05.jpg
В ближайшее время жители РТ вновь услышат звуки сирен и получат SMS-сообщения с информированием о проверке оповещения

УСЛЫШАВ СИРЕНУ, НЕ НАДО ИСКАТЬ БОМБОУБЕЖИЩЕ

Сегодня на брифинге в Доме правительства РТ МЧС республики сообщило о предстоящей проверке системы экстренного оповещения населения. По словам замначальника главного управления МЧС РФ по РТ Юрия Венедиктова, проверка приурочена к паводковому периоду. Хотя пока уровень воды в реках держится на низких отметках, в МЧС не исключают дружного половодья – уже с субботы прогнозируется плюс 17 градусов, что может привести к очень быстрому таянию снега.

Сеть электросирен включится 9 апреля с 10 до 12 часов. В частности, заработают терминальные комплексы общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН) в Казани, терминалы системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, как рассказал Венедиктов, заработает информирование и оповещение населения на транспорте (СЗИОНТ) – в Казанском метрополитене, локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов экономики в городах и районах РТ.

Также в рамках реализации пилотного проекта будет задействована система Cell Broadcast – абоненты «МегаФона» (пока технология обкатана только этим оператором) получат предупреждающие SMS-ки. Параллельно операторы МЧС перехватят телевизионный сигнал ТНВ – будет транслироваться предупреждающая информация.

01.jpg
Юрий Венедиктов: «Включите телерадиоканалы, прослушайте обращение диктора и действуйте согласно этим рекомендациям»

– Услышав такой сигнал, не надо искать бомбоубежище или впадать в панику – сигнал сирены означает только «Внимание всем!» и подается для привлечения внимания, - объяснил Венедиктов. - Включите телерадиоканалы, прослушайте обращение диктора и действуйте согласно этих рекомендаций.

На период проверки МЧС по РТ включит «горячую линию» - 227-45-63, телефон доверия - 292-64-09, телефоны оперативного штаба - 227-46-09, добавил Венедиктов.

В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ ЛЕТ НА СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ ВЫДЕЛЕНО СВЫШЕ 255 МЛН. РУБЛЕЙ

Напомним, что предыдущую масштабную проверку систем оповещения в Татарстане провели в октябре прошлого года. Система оповещения модернизируется в рамках пилотного проекта. В прошлом году на внедрение и обкатку в Татарстане системы Cell Broadcast (SMS-оповещение через оператора «МегаФон») бюджет РФ выделил 55 млн. рублей.

В этом году аналогичную сумму - 55 млн. рублей - выделил бюджет Татарстана на дальнейшее развитие системы оповещения.

Ядро системы планируется ввести в строй до Универсиады, затем система охватит всю территорию республики. Замминистра МЧС по РТ Олег Степущенко в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» уточнил, что выделено также текущее финансирование на поддержание каналов связи, а бюджет РФ дополнительно выделяет более 150 млн. рублей на дополнительное оснащение систем ОКСИОН и прочего оборудования.

Пока SMS-рассылку осуществляет только "МегаФон" – эта компания участвует в рамках пилотного проекта развития системы оповещения. Правда, время инициации системы достигает 15 минут, ведутся работы по его сокращению. После решения технических и юридических проблем этот опыт будет использоваться на всей территории РФ. Ведутся переговоры и с МТС, и с "Билайн", и с другими операторами.

Что до перехвата телевизионного сигнала, то пока соответствующие тренировки проведены лишь в отношении вещания ТНВ. Это означает, что МЧС прервет трансляцию канала (!) и будет передавать собственную информацию.

В перспективе операторы МЧС будут иметь возможность перехвата также «России-1» и канала «Культура», а также 10 радиостанций.

Кроме госструктур и крупных компаний, которые привлекаются к проекту на конкурсной основе, участвуют в разработке систем оповещения и частые компании. Степущенко рассказал, что в Казани некой компанией «СпикФон» внедряется система информирования через… домофоны. Пока операторы МЧС имеют доступ к домофонам лишь 50 подъездов домов, преимущественно в Приволжском районе. Однако с мая МЧС начнет рекомендовать установку таких систем управляющим компаниям.

Спасателей интересуют в первую очередь крупные жилые массивы. Оператор посредством домофонной системы имеет возможность оповестить как отдельно взятый подъезд, так и целый микрорайон. Время ее реагирования – от 2 до 7 минут: за это время оператор вводит текстовое сообщение оповещения и дает команду на его трансляцию по выбранным адресам. Всего же до конца года по всему Татарстану планируется установить такие системы в 1 тыс. подъездов. Видимо, это надо понимать так, что скоро ваш домофон будет включен в некую информационную систему, и в любое время дня и суток Большой Брат будет иметь возможность сообщать вам любую информацию прямо с доставкой в квартиру…

Интересно, участники брифинга отметили, что в результате прошлогодней тренировки выявлены недостатки системы. В частности, неполный охват населения – по всему Татарстану количество сирен будет увеличено вдвое. Кроме того, современные строительные технологии (например, пластиковые окна с их тройным остеклением) просто закрывают людей от сигналов оповещения, поэтому развитие этих систем идет не только традиционными методами.

- Мы не отказываемся от традиционных систем информирования – через громкоговорящую связь, стационарные и передвижные электросирены или подворный обход участковыми, - добавил Степущенко. – Однако, учитывая развитие технологий, учитывая, что не все могут услышать сигналы, идет развитие системы по всем возможным телекоммуникационным направлениям.

ОПОВЕЩЕНИЕ ПО РАДИО ИЛИ ТV?

Александр Горшунов - директор ООО «Ваша Безопасность» - отметил газете «БИЗНЕС Online», что предупреждение должно быть звуковым – это самый эффективный способ.

«Оповещение через SMS не считаю эффективным. "Билайн" регулярно шлет различные SMS-сообщения с гороскопами и всякой ерундой, их уже не читают. Лучше всего оповещать при помощи громкоговорителя и делать это не один раз. Минимум должно быть три сигнала. Первый сигнал всех застает врасплох, во время второго люди начинают прислушиваться, а третий сигнал уже нормально воспринимается», - считает Горшунов.

Ринат Хайбуллин - директор магазина «Безопасность» - считает неэффективным радио: «Могу сказать, что с точки зрения охвата максимального количества людей радио неэффективно. Его никто не слушает, какое радио на работе? Громкоговоритель - самое удобное средство», - считает он.

«Нужно комплексное оповещение, а не какой-то один способ, - согласен с МЧС Алексей Царевский - директор ЧОП ООО «Профессионал». - Считаю, что нужно привлечь телевидение, рассылку SMS, радио – чем больше каналов, тем лучше».

В компании «Мегафон» о сотрудничестве с МЧС газете «БИЗНЕС Online» заявили следующее: «У «МегаФона» и МЧС существует практика оповещения населения во многих регионах. Платформа для проведения оповещения централизована и находится в Москве. Все оповещения, в том числе в ПФО, проводятся в соответствии с регламентом «МегаФона» и МЧС. На текущий момент обращений по вопросу оповещения населения Казани в компанию не поступало».