Сегодня руководитель управления федеральной налоговой службы России по РТ Марат Сафиуллин заявил, что, несмотря на ухудшение экономической ситуации, ФНС собрала в Татарстане в прошлом году налогов больше, чем в позапрошлом. В результате федеральная казна была пополнена на 345 млрд. рублей, а татарстанская — на 150 млрд. рублей. Впрочем, без провала не обошлось — собираемость одного из ключевых для местного бюджета налогов, налога на прибыль, упала за год на 8,4 млрд. рублей или 12,3%. Как выяснила корреспондент «БИЗНЕС Online», выправить ситуацию удалось благодаря росту отчислений по налогу на доходы физических лиц.
Марат Сафиуллин |
150 МЛРД. — В БЮДЖЕТ ТАТАРСТАНА
Сегодня руководитель управления федеральной налоговой службы (ФНС) России по РТ Марат Сафиуллин на традиционной январской встрече с журналистами заявил, что сборы налогов в федеральный и региональный бюджет по итогам 2013 года выросли на 3,4% и 4% соответственно.
В федеральную казну татарстанские налоговики мобилизовали налогов на 345 млрд. рублей, а в республиканскую — на 150 млрд. рублей. «Несмотря на ухудшение общей экономической ситуации, все бюджетные назначения по доходам в 2013 году выполнены», — подчеркнул Сафиуллин.
В целом, по его словам, задолженность по всем видам налогов в Татарстане силами УФНС по РТ с 2005 года и до настоящего времени сократилась с 45 млрд. рублей до 11 млрд. рублей, в том числе в течение 2013 года сокращение составило 200 млн. рублей. «Практически вся недоимка в 11 миллиардов рублей сегодня проработана налоговыми органами, эти суммы в том числе находятся в суммах обязательств процедур несостоятельности предприятий», — подчеркнул Сафиуллин.
МИНУС 15% ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
Тем не менее от ожидаемых провалов, но оттого не менее досадных, уберечься не удалось. Собираемость одного из ключевых для регионального бюджета налогов — налога на прибыль — по итогам минувшего года упала. Собрано было на 8,4 млрд. рублей меньше, чем в 2012 году.
— В целом мы считаем, что получили плохую динамику только по налогу, непосредственно связанному с темпами экономического роста, — налогу на прибыль. Но мы проводили серьезный, глубокий анализ — отрицательная динамика связана со снижением цены на нефть, снижением отгрузки наших крупных налогоплательщиков, в первую очередь по экспорту, ростом цен на энергоносители и так далее, — рассказал Сафиуллин.
В 2012 году по налогу на прибыль в Татарстане было собрано 68,3 млрд. рублей, а в 2013 году — 59,9 млрд., что почти на 12,3% меньше. Напомним, на совместной коллегии минфина, казначейства и налоговой в «Корстоне» в начале декабря прошлого года звучали ожидаемые потери налога на прибыль в размере 9,2 млрд. рублей.
ПЛЮС 10% ПО НДФЛ
Тем временем НДС снизился на 1,7 млрд. рублей, поступил за 2013 год в сумме 37,6 млрд. рублей против 39,3 млрд. рублей за 2012 год, а имущественные налоги приросли: общая сумма поступлений составила порядка 3,2 млрд. рублей, при этом на 30% — налог непосредственно на имущество физических лиц, на 19% — транспортный налог.
Позитива и сбалансированности налоговых сборов в РТ добавил налог на доходы физических лиц, занимающий в структуре налоговых поступлений 13%. За 2013 год удалось собрать его в размере более 51 млрд. рублей. «Динамика собираемости НДФЛ у нас очень хорошая, составила 10 процентов по сравнению с 2012 годом, связано это с ростом фонда оплаты труда», — заявил Сафиуллин, напомнив, что по собираемости УФНС по РТ по-прежнему лидирует в ПФО и занимает 6-е место после Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и округов крайнего севера.
— У нас идет бескомпромиссная борьба с неплательщиками НДФЛ — арестовываем счета, заводим дела, — подчеркнул Сафиуллин. — К сожалению, сегодня пенсионный фонд, в отличие от нас, не имеет возможности возбуждать уголовные дела. Мы считаем, что этот налог не предприятия, а физических лиц, которые на нем работают, имеют право на имущественные и социальные вычеты. Если работодатель не заплатил, то и права работника на вычет нарушаются...
Фактически шеф налоговой инспекции признал, что картину по сборам в Татарстане выправили ответственные работодатели, повысившие зарплату своим сотрудникам и честно заплатившие с нее налоги в бюджет. С другой стороны, рост сборов НДФЛ может быть обусловлен и существенным увеличением зарплат бюджетников. Напомним, в бюджете республики на 2013 год на реализацию этих мер дополнительно было предусмотрено 9,7 млрд. рублей, причем из этой суммы только 1,5 млрд. рублей — средства, выделяемые из федерального бюджета.
ВСЕ НЕ ТАК ПРЕКРАСНО, КАК ПОКАЗЫВАЕТ НАША СТАТИСТИКА
Природу увеличения выплат по НДФЛ газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали предприниматели и эксперты.
Ирина Волынец — генеральный директор РА PResident:
— Дело в том, что у нас зарплата сотрудников зависит от объема продаж, тарифицируемая часть очень небольшая, как и во многих аналогичных компаниях. Поэтому если у них повышалась процентная часть, нельзя сказать, что мы повысили им оплату. Особых скачков в течение прошлого года я не замечала.
Я не думаю, что в бизнесе увеличились зарплаты. Наоборот, насколько я знаю, у нас количество предпринимателей резко сокращается. И это можно даже видеть по торговым площадям — если раньше нельзя было «зайти» в какие-то торговые комплексы, то сейчас, насколько я знаю, посвободнее. Мы, конечно, пока не видим массово пустых торговых площадей, но, пока мы их не увидим, и не узнаем. Все не так прекрасно, как показывает наша статистика. Всеобщая экономическая ситуация, по моим ощущениям, идет к спаду. Наш бизнес (рекламные услуги, наружная реклама — ред.) уже практически задушили.
Что касается роста собираемости налогов на доходы, то нужно посмотреть, какая была инфляция за этот период. В лучшем случае они просто окупили инфляцию. Кроме того, вероятно, что налоговая служба стала еще тщательнее работать с должниками, это говорит о том, что ужесточились санкции, а не о том, что стали выше зарплаты. Я не вижу предпосылок для реального роста зарплат и отчислений. У нас не появляется столько новых предприятий. Мы вступили в ВТО, по логике у нас появились новые рынки сбыта, и мы должны производить больше и по количеству, и по номенклатуре. Но этого на самом деле нет.
Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:
— Я не могу оспаривать данные официальных органов. Но, на мой взгляд, ситуация какая-то переменчивая для бизнеса. С одной стороны, есть сигналы сверху, что будет поддержка малого и среднего бизнеса, с другой стороны, сохраняются высокие ставки (страховых взносов – ред.). Было очень здорово сделано, что бизнес почти ушел из «серых» схем, а теперь снова стал туда возвращаться.
Пока никаких оценок мы дать не можем. Но я считаю, что налоговая и бизнес — оба должны работать на развитие. Пока предпосылок для роста зарплат я не вижу. Хотя повышение зарплат сейчас нужно. Мы вступили в ВТО, но наша продукция не конкурентоспособна с китайской — по сувенирам, к примеру. И все повышение зарплат уходит на затраты. Так, в Татарстане повысилась чуть ли не в 1,5 - 2 раза плата за детские сады, постоянно коммунальные платежи растут, вот сейчас таксисты поднимают тарифы и прочее… Получается, что в итоге доход остается тем же самым, только другая «каша». А в сухом остатке остается немного.
Сергей Маслехин — руководитель консалтинговой компании «Верное решение»:
— Нет, мы в прошлом и этом году зарплаты не повышали. Наши зарплаты соответствуют рынку, и возможность повысить свой доход для работника возникает только в случае передвижения по карьерной лестнице. Что касается роста собираемости налога на доходы физических лиц на 10 процентов, я сомневаюсь, что это могло произойти за счет зарплат бюджетников — им повысили-то на копейки. В целом по Татарстану такую динамику могло вызвать увеличение числа рабочих мест на новых производствах, но, с другой стороны, часть зарплат ушла в тень. Плюс сыграло роль более эффективное администрирование должников со стороны налоговых органов. Возможно, кто-то из чиновников решил в прошлом году задекларировать доходы более честно. Одной причины такого роста быть не может.
Между налоговой и пенсионным у нас приоритетов нет. Один раз у нас возникла задолженность по налогам из-за технической ошибки, когда сдавали декларацию по «упрощенке» в электронном виде. Ошибку обнаружили, и при повторной сдаче вместо того, чтобы заменить первый вариант, уточненная декларация «села» на ошибочную, повторно. Соответственно, налоговая увидела, что у нас «долги» — они действуют оперативно и тут же выставили требование, тут же арест на счет. Мы сразу к ним пришли, разобрались, потребовали исправить. Они с нашими требованиями согласились. Но процедура исправления у нас в России, как всегда, гораздо дольше и сложнее, чем ошибку допустить.
Если арестуют счет, то теперь не сможем открыть в другом банке? Ну в нашем случае не будет никакой необходимости в новом счете, мы просто недоразумение будем исправлять. Какой смысл бежать в другой банк и открывать там счет? Хотя я знаю предпринимателей, которые от налоговой бегают — счета с арестом, и когда им должен кто-нибудь заплатить, они говорят, мол, туда не плати, там картотека, на другой счет плати. Но, по-моему, еще в прошлом году для борьбы с такими товарищами все было сделано: арест распространялся не только на счет, но и на счета в других банках.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.