ГОТОВНОСТЬ №1

«Итог первого дня отмены «мобильного рабства»: 231 заявление о переносе номера, по 50 процентам операторы установили срок переноса уже 8 - 15 декабря», — такое сообщение написал в своем микроблоге Twitter вчера утром министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. Напомним, что 1 декабря в России начал действовать долгожданный закон об отмене «мобильного рабства», то есть переходе абонента от одного оператора связи к другому с сохранением номера. Газета «БИЗНЕС Online» выяснила, насколько оказались готовы к началу действия закона операторы в Татарстане.

Сергей Обыденников — директор отделения компании «МегаФон» по Республике Татарстан — рассказал нашему изданию, что сеть «МегаФона» полностью готова к реализации закона: «С 1 декабря мы оказываем эту услугу. К нам обращались абоненты, желающие перейти со своим номером в сеть «МегаФона», не только в Татарстане, но и по всей России. Мы полагаем, что сильного перераспределения абонентов на рынке не произойдет. Но при этом все-таки довольно существенная их часть выберет нашу компанию. Сеть «МегаФона» полностью готова к MNP, мы провели все необходимые изменения на сети и можем как отдавать, так и принимать абонентов».

«ВымпелКом» полностью готов к запуску услуги MNP с 1 декабря 2013 года, — рассказал директор казанского филиала компании Андрей Юдов. — Наша команда реализовала все мероприятия, которые обеспечивают данный сервис и проделала огромную работу в рекордно короткие сроки, чтобы подготовиться к корректной работе услуги. Таким образом, «ВымпелКом» готов как принимать абонентов, так и отдавать номера в установленный срок». Однако, по его словам, за первый день компания увидела, что услуга не пользуется ажиотажным спросом. При этом в «ВымпелКом» наблюдался перевес заявлений на переход в сеть «Билайн».

В пресс-службе компании МТС в Татарстане сообщили, что с 1 декабря МТС оказывает услугу по переносу номера на всей территории России, в том числе в Татарстане, и начал принимать заявления от абонентов на обслуживание в сети МТС с сохранением номеров других операторов. Спрос на услугу находится на уровне ожиданий компании.
Обыденников говорит, что, согласно внешнему исследованию ETSY Ratings, порядка 21% абонентов операторов заинтересованы в переносе номера. «Наши собственные оценки количества заинтересованных в этой услуге абонентов совпадают с оценкой EPSI, — уточнил он. — Порядка 20 процентов абонентов думают о смене оператора. Но при этом нужно понимать, что количество воспользовавшихся услугой будет меньше, чем количество абонентов, потенциально заинтересованных в ней. Также, согласно нашим исследованиям, клиенты «МегаФона» более лояльны к оператору, чем абоненты других компаний. В качестве основных причин выбора нашей компании абоненты других операторов называют «хорошее качество связи», «выгодную стоимость звонков» и «высокую скорость передачи данных». В этом же отчете ETSY, по словам Обыденникова, сказано, что, «воспользовавшись услугой MNP, большая часть абонентов планирует перейти к «МегаФону».

«Основываясь на мировой практике, мы прогнозируем уровень востребованности данной услуги в России на уровне не более 2 - 3 процентов базы, — отметил Юдов. — Мы не ожидаем радикальных изменений: по нашим прогнозам, возможный отток будет восполнен притоком из других сетей».

ПОДУМАЙТЕ О ПРОБЛЕМАХ

При этом операторы указывают на недоработанность услуги и на то, что проблемы все-таки есть, и они могут привести к увеличению срока перехода абонентов от оператора к оператору (по закону, это 9 дней). Как писал digit.ru, из-за задержки с принятием нормативной базы все участники рынка начали тестирование необходимых технологических систем и их взаимодействия фактически только сейчас. При этом не завершено рабочее тестирование взаимодействия с центральным элементом всей системы MNP — базой данных перенесенных номеров, которую должен создать Центральный НИИ связи. Поэтому в случае реализации услуги MNP с 1 декабря абоненты всех операторов после переноса номера могут испытывать проблемы с корректностью прохождения звонков, доставки SMS и MMS-сообщений, услуг мобильного интернета, контент-сервисов, услуг роуминга.

«В условиях MNP работоспособность услуг зависит от готовности всех операторов, то есть проблемы перешедшего к нам абонента будут в первую очередь с входящими звонками с других сетей, в большей степени это зависит от оператора-донора, — разъяснил Обыденников. — В связи с этим, мы не исключаем возможность воспользоваться правом, которое нам предоставило постановление правительства и установить более длительный, чем 9 дней, срок для начала оказания услуг портируемым абонентам. Если это будет сделано, то исключительно в целях предоставления более качественных услуг».

Глава филиала «ВымпелКом» говорит, что компания будет рада новым абонентам, однако рекомендуем воздержаться от смены оператора до середины января следующего года. Почему? «Срок, отведенный законодательством на введение услуги, составил менее одного года, в то время как в большинстве стран MNP внедряли не менее, чем за два-три года, — объяснил Юдов. — Поэтому сегодня невозможно гарантировать, что необходимые мероприятия реализованы всеми операторами связи России. При этом услуга MNP — сетевая: ее обеспечивают многие операторы связи — как сотовой, так и фиксированной. В вязи с этим «ВымпелКом» считает необходимым сообщить всем желающим воспользоваться услугой MNP о возможных проблемах в течение некоторого времени после процесса переноса номера». Сложности возникнут с входящими соединениями с отдельных сетей связи, включая зарубежные; с входящими SMS и MMS-сообщениями, направляемыми с отдельных сетей связи, включая зарубежные; с оплатой услуг через некоторых уполномоченных третьих лиц; с некоторыми иными услугами и сервисами, неразрывно связанными с услугами связи. Юдов отмечает, что причины указанных проблем лежат вне сети «Билайн» и вне контроля «ВымпелКома», и надеется, что эти вопросы разрешатся в ближайшие месяцы.

В пресс-службе МТС в РТ рассказали, что компания полностью подготовились к началу оказания услуги и готова назначать минимально возможную дату переноса номеров абонентов в свою сеть. «МТС провела необходимые настройки оборудования и информационных систем для того, чтобы беспрепятственно отдавать и принимать абонентов, — говорится в комментарии компании нашему изданию. — При этом корректность работы всей системы зависит от всех участников рынка — от базы данных перенесенных номеров, платежных систем, от всех операторов — как мобильных, так и фиксированных. Реальные сроки переноса зависят от готовности других участников рынка решить все вопросы с переносом номера... В связи с дефицитом времени для запуска услуги, а также с традиционными высокими нагрузками на сети операторов в новогодний период, сезоном зимних отпусков, высокой интенсивностью поездок абонентов сотовой связи за границу и по территории России, мы рекомендуем абонентам не пользоваться услугой по переносу номера до того момента, когда операторы смогут обеспечить качественные услуги для абонентов перенесенных номеров».

Отметим, что в последний момент, 29 ноября, правительство РФ все-таки ввело переходный период на внедрение MNP. Было опубликовано постановление правительства РФ, позволяющее оператору, к которому хочет перейти абонент, устанавливать любую дату начала оказания услуг в новой сети, лишь бы она была не позднее 15 апреля 2014 года. То есть абонент оставляет заявку, и ему говорят, в каком месяце и году перенесут номер. Если дата устраивает абонента, он подпишет договор, получит SIM-карту новой сети и будет ждать уведомления о том, в какой день и час он должен будет вставить ее в свой телефон для начала обслуживания в новой сети с прежним номером. Оператор должен уведомить об этой дате не позднее трех дней до начала услуг, а если это юридическое лицо — то не позднее 7 дней до начала обслуживания.

«НЕ ДУМАЮ, ЧТО ЗАТРАТЫ СМОГУТ ОКУПИТЬСЯ»

Газета «БИЗНЕС Online» выяснила мнение экспертов экспертов о том, будут ли операторы «тянуть» время с полноценным введением услуги до апреля, и сколько процентов абонентов реально захотят поменять оператора.

Тимур Нигматуллин — аналитик «Инвесткафе»:

— Готовность перехода и «оттягивание времени» в данном случае зависит от самих операторов. Однако, несмотря на ряд проблем с непринятыми нормативными документами и не полностью завершенным тестированием системы MNP, я не думаю, что оттягивать сроки переноса в их интересах. По крайней мере, принимающие операторы точно заинтересованы в наращивании своей абонентской базы и будут стремиться как можно скорее исполнить заявки на MNP. Это подтверждает и первый день работы MNP, когда, по данным министра связи Никифорова, в 50 процентах случаев операторы устанавливали сроки исполнения заявки MNP не позднее 8 - 15 декабря. Это свидетельствует о достаточной степени готовности к MNP.

В целом, я согласен с опросами, которые говорят о том, что MNP с разной степенью готовности готовы воспользоваться более 50 процентов абонентов. Впрочем, стоит отметить, что лишь около 7 процентов точно готовы сменить основную симку и еще 5 процентов — второстепенную, что в сумме дает 12 процентов. Предполагаю, что именно столько абонентов воспользуются MNP в 2014 году.

Совокупные затраты пяти основных игроков мобильного рынка России — МТС, «ВымпелКома», «МегаФона», «Теле2Россия» и «Ростелекома», по моим оценкам, составили 400 - 500 миллионов долларов. Я не думаю, что все эти затраты смогут окупиться, так как неизбежное повышение конкуренции в отрасли вынудит операторов снижать цены и наращивать маркетинговые расходы. Впрочем, некоторые операторы могут выиграть от «перетягивания» абонентской базы других игроков рынка на себя.

Денис Кусков — генеральный директор Telecom Daily:

— Тянуть время операторы не будут (они переживают, что не смогут оказывать качественные услуги по всему спектру: голос, ШПД, контент), но и спешить — тоже. Думаю, что они смогут все наладить в течение одного квартала. По данным агентства Telecom Daily, порядка 12 - 17 процентов абонентов в России может быть заинтересовано в переходе к другому оператору.

Операторы к переходу готовы, но не было технических испытаний между ними и единым центром, ответственным за базу переносимых номеров. А на это нужно время. Думаю, что операторы имеют хорошо маржинальный бизнес и смогут это пережить. Тяжело придется небольшим региональным игрокам.