2.jpg

ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЗИМЫ

На российском автозаправочном рынке — знаковая премьера: ОАО «ТАНЕКО» скоро начнет производить дизельное топливо пятого класса качества, больше известное в широком обиходе как «Евро-5». Это событие с нетерпением ожидалось владельцами автомобилей на дизельной тяге. Ведь речь идет об одном из самых современных в Европе и единственном построенном с нуля на постсоветском пространстве за последние 30 лет НПЗ. Его возвела в Нижнекамске компания «Татнефть», использовав новейшие технологии и оборудование. Недавно этот масштабный проект вышел на очередной уровень — построена комбинированная установка гидрокрекинга. Этот технологический процесс является одним из наиболее экологичных в нефтепереработке, а также зарекомендовал себя как наилучший путь к достижению высокого стандарта качества. Особенно значима эта премьера на фоне тревожных ожиданий, связанных с выполнимостью технического регламента Таможенного Союза, который с 1 января 2016 года запретит производство и реализацию бензина и дизтоплива ниже пятого класса. Так что НПЗ «ТАНЕКО» выполнил это требование за два года до его вступления в силу.

А теперь — небольшой экскурс в состояние дел на отечественном рынке дизтоплива. В России, как и во всем мире, постоянно увеличивается дизельный автопарк. Причины просты — дизельный двигатель более долговечен, надежен, экономичен и экологичен. Но есть один, существенный особенно для нашей страны, эксплуатационный недостаток — необходимость перехода в межсезонье с летнего на зимний вид топлива. В этот период водителей поджидают проблемы, связанные с тем, что понижение температуры и смешивание в резервуарах летнего топлива с зимним или переходным может привести к его замерзанию в топливной системе. Эта неприятность объясняется повышенным содержанием в дизтопливе парафинов, которые кристаллизуются и делают невозможной его прокачку через топливные фильтры.

Поэтому зимнее дизтопливо в России чаще всего производится с применением депрессорных присадок. Их задача — сделать кристаллы парафина существенно меньше, чтобы фильтр тонкой очистки не забивался так быстро. Все бы хорошо, но при длительном хранении и перевозке данные «улучшители» качества могут выпасть в осадок и принести двигателю только вред. Вполне резонно напрашивается вопрос: возможно ли, используя прогрессивные технологии, добиться хороших низкотемпературных свойств без применения специальных присадок?

4.jpg

БЕЗ ПРИСАДОК, СЕРЫ И «АРОМАТИКИ»

Положительный ответ на этот вопрос дает ТАНЕКО. Его дизельное топливо выгодно отличается хорошими низкотемпературными свойствами. В межсезонье во время резких похолоданий при заправке летним вариантом дизтоплива водители не почувствуют разницы: оно не замерзнет при температуре до минус 20 градусов. Это является исключительным конкурентным преимуществом танековского дизеля на российском рынке.

Да и по всем параметрам оно будет обладать отличными эксплуатационными свойствами без введения модификаторов. Последние представляют собой комплексную многофункциональную присадку, направленную на улучшение характеристики дизтоплива. На форумах автовладельцев, делящихся опытом применения модификаторов, можно прочитать главный совет: не заниматься «баловством», а заправляться качественным топливом. Сущая правда, денежная экономия, полученная за счет модификаторов, может привести к более серьезным расходам, когда двигатель застучит. Кроме того, активные присадки (танековский дизель в них не нуждается) способствуют коррозии и преждевременному износу ключевых деталей двигателя.

Есть и еще одна проблема, которую решает ТАНЕКО. Сейчас в Европе к составу дизельного топлива предъявляются требования, призванные повысить его экологичность и обеспечить надежную и долговременную работу техники. Поправки, внесенные в европейский стандарт, прежде всего касаются снижения доли серы и различных химических соединений, отчего выигрывают окружающая среда и население. Как результат значительно уменьшаются выбросы в атмосферу от автотранспорта, который, как известно, является основным загрязнителем воздуха в городах.

Преимуществом дизтоплива ТАНЕКО является ультранизкое содержание серы — менее 10 граммов на тонну! Очистка топлива от этого вредоносного вещества служит одним из способов решения проблемы кислотных дождей, которые причиняют ущерб растениям и негативно сказываются на здоровье человека.

Всем доводилось чувствовать себя на трассе заложником чадящего впереди грузовика. Отчаянно дымят и коптят автомобили (особенно в форсированных режимах работы) из-за повышенного содержания в топливе полициклических ароматических соединений. В дизельном топливе, полученном на установке гидрокрекинга ТАНЕКО, «ароматики» будет значительно меньше. Это снизит нагарообразование в двигателе, дымность выхлопных газов и выбросы твердых частиц в атмосферу и, соответственно, скажется на улучшении экологии.

И еще один существенный плюс. У двигателя, работающего на дизеле ТАНЕКО, повышается КПД и снижается удельный расход топлива. Благодаря высокому цетановому числу — 60 единиц — оптимизируется процесс сгорания топливной смеси, скорость прогрева двигателя, равномерность его работы, уменьшаются шум и вибрация. К сведению: в настоящее время, согласно российскому стандарту, цетановое число должно быть не менее 48 единиц, фактически на заправках присутствует топливо со значением в пределах 52 - 56 единиц.

БОЛЬШЕ И ЛУЧШЕ

В 2014 году ТАНЕКО планирует поставить на рынок около 1 млн. т дизтоплива. На следующем этапе развития комплекса нефтепереработки и нефтехимии «Татнефть» собирается построить завод глубокой переработки нефти. В его составе будут работать установки замедленного коксования, каталитического крекинга, каталитического риформинга и изомеризации. В совокупности они позволят повысить глубину переработки нефти до 96%, расширить ассортимент продукции и увеличить выпуск моторных топлив стандарта «Евро-5». Ведь целевым ориентиром для ТАНЕКО всегда был выпуск продукции, отвечающей по своему качеству запросам мирового рынка.

Что же касается дизельного топлива, в перспективе его производство на ТАНЕКО должно возрасти до 2,7 млн. т в год. В первую очередь «Татнефть» высококачественным дизелем намерена обеспечивать свою разветвленную сеть автозаправочных станций, раскинутую по России, Украине и Беларуси. Расположенные на ключевых магистралях с высоким уровнем конкуренции татнефтевские заправки позиционируются за счет отличного сервиса и широкого спектра дополнительных услуг. Теперь, как ожидается, собственное брендовое дизтопливо станет еще одним более весомым фактором конкурентоспособности. А как показали предварительные маркетинговые исследования, намерения заправляться танековским дизтопливом выражают и западноевропейские потребители.

Людмила Филиппова
Анвар Маликов