2.jpg
Леонид Ставицкий (слева): «Жить надо по карману, применять новые технологии строительства, не снижая качество»

МИНСТРОЙ РФ ВЗЯЛСЯ ЗА СТАНДАРТЫ

Сегодня в ходе совещания в кабмине РТ первый замминистра строительства и ЖКХ России Леонид Ставицкий заявил, что немедленного решения требует масса вопросов в системе технического регулирования, нормативной базы, регламентов и всего документооборота, связанного с процессом строительства — с момента проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию.

— Первая задача — создать работоспособную структуру для решения проблем в нашем огромном хозяйстве, — заявил Ставицкий. — Минрегион имел довольно широкий спектр функций. А агентство (по-видимому, имеется в виду Госстрой РФавт.) не имело необходимых полномочий и функций. Вакуум заполнялся не совсем, скажем так, правильно... И те своевременные задачи, которые ставили и национальный союз строителей, и регионы, и бизнес, агентство исполнять не могло. Уровень министерства же их решать позволяет.

Напомним, что ведомство, задача которого — курировать все строительные вопросы России, было создано в правительстве страны 1 ноября. Новая чиновная структура еще даже толком не сформирована. Как отметил Ставицкий, назначенный на должность всего две недели назад, основной задачей минстроя РФ станет госполитика в градостроительной, строительной сфере и ЖКХ.

«ОСТАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ИРЕК, НЕ В САМОМ ЛУЧШЕМ ВИДЕ...»

Собственно, основной тон совещания задал президент РТ Рустам Минниханов. Тема стройнормативов давно и прочно тревожит руководство республики — и, как отметил Минниханов, очень приятно, что вопрос обсуждается в Казани. Все же Татарстан по объему строительства лидирует в ПФО и входит в Топ-5 российских регионов, а строительная отрасль — одна из ведущих в экономике республики. 2,4 млн. кв. м жилья планируется сдать к концу года, а объем выполненных работ за 11 месяцев — 244 млрд. рублей. При этом стройкомплекс Татарстана — это 6,5 тыс. стройкомпаний, более 400 предприятий промышленности, выпускающей конструктив и стройматериалы. Это 65 тыс. человек. Минниханов отметил, что в Казани работает мощный отраслевой вуз — КГАСУ, однако хромает система профильной подготовки специалистов.

— Мы два дня назад проводили совещание по вопросам подготовки специалистов — неплохо занимаемся по архитектурному университету, но остальные направления, Ирек, в самом пока не лучшем виде, — попенял Минниханов главе минстроя РТ Иреку Файзуллину, которого, напомним, не было на разгромном совещании в Альметьевске по подготовке кадров для реального сектора. — Строительная отрасль нуждается в высокопрофессиональных, оснащенных учеждениях — среднее образование должно быть достойно организовано. Пользуясь моментом, тебе делаю замечание...

К достоинствам системы строительства РТ Минниханов отнес наличие единого госзаказчика — «Главинвестстроя». Это позволяет не только реализовывать «под ключ» инвестиционно-строительные проекты, но и унифицировать требования к проектированию, использовать проекты повторного применения, минимизировать стоимость строительства благодаря контролю расходования бюджетных средств. В качестве примера президент привел Универсиаду, сопровождавшуюся гигантскими стройками: как по спортобъектам, так и по метро, дорожному строительству и так далее.

42120.jpg
Ирек Файзуллин: «Очень хотелось бы, чтобы появлялось как можно больше рамочных документов, которые позволяли бы субъектам федерации самим принимать решения»


«ОСТАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ИРЕК, НЕ В САМОМ ЛУЧШЕМ ВИДЕ...»

Вкратце президент также напомнил, что всего в РТ реализуются 24 различные программы — от соципотеки до строительства объектов соцкультбыта, не говоря уже о «стройках века» вроде ТАНЕКО.

— Для нас очень важное значение имеет применение стандартов, свода правил, вопросов в области техрегулирования, — перешел Минниханов к наболевшему. — За последние 10 лет выпущены и вступили в силу около 60 нормативных технических документов, влияющих на ввод объектов в эксплуатацию в области энергетического, коммунального хозяйства, экологической, пожарной безопасности, охраны труда...

Все это прекрасно, но в результате быстрой смены бумажных декораций строители не успевают в них ориентироваться. Кроме того, есть целый ряд нормативов, которые просто необъяснимы с логической точки зрения. В качестве примера президент привел объекты соцкультбыта: почему нельзя в том же ФАПе использовать удобные двухконтурные котлы, которые запросто разрешено ставить в квартирах?

— Что за глупость? Ну просто это... — не находил слов Минниханов. — Я думаю, что для клубов, для ФАПов... Нет, мы должны обязательно ставить котельные, туда несколько операторов, а они еще будут пьяные вдобавок — за такие деньги хороших людей не найдешь! — когда газовая колонка в девятиэтажном доме работает, и никаких проблем. Люди же живут в жилых помещениях! Вот там можно, а тут нельзя. Абсурдных вещей очень много!

Президент задавал следующие вопросы: почему стандарты дорожного строительства таковы, что километр сельской дороги должен стоить 22 - 23 млн. рублей? Зачем селу, где в час проходят три машины, такие затраты? А впереди — Иннополис, «СМАРТ Сити», продолжаются проекты в Нижнекамске, в ОЭЗ «Алабуга»... Чехарда нормативов серьезно удорожает строительство, удлиняет сроки, зачастую не позволяет использовать современные строительные материалы и технологии.

— Даже наш завод ТАНЕКО, несмотря на современные технологии, из-за нормативных требований к разрывам по площади на треть больше западных аналогов! — привел еще один пример Минниханов. — А если взять прежние нормы, то было бы вдвое больше по территории. То есть все, что есть в мире прогрессивное, надо использовать!

Президент отметил необходимость упрощения проектов повторного применения, поставил вопрос о необходимости обязательной федеральной экспертизы проектов, реализуемых на федеральные средства. И отметил, что минстрой идет в правильном направлении — решение этих проблем во многом облегчит работу, удешевит и позволит повысить качество строительства.

МЕНЯЮТСЯ НОРМЫ — И ВОЗНИКАЕТ ДРУГАЯ ЦЕНА ОБЪЕКТА: А ДЛЯ ЧЕГО ЭТО ДЕЛАТЬ?

Файзуллин рассказал, что принимавшиеся с 1992 года документы противоречат друг другу — и сегодня трактовка той же «автостоянки открытого типа» в версии МЧС отличается от аналогичной в видении СНИПа минрегиона. Файзуллин призвал минстрой РФ стать организацией, которая согласует все нормативные акты.

— Серьезный объем работы проведен в актуализации СНИПов и правил, но мы должны постоянно успевать за изменениям и в законах, что ведет к изменению проектов школ, детских садов и так далее, — отметил Файзуллин. — Фактически срок действия проекта — не более двух лет. Меняются нормы — и возникает другая цена объекта. Надо внимательно посмотреть, а для чего это надо вообще делать?

Долгосрочные программы вроде социальной ипотеки требуют стабильности в технормировании, подчеркнул он. Без учета последствий введения приняты нормы по доступности маломобильных групп — в результате проекты идут под нож. И ладно бы, если это касается только доступной среды или горизонтальной разводки инженерии в жилых домах, без которой УК не могут отключать неплательщиков — многие решения приняты как бы сами по себе, без системности...

Скажем, новые требования СНИПа диктуют, чтобы высота школьных помещений была 3,3 м, привел пример Файзуллин. Это требует серьезного удорожания — один только каркас дорожает на 20 - 30%. Уже невозможно сделать четвертый этаж, поскольку при такой высоте потолков требуются лифты. Таких требований нет, к примеру, в странах-членах ВТО, сослался министр на данные КГАСА.

Или инсоляция, требования по которой остались только в России. Видимо, нормы инсоляции, не позволяющие «впихнуть» объекты при точечной застройке, всерьез беспокоят минстрой, раз Файзуллин сослался на европейский опыт, где этого нет.

— Очень хотелось бы, чтобы появлялось как можно больше рамочных документов, которые позволяли бы субъектам федерации самим принимать решения, — резюмировал Файзуллин. — Большинство регионов имеют свои институты, и при совместной работе с минстроем можно было бы актуализировать все необходимые данные.

По мнению Ставицкого, при разработке СанПиНов действительно необходимо оценивать экономические последствия их внедрения. И сейчас министерство вместе с регионами будет анализировать все, что осталось работоспособного.

Если, конечно, как заявил один из участников совещания, «смежники» нового ведомства — тот же Госстрой, Росстандарт и прочие госконторы — не утопят потуги минстроя в бесконечных согласованиях, уточнениях и прочих чиновных кругах ада.

1.jpg

ЖИТЬ НАДО ПО КАРМАНУ, ДА НОРМЫ НЕ ДАЮТ?

Ставицкий заверил, что минстрой РФ будет сориентирован на решение региональных проблем. Целый ряд законов, нормативов не соответствуют региональным требованиям и требуют адаптации применительно вплоть до муниципалитетов.

— Такие несуразности возникают — часть детей ходят в детсады, похожие на сараи, а строить мы должны дворцы! — пояснил он контраст в существовавших ранее и принятых теперь нормах. — Вопросы удешевления должны стоять во главе угла — жить надо по карману, применять новые технологии строительства, не снижая качество.

Надо повышать и ответственность экспертов, а иначе в случае чего отвечают проектанты, но эксперты, проверявшие расчеты, остаются «чистенькими». Также необходимо упростить экспертизу проектов повторного применения и типовых проектов: если всего-то и нужно, что привязать объект к инженерным сетям и местности, зачем повторно проходить полный цикл экспертных расчетов?

Коснулся он и идеи фикс всех чиновников — электронного документооборота. Сейчас согласовывается законопроект, и все проекты можно будет передавать по «электронке». Закон выйдет в ближайшие два-три месяца.

И в целом федеральный минстрой будет ориентирован на работу с регионами. Тем более что после послания президента РФ Владимира Путина в стране стоит задача строительства семейного жилья — заявляются большие объемы строительства, и без изменения нормативной базы обойтись не удастся.

— Мы имеем дело не только с региональной экономикой, но мы имеем каждую стройплощадку со своей экономикой, — намекнул Ставицкий на необходимость упрощения нормативов и удешевления строительства, но тут же оговорился. — Не в ущерб качеству, устойчивости, разумеется.

НИ ОДИН ОБЪЕКТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТРОЕН В ОДНОМ ПРАВОВОМ ПОЛЕ

Насколько необходимо менять существующий подход к нормативам и системам норм в строительстве? Такой вопрос корреспонденты «БИЗНЕС Online» адресовали экспертам и участникам совещания.

Илья Пономарев — руководитель аппарата национального объединения строителей:

— Когда произошла смена государственной формации, всем казалось, что либерализация нормирования идет всем на благо — чем меньше норм и правил, тем больше свободы. Но в стройкомплексе, как в спорте: иногда бывает ситуация, когда «порядок бьет класс». В данном случае система типизации, которая была отражена в СНИПах, система типового проектирования, которая тогда подавалась как нечто негативное, сегодня является объективной необходимостью.

Но вообще из тех нормативов, которые не относятся к строителям, на наш взгляд, необходимо исключать непосредственные указания на инженерные решения. Надо указывать только то, за чем надзирает конкретный орган. Допустим, если речь о нормах пожарной безопасности, надо просто указать время эвакуации или допустимое количество бактерий на кубический метр воздуха. Не указывайте прямые инженерные решения! Вот, скажем, вроде бы хорошая идея повысить потолки в школах и садиках. Когда спрашиваем санврачей, для чего, отвечают: для улучшения вентиляции. А можно принудительную вентиляцию организовать? Наверное, можно! А то, что школы становятся дороже на 40 процентов, это ничего, да? Понятно, что санврач до такой глубины просто не погружается!

У нас за три года последних принято более 60 документов, прямо или косвенно меняющих требования к зданиям и сооружениям. И более 40 изменений в федеральном законодательстве. В итоге у нас ни один объект не может быть построен в одном правовом поле — сроки строительства просто дольше, чем частота ввода норм и правил! Действительно, может быть, надо просто ввести некую линию отсечения, когда на стадии проекта все берется по существующим требованиям — и новые уже не действуют для данного конкретного объекта.

Очень большая проблема — лицензированные объекты. О каких-то инновациях те же школы, детсады узнают в процессе лицензирования — и начинаются переносы стен, навешивание тяжелых железных дверей и прочего! Мы долго ждали создания федерального министерства, и гармонизация всех норм, действительно, необходима всей стране.

Сергей Пугачев — председатель межотраслевого совета по техническому регулированию в строительстве при РСПП:

— В ближайшее время России предстоит принятие регламента Таможенного союза — по безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий. Сейчас приняты уже 32 регламента и более 20 вступили в действие на территории РФ с одновременной отменой прежних российских технических регламентов.

Это вопрос ближайшей перспективы — и мы возлагаем здесь надежду на скорейшее разрешение ситуации дублирования нормативно-технической базы. Должен быть единый регламент безопасности зданий и сооружений — и требования СанПиНа, противопожарные требования должны вливаться в общий перечень, а не быть разрозненными.

Марсель Шамсутдинов — управляющий группой компаний «Райдэн»:

— Я полностью согласен с высказыванием Минниханова. При согласовании проектов действительно происходит чехарда и бардак. Нужно пройти неимоверное количество инстанций, чтобы получить 100-процентное одобрение проекта, при этом нормы постоянно меняются, одно учреждение приходится посещать много раз, безусловно, это очень тормозит процесс.

Но для того, чтобы улучшить эту ситуацию, нужно в целом менять всю систему. Все проблемы, которые мы имеем сейчас в этой области оттого, что на местах процветает коррупция, взятки берут везде. На мой взгляд, смотреть нужно гораздо глубже.