25 МЛН. РУБЛЕЙ НЕ ПОКРЫВАЮТ УБЫТКОВ АЭРОЭКСПРЕССА

Сегодня минтранс РТ вскрыл конверты с заявками, поданными на конкурс по управлению интермодальными перевозками до международного аэропорта Казань. Вскрытие конвертов, впрочем, не означает мгновенного определения победителей, уточнила в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь минтранса РТ Наиля Клевлеева. В ведомстве 14 дней будут изучать предложения заявителей, и только после этого станут известны результаты. Тогда же станет понятно, на какую компенсацию смогут рассчитывать перевозчики: в 2013 году эта сумма превышала 25,6 млн. рублей.

По словам Клевлеевой, на конкурс подано... две заявки: от выполняющего пригородные пассажирские перевозки ОАО «Содружество» (принадлежит РЖД и минземимущества Татарстана и Удмуртии) и от московского ОАО «Аэроэкспресс». В общем, это неудивительно, учитывая суровые требования к заявителям и невысокую популярность аэроэкспресса. Критериями оценки возможностей претендентов станут количество и характеристики собственного подвижного состава, наличие охраны поездов, опыта работы на рынке пригородных перевозок. Победитель получит в управление 5 скоростных поездов «Ласточка». Стоимость билетов в стандартном вагоне остается, как в 2013 году — 200 рублей, цена билета бизнес-класса вырастет с 350 до 400 рублей. При этом необходимо обеспечить как минимум 9 пар поездов ежесуточно - столько же, сколько было в 2013 году.

Конкурс объявлен в связи с завершением предыдущего контракта, который выполняло ОАО «Аэроэкспресс». Как уточняет «РБК-daily», конкурс на пригородные железнодорожные перевозки объявляется ежегодно, в отличие, допустим, от перевозок автобусных, где срок контракта пятилетний. И если бы была подана одна заявка, госконтракт был бы подписан с ним.

Пресс-секретарь ОАО «Содружество» Ирина Карпова в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщила, что сегодня компетентные сотрудники компании находятся в минтрансе, поэтому позиция компании может быть озвучена лишь вечером. В пресс-службе «Аэроэкспресса», обслуживающего маршруты в Москве, Казани (в 2013 году) и Владивостоке, также пообещали прокомментировать свое участие в конкурсе на убыточный маршрут до конца дня. Между тем ранее пресс-секретарь компании Надежда Доржиева рассказала «РБК-daily», что «Аэроэкспресс» участвует в конкурсе, несмотря на убыточность перевозок. «Ни для кого не секрет, что эти перевозки нерентабельны, даже сильно убыточны, — рассказала Доржиева. — Мы договаривались с правительством Татарстана о субсидировании. И даже субсидии в 25 млн. рублей, о которых говорится в конкурсных документах, всех убытков покрыть не смогут».

РАСЧЕТНЫЕ ЦИФРЫ ПАССАЖИРОПОТОКА В РЕАЛЬНОСТИ УПАЛИ В 12 РАЗ

Напомним, что амбициозный проект аэроэкспресса от центра Казани до воздушных ворот Татарстана обошелся РЖД примерно в 9 млрд. рублей. Средства пошли на реконструкцию вокзального комплекса станции Казань, реконструкцию участка пути Казань — аэропорт, строительство терминала «Аэроэкспресс» в аэропорту, строительство двух автодорожных путепроводов на пересечении с автодорогой Усады — Столбище и пересечении с улицей Тихорецкая, строительство тяговой подстанции.

Официальный старт проекта состоялся 22 мая — столица РТ стала четвертым в России городом, где есть аэроэкспресс. Причем старт откладывался несколько раз: поначалу предполагалось, что первым супер-VIP-пассажиром станет президент РФ Владимир Путин в магическую дату 12.12.12, однако главу государства в итоге в аэропорту усадили в автомобиль. А первую тестовую поездку строящейся «лестницы к небу» президент РТ Рустам Минниханов провел в ноябре прошлого года.

В течение 5 месяцев с начала эксплуатации аэроэкспресс перевез около 33 тыс. пассажиров — это очень мало. Как отметил замначальника ГЖД по территориальному управлению Александр Черемнов, среднесуточный пассажиропоток составляет около 350 человек. Между тем в ходе строительства расчеты РЖД показывали, что аэроэкспрессом воспользуется примерно половина прибывающих в МАК пассажиров — миллион человек в год. То есть полученные на практике цифры пассажиропотока оказались ниже расчетных примерно в 12 раз. Грубо говоря, при таких темпах, если вся стоимость билетов уйдет только на окупаемость проекта, вложенные средства «отобьются» примерно через 300 - 400 лет.

РЖД контролирует 50% «Аэроэкспресса», осуществлявшего перевозки в 2013 году. Структура группы компаний «Трансгрупп АС» (ООО «Дельта-Транс-Инвест») контролирует 25%, бизнесмены Андрей Бокарев и Искандер Махмудов — 7,5% и 17,5% соответственно.

1200-upload-blog-288-img_4103.jpg
Стоимость билетов в стандартном вагоне остается, как в 2013 году — 200 рублей, цена билета бизнес-класса вырастет с 350 до 400 рублей

ВСЕМУ ВИНОЙ МЕНТАЛИТЕТ?

Почему казанцы и гости не потянулись массово в аэроэкспресс? В чем дело — неудобство расписания, мощная конкуренция со стороны такси или отсутствие пробок на дорогах, благодаря которым выигрыш поезда во времени сводится к нулю? Такие вопросы корреспонденты «БИЗНЕС Online» задали заинтересованным сторонам и участникам рынка.

Регина Талова — пресс-секретарь международного аэропорта Казань:

— Конечно, мы очень довольны наличием у нас аэроэкспресса. Это дополнительное сообщение с городом. До этого у нас был только 97 автобусный маршрут. Теперь если прилет был в более позднее время, то аэроэкспресс — отличное решение. Поначалу эта услуга не пользовалась большим спросом — проходя мимо касс, можно было заметить, что народу практически нет. Но полгода спустя с момента запуска видно, что услуга набирает обороты. Основная аудитория — деловые люди, бизнесмены.

Аэроэкспресс — это дополнительный выбор для пассажира. Другой вопрос, что большинство пассажиров все-таки выбирают личный автомобиль. Возможно, существенный минус аэроэкспресса — это то, что поезд ходит всего лишь раз в два часа. Очень неудобное расписание. Очевидно, что собственным ходом, на своем транспорте добираться проще.

При формировании расписания аэроэкспресса мы передавали свои данные по прилету и отлету самолетов. Поэтому вполне можно было его чуть-чуть подстроить и под нас. Сейчас люди просто не попадают под существующее расписание.

Равиль Миннехузин — генеральный директор и совладелец компании «ВагонСервис»:

— Безусловно, аэроэкспресс нужен городу. В первую очередь город должен уйти от частных перевозчиков, бомбил. Бомбилы — это вообще целый рой, как банда, конкурирующая между собой. Какие перспективы развития она может принести городу? Никакие. Казань всеми силами должна от них избавляться.

Интермодальные перевозки позволяют прибывать людям точно в срок, теперь не нужно выходить за три часа до вылета, удобно и рационально планировать свое время. 20 минут — и ты уже на месте. Но нужно время, чтобы привыкнуть к такому инновационному транспорту. Сейчас казанский менталитет устроен так, что у людей в голове не целесообразный расход времени, а устоявшаяся схема: сел в машину и добрался до аэропорта.

Амир Шайдаров — директор таксопарка №1:

— Я думаю, все заключается в стоимости билета на аэроэкспресс. Например, поездка на такси от проспекта Победы до аэропорта обойдется в 300 рублей. При этом автомобиль подъедет за вами по адресу, поможет загрузить и выгрузить вещи, довезет до входа в аэропорт. Плюс в такси поместится три-четыре человека, тогда стоимость будет еще ниже. Выгода и комфорт очевидны! Но если человек находится в центре, и у него минимальный багаж, тогда, безусловно, ему будет удобнее воспользоваться услугами аэроэкспресса.

Кроме того, казанский менталитет еще непривычен к данному виду передвижения. К тому же у нас построены новые дороги и развязки, до аэропорта из центра города реально добраться в течение 20 минут. То есть практически за то же самое время, что и на аэроэкспрессе. Я считаю, что в сложившихся условиях аэроэкспресс станет популярным только в том случае, если на такси вырастут цены.

Лилия Григорьева — директор туристической фирмы «Эфир-Вояж»:

— Непопулярность аэроэкспресса связываю с тем, что много лет мы спокойно обходились без этого вида транспорта. Даже лично мне привычнее поехать в аэропорт на своей машине или попросить кого-то из знакомых или близких. Более того, расположение у аэроэкспресса не самое удобное — от вокзала. Кто может им воспользоваться? Либо встречающие, либо провожающие. Те, кто летает самолетами, в основном имеют собственный транспорт или служебные машины. Если говорить о моем личном опыте, то мне удобнее оставить машину на стоянке аэропорта, если срок поездки составляет один-два дня. Если же дольше — тогда я прошу довезти меня семью или друзей.

У нас не такой большой город, чтобы терпеть неудобства с чемоданами, ведь с ними еще нужно добраться до вокзала, потом тащить их до аэропорта.

Я думаю, удобнее воспользоваться услугами аэроэкспресса будет туристам, у которых нет трансфера до города, или тем, кого некому встречать. Такое бывает нечасто, но бывает. Таксисты, как правило, задирают цены, а на аэроэкспрессе можно добраться быстро, не очень дорого. И до центра города, где гостиницы рядом.

А вообще, кто летает самолетом, у тех есть деньги и на такси, или личный транспорт.

Адель Ягудин — директор сети кофеен coffee Cava:

— Если брать нашу компанию, то мы пользуемся услугами аэроэкспресса постоянно. Наши сотрудники по несколько раз в день ездят как в аэропорт, так и обратно в город. Сейчас мы держим пять абонементов, поэтому эта система очень удобна для нас.

Если говорить о причине, по которой аэроэкспресс не популярен среди населения, то это, очевидно, график движения поездов. Но, насколько я знаю, это связано с тем, что аэроэкспресс ночью занимает рельсы товарных поездов — отсюда такое некомфортное расписание.

Но опять-таки, почему аэроэкспресс популярен в Москве? Потому что аэроэкспресс идет точно, стабильно по графику. Человек гарантированно прибудет в аэропорт в нужное ему время, нет риска застрять в пробках и опоздать на рейс. В Казани все проще — у нас есть новые, практические не загруженные, широкие дороги до аэропорта.

Аэроэкспресс — это больше вопрос перспективы. Как бы то ни было, загруженность дорог будет расти. Даже сейчас, тем, кто живет в центре, в районе вокзала, в Ново-Савиновском районе, им уже будет удобнее воспользоваться услугами интермодального транспорта.