010 года, когда выручка упала на 8,3 млн. рублей. Практически на том же уровне были показатели и в 2011 году.

Собственником ООО «Танир» с 2005 по 2008 год был Ринат Мингазов — младший брат Вагиза Мингазова. Именно он руководил Арским молочным заводом до 2010 года, а потом, по его словам, ушел и с тех пор занимается предпринимательством. Отчасти о разрыве между старшим и младшим братом свидетельствует и громкий судебный скандал, в котором Ринат Мингазов заявил, что была подделана его подпись под документами по займам, якобы выданным ему топ-менеджментом компании «Вамин Татарстан». Затем среди собственников ООО «Танир» была Гульназ Мингазова, а затем — Радик Галимзянов. Последний был одно время совладельцем ООО «Ключ Здоровья», но в октябре 2012 года он уступил контроль Марату Гимадиеву. (В базе данных Советского районного суда есть решение о сносе 22 киосков данной компании).

Добавим, что Гимадиев также контролирует ООО «Аргамак», арское предприятие, подконтрольное Ринату Мингазову. Именно Гимадиеву тот также передал под контроль свою розничную компанию ООО «РусТем» в 2010 году (выручка в том же году составляла 24 млн. рублей). Что интересно, продавцы в киосках ООО «Танир» говорят, что они не «Вамин», и даже рекламируют свою сеть, говоря, что у компании своя отдельная новая скважина около Высокой горы.

КОРОЛЬ РАЗЛИВНОГО МАСС-МАРКЕТА

Интересную информацию предоставило газете «БИЗНЕС Online» татарстанское управление Роспотребнадзора, отметив, что в Казани производителей питьевой воды, реализуемой в розлив через специализированные киоски, два: ООО «Арuомак» (скорее всего, речь идет ООО «Аргамак») и ООО «Арча». «Договоры на реализацию указанной продукции заключены с ИП Гилязиевым Д.Д., ИП Хузиным Г.Г., ИП Загидуллиным А.Т., ИП Ильиным А.Н., ИП Мустафиным Д.Ф., ИП Шакировым Д.С., ИП Габдрахмановым Р.Р., ИП Замалиевым Ф.М», — сообщила «БИЗНЕС Online» заместитель начальника отдела организации надзора управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан Миляуша Замалиева.

Один из бывших менеджеров сети по продаже воды говорит, что в Казани киоски «Ключ здоровья» занимаются масс-маркетом, отпуская воду по 60 рублей за 19-литровую бутыль, в то время как у другого лидера рынка, компании «Сестрица» (родом из Йошкар-Олы), подобная бутыль обходится в 120 - 130 рублей. «Правда, сейчас «Сестрица» запустила собственную программу лояльности, раздавая скидочные карты. В дни акций можно приобрести за 60 рублей. Компания решила свернуть формат работы в торговых центрах и сейчас активно раскрывает свою сеть точек, которые размещает на первых этажах домов», — рассказывает собеседник. Из основных участников рынка бутилированной воды, помимо марийцев, он назвал «Раифский источник», «Хотнинскую», «Олероли», «Шифу»...

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось разговорить одного из продавцов об объемах продаж. «Бывает, что 500 литров продадим, бывает, что и тонну в день», — поделилась продавец одного из киосков «Ключ Здоровья», попросив ее не фотографировать. При средней цене в 3 рубля за литр воды несложно подсчитать, что ежегодная выручка одного такого киоска составляет порядка 450 тыс. - 1 млн. рублей, а вся сеть может генерировать денежный поток до 270 млн. рублей. И, как мы видим, накладные расходы невелики: с момента запуска сети, судя по всему, сеть не платила городу никакой арендной платы за участки. Словом, бизнес очень неплохой.

6.jpg
Часть киосков сети «Ключ здоровья» входила в долю отступных основателю молочной империи «Вамин» Вагизу Мингазову

ПОЛОВИНА КИОСКОВ ОСТАЛАСЬ СЕМЬЕ МИНГАЗОВЫХ...

Ситуацию вокруг сети «Ключ здоровья» прокомментировали «БИЗНЕС Online» в мэрии Казани. Так, по данным городских властей, ОАО «Вамин Татарстан» уже с начала этого года все-таки заключило 55 договоров аренды земельных участков, предоставленных под установку киосков по продаже разливной питьевой воды. В ответе мэрии также говорится, что ранее, в период с 2010 по 2013 года, «Вамину» город не выделял земельные участки.

Еще более интересная информация следует из того, что всего под размещение киосков по продаже разливной питьевой воды было предоставлено 110 земельных участков, и половина из них некому ООО «Аквариус» (55 штук). Согласно данным СПАРК, ООО «Аквариус» (оно уже успело переименоваться в ООО «Нортвелс») сейчас принадлежит тому самому скандальному ООО «Казан», контролируемому родственниками Вагиза Мингазова. Таким образом, можно предположить, что часть киосков сети «Ключ здоровья» входила в долю отступных основателю молочной империи. Отдельно в ответе исполкома Казани указывается, что в ходе проверок была установлена «незаконность установки как минимум более 100 киосков «Ключ здоровья», выявленных в течение последних двух лет по результатам мероприятий муниципального земельного контроля. «Так, за 2012 год было выявлено 90 самовольно размещенных киосков ОАО «Вамин Татарстан» по продаже разливной питьевой воды, за 2013 год — 22 киоска. Материалы обследований указанных участков были направлены в администрации районов для организации работ по демонтажу, кроме того, по данным мэрии, «в настоящее время в связи с процедурой банкротства ОАО «Вамин Татарстан» часть размещенных киосков демонтирована собственником», — констатируют в мэрии.

ВАМИНОВСКИЙ КЛИЕНТ — ЭТО НЕ НАШ КЛИЕНТ

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», солидарны в оценке ваминовской сети «Ключ здоровья» как весьма серьезного игрока на рынке бутилированной воды в Казани, уход которого высвободит серьезный «кусок пирога». При этом участники рынка, также развивающие формат шаговой доступности, только в виде пунктов продаж на первых этажах жилых домов, уверены, что даже экономпокупатель «Ключа» уже не вернется к потреблению водопроводной воды.

Светлана Пашина — управляющий казанским филиалом ООО «Компания «Здоровая жизнь» (бренд «Сестрица»):

— На рынке бутилированной воды в Казани сегодня лидирует «Сестрица», «Раифский источник», «Хотнинская» и «Олероли», информация о долях рынка является коммерческой тайной. Могу сказать, что по объемам реализации мы за прошлый год выросли на 25 процентов, средняя частота заказов у нас — четыре бутыли (18,9 лред.) в месяц. Мы сегодня открываем точки продаж воды на первых этажах жилых домов, но мы воду не разливаем, а возим уже расфасованную.

Я считаю, что сеть «Ключ здоровья» — достаточно серьезный игрок на рынке Казани, судя по объемам, которые они продают. Формат, в котором они работают (киоски шаговой доступности), достаточно эффективен. Их покупатели — это люди, которые, в принципе, понимают, что воду из крана пить нельзя, и если данная сеть вдруг прекратит существование, не думаю, что их клиенты вернутся к водопроводной воде. Они продолжат пить бутилированную, а значит, придут к нам.

Альберт Ибатуллов — генеральный директор ООО «ТД «Раифский источник»:

— Говоря о спросе в целом, надо отметить, что продукция в мелкой таре (до 1,5 литра) и в крупной (19-литровые бутыли) — это совершенно разные сегменты рынка. Я бы поставил сейчас их реализацию в равном процентом соотношении, но у разных компаний по-разному, кто как движется. По итогам прошлого года объем реализации по ТД «Раифский источник» составил порядка 10 процентов, мы продолжаем развивать обменные пункты шаговой доступности.

Да, мы знаем такую сеть, как «Ключ здоровья». Это очень серьезный игрок, и если он вдруг уйдет, это, однозначно, отразится на рынке. Но тот покупатель, который ходит туда за продукцией, он не наш покупатель в принципе. Если взять бутыль объемом 18,9 литра, там она стоит порядка 50 рублей, у нас же с доставкой цена — 130 - 150 рублей. Сами понимаете, тот, кто платит 50 рублей, не готов в три раза больше заплатить за ту же продукцию. И второй фактор: многие туда ходят с маленькими канистрами в 5 - 10 литров. Будут ли они готовы перейти на 19 литров? Но рынок, естественно, прибавится, если «Ключ здоровья» уйдет.

Юрий Азимов — генеральный директор ООО «Агропак-Татарстан» (бренд «Шифа»):

— Если смотреть по Казани, я бы не сказал, что «Ключ здоровья» — серьезный игрок. Я не знаю, как у них по объемам реализации, но я думаю, не так уж масштабно. Дело в том, что такой продукции, как наша, на рынке достаточно. Это не дефицит. И цены за счет крупных сетевых магазинов снижаются, появляется доступность. Поэтому, если вышеуказанная сеть вдруг уйдет с рынка, думаю, ничего особенного не произойдет. Думаю, что часть клиентов «Ключ здоровья» в этом случае уйдет к другим компаниям на рынке, а часть перейдет на разные фильтры.

Какая-то часть населения по-прежнему берет воду в киосках «Ключ здоровья», но у нас настолько уже люди привыкли к сервису, что для большинства пусть будет дороже, но с доставкой. Плюс к тому сегодня практически в каждой семье есть машина, они едут и закупают воду на неделю. Люди сегодня начали заниматься своим здоровьем, перестали потреблять воду из источников, в которых они не уверены. А вообще, надо относиться к воде бережливо: мы тратим больше, чем, к примеру, европейцы.

Я считаю, что надо всегда смотреть, как развиваются другие страны. Там люди приезжают в крупный гипермаркет и сразу покупают на неделю основные продукты питания. В том числе и воду. А вот продукты повседневного спроса покупаются у дома. У нас, к примеру, есть все форматы: и своя сеть, и поставки в федеральные и республиканские магазины.

Алена Кондратьева — президент союза производителей бутилированных вод:

— Итоги-2013 по рынку бутилированной воды в России в целом несколько ниже ожиданий. Скорее, это связано с холодным летом во многих регионах и насыщенностью основных рынков. Прирост есть, но небольшой. В 2014 году задача сохранить клиентскую базу за счет приверженности клиента к компании-поставщику (улучшение услуги по доставке, имидж компании, усиление значения бренда).

Основные игроки на казанском рынке: вода «Сестрица» (компания «Здоровая жизнь»), «Раифский источник» и «Хотнинская вода». Если говорить о форматах, то те, кто работает в сегменте HOD, занимаются доставкой воды, и это основной формат, в больших городах компании часто используют дополнительные точки продаж своего продукта, такие как продажа через собственные киоски — мини-шопы (не путать с продажей воды на розлив), на заправках, в супермаркетах, либо на арендованных площадях.