ВСЕ ТЕЧЕТ И НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ?

Не знаю, кто как, а я пишу от удивления. Некоторые вещи не просто удивляют, а потрясают очевидной примитивностью. И тем, что все вокруг этого не замечают или делают вид, что все нормально. Считаю, что эту тему стоит разобрать на специальном симпозиуме «Синдром пассивной оценки обстановки и оптимизация реагирования на отклонения от стандартов благополучия». В том смысле, что надо говорить правду и всегда удивляться бардаку. Называть вещи своими именами. Вот тогда будет тип-топ.

Я уже пробовал писать серьезно, подробно, взвешенно, чтобы, не дай Бог, оппоненты не могли потащить в суд за статьи о многих актуальных вещах. По воскресеньям вы могли прочитать более трех десятков моих объемных публикации о нестандартных сторонах общественного бытия. Они вызывают обсуждение пользователей с разными взглядами.

Вообще-то, столкновение разных идей – это и есть наш хлеб, реальный результат информационной работы. Но я не очень доволен реакцией на сообщения СМИ, так как сами герои и жертвы «гнилых» ситуации, как правило, стоят в сторонке. Или они сами не удивляются, или не могут напрячь мозги и задуматься о разных сторонах общественно-политической жизни. Или кое у кого кожа задубела или душа жирком обрастает.

Все дело в чем? Сколько бы мы ни писали, информировали, показывали по ящику, как бы не купались в своем вранье политики, в реальной жизни мало что меняется. Создается впечатление, что даже элементарные знания мало до кого доходят. Может быть, целая индустрия информации и политической работы крутится впустую, почти без эффекта? Иногда даже уменьшить политбезграмотность не получается.

Серьезные размышления и основательная аргументация – для бумажного носителя, журнала или книги, а у интернета свой характер. Многие не хотят прочитать даже 8 страниц текста. Могут осилить две-три фразы или только заголовок. Или посмотреть 30 секундное видео на YouTube. Не дольше двух минут. Зачем писать, как Лев Толстой или Тургенев с Достоевским? Их экранизируют, но как смотреть? Некогда! Просто катастрофически не хватает времени. Блокбастер посмотреть, с кем-то по делу перетирать, на фитнес сходить еле успевают.

Все течет и ничего не меняется. Даже крутые следаки, суровые прокуроры и крепкие судьи не могут пресечь корни социальных перекосов и экономической хилости. Все равно не убавляются социальные контрасты, безработица, разгильдяйство. Все равно иномарки – японские, немецкие и др. иномарки не сравнишь с «Жигулями». Тоже самое с компьютерами и красивыми тряпками. А жаль! Наши красивые женщины, наши умные, крепкие мужики за границей котируются прилично. Странно, что толку от них маловато. Удивительно даже. Вот и удивляюсь.

ПОЧЕМУ МЫ НЕ УДИВЛЯЕМСЯ?

Полагаю, что жизнь не меняется потому, что мы равнодушны к негативу и позитиву. Если кто возмущается или от души радуется, только тихо, про себя, осторожненько.

Я от души порадовался казанским переменам перед Универсиадой – развязки, чистота, нет пробок, новые улицы, восстановление памятных мест и т.д. Друзья осудили, что восторгаюсь неадекватно. Мол, во дворах еще много беспорядков. Правильно! Но с чего-то нужно начинать.

Удивительное – в привычном, обыденном. Уже признано, что источник экстремизма, все зло – в платках. Их почему-то называют хиджабом. Но платочная индустрия всегда процветала, даже театральный сезон в камаловском начинается со спектакля «Голубая (простите!) шаль». И в мечеть, и в церковь, и на базар в нежаркую погоду женщины ходили в платке. Правда, всего повязав по своей, местной или национальной моде – здесь у нас не Аравия и не Париж.

Так вот, я удивляюсь: почему полуголая девушка с сигаретой, пивом, (если не наркотой) да еще иногда сексуально разболтанная, соответствует стандартам безопасности больше, чем нормальная девушка в платочке и в красивом длинном платье? Не проскакивают ли мимо реальные экстремисты, пока полиция пасет мусульманок и политики на высоких форумах и парламентах обсуждают, ходить в платках или их нужно запретить?

Меня всегда удивляет, почему в прекрасном казанском метро станция называется «Суконная слобода», будто Казань – столица текстильной промышленности и в этом микрорайоне происходили исторические события? Здесь явно победило местечковое, слободское мышление, когда речь шла о глобальном – о символах тысячелетнего города. Особенно для тех, которые приезжают со всего мира.

А уж о такой достопримечательности, как "Козья слобода", молчу. Можно было из муниципального патриотизма увековечить традиционное козоводство остановкой автобуса. Даже знаменитый бандитский район с красивым названием «Марьина роща», кажется, не удостоился станции московского метро. А теперь туристы и гости Казани допытываются, что происходило с козами в незапамятные времена. А ведь происходило в совсем недавние годы обычное контуженное сознание и историческая близорукость, нарушение масштабов зрения.

ЭТИ НАЗВАНИЯ – НАШИ ПИСЬМА ПОТОМКАМ

Ладно, теперь каждый год станции метро переименовывать не будут. Когда-нибудь позже… Когда поймут, что студент ветеринарного института Николай Бауман каким-то образом стал достопримечательностью тысячелетней Казани. Покруче, чем Лобачевский, Шаляпин, Королев, Сайдашев и Баки Урманче, тоже имеющих «свои» улицы, но не того ранга. И все же придумывать кто-то должен экскурсоводам легенду о невразумительных названиях.

Меня просто удивляет, почему коммерсанты (в том числе татары), несмотря на госпрограммы, пропагандистские компании, парламентские слушания о языках, почти не заказывают наружную и другую рекламу на татарском языке. Если не половину, хотя бы на 20 процентов? Ведь в Казани не менее полумиллиона татар, большинство из них, как немалая часть русских и представителей других народов, приобщены к татарской культуре и языку. Оригинальные знаки и символы в рекламе создают самобытный имидж, приводящий к росту продаж и коммерческому успеху. Но инерция мышления и какие-то предрассудки не позволяют украшать свой город, свой товар местным колоритом. А узнаваемость сейчас – огромное достоинство. Попробовали бы, создавая графический контур Казани, обойтись без Кремля!

Меня удивляет отсутствие в Казани памятников или макетов, намекающих, что и где было здесь тысячу лет назад, или 700 лет, 400 лет тому назад. Хоть на берегу Кабана и у кремлевского холма табличку вешай, что здесь люди ходили 6 веков назад. Или диораму что ли соорудить? Надо намекнуть насчет прошедшего тысячелетия. Одноименный парк пока ищет свое лицо, в нем почти ничего не написано. Большинство «реликвий» казанских улиц построены в XIX и XX веках, и таких шедевров купеческих домов в поволжских городах на каждом шагу. И никто не удивляется пустующим нишам истории древнего города.

Повторяю, все это я адресую не только нынешним «хозяевам» города и республики, а нам самим, нашему скудеющему сознанию. Если бы соответствующее время журналисты написали бы об этих вещах, глядишь, «АК БАРС» Банк, издательство «Татмедиа» и медный котел ЗАГСА – еще один символ Казани – не стояли бы рядом с со станцией «Козья слобода». Потому что козы тут ни при чем.

ПОРТ ПЯТИ МОРЕЙ?

О том, что Казань, Татарстан, расположенные в самом центре волжского бассейна, не имели и сейчас не располагают своим пассажирским флотом, не считая пригородных суденышек, говорится в недавней моей статье. Эта сенсация, кажется, мало кого удивила. И то, что казанских пассажиров (и их деньги) в круизы увозят арендованные суда из Самары, Перми, Нижнего Новгорода, все, кому надо, давно знают. Но молчат. Не секрет, что на нашей территории они не только собирают свои налоги и доходы, а иногда и тонут, оставляя горечь проклятия, судебные процессы. Кто и чем удивлен, скажите?

Между тем, в прошлую среду 130 казанских пассажиров пережили еще потрясение в связи с остановкой теплохода «Цезарь» в Волгограде. Три часа мурыжили там с судьбой этого круиза по указанию московского владельца «Цезаря», который тормознул судно, чтобы вытрясти у партнеров деньги. Но при чем тут туристы и вообще когда это кончится? Не вижу удивленных лиц. Значит, не кончится никогда?

НЕИСПРАВИМЫЙ ФИЛОСОФ

В статье «Спасти рядового гения» я написал о ловких деятелях микрокредитования, которые дают беднякам деньги под огромные проценты и наживаются на финансовой неграмотности людей. Одна из таких жертв – философ Фан Валишин. Каждый месяц он платил 2 тыс. рублей за невыплаченные в срок 6 тыс. рублей – такой была формула штрафов за долги. Он каждый день платил 76 рублей «алиментов» конторе, которая сейчас располагается на улице Декабристов, в известном здании «Казаньхимсторой». Читатели обсуждали статью бурно, но не нашелся ни один великодушный предприниматель, который бы помог ему спастись от кабалы. Никто даже не позвонил по телефону, специально выставленному в сети.

На форуме писали, что философ Валишин – просто сумасшедший человек, раз на таких условиях берет кредит и думает только о философии. А мне кажется, с ума сошли алчные «кредиторы», которых развелось по России в огромном количестве, имитируя «средний класс», «малый бизнес». А так же «нищие» просители, работающие под крышей. У такого «бизнеса» не только крыша среди бандитов, но и серьезные лоббисты в исполнительной и законодательной власти федерального уровня, раз они так мощно развернулись.

Кстати, на днях встретил Фана Валишина. Теперь он перезанял денег на большую сумму, вернул 6-тысячный долг и съездил в Грецию на Всемирный конгресс философов. Там он сделал доклад о монической теории Пифагора и вызвал интерес участников Всемирного конгресса. То есть с головой у него в порядке. И меня удивляет не столько такой одержимый философ, сколько жлобство ростовщиков. И то, что совсем нет удивления и порицания таких типов, паразитирующих на бедности других. Так мы не продвинемся никогда.

«РОДСТВЕННИКИ – ЭТО ЗЛО!»

В интернете можно прославиться эпатажем. Но искусственные сенсации и кураж вокруг традиционных ценностей не безвреден. Знаете, что мешает прогрессу и подлинной демократии? Оказывается, родственники.

Меня удивили не сами мыслишки, опубликованные на сайте журнала «Сноб», чтобы привлечь внимание, вызвать одобрение и восторг или создать имидж крутой интернет-бомбистки.

Не они сами, а восторженная реакция читателей этого сайта. За первые 9 дней ее прочитали почти 35 тыс. интернет-пользователей, фактически их даже больше, так как многие читают из общего компьютера или распечатывают. По 3 - 4 тысячи за сутки! А ведь могут читать через другие сайты и другие ЖЖ. Еще я тут рекламирую ее.

«Родственники – такое же абсолютное зло, как сигареты. Я люблю сигареты. Некоторые – любят родственников. И те, и другие могут испортить вашу жизнь…

Матери. Эти любящие тебя до удушения создания. Они надевают на тебя две шапки и до конца твоих дней знают лучше всех, что тебе надо есть на завтрак…

Отцы. Они узнают нас в лицо только после совершеннолетия. В ресторанах их принимают за наших любовников. – Ну, ничего. Вырастешь – переделаешь нос, – говорят они…

Дяди и тети. Братья и сестры. Мы можем не слышать о них годами. Но как только у нас дела идут в гору, все эти родственники начинают болеть. – Все родственники в заговоре. Они хотят тебя обобрать и унизить. За это они готовы дать тебе ложное чувство тыла…

Родственников принято любить. Эхо первобытно-общинного Ужаса. Мы – Семья. Один за Всех. Все против Одного…

Мать дала жизнь. Отец тоже. Оба два превратили ее в кошмар.

Критика, критика. Ни одного доброго слова. Одна суровая, как зима в Норильске, оценка…»

Арина Холина еще зачем-то цитирует Джима Моррисона: «Мама, я хочу трахнуть тебя. Папа, я хочу тебя убить»

Вспоминается популярная песня о горячей любви: «Хочешь я убью соседей, чтобы не мешали спать».

Такие откровения придумываются, чтобы пробить сознание публики, обратить внимание на себя. Наш брат-блогер хорошо знает свое дело.

Такие суждения посещают многих в юношестве, когда не хочется контроля, дидактики, не охота умываться, вовремя кушать, сидеть на уроке или воздержаться от сексуальной активности в пионерском возрасте и вообще, когда хочется плевать на моральный и уголовный кодексы РФ.

Но как я могу соглашаться, мириться с ценностями, объявленными блоггершей Ариной Холиной и Джимом Моррисоном? Моя реакция может быть только в стиле покойного коллеги из районной газеты «Светлый путь» Марата Гилялова: «А по морде не хочешь?»

ПРОСТИТЕ ЗА КОНСЕРВАТИЗМ…

К чему такая грубость? А потому, что я не люблю, когда ненавидят родителей и противопоставляют родственников техническому и общественному прогрессу. Или видят в них некоторое приспособление, бесплатное бюро услуг. Даже прокуратура и суд не допрашивает родственников и близких родственников. Из уважения к инстинктам. Хотя бывают яростно ненавидящие своих близких людей, завистливых и мстительных братьев и сестер. И Арина беспощадна, ее право. А я не люблю тех, кто не прощает занудства и слабости близких. Это удивляет.

Мало кто удивляется даже жутким преступлениям. Мы все привыкли к истории гибели любящей женщины с матерью, убитых близким другом, преподавателем вуза, симпатичным интеллигентным Игорем Данилевским только за требование вернуть взятые в долг деньги. А ведь этот случай – момент раскаяния не только для убийцы, которого так и хочется списать в сумасшедшие. Это же сигнал обществу, в котором кандидат философских наук, пишущий книги, обучающий студентов, любящий зарубежный туризм, поступает как убийца Раскольников из романа Достоевского. Какая же жизненная философия у этого выросшего в сытости Игоря?

А выпускница КХТИ, заказавшая киллеру спустя три месяца после свадьбы мужа и его мать, чтобы завладеть их двумя самарскими квартирами? Никто уже не помнит, какой она получила срок. Кажется, мало кто удивился этой истории. Это нормально? Меня это потрясает. Что же с нами происходит, господа-товарищи? Такие вещи требуют массового изумления.

«Я НЕ ЛЮБЛЮ»

44 года назад Владимир Высоцкий в этом стихотворении объявил духовную конституцию своего времени, моральный кодекс личности.

Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще –
Когда чужой читает письма,
Заглядывая мне через плечо…

Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или – когда все время против шерсти,
Или – когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И что в чести наветы за глаза…

Такие, как говорится, приоритеты у Высоцкого. Наверное, нынешние троллеры злобно «кусали» бы его в интернет-форумах. Уж больно его принципы не похожи на сентенции современной блогерши Арины.

Что сказать? Могу только поделиться своими ощущениями нелюбви к безразличию, ненависти к неудивляющимся. Читайте подстрочник моего ненаписанного стиха – современную трактовку песни Высоцкого «Я не люблю!»:

«МНЕ ВСЕ РАВНО!»

(желательно читать под гитару)

Мне пофиг, что в кругом
бардак и грязь,
мне наплевать,
если весь двор
пьет и колется,
мне до фонаря,
что кто-то убивает своих детей
не трогает,
когда сосед бьет старуху-мать,
отнимая пенсию,
меня не колышет,
когда стартуют, как ракеты,
цены на жратву, штаны и ЖКХ,
пускай дети смотрят фильмы
с ежеминутным убийством,
пытками и сексуальным террором.

А что мне до того,
что тонут корабли
с детишками,
Не волнуют барыги,
делающие деньги из всего,
не жалея казенного имущества
и людских надежд?
Пусть псевдобанкиры
обирают нищих.

Не зацикливаюсь на нации,
не хватаюсь, как за соломинку,
за родной язык,
не цепляюсь за умирающие традиции.
К чему мне молитвы из десятого века,
я теперь гражданин мира,
нового и быстрого!

Меня не касается, если крадут,
поджигают лес, травят воду и поле.
Пускай хоть все жрут друг-друга,
Да пусть все сдохнут!
Потому что когда мне хреново,
всем пофиг до меня.

Да и сейчас всем на меня наплевать!
Каждый имеет право на себя,
Мне все равно!

И я не коснусь вашего уродства,
Не трогайте моей индивидуальности,
так как это только мое!»

Прочитали? Теперь вы и все прочитавшие будете знать, что страна, где живет некий Римзиль Валеев, скоро грохнется, превратившись в постоянно действующую, агонизирующую резервацию смрада. Что от таких мест нормальным людям надо держаться подальше.

Такая перспектива мне представляется кошмарной. Она меня очень удивляет. Буду рад, если поймете, что написанное – не бред сивой кобылы, а нормальная реакция на действительность. По этому подстрочнику ненаписанного стиха можно было бы составить поэтичный текст на разных языках. И на татарском тоже. И если бы его попел, прочитал с прямой трансляцией по телевидению легендарный Стинг или творец вроде наших поэтов и исполнителей (Равиль Файзуллин, Роберт Миннулин, Зульфат Хаким или даже Салават, Ильсия Бадертдинова и Ильназ Сафиуллин), люди вздрогнули бы и мир удивился бы близости моральной катастрофы. И, возможно, немножко изменился бы.

Да, в своем почтенном возрасте, я, как маленький ребенок, каждый день удивляюсь окружающей жизни. Многие события, хроника уродств, подлости потрясают меня.

Я удивляюсь, реагирую на эту жизнь, пытаюсь изменить ее. Если президенты - гаранты Конституции, хотя не во всех странах это получается безупречно, то я тоже гарант. Обычный гарант нормальной жизни. Не только я один, конечно. А все мы. Это я сказал за всех вас, если вы не против: мы же сами гаранты.

Что-то вас удивляет? Это хорошо.

Римзиль Валеев