Деловой-обед-в-Набережных-Челнах-оказался-внеочередны
Деловой обед в Набережных Челнах оказался внеочередным и закрытым

БЫВШИЙ НЕУДАЧЛИВЫЙ ЗАСТРОЙЩИК ПОНРАВИЛСЯ ИНВЕСТОРАМ

Вчера в Набережных Челнах впервые традиционная форма общения предпринимателей – деловой обед – состоялась в закрытом формате. На встречу с руководством ОАО «Модернизация Инновации Развитие» – дочерней структуры принадлежащего государственному Внешэкономбанку МСП Банка, были приглашены руководители лишь нескольких предприятий, заявленных в каталоге инвестиционных проектов города. Главные спикеры – генеральный директор московской управляющей компании ОАО «МИР» Роман Величинский и его заместитель по управлению активами Сергей Ольховский – рассказали о возможности инвестирования федеральных денег в предприятия собеседников. Встречу обеспечил челнинским бизнесменам рабочий визит руководства фонда «МИР» на литейное производство ООО «Магнолия-С».

Напомним, модернизация челнинского литейного производства на федеральные деньги стала реальной перспективой благодаря защите проекта «Магнолии-С» в агентстве стратегических инициатив РФ (структура, созданная в прошлом году Владимиром Путиным в канун президентских выборов), с которым фонд МСП Банка, по словам Величинского, плотно сотрудничает. Через АСИ в «МИР» приходят инвестиционные проекты. Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» гендиректор ООО «Магнолия-С» Сергей Майоров, первая встреча спредставителями ОАО «МИР» состоялась именно в АСИ. Рабочие переговоры с фондом продолжались около месяца в заочной форме, после чего руководство «МИР» приехало убедиться в работоспособности производства. «Мы устроили общую встречу, чтобы довести возможности и условия фонда и до других нуждающихся в инвестициях предприятий», – сообщил Майоров.

Сергей-Ольховский_Деньги-РЅР°-оборотый-капитал---дело-РєРѕР
Сергей Ольховский: "Деньги на оборотый капитал - дело коммерческих банков"

Потребность собственной компании в участии фонда Майоров пояснил для газеты «БИЗНЕС Online» необходимостью полной модернизации производства: «У нас не хватает залога, чтобы модернизироваться целиком. Сделать же это поэтапно нам не хватит времени – нас выживут западные конкуренты. Сегодня каждый хозяйственный руководитель должен понимать, что завтра нам придется конкурировать уже не друг с другом, а с лучшими мировыми компаниями. Для этого нам придется отладить систему менеджмента качества, закупить самое современное оборудование, натаскать на него специалистов».

Напомним, пять лет назад предприятие Майорова прогорело на строительных проектах в Челнах и Альметьевске. По словам Майорова, убытки составили 350 млн. рублей, и компания открытием новых бизнесов все эти годы пыталась восстановиться. Литейное производство компания «Магнолия-С» купила три года назад и сегодня производит алюминиевые детали для главного конвейера КАМАЗа, комплектующие для оборонной промышленности, бытовой техники и радиаторы для светодиодных светильников как основное направление деятельности. Майоров пояснил для газеты «БИЗНЕС Online», что целиком проект модернизации стоит 313 млн. рублей: 23 млн. рублей заложено на оборотный капитал, 285 млн. – на оборудование, 25 млн. – на строительство. За счет покупки оборудования через лизинговую компанию литейщики снизят общую стоимость проекта и в этом случае рассчитывают получить от «МИР» 120 - 130 млн. рублей.

Положительно оценив на примере «Магнолии-С» сотрудничество с фондом, некоторые предприниматели довели до сведения Величинского свои ситуации и потребности, однако вместо обещаний услышали пока только рекомендации – фонд имеет свои требования и цели, и Величинский рассказал, как им соответствовать.

ГОСФОНД ВХОДИТ В ДОЛЮ

Созданный в 2011 году фонд МСП Банка ориентируется на поддержку тех предприятий, которым не дают кредиты коммерческие банки из-за отсутствия основных средств. Для тех, кто способен кредитоваться обычным порядком, существует регламент финансирования через местные коммерческие банки-партнеры. По программе господдержки МСП Банк выделяет федеральные средства партнерам – коммерческим банкам, а также фондам, лизинговым компаниям, другим организациям инфраструктуры, а те, в свою очередь, доводят деньги до бизнеса с накруткой процентов. В Татарстане основным стратегическим партнером Величинский видит инвестиционно-венчурный фонд РТ.

Роман-Величинский_Деньги-хоть-и-государственые,-но-тож
Роман Величинский: "Деньги хоть и государственые, но тоже платные"

Для бизнеса же без капитала существует фонд «МИР», который входит в долю инвестиционных проектов через увеличение уставного капитала предприятий. Согласно миссии фонда, после вливания денег капитал компании-адресата увеличивается в разы, соответственно, увеличивается его рыночная доля. Проект становится дороже, у инициатора появляются дополнительные возможности, развитие производства налицо.

– Мы можем купить ту долю, на которую сами увеличиваем капитал компании, предварительно оценив ваше предприятие. У акционеров мы долю не выкупаем, иначе никакого развития не было бы. Идея в том, что за счет такой капитализации предприятие становится понятнее для коммерческих банков. Наша доля в уставном капитале компании может составлять до 49 процентов.

Основные требования к предприятиям, претендующим на федеральные инвестиции через фонд «МИР», Величинскому пришлось повторить дважды в разных формулировках – они оказались сложны для восприятия бизнесменов, привыкших кредитоваться в коммерческих банках. В финальном изложении условия оказались довольно жесткими.

Руководство-госфонда-РЅРµ-стало-разбрасываться-обещаниС
Руководство госфонда не стало разбрасываться обещаниями

– Во-первых, – объяснял Величинский, – мы требуем, чтобы все или основные активы по реальной рыночной стоимости были сосредоточены на балансе самого предприятия, одного юрлица. Во-вторых, инициатор проекта должен внести как минимум 51 процент активов компании – ее полной капитализации. Мы стараемся также, чтобы в проекте в том или ином виде участвовала региональная администрация. Желательно, чтобы это участие не выражалось только в гарантийных письмах, но чтобы речь шла о гранте или субсидии, то есть живых деньгах. Часто мы стремимся к тому, чтобы в проекте помимо инициатора и нашего фонда был и третий участник – региональный фонд, банк или даже игрок рынка. Мы стараемся контролировать производство на всех этапах, вводим в состав директоров как минимум двоих представителей, контролируем целевое использование денег, иногда привлекаем внешних технологов, чтобы знать о происходящем на производстве.

По словам Величинского, МСП Банк, как правило, поддерживает проект, если его уже поддержала администрация региона, а вслед за дочкой Внешэкономбанка готовность поучаствовать деньгами проявляют и местные коммерческие банки. Вообще, к фонду МСП Банка обращаются с инвестпроектами, размеры которых сопоставимы или превышают капитал компании, поскольку коммерческих банков, серьезно занятых проектным финансированием, на сегодня в России нет.

В среднем фонд «МИР» входит в проект на три-четыре года, и уже на этапе входа в уставный капитал с инициатором подписывается соглашение о выходе фонда из реализованного проекта. Выходит фонд с некоторой маржой, поскольку, как заявил Величинский, деньги хоть и государственные, все же платные.

15 МИЛЛИОНОВ НЕТ. ЕСТЬ ТОЛЬКО 40

Показательным примером обстоятельств, при которых в фонд обращаться не стоит, явилась ситуация ООО «Термет» – производитель полиэтиленовой упаковки. Ее директор Владимир Петухов пришел на обед, потому что банки не дают предприятию небольшой кредит – в 10 - 15 млн. рублей на два-три года.

Владимир-Петухов-пришел-на-обед,-потому-что-банки-не-да
Владимир Петухов пришел на обед, потому что банки не дают полностью укомплектованному предприятию маленький кредит на закупку сырья

– У нас оборудование закуплено, но не хватает оборотных средств. В венчурном фонде готовы выделить деньги, но только под оборудование, которого не требуется. В банках у нас несколько кредитов – мы брали их, рассчитывая выйти за год на проектную загрузку. Но не рассчитали – пришлось долго обучать кадры, оборудование сложное, а лимит кредитов исчерпан. Сегодня штат обучен, выигран ряд тендеров крупных производителей молока, но банально не хватает «оборотки» для закупки сырья. Мы не против партнера, который войдет в долю предприятия.

Ольховский ответил, что теоретически инвестиция возможна, но все же ситуация не соответствует целевым тенденциям: фонд тоже финансирует покупку оборудования, НИОКР и другие процессы развития, а оборотный капитал – дело коммерческих банков, с которыми у МСП Банка имеются соглашения. В то же время представители «МИР» сообщили, что могут посодействовать в подобных ситуациях: направить в региональный банк-партнер целевые деньги. Однако при этом цель кредитования придется скорректировать: основной заявкой должен стать проект развития, от которого «оборотка» может составлять максимум 30 - 40 процентов. Таким образом, чтобы получить возвратные 15 млн. рублей на текущие расходы, кредитоваться малому бизнесу все равно придется миллионов на 40.

Насколько интересен фонду «МИР» Татарстан и располагают ли инвесторы каким-либо лимитом финансовых обещаний, которые можно оставить в Челнах, рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор фонда:

– У нас пока нет цели искать новые проекты и раздавать обещания, – сказал Величинский. – Для начала нужно сделать первый проект, которым стала «Магнолия-С». На этом проекте мы рассчитываем отработать механизм сотрудничества: посмотреть, как все будет структурироваться, и самое главное – найти стратегического партнера. Мы бы хотели, чтобы таким партнером стал либо венчурный фонд, либо администрация, либо коммерческий банк. Факт в том, что у нас нет людей, которые стали бы постоянно летать в Татарстан и контролировать развитие проекта – этого и возможных последующих. Скорее всего, контролером выступит все же один из банков.

Справка

Управляющая компания ОАО «Модернизация Инновации Развитие» создана в 2011 году, осуществляет финансирование инновационных и модернизационных проектов посредством прямых инвестиций в капитал субъектов МСП. ОАО «МИР» осуществляет свою деятельность в соответствии с целями программы ОАО «МСП Банк» по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. ОАО «МСП Банк» является дочерней структурой государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства (ОАО «МСП Банк») учрежден в 1999 году. С 2007 года принадлежит государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

По состоянию на 01.03.2013 уставный капитал банка составил 16,64 млрд. рублей, собственные средства – 29,9 млрд. рублей, работающие активы – 112,7 млрд. рублей, прибыль до налогообложения за два месяца 2013 года составила 125,1 млн. рублей. Численность персонала – 367 человек.