«ТАТАРИЯ – РОДНОЙ КРАЙ»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» долго искала личной встречи с Ренатом Ибрагимовым, но вовсе не потому, что он зазнался и не подпускает к себе представителей СМИ, просто так складывались обстоятельства. Но это того стоило. Встреча состоялась в новой Москве, где Ренат Исламович живет с женой Светланой, двумя дочками и недавно родившимся сыном. Певец предложил побеседовать, удобно устроившись на природе. Что ж, атмосфера более чем располагающая к задушевным разговорам: вокруг растут огромные ели, березы, бегают почти ручные белки и пахнет свежей травой.
- Ренат Исламович, вы родились во Львове, долгое время прожили в Казани, а сейчас живете в Москве. Какой же город вы считаете родным, малой родиной?
- Казань, потому что вся осознанная жизнь, учеба, начало работы все было там. Родители у меня тоже из Татарстана. Лето всегда проводил в татарской деревне. Поэтому, конечно, Татария – родной край.
В Казани я прожил 45 лет. После Львова переехали в Казань, когда мне было пять лет. До 50 лет жил там, учился, работал в оперном театре. А когда исполнилось 50 лет, переехал в Москву.
- Сейчас бываете в Татарстане?
- Конечно. Там у меня родственники, старший брат, есть двоюродный, племянники, друзья.
- Живя в Москве, вы соблюдаете татарские традиции?
- Разумеется. В Москве я стал даже более осознанно соблюдать. Традиции сохраняются, потому что тут татар меньше, чем в Татарии. Хотя, в принципе, если в количественном отношении, то здесь их живет не меньше. В Казани население один миллион 300 - 400 человек, половина татар – 600 - 700 тысяч. А в Москве татар живет больше. Но Москва – город большой, много других национальностей. Поэтому тут традиции стараются сохранить, общаются с представителями своей национальности, чтобы сохранить свой язык. К сожалению, в Москве есть, кажется, только одна татарская школа на весь город. Поэтому есть проблемы с языком. Хорошо бы, чтобы детские сады и школы были с татарским языком, а этого фактически нет.
- Вы знаете татарский язык?
- Да, разговорный. Не скажу, что богатый литературный, им не владею, потому что обучался на русском. Но бытовая речь на татарском знакома. Родители моей жены тоже из Татарстана, прекрасно знают татарский язык. У нас дома в основном татарская речь. Дети понимают, отвечают на татарском, русский тоже знают.
- Ваши ранние клипы сняты на улицах Казани. Нынешняя Казань другая?
- Конечно, она другая. Да, сохранились старинные улицы, архитектура. Но облик города сильно изменился. Вся ветхая деревянная Казань ушла и вместо нее стоит уже новый город.
- Так в лучшую сторону Казань меняется?
- В лучшую. Теперь там много спортивных сооружений сделали, улицы, озеленение, трассы для автомобилей хорошие, развязки. В общем, делают современный город.
- Все-таки мне кажется, что в последнее время вы редко появляетесь в СМИ. В каких телепроектах вы сейчас участвуете? Где вас можно увидеть?
- Телепроекты не от меня зависят, это политика музыкальных редакций. Идеология каналов направлена мимо персон моего формата. Там, в основном, шоу-бизнес, поп-музыка, а я к другой категории отношусь, поэтому не представляю интерес, мало приглашают.
- Но Алле Пугачевой вон сколько лет, а она до сих пор представляет интерес!
- Пугачева – отдельный разговор. Все понятно тут…
«СЧАСТЛИВ, ЧТО С ВЕРОЙ ПРИШЛО ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ЖИЗНЬ»
- У вас много детей. Как вы их воспитываете? Чему учите? Какие-то методики воспитания применяете?
- Все очень просто. Я считаю, что конкретно чему-то наставлять ребенка, учить бесполезно. Он должен жить в среде и подражать ей, видеть, как мы общаемся, работаем, друг к другу относимся – все это ребенок потом копирует. Поэтому бесполезно говорить одно, а делать другое. Жить надо нормально, должна быть духовная жизнь. Ребенок все будет воспринимать правильно. Какие-то вещи, конечно, надо говорить, что вот так и так правильно, а, в основном, ребенка наставлениями не научишь.
- Вы можете назвать себя счастливым человеком?
- Конечно.
- А в чем счастье?
- Счастье в том, что я пришел к Богу. До этого я был атеистом, как все у нас в Советском Союзе. Мы не воспринимали людей, которые верят, считали, что это отсталость, невежественность, что все это бабушкины сказки. Мы были комсомольцы, в Бога не верили. Но со временем, после 40 лет, я пришел к осознанной мысли, что есть какая-то сила всевышняя, которая управляет всеми процессами на Земле. Пришел к религии и стал глубоко верующим человеком. Счастлив, что с верой пришло переосмысление взглядов на жизнь, на отношения с людьми, на процессы, которые проходят. Великая радость, если человеку это открывается. Он становится мудрее, сильнее.
- Вас привело к вере какое-то событие или это этап жизни?
- Это жизненный этап. Процесс долго шел. Не было резкого события, просто постепенное осмысливание. Процесс, наверно, лет 10 шел – от 40 до 50 лет, когда я окончательно к этому пришел.
- Вы говорите, что в юности все были атеисты-комсомольцы, но ведь традиции соблюдали?
- Традиции соблюдали. В деревне у меня бабушка намаз читала. Я был к этому приобщен в бытовом плане, никто мне не говорил, что есть Аллах и надо молиться. Просто в деревне пожилые люди соблюдали традиции: намаз читали, праздники и похороны делали в соответствии с исламом.
- У Вас были учителя по жизни, в творческом плане, наставники, которые вас обогатили чем-то в духовном плане?
- Много таких людей: художники, композиторы, интеллигенция, с которыми общался. В конечном итоге это приводит к тому, что становишься внутренне богаче. Пример можно взять с Льва Николаевича Толстого в 50 лет. Сначала у него была цель в жизни стать самым богатым и знаменитым. К 50 годам он стал самым богатым, всего достиг и стал знаменитейшим человеком, его романы переведены на десятки языков. Он достиг того, о чем мечтал в 20-летнем возрасте. Но он понял, что это не может быть целью в жизни. Он задумался, стал изучать религии: православную, мусульманскую, иудаизм. Пришел и осознанно понял, что есть Всевышний. Хотя он и до этого ходил в церковь, но как соблюдение традиции, а сам был грешником. Все романы, которые были написаны до 50 лет, грешные. По идее их даже нельзя было писать с той философией жизни. Первый роман, который с новым взглядом на жизни написан, это «Воскресение». Это уже новое осмысление, когда он понял, что жить по-другому надо. Он в семье по-другому отношения построил. Это как раз показывает, что человек с возрастом в результате жизненных каких-то опытов приходит к переосмыслению и начинает подходить к жизни с другой стороны. Он же потом сказал, что принимает ислам. Вы знаете об этом?
- Нет…
- Об этом нигде не печатают. У него есть книжка «Исповедь». Когда он исследовал религии, то после написал, что православие – это религия для богатых, а не для народа. Ислам – самая прогрессивная религия, которая служит в равной степени всему обществу. «Я магометанин», - он объявил об этом официально. После этого его предали анафеме. Он же предал православие.
Затем он решил совершить хадж и приобщиться к исламу. Согласно традициям, он надел крестьянскую одежду, взял котомку, посох и сел в общий вагон поезда и поехал на юг России, чтобы дальше двинуться в Мекку. Вот его история. А все перевернули по-другому, сказали, что он сошел с ума. А правда в том, что когда он ехал в поезде, то выходил по пути следования на перрон, а люди знали, что едет граф Толстой. Собирались толпы людей, а он ходил в крестьянской робе с посохом и говорил: «Я магометанин». Вот история, которую от нас тщательно скрывают.
«ПОКА ЖИВУ ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ КОНЦЕРТОВ»
- Сейчас у вас какие есть задумки, новые проекты? Кто вам пишет музыку, слова песен?
- Я, в основном, пользуюсь, старым материалом. В 40-е, 60-е, 70-е годы было создано много хороших песен, спектаклей, баллад – это очень благодатный для работы материал, переаранжировываю, делаю театрализованные программы. Нового материала нет. Композитора и автора слов, которые бы предлагали что-то, у меня нет.
- То есть вы сам и аранжировщик, и постановщик?
- Нет, не сам. У меня есть аранжировщик, но я и сам участвую в этом процессе. Есть какие-то мысли, идеи, а человек грамотно перекладывает это на музыку.
- На каком-то музыкальном инструменте играете?
- Сейчас практически нет. Раньше немного играл на рояле, на гитаре, на сцене себе аккомпанировал, а сейчас почти не пользуюсь.
- Уроки пения никому не даете?
- Нет, не даю.
- Я прочитала, что в 1999 году вы создали «Театр песни Рената Ибрагимова»…
- У меня есть небольшой коллектив. В те годы, когда он создавался, мы базировались на больших площадках. Например, в гостинице «Космос» делали программы. Танцевальный коллектив «Шарм» был, сейчас они самостоятельно работают. Совместно с ними были проекты, были бэк-вокалистки. Со временем постепенно коммерческая сторона свое взяла, содержание коллектива стало невыгодным. Стало трудно искать средства, пришлось расстаться. Осталась студия, пара музыкантов, певец, певица, аранжировщик – минимальный состав, чтобы работать именно над репертуаром в своей студии.
- Ваша концертная деятельность обширна? Часто ездите?
- Да, часто езжу по городам, по России. В Москве, к сожалению, в последнее время стало меньше концертов, как-то с культурой в Москве стало похуже. При Юрии Михайловиче (Лужкове – прим. авт.), кстати, более активно шла жизнь, проходило больше каких-то праздничных программ, привлекали чаще. А сейчас как-то совсем обеднело все. Видимо, средства перестали совсем выделять, от денег все зависит, конечно. Почти нет сейчас мероприятий. Разговаривал с управами, говорят, что денег не дают, поэтому, естественно, никто не идет бесплатно работать. В основном, обходятся за счет полусамодеятельных коллективов.
- Поете только на сцене или дома тоже?
- Дома не пою. Дома я отдыхаю.
- Разве пение для вас только работа?
- Да, работа.
- Получаете удовольствие от нее?
- Конечно. Если бы не получал, то не работал бы. Если работа не доставляет удовольствия, то она начинает разрушать человека, такую работу надо бросать срочно и искать другую. Надо найти то, для чего тебя Всевышний создал. Он не просто создал, есть какая-то область деятельности, которой ты будешь заниматься и получать удовольствие. Держаться за работу, которая не доставляет удовольствия, никогда не надо, пользы она не принесет. Она морально и физически разрушит. Человек в конечном итоге заболеет. Некоторые не понимают этого: «Ладно, потерплю. Вроде, такое место там и деньги есть». Держатся за работу, а на самом деле себя разрушают.
- Вы нашли себя?
- Конечно. 50 лет пою. Если бы я не получал удовольствия, то меня бы и в живых не было давным-давно.
- Чем вы еще занимаетесь, помимо творчества? Кто-то рестораны или гостиницы содержите, у вас, может, тоже есть какой-то свой бизнес?
- Нет, бизнеса у меня нет. Пока живу только за счет концертов, исполнительского мастерства.
«САМЫЙ ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ – КАЖДЫЙ ДЕНЬ КАК ПРАЗДНИК»
- А вы мечтаете?
- Мечта всегда существует рядом с человеком, он всегда стремится вперед, хочется всегда совершенствоваться, чего-то нового достигать. Мечту желательно сделать явью.
- И какая у вас мечта?
- Творчество – это основа, плюс семья, дети. Две дочки у меня сейчас: одной – четыре года, второй – 2,7. Вот сыну почти месяц скоро. Мечтаю, чтобы семья еще больше стала, чтобы еще дети были. Считаю, что когда детей много, семья более гармонично развивается. Дети тогда растут правильные, не эгоисты, друг к другу приобщаются, к взаимовыручке, заботе. Мы живем с родителями жены, я специально их сюда пригласил. Считаю, что в семьях должны быть и бабушки, и дедушки. Такая семья всегда более полная и гармоничная. Я детство проводил в татарской деревне, а там были дяди, тети, бабушки, двоюродные братья, сестренки – в такой большой семье всегда все более интересно, жизнь кипит.
- На чем, по-вашему, должна строиться семья? Какие семейные ценности?
- В семье определенная иерархия – есть старшие, к которым должно быть непоколебимое уважение, и помощь младшим – такие семейные законы.
- Насколько знаю, у вас с женой большая разница в возрасте.
- Да, у нас 40 лет разница, но ни я, ни она ее не чувствуем. Ощущаем себя как ровесники. Проблем в этом плане нет никаких.
- Раскройте нашим читателям три секрета успеха от Рената Ибрагимова…
- Самый главный секрет – каждый день как праздник. Такой должен быть девиз у человека. Жизнь надо воспринимать как праздник появления на этом свете, праздник осознания, что тебе дается еще один день. Вот сидим сейчас в лесу – прекрасно, погода – отличная. Завтра будет дождик – тоже праздник, послезавтра будет ливень, через несколько месяцев снег пойдет – это тоже будет праздник. Каждый день праздник. Работа любимая, отношения с детьми, товарищами – это все праздник. Когда человек будет каждый день воспринимать как праздник, тогда у него будет все в порядке.
И, конечно, надо скорее прийти к Богу. Желательно с детства воспитывать осознание. Если человек рано встанет на путь верующего, то в жизни он будет совершать мало ошибок, путь у него будет более правильный, он успеет намного больше полезных вещей сделать. Если он будет жить безбожником, то с возрастом может пожалеть, но время будет упущено. Поэтому религиозное воспитание должно с детства даваться.
«ГУМАНИТАРНЫЕ ПРЕДМЕТЫ – ЭТО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»
- Какую литературу предпочитаете? Что читаете?
- Литературу, в основном, читаю научную, интересны исследования в разных областях. Интересуюсь биографиями великих людей, которые достигли больших высот, поэтому полезно знать и изучать. Естественно, читаю еще Коран.
- А хобби у вас какое?
- Раньше плотно занимался живописью. Сейчас уже нет, но в планах построить опять мастерскую, потому что дети у меня очень талантливы, рисовать любят. Жена хорошо рисует. Поэтому чтобы они гармонично развивались, пусть живописью занимаются, музыкой, танцами. Гуманитарные предметы – это для человека путь к познанию мира. Поэтому детям надо как можно больше давать.
- Где вы учились живописи?
- Заканчивал в свое время художественную школу, несколько лет работал в профессиональной мастерской, потом были персональные выставки в Казани. Поэтому эта сфера меня тоже очень притягивает. Если я начинаю живописью заниматься, то она меня полностью поглощает, я забываю, что я певец. Я уже начинаю мыслить по-другому.
- Что вас вдохновляет?
- Любовь к жене, детям, но самое главное – любовь к Всевышнему. Так и должно быть. Можно всех любить: маму, отца, жену, но наивысшая любовь – к Всевышнему. Когда человек придет осознанно к этому и скажет, что Бога любит больше всех на свете, тогда это будет высшим совершенством.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.