DSCF4273.jpg
 

КАИ ПОСВЯТИЛИ В КОРАБЕЛЫ

Местный центр по подготовке инженерных кадров – давняя мечта руководства ОАО «Зеленодольский завод им. Горького»: старшее поколение специалистов постепенно покидает предприятие. Между тем завод может похвастаться тем, что законтрактован вплоть до 2020 года. Где взять замену ветеранам? Те же проблемы – и у ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ).

Отметим, что под центр кораблестроения уже набрано два курса (28 человек). До сего дня они изучали фундаментальные для технаря вещи – математику, физику, теперь переходящим на третий курс студентам-корабелам пора приниматься за специальные дисциплины. В этом году на специальность 180100 «Кораблестроение и океанотехника» примут еще 22 человека. «Высококвалифицированного специалиста на блюдечке с голубой каемочкой сегодня никто не поднесет», – философски заметил на церемонии премьер-министр РТ Ильдар Халиков

Отметим, что зеленодольские шефы центра обустроили его по всем канонам (расходы взял на себя завод). Центр создан на базе кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов и сделан как небольшой единый блок: компьютерный класс, преподавательская, учебная аудитория с наглядными пособиями, интерактивной доской, проектором, прямой конференц-связью с заводом – занятия по производственной тематике можно будет проводить в режиме online. Еще – технологическая площадка, где будущие кораблестроители смогут реализовывать себя как инноваторы-технологи. Для придания специфического морского духа рядом с компьютерами – барометры, морские часы – точно такие же устанавливаются на строящихся сегодня в Зеленодольске ракетных кораблях проекта «Буян-М». В классах – макеты и снимки кораблей и судовых узлов, плакаты со схемами. Как рассказали газете «БИЗНЕС Online» в КНИТУ-КАИ, завод им. Горького в дальнейшем хочет на учебу в центр и иностранных студентов привлечь – не зря же в Зеленодольске делают корабли для того же Вьетнама: два фрегата проекта «Гепард 3.9» уже сдали, еще два заложат в июне.

DSCF4282.jpg
 

Краткие спичи перед собравшимися произнесли ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, гендиректор завода им. Горького Ренат Мистахов, гендиректор ЗПКБ Виталий Волков. Он подарил ректору Гильмутдинову Андреевский флаг, флаг ВМФ СССР и боцманскую дудку. «Чтобы порядок был», – пояснил презент Волков. Дополнением к боцманской атрибутике стала рында от генерального директора ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (в его структуру входит завод им. Горького) Ивана Егорова. В ответ ректор сказал, что сегодня предприятия машиностроительного комплекса республики должны быть внутри университетов, а вузы, в свою очередь, – внутри заводов. Это постараются доказать на примере центра кораблестроения КНИТУ-КАИ.

ЗАКАЗЫ НА КОРАБЛИ ЕСТЬ, А ИНЖЕНЕРОВ НЕТ

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать открытие центра заинтересованные стороны и экспертов.

Ренат Мистахов – генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького»:

- Наш завод испытывает огромную потребность в кадрах. Мы искали, на базе какого вуза можно организовать подготовку специалистов. В результате вышли с инициативой на ректора КАИ, здесь очень крепкая база. Студенты могут получить не только теоретическую, но и практическую подготовку. Здесь, например, есть прекрасный компьютерный класс с программным обеспечением от AVEVA Marine, что дает возможность готовить специалистов как для завода, так и для проектного бюро… Надеюсь, студенты получат хорошее образование, а потом придут ко мне на завод. Нам нужны технологи, конструкторы, специалисты для службы качества, в отдел строителей. Ведь у завода подписаны контракты на строительство кораблей и судов до 2020 года.   

DSCF4300.jpg
 

Альберт Гильмутдинов – ректор КНИТУ-КАИ:

- Центр создан для того, чтобы решить две крупные задачи завода имени Горького. Первая – подготовка высококвалифицированных специалистов, вторая – ведение в интересах завода научно-исследовательской, конструкторской работы. В этом году в центре нам выделили 22 бюджетных места. Кроме того, на втором и третьем курсах у нас уже обучаются 28 человек. Таким образом, количество студентов-корабелов составит 50 человек. Жестких обязательств перед заводом после окончания обучения у ребят не будет: мы создаем условия, чтобы привить им интерес к производству, но окончательное слово остается за ними самими.

Сергей Решетов – заместитель генерального директора ЗПКБ по стратегическому развитию:

- ЗПКБ надеется хоть как-то решить проблемы со специалистами, и бюро эту идею вынашивало очень давно. Проблема для всех очень острая – думаю, и для предприятий нефтехима, и машиностроения: с кем из руководителей ни разговариваешь, у всех нехватка грамотных специалистов. Да, КАИ – не специализированное кораблестроительное учебное заведение, но если захочет и будет серьезно к этому относиться, то потянет подготовку корабелов. Преподаватели КАИ изучают предмет, проходят стажировки, да и помощь предприятий есть. И очень многое зависит от того, кого они наберут и куда эти люди потом пойдут работать… Проблема не столько в том, чтобы направить на учебу, сколько получить специалиста обратно. Да, видимо, будут ставиться какие-то условия по отработке, ведь любое предприятие хочет как-то закрепить молодого специалиста, но я не скажу, что очень большие успехи здесь у кого-то наблюдаются.

Владимир Гайнутдинов – заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов КНИТУ-КАИ, исполняет обязанности руководителя центра:

- Мы должны готовить высококлассных специалистов для промышленности Татарстана. Юристов и экономистов у нас уже свыше необходимости, а ЗПКБ и завод имени Горького вынуждены приглашать специалистов из других городов. По этой причине два года назад была открыта эта специальность, набраны два курса, а теперь открывается центр кораблестроения. Завод есть, КБ есть, а специалистов в Казани не готовят, и преподавателей приглашают из Питера, Нижнего, Новосибирска. Вовремя и в струю.

DSCF4252.jpg
 

Что касается «непрофильности» КАИ. Учебники есть, информация есть. Строительная механика корабля близка к строительной механике самолета, проектирование во многом тоже, хотя теория корабля от теории самолета, конечно, отличается. Все достаточно родственное – не зря первого пилота самолета называют командиром воздушного судна. Начальный этап проскочим с помощью завода и бюро, а дальше все должно начать развиваться. Процесс пойдет как при создании всякой новой специальности – будут нарабатываться методические материалы, через два года – первый выпуск бакалавров, а там и магистратуру надо будет открывать. Начнем и свои молодые кадры преподавателей готовить. И желающие есть – в связи с тем, что кораблестроение в РТ на подъеме. Думаю, специальность будет востребована, и мы своими инженерами сможем закрыть потребность Татарстана… Ренат Мистахов хочет больше принимать ребят из Зеленодольска и округи – сложно казанцев уговорить поехать работать в Зеленый Дол. Кстати, завод учредил три именные стипендии лучшим студентам второго курса.

Дмитрий Глухов – эксперт Центрального военно-морского портала (Санкт-Петербург):

- Считаю, это очень правильное дело и давно назревшее. Провал 90-х годов, когда молодежь и близко не подходила к инженерным специальностям, а шла в бухгалтеры, менеджеры и адвокаты, надо выправлять. И умные руководители регионов понимают: чтобы обеспечить нормальный уровень жизни в регионе, должны работать предприятия. А это люди, которые должны быть обучены, мотивированы. Хорошее начинание. Молодежь худо-бедно, но пойдет и будет устраиваться на предприятия судостроительной отрасли в Татарстане и Поволжье. У зеленодольских завода и бюро заказы сейчас есть, и теоретически в ближайшее время их должно стать больше. И образование этого центра на базе солидной, известнейшей организации – правильный шаг. Главное, чтобы это было не формально сделано, а на должном уровне. Плохо только, что об этом вспомнили лишь сейчас, а, скажем, не пять лет назад.