За одним столом в конференц-зале ТПП Татарстана собрались россияне и американцы |
КОМПЛАЕНС — СКОРАЯ ПОМОЩЬ ОТ КОРРУПЦИИ
Проходившая вчера в ТПП РТ конференция центра международного частного предпринимательства и Американской торговой палаты в России называлась весьма символично: «Привлечение инвестиций: продвижение процедур комплаенс». Комплаенс (compliance) — понятие, пока что не слишком знакомое россиянам. В узком смысле это слово означает выявление рисков нарушений законодательства при использовании финансовых ресурсов коммерческих и государственных организаций, а также признаков коррупции. Тут и взятки, и откаты, и прочие подобные неприятные вещи.
Есть у комплаенс и более широкое значение — соответствие нормам закона, правилам, стандартам. А система комплаенс, которую сейчас внедряют (ну скажем более осторожно, надеются внедрить) в России — это универсальная, признанная международная система противодействия угрозам и управления рисками, которая обеспечивает соответствие деятельности компании нормам права, правилам, рекомендациям, стандартам... Наверное, систему комплаенс даже можно назвать некоей скорой помощью от коррупции. Ведь главная цель внедрения этой системы — создать в компании действующие (!) механизмы, которые установят особенно коррупционно опасные сферы, помогут их оценить и правильно вести себя при встрече с коррупцией.
Председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев и президент, главный исполнительный директор Американской торговой палаты в России (AmCham) Эндрю Сомерс |
Почему конференцию по продвижение процедур комплаенс было решено провести в Казани? «Татарстан и тут впереди планеты всей», — пошутил заместитель председателя правления ТПП РТ Артур Николаев. «В нашей республике, — напомнил он, — часто проводятся именно пилотные проекты. Вот и конференцию по продвижению процедур комплаенс решили провести здесь. Потому что многие ведущие зарубежные фирмы хотят работать с нашими предприятиями, с тем же КАМАЗом, с тем же Казанским вертолетным заводом... Но для этого они должны соответствовать международным стандартам».
РИСКИ ЗДЕСЬ ПРОСТО ПОТРЯСАЮЩИЕ...
Открыл конференцию председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев, а первым выступил Эндрю Сомерс — президент, главный исполнительный директор Американской торговой палаты в России. Он несколько смущенно и чрезвычайно тактично заметил, что коррупционная составляющая в России больше, чем в Америке. Возражать никто из присутствующих россиян не рвался. Сомерс также объяснил, зачем, собственно, Америке надо внедрять систему комплаенс в России. Дело в том, что американские фирмы хотели бы сотрудничать с российскими, но для этого надо, чтобы наши компании соответствовали требованиям процедур комплаенс. Будем надеяться, президент Американской торговой палаты хотя бы отчасти представляет, какой камень пытается сдвинуть и что это вообще такое — попытаться избавить российские фирмы от груза взяток и откатов.
Видимо, оптимистичное выступление американца вдохновило на весьма прочувствованную речь Игоря Беликова — директора Российского института директоров и модератора вчерашней конференции. Он говорил о том, что все эти откаты и взятки — колоссальная нагрузка на бизнес, что предпринимателю, который хочет продвинуть свой продукт, приходится платить, искать где-то деньги, что легально едва ли возможно. И вообще, когда бизнесмен дает взятку, он сразу становится нарушителем, причем под угрозу ставит не только свой бизнес и свою карьеру, но порой и свою жизнь. Риски здесь просто потрясающие...
Аудитория слушала все это с явным интересом, но без особых эмоций: пожалуй, любой из присутствующих предпринимателей мог бы рассказать о потерях и рисках не меньше, чем Беликов. Ну а он вполне резонно призвал деловое сообщество не надеяться на государство (а кто-то еще надеется?), а действовать самим. И решительно заявил, что тема конференции — не абстрактная, это тема профессиональной карьеры, здоровья, выживания и даже жизни бизнеса и бизнесменов. Проект продвижения процедур комплаенс в России, уверен Беликов, «может быть исключительно полезным». Он привел в пример Южную Корею и Таиланд, где бизнес сыграл огромную роль в изменении деловой атмосферы в стране, и воскликнул:
— Неужели мы хуже?! Неужели мы будем стоять, молитвенно сложив руки, глядя на государство и ожидая, что оно решит все проблемы?..
ЭТО КАК СГОНЯТЬ СТАДО КОТОВ, ХОТЬ ОДИН ДА СБЕЖИТ...
Весьма полезной для предпринимателей информацией поделился на конференции Антон Суббот — юрист Baker&McKenzie. Он рассказывал про ответственность юрлиц за коррупцию и показал презентацию со множеством цитат из законов. Например, статья 19.20 КоАП, которая за незаконное вознаграждение от юридического лица (за взятку, короче) грозит штрафом в 100 раз больше суммы этого самого незаконного вознаграждения, но не менее 100 млн. рублей. Плюс конфискация.
Не менее грозной была выдержка из определения Конституционного суда РФ от 2 апреля 2009 года (кому интересно — №486-О-О): «Вина юридического лица в отдельных случаях может также выражаться в непринятии необходимых и достаточных мер для соблюдения предусмотренных законом требований... При исполнении субъектом правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами».
— Одно дело — контролировать сотрудников, и совсем другое — партнеров, — не без иронии заметил Суббот. В общем, партнер подвел, а виноват ты. Особенно если твоя фирма наплевательски отнеслась к процедуре комплаенс. Эта процедура — единственная защита, которая у вас будет, если возникнут неприятности с партнерами, предупредил юрист и уверенно предсказал: «Что-нибудь да наверняка случится. Потому что это как сгонять стадо котов, они все разбегаются в разные стороны, хоть один да сбежит». После чего прокурор спросит: а какие вы приняли меры (см. №486-О-О)? И если не приняли, подаст иск.
— И сколько у вас останется после этого бизнес-партнеров? — бросил в зал Суббот.
Он настоятельно рекомендовал очень внимательно изучить все эти тщательно им подобранные цитаты, статьи, указы. Можно предположить, что они снились минувшей ночью участникам конференции...
На конференции постоянно шел синхронный перевод — с русского на английский и наоборот, так что многие не снимали наушников |
И КОТТЕДЖНЫЙ ПОСЕЛОК ОТОБРАЛИ, И НАЛОЖИЛИ ШТРАФ В 100 МИЛЛИОНОВ
Подробно рассказала о процедуре комплаенс профессор Pericles Law School Кристиана Маршалл. Причем она называла такие гигантские суммы штрафов в США ($22 млн., $60 млн., $70 млн.) за экономические преступления, что наверняка многие из предпринимателей в зале подумали: «Хорошо, что Россия не Америка...»
Впрочем, чуть позже выступил директор департамента экономической безопасности предпринимательства ТПП РФ Олег Сиваков, который рассказал про рекордный штраф в России. Это когда фирма выиграла конкурс на хорошую подмосковную землю, которая, ясное дело, в чужие руки не попадет. Там построили коттеджный поселок, а после появилась прокуратура: вы провели сделку с аффилированным лицом! Мало того, что поселок отобрали, так еще и наложили штраф в 100 млн., правда, рублей. Так что и у нас штрафы нехилые.
Интересно выступили на конференции представители татарстанских предприятий, на которых — мы тоже не лаптем щи хлебаем! — уже выстраивают комплаенс-политику. Как это делается на ОАО «Нижнекамскнефтехим», рассказал замгендиректора, начальник управления по корпоративной собственности и стратегическому развитию НКНХ Игорь Ларионов. На предприятии, например, уже действует система комплаенс-контроля партнеров. В 2012 году не прошли такую проверку 15 компаний, в нынешнем — 10.
А руководитель службы внутреннего аудита и комплаенс ОАО «КАМАЗ» Андрей Комаров сделал такой развернутый доклад, что стало ясно: автогигант запросто может сам проводить конференции по системе комплаенс. Так, на КАМАЗе определили и бизнес-процессы с повышенным риском (продажи, платежи, представительские расходы), и процедуры, которые снижают комплаенс-риски (проверка контрагентов в том числе), и меры по снижению рисков в ценовой политике (например, анализ причин возникновения обстоятельств, приводящих к необходимости предоставления дополнительных скидок, отсрочек)... И так далее.
Многие выступления сопровождались очень интересными презентациями на большом экране |
ПАРТНЕРОВ БУДУТ ПРОСЕИВАТЬ ЧЕРЕЗ СИТО КОМПЛАЕНС. А КУДА ДЕВАТЬСЯ?
Своими впечатлениями с газетой «БИЗНЕС Online» поделились участники конференции.
Андрей Абрамов — генеральный директор благотворительного фонда «Пища Жизни»:
— Я услышал немало интересного о том, как работают другие предприятия. Правда, у меня, как у российского гражданина, вызывают сомнения регуляторы, о которых сегодня нам рассказывали. Что это за регуляторы, как они диктуют свои условия, занимаясь процедурой комплаенс, — это вопрос. Сегодня было немало оптимистичных заявлений. Что ж, я тоже считаю, что коррупцию в России можно победить. Коррупция зависит от культуры. Пока культурный уровень россиян будет низким, коррупцию победить нельзя. Но если культурный уровень повысить, с коррупцией справимся.
Артур Николаев — заместитель председателя правления ТПП РТ:
— Конечно, наш крупный бизнес уже знает, что такое комплаенс, — и КАМАЗ, и «Нижнекамскнефтехим». Другое дело — малый и средний бизнес. Вот «Нижнекамскнефтехим», просеяв своих партнеров через сито комплаенс, от услуг каких-то фирм, которые с ним хотели работать, отказался. И теперь, когда наш крупный бизнес начнет подстраиваться под общемировые стандарты, перед малым и средним бизнесом встанет непростая задача тоже соответствовать им. Придется! Деваться-то некуда!
Александр Раевский — глава представительства CIPE в РФ:
— На конференции обсуждались очень практические вопросы. Это не какие-то теоретические изыскания — здесь показали юридическую практику, судебную практику. Представители компаний очень конкретно рассказывали о том, как они у себя внедряют процедуру комплаенс. Очень интересным было выступление об опыте КАМАЗа. Конечно, сразу чувствуется, что у КАМАЗа есть иностранный партнер в лице Daimler, чувствуется его рука, скажем так. Хотя я и раньше знал, что в Челнах выстроили жесткую систему комплаенс. И это радует, ведь КАМАЗ — российское предприятие. Думаю, конференция и другие подобные мероприятия будут способствовать улучшению бизнес-климата в России. Мы к этому стремимся.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.