IMG_0742.jpg
За одним столом в конференц-зале ТПП Татарстана собрались россияне и американцы 

КОМПЛАЕНС — СКОРАЯ ПОМОЩЬ ОТ КОРРУПЦИИ

Проходившая вчера в ТПП РТ конференция центра международного частного предпринимательства и Американской торговой палаты в России называлась весьма символично: «Привлечение инвестиций: продвижение процедур комплаенс». Комплаенс (compliance) — понятие, пока что не слишком знакомое россиянам. В узком смысле это слово означает выявление рисков нарушений законодательства при использовании финансовых ресурсов коммерческих и государственных организаций, а также признаков коррупции. Тут и взятки, и откаты, и прочие подобные неприятные вещи.

Есть у комплаенс и более широкое значение — соответствие нормам закона, правилам, стандартам. А система комплаенс, которую сейчас внедряют (ну скажем более осторожно, надеются внедрить) в России — это универсальная, признанная международная система противодействия угрозам и управления рисками, которая обеспечивает соответствие деятельности компании нормам права, правилам, рекомендациям, стандартам... Наверное, систему комплаенс даже можно назвать некоей скорой помощью от коррупции. Ведь главная цель внедрения этой системы — создать в компании действующие (!) механизмы, которые установят особенно коррупционно опасные сферы, помогут их оценить и правильно вести себя при встрече с коррупцией.

IMG_0763.jpg
Председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев и президент, главный исполнительный директор Американской торговой палаты в России (AmCham) Эндрю Сомерс

Почему конференцию по продвижение процедур комплаенс было решено провести в Казани? «Татарстан и тут впереди планеты всей», — пошутил заместитель председателя правления ТПП РТ Артур Николаев. «В нашей республике, — напомнил он, — часто проводятся именно пилотные проекты. Вот и конференцию по продвижению процедур комплаенс решили провести здесь. Потому что многие ведущие зарубежные фирмы хотят работать с нашими предприятиями, с тем же КАМАЗом, с тем же Казанским вертолетным заводом... Но для этого они должны соответствовать международным стандартам».

РИСКИ ЗДЕСЬ ПРОСТО ПОТРЯСАЮЩИЕ...

Открыл конференцию председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев, а первым выступил Эндрю Сомерс — президент, главный исполнительный директор Американской торговой палаты в России. Он несколько смущенно и чрезвычайно тактично заметил, что коррупционная составляющая в России больше, чем в Америке. Возражать никто из присутствующих россиян не рвался. Сомерс также объяснил, зачем, собственно, Америке надо внедрять систему комплаенс в России. Дело в том, что американские фирмы хотели бы сотрудничать с российскими, но для этого надо, чтобы наши компании соответствовали требованиям процедур комплаенс. Будем надеяться, президент Американской торговой палаты хотя бы отчасти представляет, какой камень пытается сдвинуть и что это вообще такое — попытаться избавить российские фирмы от груза взяток и откатов. 

 

Видимо, оптимистичное выступление американца вдохновило на весьма прочувствованную речь Игоря Беликова — директора Российского института директоров и модератора вчерашней конференции. Он говорил о том, что все эти откаты и взятки — колоссальная нагрузка на бизнес, что предпринимателю, который хочет продвинуть свой продукт, приходится платить, искать где-то деньги, что легально едва ли возможно. И вообще, когда бизнесмен дает взятку, он сразу становится нарушителем, причем под угрозу ставит не только свой бизнес и свою карьеру, но порой и свою жизнь. Риски здесь просто потрясающие...

Аудитория слушала все это с явным интересом, но без особых эмоций: пожалуй, любой из присутствующих предпринимателей мог бы рассказать о потерях и рисках не меньше, чем Беликов. Ну а он вполне резонно призвал деловое сообщество не надеяться на государство (а кто-то еще надеется?), а действовать самим. И решительно заявил, что тема конференции — не абстрактная, это тема профессиональной карьеры, здоровья, выживания и даже жизни бизнеса и бизнесменов. Проект продвижения процедур комплаенс в России, уверен Беликов, «может быть исключительно полезным». Он привел в пример Южную Корею и Таиланд, где бизнес сыграл огромную роль в изменении деловой атмосферы в стране, и воскликнул:

— Неужели мы хуже?! Неужели мы будем стоять, молитвенно сложив руки, глядя на государство и ожидая, что оно решит все проблемы?..

ЭТО КАК СГОНЯТЬ СТАДО КОТОВ, ХОТЬ ОДИН ДА СБЕЖИТ...

Весьма полезной для предпринимателей информацией поделился на конференции Антон Суббот — юрист Baker&McKenzie. Он рассказывал про ответственность юрлиц за коррупцию и показал презентацию со множеством цитат из законов. Например, статья 19.20 КоАП, которая за незаконное вознаграждение от юридического лица (за взятку, короче) грозит штрафом в 100 раз больше суммы этого самого незаконного вознаграждения, но не менее 100 млн. рублей. Плюс конфискация. 

 

Не менее грозной была выдержка из определения Конституционного суда РФ от 2 апреля 2009 года (кому интересно — №486-О-О): «Вина юридического лица в отдельных случаях может также выражаться в непринятии необходимых и достаточных мер для соблюдения предусмотренных законом требований... При исполнении субъектом правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами».

— Одно дело — контролировать сотрудников, и совсем другое — партнеров, — не без иронии заметил Суббот. В общем, партнер подвел, а виноват ты. Особенно если твоя фирма наплевательски отнеслась к процедуре комплаенс. Эта процедура — единственная защита, которая у вас будет, если возникнут неприятности с партнерами, предупредил юрист и уверенно предсказал: «Что-нибудь да наверняка случится. Потому что это как сгонять стадо котов, они все разбегаются в разные стороны, хоть один да сбежит». После чего прокурор спросит: а какие вы приняли меры (см. №486-О-О)? И если не приняли, подаст иск.

— И сколько у вас останется после этого бизнес-партнеров? — бросил в зал Суббот.

Он настоятельно рекомендовал очень внимательно изучить все эти тщательно им подобранные цитаты, статьи, указы. Можно предположить, что они снились минувшей ночью участникам конференции...

IMG_0750.jpg
На конференции постоянно шел синхронный перевод — с русского на английский и наоборот, так что многие не снимали наушников 

И КОТТЕДЖНЫЙ ПОСЕЛОК ОТОБРАЛИ, И НАЛОЖИЛИ ШТРАФ В 100 МИЛЛИОНОВ

Подробно рассказала о процедуре комплаенс профессор Pericles Law School Кристиана Маршалл. Причем она называла такие гигантские суммы штрафов в США ($22 млн., $60 млн., $70 млн.) за экономические преступления, что наверняка многие из предпринимателей в зале подумали: «Хорошо, что Россия не Америка...»

 

Впрочем, чуть позже выступил директор департамента экономической безопасности предпринимательства ТПП РФ Олег Сиваков, который рассказал про рекордный штраф в России. Это когда фирма выиграла конкурс на хорошую подмосковную землю, которая, ясное дело, в чужие руки не попадет. Там построили коттеджный поселок, а после появилась прокуратура: вы провели сделку с аффилированным лицом! Мало того, что поселок отобрали, так еще и наложили штраф в 100 млн., правда, рублей. Так что и у нас штрафы нехилые.

Интересно выступили на конференции представители татарстанских предприятий, на которых — мы тоже не лаптем щи хлебаем! — уже выстраивают комплаенс-политику. Как это делается на ОАО «Нижнекамскнефтехим», рассказал замгендиректора, начальник управления по корпоративной собственности и стратегическому развитию НКНХ Игорь Ларионов. На предприятии, например, уже действует система комплаенс-контроля партнеров. В 2012 году не прошли такую проверку 15 компаний, в нынешнем — 10.

А руководитель службы внутреннего аудита и комплаенс ОАО «КАМАЗ» Андрей Комаров сделал такой развернутый доклад, что стало ясно: автогигант запросто может сам проводить конференции по системе комплаенс. Так, на КАМАЗе определили и бизнес-процессы с повышенным риском (продажи, платежи, представительские расходы), и процедуры, которые снижают комплаенс-риски (проверка контрагентов в том числе), и меры по снижению рисков в ценовой политике (например, анализ причин возникновения обстоятельств, приводящих к необходимости предоставления дополнительных скидок, отсрочек)... И так далее.

IMG_0788.jpg
Многие выступления сопровождались очень интересными презентациями на большом экране 

ПАРТНЕРОВ БУДУТ ПРОСЕИВАТЬ ЧЕРЕЗ СИТО КОМПЛАЕНС. А КУДА ДЕВАТЬСЯ?

Своими впечатлениями с газетой «БИЗНЕС Online» поделились участники конференции.

Андрей Абрамов — генеральный директор благотворительного фонда «Пища Жизни»:

— Я услышал немало интересного о том, как работают другие предприятия. Правда, у меня, как у российского гражданина, вызывают сомнения регуляторы, о которых сегодня нам рассказывали. Что это за регуляторы, как они диктуют свои условия, занимаясь процедурой комплаенс, — это вопрос. Сегодня было немало оптимистичных заявлений. Что ж, я тоже считаю, что коррупцию в России можно победить. Коррупция зависит от культуры. Пока культурный уровень россиян будет низким, коррупцию победить нельзя. Но если культурный уровень повысить, с коррупцией справимся.

Артур Николаев — заместитель председателя правления ТПП РТ:

— Конечно, наш крупный бизнес уже знает, что такое комплаенс, — и КАМАЗ, и «Нижнекамскнефтехим». Другое дело — малый и средний бизнес. Вот «Нижнекамскнефтехим», просеяв своих партнеров через сито комплаенс, от услуг каких-то фирм, которые с ним хотели работать, отказался. И теперь, когда наш крупный бизнес начнет подстраиваться под общемировые стандарты, перед малым и средним бизнесом встанет непростая задача тоже соответствовать им. Придется! Деваться-то некуда!

Александр Раевский — глава представительства CIPE в РФ:

— На конференции обсуждались очень практические вопросы. Это не какие-то теоретические изыскания — здесь показали юридическую практику, судебную практику. Представители компаний очень конкретно рассказывали о том, как они у себя внедряют процедуру комплаенс. Очень интересным было выступление об опыте КАМАЗа. Конечно, сразу чувствуется, что у КАМАЗа есть иностранный партнер в лице Daimler, чувствуется его рука, скажем так. Хотя я и раньше знал, что в Челнах выстроили жесткую систему комплаенс. И это радует, ведь КАМАЗ — российское предприятие. Думаю, конференция и другие подобные мероприятия будут способствовать улучшению бизнес-климата в России. Мы к этому стремимся.