31006.jpg
Василь Шайхразиев: «За все надо платить. Ни в одном магазине невозможно набрать продукты и уйти, сказав, что, мол, извините, пока у меня денег нет, я потом, возможно, заплачу»

ДОЛГИ РАСТУТ КАК СНЕЖНЫЙ КОМ

Самым интересным на сегодняшнем деловом понедельнике в мэрии Набережных Челнов стал внеплановый вопрос о просроченной задолженности управляющих компаний и населения за жилищно-коммунальные услуги. Суммы долгов озвучил заместитель руководителя исполкома, начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Рафаиль Киямов. По его словам, просроченная задолженность управляющих компаний за электроэнергию с 1 января до 1 августа 2013 года выросла с 20,2 млн. рублей до 35,8 млн. рублей. Правда, на 22 августа сумма долга уменьшилась до 13,1 млн. рублей. УК «Ключевое» имеет задолженность в сумме 2,2 млн. рублей, «Сосновый Бор» – 1,5 млн. рублей, МУП «Общежитие» – 3,7 млн. рублей, «Челныстройремонт» – 2,8 млн. рублей, «Камстройсервис» – 1,1 млн. рублей, «Электротехников» – 1,2 млн. рублей и т.д.

Просроченная задолженность управляющих компаний по тепловой энергии на 1 августа составляла 99 млн. рублей, а на сегодня уменьшилась до 57 млн. рублей. Из них 13 млн. рублей приходится на долю «Челныстройремонта», УК «Ремжилстрой» задолжала 10,7 млн. рублей, «Жилкомсервис» – 10,6 млн. рублей, «Ключевое» – 7,7 млн. рублей, МУП «Общежитие» – 4,1 млн. рублей, «Камстройсервис» – 3,8 млн. рублей и т.д.

– Задолженность населения за ЖКУ с 1 января до 1 августа 2013 года выросла с 516 миллионов рублей до 621 миллиона рублей. В том числе по электроэнергии долг составляет 85,7 миллиона рублей, за отопление – 119,2 миллиона рублей, горячее водоснабжение – 90,6 миллиона рублей. Собираемость платежей в июне составила 106 процентов, в июле – 109 процентов. Для взыскания задолженности УК и ТСЖ в постоянном режиме проводят работу с населением: отключаются энергоресурсы, заключаются договора на реструктуризацию долгов. В настоящее время отключены 2,8 тысячи квартир, 2296 дел рассмотрены в судах, взыскано 53 миллиона рублей, – сообщил Киямов.

«НЕ ЗАБЫЛ ЗАПЛАТИТЬ? КОГДА ЗАПЛАТИШЬ?»

Комментируя озвученные цифры, Василь Шайхразиев отметил, что паспорта готовности городских объектов по подготовке к зиме выше среднереспубликанских показателей, но тем не менее поставил задачу добиться стопроцентной готовности уже 1 сентября.

– За все надо платить. Ни в одном магазине невозможно набрать продукты и уйти, сказав, что, мол, извините, пока у меня денег нет, я потом, возможно, заплачу. Горячая вода, холодная вода, газ, тепло, электричество – за все, чем мы пользуемся, обязаны платить. Все управляющие компании, все ТСЖ должны работать в этом направлении очень активно. Мне, с одной стороны, нравятся рассуждения челнинцев, которые говорят, что раньше вы нас заставляли платить за ОДН сверх нормативов, а сейчас посмотрим, как вы будете заставлять работать УК (по новому закону с 1 июля 2013 года за ОДН сверх нормативов платят не жильцы, а УКприм. ред.). В этом тоже есть резон. Однако я прошу правовое управление до конца рабочего дня подготовить юридическую справку по следующему вопросу: мне нужно понять, имеем ли мы право в отношении ряда УК, не дожидаясь больших сумм долгов, выйти с ходатайством, чтобы их заранее банкротить, – сказал Шайхразиев.

Он также предложил «простой, элементарный, но креативный» способ выбивания долгов с населения.

– Со стороны челнинцев поступает много предложений. Вот я сейчас заглянул в свой блог, и один товарищ пишет о расклейке объявлений, в том числе и в дверях подъездов, – проблеме, с которой мы постоянно бьемся. (Читает) «Каждый житель подъезда должен не менее 10 раз позвонить по указанному в объявлении телефону и предложить мирно устранить эти расклейки. Лично я созваниваюсь, спрашиваю адрес генерального директора предприятия и выражаю большое желание заклеить ему входную дверь объявлениями со своего подъезда. Пока система срабатывает. Просто и элементарно!» (Отрываясь от айпада) На самом деле, если весь подъезд начнет звонить, на том конце провода просто повесятся! Очень хорошее, креативное предложение, тем более уже опробованное. То же самое можно применить к должникам по ЖКУ, чтобы на их домашний телефон до 22 часов приходили различные сообщения. У всех должников есть телефон, в том числе и сотовый. Включить надо автомат, чтобы через каждые пять минут он звонил и говорил: «Не забыл заплатить? Когда заплатишь?» Это все равно эффект будет давать, – считает Шайхразиев.

«НУ, ЭТО БУДЕТ ПРОСТО СМЕШНО!»

По словам мэра автограда, проблемы, связанные с недобором налогов в бюджет (автоград с начала года недополучил 133 млн. рублей только по НДФЛприм. ред.) и возникновением долгов, ставят под угрозу включение в городской бюджет 2014 года статьи по финансированию организации льготного проезда пенсионеров в сады-огороды.

xicameev.jpg
Рашит Хамадеев

– Мы на этот год выделили 15 миллионов рублей для этой цели. Вопрос включения этой суммы в бюджет 2014 года стоит очень сложно. У нас есть задолженности, и все слышали, какие суммы недобора идут в части налоговых платежей. До конца года эта сумма еще будет увеличиваться. Если даже мы сможем включить пункт по бесплатной перевозке в бюджет и сумма останется хотя бы на уровне 2013 года, то в следующем году количество поездок одного пенсионера в сады-огороды уменьшится. Она будет меньше 6 в месяц, как было в этом году, за счет того, что растут цены на ГСМ, запчасти, увеличивается зарплата водителей автобусов и так далее. Поэтому горсовет, возможно, предложит вариант, когда льгота распространялась бы только для тех пенсионеров, которые работали в бюджетной сфере. Каждое предприятие планирует для своих пенсионеров меры соцзащиты, они могут в этой программе участвовать. Надо этот вопрос обсудить на комиссиях горсовета. Иначе наступит время, когда мы сможем раздать один-два талона в месяц. Ну, это будет просто смешно! – заключил Шайхразиев.

Он поручил подчиненным принять окончательное решение по данному вопросу до конца сентября.

Если властям города придется отказаться от перевозки пенсионеров-дачников, то это наверняка вызовет большой резонанс, тем более с учетом начинающегося длительного выборного цикла (выборы в муниципалитет, Госсовет в 2014 году). В Челнах бесплатные поездки пенсионеров на дачу на автобусе уже 14 лет считают чем-то само собой разумеющимся. Напомним, что такое решение принял в 1999 году сразу после своего назначения мэром Рашит Хамадеев. Тогда в городе после дефолта 1998 и тяжелой ситуации на КАМАЗе это был мощный пиар-ход, который сделал Хамадеева очень популярным среди широких слоев населения.

«ЛЮБЫЕ ПОВЫШЕНИЯ РАСХОДОВ ПЕНСИОНЕРОВ ВСЕГДА СКАЗЫВАЮТСЯ НА ПОПУЛЯРНОСТИ ВЛАСТЕЙ»

Возможный отказ от бесплатной перевозки дачников эксперты «БИЗНЕС Online» считают рискованным шагом для городских властей.

Олег Афанасьев – директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ»:

– Мы в компании еще должны изучить эту новость, и пока я не готов что-либо говорить по этому поводу. Никакого обсуждения по поводу перевозки людей на садовые участки и дотирования своих работников пока ни разу не было. Но хотел бы отметить следующее. Перевозками своих работников КАМАЗ фактически занимается сам! На предприятие и с предприятия. Наши автобусы курсируют как по Набережным Челнам, так и в другие города, доставляя людей на работу. Кроме этого, не надо забывать, что трамваи города – это тоже наше предприятие (ООО «Электротранспорт» – «дочка» КАМАЗаприм. ред.)! И мы ежегодно вкладываем в него более 20 миллионов рублей! В какой-то год мы вкладывали и до 70 миллионов рублей в «Электротранспорт»! Это не то что неприбыльные вложения, но это вложения не в бизнес, не в развитие, а именно дотации на перевозки!

Елена Машкова директор «Центр маркетинговых исследований и аналитики»:

– Мне кажется, любые способы ужесточения, любые повышения расходов самих пенсионеров всегда сказываются на популярности властей. Мы видели и цитировали, что повышение тарифов на любые виды услуг, к примеру, сказывается на популярности и уровне доверия населения к власти, начиная от президента РФ и заканчивая мэром города и муниципальными властями в целом. Критичен ли отказ города дотировать перевозки небюджетников? Не могу сказать, не знаю точной цифры, сколько людей по-прежнему пользуются автобусами и ездят в сады-огороды, какова доля пенсионеров. Но, по моим наблюдениям, немало. Утром, когда еду на работу, в пятницу, например, всегда вижу большую толпу людей на конечной автобусной остановке в 50-м комплексе. Стоят люди с корзинами, ведрами, рюкзаками, ждут автобусы в сады-огороды. Толпа внушительная, поэтому не думаю, что в целом по городу таких людей мало.

Николай Новиков гендиректор УК «Жилкомсервис»:

– Я даже не думал, что мне придется банкротить свое предприятие. Естественно, я не сторонник этого дела. Если банкротить, то затем возникнет второй момент: кто и как в дальнейшем будет работать в составе управляющей компании? Банкротство – это очень сложный процесс, но в данной ситуации за банкротством должны будут следовать и другие шаги – это заключение с жильцами новых договоров, а этот процесс затягивается порой на полгода и больше. Я так понимаю, если ты банкрот, то должен просто уходить с жилого фонда.

У нашей компании долги есть. Это 1,4 миллиона рублей долгов по всем видам ресурсов. Большая часть из них образовалась за последние два месяца. Каким я вижу выход? Считаю, что пока закон не поменяют, выход найден не будет. Работать мы и так работаем, отключать неплательщиков – и так отключаем. Сегодня просто все взвалили на управляющие компании, и они сами по себе варятся в этом соку. Если бы было нормальное законодательство, то должник должен был бы нести ответственность. Василь Гаязович правильно сегодня на деловом понедельнике сказал, что если идешь в магазин за покупками, то никогда не выйдешь оттуда, не оплатив покупку на кассе. Сейчас же недобросовестный жилец может воду брать, электроэнергией пользоваться, теплом пользоваться, лифтом пользоваться, мусор коммунальщики регулярно вывозят, поэтому он его кидает. Все позволено! И борьба эта наша уходит вся в воздух.

Мы каждый день собираем задолженность, но как она нам дается! Наши сотрудники в течение дня работают в этом направлении, а потом еще и после рабочего дня идут на закрепленные за ними территории и работают с населением по оплате и погашению долгов за услуги ЖКХ. Сегодня практика переселения за долги по ЖКХ практически не применяется. Есть, условно говоря, жилец, у которого образовался долг в 200 тысяч рублей, он имеет однокомнатную квартиру. Закон его сегодня никак не трогает. Для того чтобы арестовать имущество, задолженность за потребленные им услуги должна быть близка к стоимости данной квартиры. Изымать телевизор смысла никакого нет. Или другая ситуация: у нас есть судебное решение о том, чтобы арестовать имущество. Этот жилец пошел и заплатил пятьсот рублей из положенных 200 тысяч. Все, процедуру нужно начинать по-новому. Зачастую бывает и так, что жилец, набравший долг за поставленные услуги ЖКХ, берет и продает свою квартиру, а долг остается висеть на управляющей компании. Закон в этой части несовершенен.

Считаю, что повесить расходы по ОДН на управляющие компании – это неправильное решение. Мы подчас выявляем тех, кто потребив 300 кубов воды, показывает только 70. Представляете? Хорошо, если мы к нему пришли и выявили, а если подолгу не будем приходить, а только как требует закон раз в полгода?

Рамиль Нуруллин гендиректор УК «Махалля»:

– Василь Гаязович говорил о вопросе нераспределенных денежных средств по ОДН, которые у нас появляются из того, что принято соответствующее постановление правительства, которое подразумевает, что все теперь ложится на плечи управляющих компаний. Это сумма, которую мы не можем предъявить никому, она зависла на нас.

Я считаю, что эта ситуация стала возможной из-за того, что в республике были приняты изначально слишком низкие нормативы потребления ОДН и по электроэнергии, и другим коммунальным услугам. ОДН у нас не покрывает то, что предъявляют нам ресурсоснабжающие организации. Следовательно, ресурсоснабжающие компании эти деньги не получают, потому что мы не можем их предъявить населению. Нам это запрещает закон и приказ министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. Он устанавливает нормативы, которые мы должны предъявлять в виде ОДН.

Если дом даже по проекту потребляет 3,5 тысячи киловатт электроэнергии в месяц, которая уходит только на ОДН, мы реально по принятым нормативам населению можем предъявить только 1,5 тысячи киловатт. 2 тысячи киловатт в этом случае зависают на управляющей компании. Понятно, что у нас денег на это нет, платить мы их не можем, потому что в тарифах по статье «управление жилищым фондом» эти затраты не предусмотрены.

За два месяца по нашей компании набрался долг 1,16 миллиона рублей по всем видам услуг. По городу это примерно больше 10 миллионов. Населению эти затраты не предъявлены, но ресурсоснабжающие организации затраты понесли.

Выход из этой ситуации я вижу один. Нормативы были приняты не до конца продуманно. Никто не считал, сколько потребляет тот или иной дом электроэнергии, были допущены технические ошибки. Потом нам давали ответ, что электроэнергию по лифтам можно считать отдельно, но в постановлении об этом речи нет. То есть эти убытки, я считаю, искусственные. И никто не хочет заниматься этим вопросом.

У нас есть дома, в которых съем показаний приборов учета и домовых и квартирных проходит дистанционно. Я там вижу реальное потребление. В таких домах, воровства ресурсов нет. А когда мы проводим аудит других домов, то видим, что реально в том или ином доме на ОДН уходит 4,5 тысячи киловатт электроэнергии, а по проекту он должен потреблять 3,5 тысячи киловатт. То есть 1 тысяча киловатт – это занижение показаний и воровство ресурсов.

У нас сейчас складывается парадоксальная ситуация: нам выявлять воров становится невыгодно. Допустим, мы видим, что в некоторых наших домах остался какой-то процент нераспределенного ОДН. Этот долг, допустим 100 тысяч рублей, завис на нас. Мы начинаем поквартирный обход, выявляем тех, кто подавал заниженные показания, привлекаем полицию, она возбуждает административные дела. В конце концов, находим нарушителей, отдаем данные для перерасчета в ГРЦ. А они технически не могут снять с нас образовавшийся долг в 100 тысяч рублей. А население того дома за этот месяц получает минусовой ОДН. А 100 тысяч остались висеть на нас, возврат нам не делается. Парадокс! Этот вопрос требует серьезного вмешательства, но этим никто не занимается. Я считаю, что если УК выявила воров, то с нее долг должен сниматься. Вместо этого в следующем месяце меньшие суммы за ОДН получает население. А мы как несли убытки, так и несем.