Сегодня в Елабуге президент Татарстана Рустам Минниханов принял участие в торжественном открытии производства автомобилей Ford Explorer по технологии полного цикла. Ранее на предприятии осуществлялась лишь крупноузловая сборка машин. Новая сборка предполагает сварку кузова, окраску, сборку. Во второй половине года здесь также планируют начать и выпуск кроссовера Kuga нового поколения и Ford Torneo.

В подготовку производства было вложено более $100 млн., сообщил на открытии Адиль Ширинов, первый вице-президент - исполнительный директор СП Ford-Sollers. В настоящее время на предприятии работают 1,5 тыс. человек, до конца года планируется принять на работу еще около 500 сотрудников, сообщил корреспондент «БИЗНЕС Online» с места событий. А президент компании Ford-Sollers Тед Каннис заверил собравшихся, что россияне умеют качественно собирать автомобили. Он убедился в этом благодаря 9 годам работы во Всеволжске.

«Компания Ford привнесла на производство много нового - контроль качества, технику безопасности. Это новый уровень, и мы, безусловно, гордимся этим, - сказал Минниханов. – Сегодня мы имеем честь открыть новое производство. Хочу пожелать, чтобы таких событий было больше».

После чего президент республики вместе с президентом компании Sollers, председателем совета директоров СП Ford-Sollers Вадимом Швецовым отправились на тест-драйв Ford Explorer Sport.

Айрат Хайруллин - помощник президента РТ по экономическим вопросам, даже сфотографировал первый Ford Explorer и выложил в своем Twitter. «Базовая цена - 1,7 миллиона рублей. Три варианта комплектации», - сообщил он.

Напомним, сборка автомобилей Ford на заводе Ford-Sollers в Елабуге началась в 2012 году. Кроме Ford Explorer, предприятие производит новый Ford Kuga, Ford S-MAX, Ford Galaxy и Ford Transit. Вместе с Focus и Mondeo, выпускаемыми на заводе во Всеволожске под Санкт-Петербургом, общее количество моделей, производимых совместным предприятием Ford-Sollers в России, достигло 7.

Доля сторон в проекте по созданию СП Ford-Sollers составляет 50 на 50, сообщает РБК. При этом имущественный взнос обеих сторон составляет 18 млрд. рублей. Общий бюджет проекта оценивается в 75 млрд. рублей.

Мощность обеих площадок Sollers в Закамье составляет 200 тыс. автомобилей в год, из которых, по словам Канниса, новое производство – 65 тысяч. В целом уровень локализации здесь составляет 35%, но в основном за счет бюджетной и популярной модели Focus. Тем временем объемы производства Explorer будут зависеть от рынка, честно признаются в компании.

1.jpg

Однако перспективы продаж новой машины пока не ясны. Участники авторынка отметили газете «БИЗНЕС Online», что новые модели американского концерна пока не пользуются большой популярностью у покупателей.

«До настоящего момента автомобилей Ford Explorer и Ford Kuga продавалось относительно немного, поскольку поставки данных моделей были ограничены, - рассказывает газете «БИЗНЕС Online» Михаил Котляров, заместитель директора группы компаний АКОС (является дилером Ford). - Но с запуском полного производства Ford Explorer и выходом на рынок Ford Kuga нового поколения данный сегмент автомобильной линейки Ford, думаю, будет пользоваться уверенным спросом покупателей и займет прочные позиции на автомобильном рынке».

ЕЛАБУГА, НАЧАЛО: ОТ СОВЕТСКИХ ТРАКТОРОВ ДО «БРАЗИЛЬСКИХ» CHEVROLET BLAZER

Запуск сегодня производства полного цикла Ford Explorer Sport - это очередная попытка создать из Елабуги автомобильный центр.

Началось все в далеком 1985 году, когда в Елабуге стартовало строительство завода по производству пропашных тракторов (в дальнейшем ЕлАЗ). Однако правительство Советского Союза быстро свернуло проект нового промышленного гиганта и в 1988 году решило перепрофилировать строящийся комплекс на производство легковых автомобилей малого класса. Была создана инженерная и энергетическая инфраструктура, однако в 1991 году финансирование проекта прекратилось. Надо было что-то делать с мощностями.

Сначала в 1993 году шли переговоры с Daewoo о размещении на ЕлАЗе сборки автомобиля Racer. Однако проект заглох на стадии подготовки учредительных документов СП – стороны так и не договорились о финансировании.

Зато удалось найти понимание с General Motors. В 1996 году концерн на СП ЕлАЗ-General Motors в Елабуге начал собирать свою первую модель в России - Chevrolet Blazer. Проект был очень громким, достаточно сказать, что первый внедорожник принимали лично Виктор Черномырдин и Анатолий Чубайс.

Предполагалось, что ежегодно в России будут продаваться 50 тыс. внедорожников ценой $24 тысячи. Однако дефолт 1998 года спутал планы – спрос на автомобили резко упал. За четыре года - к 1999 году, на момент принятия решения о прекращении производства - было выпущено 3,7 тыс. внедорожников, в основном заднеприводных, по «бразильской» модели. Именно это и вызывало рекламации у покупателей – машина была не приспособлена к российским дорогам. Не помогло даже снижение цены с $24 тыс. до $16 тыс., и производство было свернуто.

ЭЛИТНЫЙ OPEL VECTRA: АМЕРИКАНЦЫ ПЕРЕОЦЕНИЛИ РОССИЙСКИЙ РЫНОК

После сворачивания производства «внедорожников» было решено сделать ставку на популярную тогда Opel Vectra. На ЕлАЗ были поставлены машины в максимальной комплектации: с двухлитровым двигателем, полным электропакетом, компьютером и кондиционером. Свой выбор руководство ЕлАЗ-General Motors объясняло тем, что российский рынок недорогих иномарок, конкурирующих с простыми Vectra с двигателями 1,6 и 1,8 л, уже насыщен. Но и этот проект GM не оправдал надежд. Было собрано всего 98 машин. Не все из них удалось продать.

После чего американцы поняли, что вновь переоценили рынок, решили собирать в Елабуге более простые Vectra с двигателем 1,6 литра. Однако в 2001 году General Motors вышел из проекта, и Елабуге вновь потребовался новый партнер.

КИТАЙЦАМ НЕ УДАЛОСЬ ПОСТРОИТЬ В ЕЛАБУГЕ «ВЕЛИКУЮ СТЕНУ»

В 2006 году под Елабугой, но в ОЭЗ «Алабуга» попыталась разместить свое производство китайская компания Great Wall, подписав с правительством Татарстана протокол о намерениях. Проект оценивался стоимостью $100 млн. и мощностью 50 - 75 тыс. автомобилей в год. Автоконцерн из Поднебесной планировал выпускать внедорожник Hover, два седана класса B (Peri и Florid) и седан представительского класса Cowry. Однако правительство России не санкционировало создание сборочного предприятия в «Алабуге».

Отметим, что затем китайцы попытались неудачно закрепиться в Подмосковье, а в 2010 году стало известно об их попытках основать производство уже в болгарском Ловече, где в Советском Союзе выпускали «Москвич».

КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С ЯПОНСКОЙ ISUSU

Странным получилось знакомство Елабуги и с японской корпорацией Isuzu. В 2006 году СП Sollers-Isuzu начало сборку среднетоннажников в Ульяновске, но в 2008-м ее перенесли на территорию ОЭЗ «Алабуга». Правда, в начале 2011 года приостановили на неопределенный срок - площадку отдали под производство LCV Ford - стратегического партнера Sollers. Самая большая партия среднетоннажников Isuzu на УАЗе была выпущена в 2007 году - около 1 тыс. машин, а в Татарстане максимальный объем сборки пришелся на 2010 год - 2 тыс. грузовиков. В итоге среднетоннажники в Елабуге больше собирать не стали, отдав в 2012 году производство вновь… УАЗу.

Первоначально в Елабуге планировалось также собирать тяжелые грузовики Isuzu, но до них дело и вовсе не дошло. Из-за кризиса 2008 года японцы сократили инвестиции в проект.

Отметим, что в 2009 году компания «Мила Моторс», которую возглавлял бывший директор совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ» Джон Милонас, заявила, что готова инвестировать $40 млн. в создание автозавода в промышленной зоне в "Алабуге". Милонас планировал собирать Chevrolet Lanos. Однако дело так и не пошло.

SOLLERS В ЕЛАБУГЕ – ОТ ИТАЛЬЯНЦЕВ ДО АМЕРИКАНЦЕВ

Но самым долгоиграющим партнером для Елабуги стала компания Швецова. В 2008 году в РТ стартовал совместный проект Sollers с Fiat. Предполагалось, что на заводах в Елабуге и Набережных Челнах будет ежегодно собираться до 500 тыс. машин. Поддержку проекту Швецова оказал лично Владимир Путин, соглашение о создании СП с итальянцами было подписано в его присутствии в Набережных Челнах.

Компания «Sollers-Елабуга» в ОЭЗ «Алабуга» собирала машины, которые активно закупали различные госструктуры в России и в Татарстане. Fiat приобретались для полиции, минздрава и других ведомств. О количестве новых машин, которые нашли своих покупателей, можно судить по тому, сколько их было поставлено на учет в ГИБДД: Аlbea – 8966 штук, Linea – 1466 штук и Doblo – 4466.

Планировалось, что под этот проект ВЭБ выделит кредит в размере 2,1 млрд. евро. Но по каким-то причинам под СП с Fiat денег не дали. Sollers решил расстаться с итальянцами и начал сотрудничество с Ford. В 2011 году Внешэкономбанк согласился поддержать новый проект, сумма которого составляла 39 млрд. рублей при общей стоимости проекта 74,5 млрд. рублей.

Под это производство Sollers модернизировал ранее действовавший на территории ОЭЗ завод ООО «Sollers-Елабуга» по сборке автомобилей Fiat Ducato. Производство автомобилей Ford на заводе Ford-Sollers в Елабуге началось в январе 2012 года. Cоздав совместное предприятие с Sollers, американцы практически утроили свои производственные мощности в России. Мощность заводов в Татарстане – 200 тыс. автомобилей в год (в том числе в Елабуге – 105 - 110 тыс.), существовавшие ранее мощности в Санкт-Петербурге – 125 тыс. машин.

Главной гордостью для елабужского предприятия стал успех с Ford Transit – более 11 тыс. проданных автомобилей за прошлый год. Об этом заявил Каннис. Главным же событием в 2013 году и станет запуск сегодня в Елабуге полного цикла производства моделей Explorer и Kuga.

Параллельно свертывание мегапроекта с итальянцами закрывается с громким шумом и судебными скандалами. Так, польский поставщик комплектующих «Ауторобот Стрефа» в лондонском суде и татарстанском арбитраже попытался взыскать с бывшего партнера 1,7 млн. евро.