image-(9).jpg
 

АДВОКАТЫ БЫЛИ УВЕРЕНЫ В СВОЕЙ ПРАВОТЕ

Вчера Верховный суд РФ рассмотрел апелляцию на оправдательный приговор Верховного суда Татарстана по делу предполагаемых лидеров казанской группировки «Перваки». Сегодня также были назначены к рассмотрению еще несколько дел тем же судебным составом, поэтому участникам процесса пришлось четыре часа прождать своей очереди на черном диванчике в коридоре ВС. На заседание в Москву прибыли главные обвиняемые Фирдинат Юсупов с адвокатами Айратом Хикматуллиным и Артуром Акмаевым, а также Валентин Лукоянов с адвокатом Борисом Масловым. Сергей Сардаев на процесс не явился, его интересы представляла Виктория Кабалоева. Напомним, что Сардаев полностью признал свою вину и дал изобличающие всех подсудимых показания. Как рассказали до начала процесса газете «БИЗНЕС Online» адвокаты, в суд приехали также гособвинители Сергей Якунин и Наиль Камалетдинов. «Такое в нашей практике впервые», – отметил Хикматуллин.

«Надеемся, что приговор останется без изменения. Судья вел процесс беспристрастно, честно, тщательно соблюдал закон. Поэтому считаем доводы апелляционного представления прокуратуры необоснованными, надуманными», – добавил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Маслов.

Сам Юсупов, листая документы перед судебным заседанием, продолжал гнуть свою линию. «Должны нести наказание те, кто это совершал, – отметил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». – Самое обидное в этом деле то, что те люди, убийство которых мне вменяли, были моими одноклассниками, я знал их с детства. Надо искать настоящих убийц, а следствие решило повесить это на меня. И когда обвинение «посыпалось» – а система обидчива – ей во что бы то ни стало нужно именно меня сделать причастных к этим преступлениям, а не искать настоящих преступников».

Ожидая своей очереди, адвокаты вели себя достаточно уверенно, они почти не сомневались в том, что приговор будет оставлен без изменений, хотя допускали, что «можно ждать всяких фокусов». Примечательно, что защитники и оправданные провели все четыре часа в коридоре у зала заседаний, сторона обвинения же явилась ровно к сроку – 14 часам. Еще до заседания Юсупов хотел пожать руку Камалетдинову, но тот отказался. «Нет, только без обид», – сказал он. Также гособвинитель отказался на просьбу корреспондента что-либо комментировать до заседания.

Во время заседания сторона обвинения указывала на процессуальные недочеты при отборе коллегии присяжных заседателей, а также на нарушения, допущенные защитниками во время процесса. «Рассматриваемое дело получило широкий общественный резонанс. Впервые в Республике Татарстан оправданы лидеры одной из влиятельных банд... Оправдательный вердикт стал следствием существенных нарушений уголовно-процессуального закона, допущенных в судебном заседании», – сказал Камалетдинов. Гособвинитель настаивал на отмене приговора и на новом рассмотрении. Адвокаты, в свою очередь, защищались по каждому пункту. Так, Хикматуллин в своей речи отметил, что как раз сторона защиты никаких нарушений не допускала, а судья, рассматривавший дело, и без того был слишком суров. Его коллеги с доводами согласились и настаивали на том, что коллегия присяжных была сформирована в соответствии с законом, а стороны получили равные условия. Адвокаты, как и сами Юсупов и Лукоянов, попросили оставить приговор без изменений.

В совещательной комнате судьи находились около 40 минут. А когда вышли и зачитали свое решение, сторона защиты была поражена, а адвокаты заметно занервничали. Суд отменил приговор нижестоящей инстанции и отправил его на новое рассмотрение. Через 20 минут прокуратура РТ разослала по СМИ почти победный пресс-релиз.

«Это вообще бред, конечно. Вариант «А» – продавили. Все-таки продавили... – заявил после процесса взволнованный Хикматуллин. – Сюда же будем подавать кассацию. Мы в шоке, конечно. По-моему, бесполезно. Сколько оправдательных приговоров не выноси, результат будет тот же. Теперь будет новый состав суда, новые присяжные, новый судья». Комментарии от гособвинения не удалось получить: Якунин и Камалетдинов поспешно вышли из зала заседаний.

Пресс-секретарь Верховного суда Татарстана Наталья Лосева сообщила газете «БИЗНЕС Online», что процесс по делу «Перваков» может стартовать в суде не раньше чем через месяц. В этот раз дело будет разбирать не только новый состав присяжных, но и другой судья. Остается открытым вопрос о том, будут ли подсудимые дожидаться очередного решения суда под стражей или останутся на свободе.

«С ходатайством о мере пресечения в суд должна обратиться сторона обвинения», – объяснила Лосева, добавив, что это может произойти во время предварительного слушания.

image-(10).jpg
 

МЫТАРСТВА «ПЕРВАКОВ»

Судебное следствие по делу «Перваков» стартовало еще в апреле 2011 года. Самым громким преступлением, в котором следствие обвиняло четырех подсудимых – Юсупова, Лукоянова, Сардаева и Леонида Андреева, считается убийство основателя ООО «Агентство радиокоммуникаций RCA» (крупнейшей в Татарстане в конце 90-х оператор пейджинговой связи) Тимура Атнагулова. Предприниматель был застрелен в подъезде собственного дома в августе 1999 года. По версии следствия, бандиты расправились с Атнагуловым за то, что тот не захотел больше допускать их влияния на свой бизнес. Часть убийств, по версии следствия, связана с расколом «Перваков» на «Бригаду Феди» и «Бригаду Бибика» (во главе с Альбертом Батровым), который произошел в 1997 году.

Дело, которое рассматривалось с участием коллегии присяжных, шло крайне напряженно, каждый раз преподнося все новые подробности. Подобного накала страстей процесс мог и не получить, но сторона защиты изначально приняла позицию жесткой обороны и почти каждое заседание в ответ на действия гособвинителей подавала ходатайства – то о недопустимости зашифрованных свидетельских показаний, то о проверке действий следователя, проводившего расследование. В какой-то момент адвокаты «Перваков» решили и вовсе дать отвод судье Ильфиру Салихову. Но он самоотвод не взял…

В зале суда несколько раз были заслушаны весьма интересные свидетели. Одним из них, к примеру, был Радик Галиакберов по прозвищу Раджа – бывший лидер группировки «Хади Такташ». Его специально этапировали для дачи показаний по делу «Перваков» из колонии «Черный дельфин», где он отбывает пожизненное наказание. 

Но в августе неожиданно процесс был приостановлен. К тому времени состав присяжных оскудел настолько, что в нем остались 11 человек – с таким количеством процесс продолжать было невозможно, и в октябре судебное разбирательство стартовало с нуля по второму кругу и с новыми присяжными. В это же время было приостановлено уголовное преследование в отношении Андреева в связи с тем, что он оказался тяжело болен и не мог принимать участие в судебных заседаниях.

image-(8).jpg
 

«…ОЧЕВИДНОСТЬ МОЕЙ НЕВИНОВНОСТИ»

28 марта присяжные заседатели вынесли, наконец, свой вердикт по нашумевшему делу в отношении Юсупова, Лукоянова и Сардаева. Главные фигуранты…отправились домой, поскольку были оправданы присяжными по всем (!) эпизодам.

«Мне обидно, что люди, которые заказывали и убивали, до сих пор находятся на свободе, заплатили деньги и оговаривают людей, – заявил Юсупов, выйдя на свободу. – Если бы любой человек присутствовал на процессе от начала до конца, выслушал всех свидетелей и результаты экспертиз, он бы, так же как и присяжные заседатели, понял очевидность моей невиновности».

Но на этом дело не закончилось – прокуратура Татарстана направила в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда РФ апелляционное представление на оправдательный приговор. 

Государственное обвинение сочло приговор суда не основанным на законе и подлежащим отмене. Закон, как говорится в сообщении прокуратуры, исключает возможность участия в составе коллегии присяжных гражданина, располагающего информацией о деле. Кандидатам в присяжные заседатели был задан вопрос, располагают ли они информацией о деле из СМИ или иных источников. Один из кандидатов ответил утвердительно и пояснил, что располагает информацией, в частности, он являлся очевидцем митинга в поддержку подсудимых.

Как позже стало известно газете «БИЗНЕС Online» от республиканской прокуратуры, у надзорного ведомства имелись и прочие замечания. Так, к примеру, по мнению прокуратуры, адвокатами подсудимых был создан специальный сайт для присяжных – «Нет закона». Об этом нашей газете рассказал старший прокурор апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры РТ Сергей Якунин: «Там выкладывали весьма специфическую информацию, например, выступления адвокатов, до заявления отвода судье на этом сайте появился текст отвода, – объяснил Якунин. – Суд с участием присяжных имеет определенную процедуру: присяжные устанавливают факт, их не должны интересовать побочные версии и мотивы. Так вот мы не можем отрицать, что все присяжные пользуются интернетом, и через этот сайт на них оказывалось давление. На сайте постоянно комментировались процессуальные моменты, которые не должны были доводить до сведения присяжных».

По словам Якунина, у прокуратуры также появились сведения о том, что супруг одной из присяжных поддерживал тесную связь с криминалитетом.

«Он находился в розыске в период следствия и сейчас находится, – рассказал Якунин. – Женщина о связи своего супруга с криминалом во время отбора не рассказала. Разумеется, это сказалось на ее предубеждении к стороне обвинения. Сложно сохранить беспристрастность, когда супруг в розыске...»