Мечеть в Качимире |
ПОЖЕЛАВ НАЙТИ ХОЗЯИНА ТРЕМ МЕЧЕТЯМ
Кампания по спасению исторического наследия перекинулась из Казани в районы республики. В татарстанском арбитраже сейчас рассматриваются три дела, инициированные министерством культуры РТ против исполкома Кукморского муниципального района. В исках фигурируют три кукморских мечети, расположенных в деревнях Асан Елга, Качимир и Уразаево. Все данные мечети отнесены к объектам культурного наследия. Мечети в Качимире и Уразаево построены в XIX веке, а в Асан Елга религиозное сооружение вообще относится к далекому 1742 году. После проверки, которая была проведена в июле 2013 года (дата прозвучала на суде), сотрудники минкульта посчитали, что мусульманские храмы являются бесхозными. Вследствие чего во всех трех случаях минкульт просит суд включить религиозные сооружения в реестр муниципальной собственности Кукморского муниципального района. Также минкульт требует обязать кукморский исполком заключить охранное обязательство на мечети. На двух судебных заседаниях, где рассматривались данные дела, присутствовал корреспондент «БИЗНЕС Online». На суде представитель истца отметила: «Люди туда ходят, но необходим собственник, так как здание разрушается». В то же время в Кукморе придерживаются обратной точки зрения.
Тем временем неожиданный поворот в деле произошел на предварительном заседании, где рассматривалась ситуация уже с мечетью в Качимире. В этот раз, кроме министерства, присутствовали также и их оппоненты: представитель кукморского исполкома Альмир Гафаров, а также председатель Палаты имущественных и земельных отношений Кукморского муниципального района Марсель Тухбатуллин.
Мечеть в Асан Елга |
Представитель минкульта Светлана Галиева по данной мечети привела аналогичные требования и доводы, как и на прежнем процессе. Настала очередь кукморской стороны. Гафаров задал вопрос представителю минкульта: «Этот объект в какой собственности находится?» Видимо, вопрос был риторическим, не дожидаясь ответа, Гафаров продолжил: «Вы знаете, что он находится в республиканской собственности?» — и передал судье выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Галиева сдержанно ответила: «Лично мы нет, не знаем». Гафаров учтиво заметил, что надо было заранее поинтересоваться.
Судья Камила Шакурова, ознакомившись с выпиской, огласила, что, в соответствии с этим документом, собственником качимировской мечети является Республика Татарстан.
После этого судья обратилась к представителю истца, чтобы с учетом новой информации она определилась с тем, кто будет являться надлежащим ответчиком. Галиева отметила, что до судебного заседания не была представлена данная выписка, и попросила объявить перерыв для уточнения позиции и ознакомления с документами. Судья обратила внимание на то, что ответчику приходится приезжать из другого населенного пункта, в отличие от представителей минкульта, которым для того, чтобы дойти до суда, необходимо сделать всего «пару шагов». В итоге Галиева указала в качестве ответчика минземимущества Татарстана.
Мечеть в Уразаево |
СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ ПОДДЕРЖИВАЮТ МЕЧЕТЬ В ПРЕКРАСНОМ СОСТОЯНИИ
Далее выступил Тухбатуллин, который в числе прочего заявил, что у него есть «некоторые сомнения, вообще проводилась ли проверка, якобы по итогам которой были выявлены данные объекты». Он сказал, что и сам вследствие служебной деятельности проводит проверки, и отметил, что первым этапом проведения проверок всегда является сбор необходимых документов. «И уже на данном этапе минкультом должна была быть затребована данная выписка из ЕГРП». Он также заявил: создается впечатление, что проверка осуществлялась таким образом, что члены комиссии приехали в деревню, подошли к мечети и у первого попавшегося бабая спросили, в чьей собственности находится эта мечеть.
В продолжение своей речи он заявил, что утверждение представителей министерства культуры РТ о том, что мечеть находится в плачевном состоянии, также не соответствует реальности. «Хотя, конечно, она соответствует здравой логике в том, что имущество, которое якобы находится без хозяина, должно приходить в ветхое состояние и разрушаться». Однако, по словам Тухбатуллина, при помощи сельских жителей и поддержке сельсовета данная мечеть поддерживается в прекрасном состоянии. Он также уточнил, что в нем находится сельский музей, богатый экспонатами.
Табличка на Качимировской мечети |
МЕЧЕТИ УЖЕ НАХОДЯТСЯ В ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ СТРУКТУРЫ МИНКУЛЬТА?
Тухбатуллин также предоставил суду документы о том, что министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан передало данную мечеть в оперативное управление главного управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры при... министерстве культуры Республики Татарстан.
Однако на заседании выяснилось, что сейчас вместо данного управления госконтроля существует центр культурного наследия РТ. Возник вопрос: является ли он правопреемником? Тухбатуллин, достав из портфеля постановление и ссылаясь на него, утверждал, что является, произошло только переименование. Судя по тому, что на сайте Арбитражного суда РТ третьим лицом стал значится центр культурного наследия РТ, и здесь представители Кукморского исполкома оказались правы.
Напоследок, представители кукморской стороны, видимо, решив наказать министерство, которое оторвало их от насущных дел, подали ходатайство о наложении штрафа на минкульт. Поводом послужило то, что в кукморскую Палату имущественных и земельных отношений, как третьему лицу, был отправлен истцом только иск, без приложений. Галиева отметила, что данные документы вчера им были высланы, «но, видимо, еще не дошли».
В итоге суд назначил судебное заседание по данному делу на 29 ноября 2013 года.
Музей в Качимировской мечети |
ОБЪЕКТ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ С 1981 ГОДА
После заседания Тухбатуллин рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что мечеть в селе Асан Елга также находится в собственности Татарстана. «По Уразаево я еще не отправлял запросы, так как нашу палату еще не привлекали по делу». Однако, по его мнению, там ситуация, скорее всего, будет аналогичной.
Он также обратил внимание на то, что объект находится в ведении министерства культуры РТ с 1981 года, и «хотелось бы, чтобы и со стороны министерства оказывалась помощь в содержании этих объектов в надлежащем состоянии».
Тухбатуллин уточнил, почему они не идут навстречу порывам минкульта: «Все эти объекты культурного наследия — объекты республиканского значения. В свой реестр мы их никак не можем включить. Существует специальный порядок, по которому в реестр муниципальной собственности возможно включить только муниципальную собственность».
Он также отметил, что во времена СССР памятники истории и культуры подразделялись на памятники союзного, республиканского (имелись в виду именно 15 союзных республик) и местного (в том числе Республики Татарстан) значения. После распада Советского Союза в 1993 году вышло постановление, согласно которому местные памятники истории и культуры было постановлено считать памятниками республиканского значения.
Свой комментарий Тухбатуллин закончил, отдав должное и деятельности республики: «У нас в муниципальной собственности, например, находится музей в доме братьев Родигиных. Там собрано большое количество экспонатов, в том числе большая экспозиция, посвященная Чингизу Айтматову, родословные которого выходцы из нашего района. В этом здании была произведена, за счет муниципального и республиканского бюджетов, реставрация, здание находится в отличном состоянии».
В ответ на запрос газеты «БИЗНЕС Online», когда было известно только об иске в отношении Уразаево, пришел ответ. Согласно нему, «министерство культуры РТ осуществляет плановые проверки всех объектов культурного наследия Республики Татарстан в соответствии с графиком. Отсутствие балансодержателя было выявлено в ходе плановой выездной проверки». На уточненный запрос по позиции минкульта в отношении двух других мечетей и ряда новых вопросов на момент публикации ответа получено не было.
Во время подготовки к публикации стало известно, что минкульт РТ также и в деле по мечети в Уразаево подал ходатайство о замене ответчика на министерство земельных и имущественных отношений РТ.
Справка
Мечеть в селе Уразаево — согласно исторической справке, предоставленной в министерстве культуры РТ, мечеть была построена в 1883 году на месте прежней, сгоревшей. Она была закрыта в 1960 году, после реставрации вновь открыта в 1989 году.
Деревянная мечеть в деревне Уразаево, Луговая относится к типу однозальных под четырехскатной крышей, с восьмигранным минаретом в центре. С северной стороны примыкают холодные сени, а на южной стене основного зала расположен консольный михраб. Вход в мечеть расположен с восточной стороны и оформлен двускатным навесом на столбах. По высоте ствол минарета расчленен тремя карнизами и завершен высоким шатром. На площадку муэдзина, освещенную арочными окнами, ведет винтовая лестница с чердака. За исключением профилированных наличников окон, декоративное оформление отсутствует. Памятник культовой архитектуры в традициях народного зодчества, отличающийся выверенными пропорциями и высоким качеством отделки.
Лит.: Худяков М. Деревянное зодчество казанских татар // Казанский музейный вестник. 1924. № 1; Надырова Х.Г. Деревянные мечети районов Предкамья ТАССР // Градостроительство ТАССР. Казань, 1984.
Мечеть в деревне Качимир, согласно данным с сайта информационного агентства «Исламтат», построена по проекту, утвержденному казанским губернским правлением в июне 1899 года, на средства казанских второй гильдии купцов, братьев Абдулкарима (1853 - 1928) и Абдулвали Исхаковичей Юнусовых. Расположена в центре селения на обширной площади. Тип двухзальной мечети с торцовой постановкой минарета над входом с северной стороны. Мечеть имеет три анфиладных помещения: основной молельный зал с михрабом, дополнительный молельный зал и узкий вестибюль. С северной стороны к вестибюлю примыкает квадратный сруб тамбура, на котором возвышается узкий (шириной всего 2 м) и высокий (24 м) минарет. В юго-западном углу тамбура расположена лестница на чердак, с которого винтовая лестница ведет к световому фонарю азанчи. Сруб из сосновых бревен поставлен на белокаменный фундамент. Фасады оформлены в стиле эклектики с использованием элементов декора татарского деревянного зодчества.
Мечеть в Асан Елга, согласно данным с сайта islamtat.ru, построена народными мастерами. Мечеть расположена в низинной части селения в ряду уличной жилой застройки. Деревянная одноэтажная мечеть относится к типу двухзальной с минаретом в центре крыши. В отличие от более поздних мечетей, на световой фонарь азанчи ведет не винтовая, а одномаршевая лестница. Сруб мечети из бревен диаметром до 50 см обшит тесом и поставлен на бутовый фундамент. Прямоугольные окна обрамлены простыми наличниками.
Мечеть в деревне Асан-Елга — практически единственный из сохранившихся до наших дней памятников татарского деревянного культового зодчества конца XVIII века культурного наследия РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.