СПОР ДВУХ ДИКТАТУР – ПРОЛЕТАРИАТА И ТЕРРИТОРИИ

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!
…Так идут державным шагом,
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной.
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.

Александр Блок. «Двенадцать». Январь 1918

Большевики - не злокозненные организаторы революции, их волею судеб затянуло в вакуум власти, когда власть валялась на улице. Ленин точно угадал момент. Вчера было рано, послезавтра – поздно. Выступать надо завтра! Большевики умело воспользовались случаем, подобрали власть и приспособились к ситуации. Сама революция была подготовлена разложившейся монархией, бездарными столыпинскими реформами и войной.

В начале ХХ века монархия в России себя исчерпала – полностью и окончательно. «Правые» оказались болтунами. На политической арене сгрудились социалисты – эсеры, меньшевики и большевики. «Единая и неделимая» затрещала по историческим швам.

Николай II потерял сакральный ореол не на фронтах военных сражений, а в опочивальнях царской семьи, когда его духовником стал Распутин. Место православия заняла хлыстовщина. «Симфония» церкви и государства – предмет гордости клерикалов, оказалась гордыней и обернулась для православия окончательной дискредитацией. Народ разуверился в духовных лидерах, покрывавших греховную власть, он требовал земли и жаждал крови. В грехе жила вся страна, а отлучили от церкви только Льва Толстого – выразителя тектонических сдвигов в российском обществе. Сама основа русской этничности – православная церковь – отвергла величайшего выразителя русского духа. Белое знамя с лозунгом «За веру, царя и отечество» пошло на солдатские портянки. Не случайно Иисус Христос (у Блока) возглавил красноармейских апостолов… «Господи, благослови!»

Иисус – выразитель идеи равенства и справедливости, он ради этих идеалов принес себя в жертву, а потому останется на все времена предметом поклонения. Социальное равенство – революционная идея, а революция всегда жертвенна. Революция не может быть философией или идеологией, она – сакральна, она не доказуема, как любая вера. Революция – это религия, требующая уравнения всех перед лицом Господа – бедных и богатых, здоровых и убогих, нивелирования различных народов в общую массу. Равенства без борьбы не достичь. Религиозные войны, как и революции, были на редкость кровавыми.

Идея равенства – вечна, значит, неистребима жертвенность революционеров. Недавно ушел из жизни славный герой этой перманентной борьбы – Уго Чавес, продолжатель священной миссии Че Гевары. Тень Че Гевары до скончания века будет преследовать Америку, банкиров и олигархов. От этой тени не избавиться, ведь жизнь всегда несет неравенство, а в ответ будут рождаться его противники. У алтаря революции будет вечно гореть жертвенное пламя в честь героев. «Господи, благослови!»

Советский народ выковывался в огне гражданской войны, ведомой идеей равенства, братства и свободы – великого лозунга Великой французской революции. Если бы территория страны была поменьше, наподобие Франции, тогда бы в котле революции из многих народов и сословий, возможно, родилась бы новая советская нация. Но беда России – ее громадное пространство, которое диктует свои условия.

В ходе гражданской войны столкнулись две диктатуры – диктатура пролетариата и диктатура территории. Одна диктатура требовала принести в жертву народы и культурное разнообразие, другая множила разнообразие и автономность. Не успел котел гражданской войны разогреться, как появились многочисленные республики: Ставропольская, Кубанско-Черноморская, Туркестанская, Терская и т.д. В 1919 году возникает Башкирская АССР, затем Татарская, Крымская, Дагестанская АССР, Чувашская автономная область, Автономная область марийского народа и т.д. Параллельно возникают независимые республики – УССР, БССР, АзССР, АрмССР, ГрузССР. Окончательно отделяются Финляндия, Польша, Прибалтика. Территория диктует свое и навязывает федерализм, «земля» берет верх. Большевики не в силах сопротивляться, хотя изначально не хотели ни самоопределения наций, ни тем более федерализма. Жизнь сломала стройную теорию классовой борьбы.

ЭТНОСЫ НЕ КОНСТРУИРУЮТСЯ

Укрепившаяся диктатура пролетариата, в свою очередь, начала ломать законы ландшафта, навязывая гомогенность. В многообразии культур и территорий она увидела угрозу централизму и унитаризму. Большевики, разрушив старый мир, начали конструировать новое общество, надеясь всех переплавить в безличную и безразличную массу.

Конструктивизм жаждет воплотить какую-нибудь идеальную модель в жизнь, причем с помощью силы, так сказать, загнать всех дубиной в рай. Конструктивистские настроения естественным образом растут вместе с рационализмом нашей жизни. Достижения науки и техники создают иллюзию возможности управлять системами любой сложности, даже обществом. Однако какой бы сложной ни была химическая реакция или устройство атома, общество тысячекратно сложнее любой молекулы и атомного ядра. Для его описания не найти системы уравнений, которая имела бы решение, – неизвестных всегда будет больше числа уравнений.

Конструктивизм опирается на предположение о возможности безграничного влияния на социальные процессы, в этом его утопичность. Для конструктивистов все народы являются изобретением политиков, использующих административную власть для ломки истории, в этом его опасность. Из подобной веры родилась стратегия переплавки наций в «советский народ». Доктрина была разработана тщательно, пропагандистский аппарат работал отменно, кадры подбирались на совесть. Не учли одного – этносы не конструируются, они живут глубоко традиционной жизнью.

РАЦИОНАЛИЗМ – УДЕЛ УЗКОГО КРУГА ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

Нам кажется, что мы живем рациональной жизнью, поэтому к обычаям, традициям, легендам относимся как к предрассудкам, мешающим прогрессу. Интеллектуалы пребывают в иллюзии, что старые языческие боги низвергнуты. Действительно, в лесу не стало леших, в пруду - водяных и русалок, пещеры перестали быть жилищем дивов, а человек больше не беседует и не обнимается с деревьями, но рационализм вовсе не торжествует. Просто контакт человека с природой исчез, а с ним ушла и эмоциональная энергия, которую давала эта символическая связь. Демоны на самом деле согнаны со своих прежних мест, но не исчезли, они переселились в экономику и политику, их теперь называют социальными и политическими факторами, экономическими кризисами и экологическими катаклизмами. Для владельца малого предприятия разоряющий его финансовый кризис столь же непонятен, как для дикаря ураган, сметающий его хижину. Внешне рационально организованное общество для отдельного человека продолжает оставаться сугубо иррациональным. Люди утешаются тем, что стали якобы хозяевами своей жизни. На самом деле человек никогда не был и не будет хозяином своей судьбы, он не может спланировать историческое развитие, он может уловить исторический вектор социальных трансформаций и найти свое достойное место. Человек глубоко традиционен. Наше настоящее на 80 - 90% состоит из прошлого и только на 10% – из будущего. Поэтому народы после распада СССР, выбравшись из советского плавильного котла, продолжили жить своими тысячелетними традициями.

Мировая наука завоевывает все новые высоты, а предрассудков, что на Западе, что у нас, меньше не становится. Создается впечатление, что рационализм не уменьшает, а усиливает интерес людей к мифам, таинственным явлениям, мистике, астрологии, гороскопам, магии, предсказаниям, паранормальным явлениям, экстрасенсам, НЛО, инопланетянам. Более того, в мире растут жестокость, садизм, наркомания, алкоголизм, число самоубийств, немотивированных преступлений, маньяков. С каждым годом все больше расползаются по всей планете религиозный фундаментализм и фанатизм, национализм и расизм. Политики, не зная как остановить волну агрессии, стимулируют спортивные соревнования, «гладиаторские» бои без правил, но в ответ получают толпы спортивных фанатов, готовых разнести вокруг все, что попадется под руку. Иррационализм торжествует…

Советский конструктивистский угар не рассеялся и не остыл. Нам нужно постоянно что-то изобретать и совершенствовать, заниматься перестройкой и перекройкой. Ученые не изучают жизнь, а придумывают проекты, грандиозные программы с тем, чтобы всех вокруг переделать по профессионально скроенной модели. Эти проекты настолько гениальны, что ни власть, ни простые люди их не могут воплотить в жизнь, и они тоннами скапливаются на книжных полках, забивают сайты как спам. В России общественные науки превратились в машину, ежедневно и ежечасно порождающую гуманитарный хлам.

СССР – ТОТ ЖЕ «ТИТАНИК»

Опыт формирования «советского народа» говорит о невозможности искусственного создания новых исторических общностей. До боли было обидно наблюдать, как во время роспуска СССР – великой страны, которую собирали со времен Чингиз-хана и Бату-хана, никто из республик не защитил Союз, наоборот, даже с неким злорадством, как бы со стороны, наблюдали за его крушением. Республики до неприличия поспешно начали объявлять МОСТАКЫЙЛЛЕК!!! – независимость. «Советский народ» удивительно быстро распался на национальные государства. Даже американцы, мечтавшие об уничтожении СССР, были поражены неожиданным и скоропостижным исчезновением советского «Титаника».

В свое время крушение «Титаника» стало шоком, оно стало «невозможным событием» – затонуло непотопляемое судно. Это событие стало символическим, оно и сегодня таким остается. Конструкторы корабля гарантировали победу над стихией, над историей, над природой. Более того, они создали плавучий Рай на земле. Страшны были не масштабы катастрофы, а символичность события – крушение иллюзий. Конечно, кто-то подобное событие ждал, кто-то боялся, что такое может случиться. Существовал момент ожидания того, что не должно произойти. Крушение «Титаника» стало прелюдией и метафорой крушения существующего устройства европейской цивилизации.

Советский «Титаник», по оценкам советологов, всевозможных экспертов, ЦРУ, был непотопляем. Все хотели его крушения, но никто его не ждал так близко и так быстро. Послевоенное мироустройство строилось на военном балансе США и СССР. Это был баланс сил «ЗЛА», чистое безумие, ибо гонка вооружений отнимала лучшие силы не для блага и не для победы одного лагеря над другим, а для уничтожения друг друга и не один раз, а 10 - 20 - 30 раз! Рухнувший вместе с СССР международный баланс сил наполнил тревогой мировое сообщество.

Символичность крушения СССР заключалась в том, что страна воспринималась как «Большая Россия». СССР был наследником и правопреемником Российской империи. Союз не был заново созданным государством, это была та же Россия, только цвет флага поменялся с белого на красный. И вдруг тысячелетняя страна начала распадаться. Россия всегда жила под лозунгом территориальной экспансии, люди не согласны отдать ни пяди земли, лишиться даже четырех заброшенных японских островов Курильской гряды, - и вдруг страна начала распадаться. Конечно, она еще огромная, и это предмет иллюзорной гордости, но закрался страх, который спрашивает: «А где у нее естественные границы? Когда остановится распад страны?» Советского народа уже нет, а тревога осталась.

На опасность конструктивизма указывает также пример с «югославским народом». Народы, говорящие практически на одном языке, с общей культурой, с ожесточением выясняли отношения с помощью оружия. Трагическим и в чем-то символическим выражением последствий конструктивизма стал режим Пол Пота, уничтоживший лучшие силы своего народа.

РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ – ОЧЕРЕДНАЯ УТОПИЯ

Уроки истории не идут впрок. Российские конструктивисты не успокоились, они теперь предлагают создать «российскую нацию». Какие еще катаклизмы нам надо пережить, чтобы отказаться от утопий. «Господи, благослови!»

История не проходит бесследно. Существовал СССР, существовало советское гражданство, значит, существовал и народ как территориальная общность. Сегодня можно говорить, что все это было неправильно, но оно было. Советское наследие продолжает жить в ментальности, в привычках, предпочтениях, каких-то важных символах вроде Победы над фашизмом. Не только наука, но и советская культура была выдающейся. Могут сказать, что она была неправильной. Видимо, это на самом деле так, но в таком случае нынешняя российская культура и вовсе не культура, и наука не наука.

В СССР все учили русский язык и русскую культуру, восхищались ей. Русский язык открывал двери в мировую ширь. Но народы русскими не стали. Тотальная ассимиляция не состоялась. Да, мы были советскими и даже отчасти таковыми остались. Насколько это было хорошо, насколько плохо, трудно оценить. Где та абсолютная система координат, которая позволит сделать верные выводы? Ее не существует. Далеко не все народы хотели вырваться из железных советских объятий, ведь многие из них вполне добровольно или почти добровольно присоединялись к России из соображений безопасности. Они за советское время подтянулись в своем развитии. Чингиз Айтматов пишет: «Спасибо судьбе, что мы живем вместе с русским народом, рядом с Россией, разделяем общую судьбу, общую историю. Не будь этого, можно представить себе, в каком состоянии находилась бы сейчас Центральная Азия, Средняя Азия. С моей точки зрения, колониализм, который всегда воспринимается как негативное историческое явление, должен оцениваться не так однозначно. Давайте назовем вещи своими именами. Колониализм означает, что наиболее развитая часть человеческого общества привлекает к себе (извлекая, безусловно, необходимые выгоды) и поднимает на современный уровень окраины цивилизации. Именно это произошло с Киргизией».

Татары при советском строе скорее потеряли, чем выиграли, поскольку еще до революции решили вопросы с массовым образованием, экономически окрепли, имели свою прессу, издательства, политические партии. А киргизы, казахи и многие другие народы приобрели от пребывания в СССР. Нет единой шкалы оценки. Во всяком случае, если не приходится восхищаться советским периодом, то и для сегодняшней гордыни оснований нет. Пока что Россия только деградирует. В сравнении с СССР Россия проигрывает по всем статьям. Ракеты «Союз» до сих пор летают, правда, их производят по лицензии в Европе…

ЭПОХА НЕВИННОГО ЛИБЕРАЛИЗМА ПРОШЛА

Преодоление истории. В чем его смысл? Видимо, в осознании собственной ответственности за прошлое и настоящее. Можно все свалить на большевиков и начать конструировать новый мир, разрушив старый до основания. Или же понять и принять эту историю как свою, покаявшись в совершенных грехах, отказавшись от диктатуры власти и конструктивизма. В ответ на все советское сегодня предлагается все западное, либерально-демократическое. Хорошая альтернатива. С эпохи Просвещения идея свободы стала всеобъемлющей, всемирной, тотальной. Она породила как социалистическую, так и либеральную утопии. В них воплотились мечты человечества. Сами по себе утопии не вредны, как и волшебные сказки (даже самые страшные), ведь у них счастливый конец. Угрозу представляет власть, навязывающая утопию силой.

Либерализм – реальная альтернатива не только социализму, но и в целом конструктивизму, которым, кстати, особенно заражены американцы. Но в идеологию либерализма привнесено столько чуждых элементов, что приходится пояснять первоначальный смысл самой идеи. Либеральная философия дала завышенные идеалы и соответствующие ожидания, которые в условиях рыночной системы организации общества и представительной демократии осуществить невозможно. Нам только кажется, что мы причастны к государственным делам. На самом деле нам дано право в установленные сроки свободно проголосовать за кого-то или кого-нибудь, в остальное время господствуют политические игроки, олигархи и назначенные менеджеры. Мы все еще верим в свободный рынок Адама Смита (laissez faire, laissez passed) и либерализм Джона Стюарта Милля, однако эпоха невинного либерализма прошла, осталась наивная вера и больше ничего. Социалистическая утопия дискредитирована, наступило время утопии либеральной. Впрочем, это другая тема…

Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды весть?

От дней войны, от дней свободы –
Кровавый отсвет в лицах есть.

Александр Блок. 8 сентября 1914

Рафаэль Хакимов