Сегодня стало известно, что прокуратура Татарстана направила в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда РФ апелляционное представление на приговор в отношении Фирдината Юсупова, Валентина Лукоянова и Сергея Сардаева. Их обвиняли в организации группировки «Перваки» и ряде громких убийств, произошедших в Казани в 90-е годы. Напомним, что 28 марта коллегия присяжных заседателей вынесла оправдательный вердикт, и суд полностью оправдал подсудимых, освободив их прямо в зале суда.

И вот сегодня стало известно, что прокуратура сочла приговор суда «не основанным на законе и подлежащим отмене». Государственное обвинение, согласно сообщению прокуратуры со ссылкой на текст апелляции, выяснило, что один из присяжных знал об уголовном деле «Перваков» больше положенного. Кандидатам в присяжные заседатели был задан вопрос, располагают ли они информацией о деле из СМИ или иных источников. Один из кандидатов ответил утвердительно и пояснил, что являлся очевидцем митинга в поддержку подсудимых. Эти митинги проходили на фоне событий, развернувшихся в полицейском участке «Дальний», и речь, по всей видимости, идет о Руслане Зинатуллине, старшем преподавателе КНИТУ-КХТИ, – он действительно в марте прошлого года принимал участие в акции против пыток в полиции, а осенью попал в состав коллегии присяжных заседателей. Об этом он сам не преминул недавно рассказать одному из казанских изданий.

Когда формировалась коллегия присяжных, гособвинитель подал отвод Зинатуллину, сославшись на то, что участие в митинге могло сформировать у присяжного субъективное мнение, которое не позволит ему быть беспристрастным. Об отводе Зиннатуллина из состава присяжных заявлял и потерпевший Руслан Атнагулов - брат основателя ООО «Агентство радиокоммуникаций RCA» (крупнейшей в Татарстане в конце 90-х оператор пейджинговой связи) Тимура Атнагулова, убитого в 1999 году. Но отвод был оставлен без удовлетворения.

Прокуратура сообщает, что, в нарушение закона, многие присяжные умышленно скрыли информацию о том, что они поддерживают знакомство и состоят в родственных связях с ранее судимыми и привлекаемыми к уголовной ответственности лицами.

Как итог – прокуратура Татарстана потребовала направить дело на новое рассмотрение.

Как сообщила газете «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь Верховного суда Татарстана Наталья Лосева, рассмотрение апелляционного представления прокуратуры состоится в Верховном суде России. Причем суд на этот раз не будет изучать материалы уголовного дела и доказательную базу, а сосредоточится исключительно на исследовании процессуальных вопросов.

- Суд будет оценивать правильность проведения процедуры судебного заседания с участием коллегии присяжных и надлежащее применение судом процессуальных норм действующего законодательства, - объяснила Лосева.

«ПРОКУРАТУРА ИЩЕТ ЧЕРНУЮ КОШКУ В ЧЕРНОЙ КОМНАТЕ!»

Борис Маслов - адвокат Валентина Лукоянова:

- Я пока не видел документов, но уже слышал об апелляции. Представитель прокуратуры ранее заявлял, что они будут обжаловать приговор, хотя я не вижу нарушений.
Подбор присяжных производился при участии представителей прокуратуры, у них была возможность узнать, что это за люди. Мы и они наравне участвовали в отборе. Как там могло появиться заинтересованное лицо? Я думаю, это их предположение. Понятно, что их не устраивает приговор, и поэтому ищут черную кошку в темной комнате. При формировании состава присяжных все было законно, прокурорские работники заявляли ходатайства об отводе ряда присяжных. Суд удовлетворил их требования, отбор был произведен. Я, во всяком случае, не вижу никаких нарушений.

Даже если бы мне сейчас предложили пожаловаться на прокуроров, я бы даже не знал, на что жаловаться. За присяжного Зинатуллина ничего говорить не могу. Он ведь давал какое-то интервью. Человек сказал, что он был на митинге против произвола полиции и где-то рядом был митинг с какими-то именами. Суд спросил: а вам помешает это быть объективным? Он сказал, что не помешает. Прилюдно этот вопрос поднимался. Потерпевший Атнагулов вместе с гособвинителем поднимали этот вопрос, потом сами же его сняли. Если у них были мысли на этот счет, надо было заявлять их.

Руслан Атнагулов - потерпевший:

- То, что решение будет обжаловано, было ясно изначально еще до оглашения вердикта. Вполне возможно, что среди присяжных оказался не нейтральный человек. Присяжным задавали вопросы, есть ли у них родственники с судимостью и так далее. Кандидат на роль присяжного мог промолчать. Судья спрашивал, не желаю ли я заявить отвод. Сначала я сказал, что желаю. Я думал, что Зинатуллин присутствовал на митинге в поддержку «Перваков», и поэтому у него уже сформировано мнение.

Председательствующий оставил мой отвод без рассмотрения, сказал, что рассмотрит его, когда появится коллегия присяжных заседателей. Потом до рассмотрения заявления я его отозвал. Оказалось, что это был не митинг в защиту «Перваков», а митинг против произвола полиции. Получается, что родственники «Перваков» заявились на чужой митинг. Сам факт того, что Зиннатуллин ходил на такой митинг, свидетельствует о том, что у него высокий уровень правовой культуры. Если честно, я уверен, что он голосовал в пользу виновности подсудимых.