IMG_1412.jpg
На прошедшей недавно в Госсовете пресс-конференции министр финансов РТ Радик Гайзатуллин и председатель комитета ГС РТ по бюджету, налогам и финансам Мурад Гадыльшин дипломатично назвали бюджет на этот год и следующие «напряженными» 

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА СПОТКНУЛАСЬ НА РОВНОМ МЕСТЕ

То, что происходит с экономикой России, сегодня аллегорически можно описать фильмом Георгия Данелия «Осенний марафон» – безнадега, депрессия и безвольность в деле реального изменения ситуации.

По итогам года рост ВВП не превысит 2%, сообщил на этой неделе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании консультативного совета по иностранным инвестициям, куда входят руководители крупнейших мировых компаний. Промышленный рост в России находится «практически на нуле», констатировал Медведев.

В значительной мере премьер-министр РФ оправдывает данную ситуацию замедлением темпов роста всей мировой экономики. Действительно, недавно ведущие международные организации пересмотрели свои прогнозы по росту мировой экономики – МВФ понизил ожидаемый мировой ВВП с 3,1% до 2,9%; Европейский банк реконструкции и развития понизил еще значительнее – до 1,8%; Всемирный банк – с 2,4 до 2,2%. Так что консенсус-прогноз по мировой экономике составит цифру 2,3%, хотя развитые страны растут быстрее, чем развивающиеся, – вот и получается средняя температура по больнице. Например, экономика Европейского сообщества растет два квартала подряд; Греция выходит на профицит бюджета уже в этом году; экономика Японии растет уже больше двух лет; экономика США растет последние четыре года. Россия же покидает круг выздоравливающих от экономического кризиса стран, словно главный герой фильма «Осенний марафон»: «Василий Игнатьич, вот вы волевой цельный человек. Вы, Билл, тоже волевой и цельный. Но я тоже волевой и цельный человек, и меня голыми руками не возьмешь. Я прошу вас привыкнуть к этой мысли. Счастливо оставаться!»

Профессиональные экономисты еще более скептичны в отношении роста российской экономики – по их оценкам, ВВП в четвертом квартале должен вырасти на 2,6%, чтобы несколько раз пониженный прогноз роста экономики в 2013 году на 1,8% был реализован. А такое может быть только в сказках – качественного скачка «из никуда, из ниоткуда» не произойдет. И в итоге по году экономика России может вырасти всего на 1 - 1,5%.

IMG_1388.jpg
Радик Гайзатуллин: «Сказать, что все очень гладко и оптимистично, будет не совсем правильно» 

Тем не менее пока минэкономразвития не пересматривает прогноз роста ВВП в 2013 году – 1,8%. Этот прогноз датирован августом этого года. В течение года МЭР дважды понижало прогноз роста экономики. В апреле в этом году прогноз был снижен с 3,6 до 2,4%.

Если характеризовать ситуацию в России кратко, то она полноценно определяется как кризисная – ранее существовавшие тренды перестают работать, а новые тренды еще не сформировались. Еще в конце 2011 года экономика росла со скоростью 5 - 7% годовых, потом рост экономики стал быстро замедляться – 4, 3, 2, 1%.

Все это происходит на фоне стабилизации нефтяных цен. Средняя цена Urals за январь-сентябрь 2013 года составила $107,73 за баррель против $111,02 за 9 месяцев прошлого года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она снизилась на 3%. Ситуация в нефтяным фартом начинает поправляться, ведь отношение средней цены марки Urals за первое полугодие 2013 года к средней цены марки Urals за первое полугодие 2012 года показало снижение на 4,9%. Так что ситуация по нефтяной цене начинает выправляться – называть драматичным 3-процентное снижение все-таки сложно.

Российская экономика споткнулась на ровном месте в условиях, когда цены на нефть не падают, они достаточно высоки по любым историческим меркам. Ведь нет каких-то серьезных внешних шоков, которые бы резко затормозили российский экономический рост! Но рентабельность упала, предприятия начали быстро выводить деньги из России. Только за последний квартал отток капитала коммерческих предприятий составил $24 миллиарда. Это беспрецедентный уровень, такого не было никогда. Август по экономической динамике оказался провальным, сентябрь тоже очень плохой. Если такими темпами пойдет торможение дальше, то мы можем получить не ожидаемые 1,5 - 2% роста ВВП в этом году, а 0,5%.

1 октября 2013 года новый министр экономического развития Алексей Улюкаев на форуме ВТБ «Россия зовет!» огорошил собравшихся следующим: «Теперь наша статистика будет сравнивать с 2013 годом как с уровнем самого низкого роста России в истории... Сейчас, когда меня ведущий представлял, я вспомнил анекдот, что культуры нет, а министр есть и неплохо себя чувствует. Вроде бы экономического развития нет практически, а министр экономического развития перед вами. Правда, с одним отличием – чувствует он себя очень плохо».

Серьезного улучшения ситуации в экономике в 2014 году Улюкаев не ждет. Привычные драйверы роста, как, например, потребление, практически исчерпали себя и не смогут улучшить показатели следующего года.

«ОСЕННИЙ МАРАФОН» ТАТАРСТАНА

Ситуацию по итогам 9 месяцев в экономике Татарстана можно также расценивать, как и российскую, теми же пессимистическими словами.

Взгляните на основные экономические индикаторы по итогам 9 месяцев 2013 года сравнительно к первому полугодию того же года:

1.jpg

Как это ни печально, но ситуация в экономике Татарстана за 9 месяцев 2013 года по сравнению с первым полугодием 2013 года только ухудшилась. Снижение прироста идет почти по всем показателям.

Небольшое улучшение по розничному товарообороту можно объяснить окончанием отпускного сезона. Наиболее заметными провалы по третьему кварталу оказались в сельском хозяйстве и строительстве.

Но гораздо хуже «картинка» будет при сравнении итогов за 9 месяцев текущего года с тем же периодом прошлого года.

Основные экономические индикаторы экономики РТ и России за 9 месяцев 2013 года.

2.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой 

Посмотрите, речь идет о таком замедлении темпов прироста основных экономических показателей, которое характеризуется мерой сокращения «в разы». Итак, сокращение идет:

- по индексу промышленного производства – сокращение почти в 5 раз (!);

- по реальным располагаемым денежным доходам населения – хуже в 2,5 раза;

- по розничному товарообороту – сокращение более чем в 5,5 раз (!);

- по объему платных услуг населению – хуже более чем в 1,5 раза;

- по грузообороту – сокращение более чем в 1,5 раза;

- по объему работ в строительстве – хуже аж в 43 раза (!).

И только по объему продукции сельского хозяйства наблюдается какая-то иллюзорная стабильность (хотя мы помним про приписки).

Но, с точки зрения годовых показателей, это еще пока не рецессия (отрицательные темпы), а стагнация (снижение темпов прироста). Но уже просто-напросто «на грани»…

Самое печальное, что в Татарстане все падает гораздо стремительнее, чем в целом по России. Посмотрите на вышеприведенную таблицу – ни в одном их показателей у нас (РТ) нет более положительной динамики, чем в России! Все гораздо хуже, и даже в ряде случаев также «в разы». Действительно, когда нефть стоит (а удельный вес вклада «нефтянки» в ВРП Татарстана в 2 раза выше, чем в России), остальные сектора экономики начинают «заваливаться» гораздо стремительнее. Классический образец «голландской болезни». При таком состоянии дел стагнация или (не дай Бог) крупное падение нефтяных цен будут приводить к гораздо более худшему положению, нежели тому, в котором окажется вся экономика России в целом. Поэтому продолжение поисков модели «жизни без нефти» – это вопрос просто-напросто дальнейшего выживания.

НЕТ ПОВЕСТИ ПЕЧАЛЬНЕЕ НА СВЕТЕ

Анализ исполнения консолидированного бюджета РТ за 9 месяцев не также не дает никаких оснований для спокойствия. Это и понятно, ведь бюджет является зеркальным отражением происходящего в экономике.

Основные статьи доходов и расходов консолидированного бюджета РТ за 9 месяцев 2013 года (в млрд. руб.)

3.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой 

Падение доходов по отношению к такому же периоду прошлого года в целом составило 2% (или на 2,2 млрд. рублей). Вроде бы немного, но оно совершенно не отражает отрицательных тенденций, сложившихся в нашем бюджете.

За все время существования татарстанской экономики впервые сумма собранного НДФЛ сравнялась с собранным налогом на прибыль. По сравнению с прошлым годом сборы налога на прибыль в нашем бюджете рухнули на 15% (или на 6,3 млрд. рублей). Это было частично компенсировано повышением сборов по НДФЛ на 13% (или на 4,1 млрд. рублей). Но повышение выплачиваемых зарплат было достигнуто внеэкономическими методами – повышением зарплат бюджетникам (врачи, учителя, военные, полиция) в ходе реализации «майских» указов Путина.

Но даже это директивное повышение зарплат не может остановить падение розничного товарооборота и оборота сектора услуг, как и падения реальных располагаемых денежных доходов населения. Причина кроется в некотором лукавстве нашей статистики: если грубо подсчитать среднюю официальную заплату по республике через несложный расчет по цепочке: НДФЛ за 9 месяцев – НДФЛ за год – облагаемая зарплата годовая (13-процентный НДФЛ известен) – экономически активное население за вычетом безработицы – среднемесячная зарплата, то получится официальная среднемесячная зарплата в 15 тыс. рублей. Нам официально называют (с поправками на теневой сектор и потребление) цифру средней зарплаты за январь-август 2013 года в 24,9 тыс. рублей. Разница существенная. Именно теневой сектор и объясняет снижение показателей в секторах экономики, связанных с конечным потреблением, несмотря на повышение официальной заработной платы и, как следствие, НДФЛ.

Рост поступлений по акцизам в основном связан с ростом ставок налогообложения (акцизы выросли за счет административного повышения по алкоголю, табаку и по некоторым позициям нефтехимии), а также с расширением линейки выпускаемых автомобилей на ООО «Форд Соллерс Елабуга». Так, только в 2012 году объем их годовой выручки составил 93,3 млрд. рублей.

Рост поступлений по налогу на имущество вызван принятием на учет основных средств и начислением на них налога на имущество по организациям, осуществляющим крупные инвестиционные проекты (в частности «ТАНЕКО»).

Так что по доходным статьям бюджета четко видно снижение по налогам, зависящим от добавленной стоимости, и директивное (внеэкономическое) повышение поступлений других налогов и сборов. Поэтому никого не должна обольщать небольшая цифра снижения доходов бюджета в 2%. Структурно по внутреннему содержанию она гораздо хуже.

Теперь что касается расходов. Из-за плохой динамики поступлений пришлось жестко ограничивать и расходы консолидированного бюджета по наиболее крупным статьям. Расходы на образование и здравоохранение выросли из-за выполнения все тех же «майских указов» Путина. Чтобы компенсировать их, пришлось здорово по сравнению с прошлым годом урезать фактические расходы по статьям «Национальная экономика» (на 26% ) и «Общегосударственные расходы» (на 38%).

В результате таких маневров удалось сократить все расходы консолидированного бюджета всего на 1% по сравнению с тем же периодом прошлого года (или 0,9 млрд. рублей).

Так что имеем текущий профицит в размере почти 4,7 млрд. рублей. Но необходимость исполнять все (или хотя бы большую часть) запланированные бюджетные расходы в конце года уничтожит этот «жирок» гарантированно.