11.jpg
В каждой из этих квартир днем живут судьи и их помощники

«КОНВОЙ ИДЕТ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ГДЕ НЕТ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ УСЛОВИЙ БЕЗОПАНОСТИ»

Как заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» и.о. председателя челнинского городского суда Раиль Шайдуллин, на сегодня городской суд Набережных Челнов - самый большой суд в стране по количеству обслуживаемого населения. Российская судебная практика по гражданским спорам и уголовным делам формируется прежде всего в автограде, утверждает он. По словам Шайдуллина, количество рассмотренных за прошлый год дел тоже может претендовать на верхнюю строчку в рейтинге нагрузки городских судов.

- За год нашими судьями было рассмотрено 13,6 тысяч дел – в республике такого количества нет ни в одном суде, да и в России, думаю, тоже. Особенно велика нагрузка по гражданско-правовым спорам. У нас ими занимаются больше 20 судей, и примерно столько же должно быть судей-криминалистов. По штатному расписанию у нас сегодня должно быть 44 судьи, включая замов и председателя. Однако 9 вакансий открыто – судьи не назначены указом президента. Это значит, 20 процентов нагрузки распределяется на остальных. Однако нагрузка оценивается не только по количеству дел, но и по качеству. Как отмечал Ильгиз Идрисович (председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазовред.), сегодня растут объемы исковых производств – тех, где имеет место конкретный гражданский спор, а не просто юридический факт. Вот в Челнах как раз в основном рассматриваются споры: граждане судятся из-за ДТП, наследства, кредитов и займов. Когда нагрузка оценивалась на каждого судью по республике, было отмечено, что в Челнах и наисложнейшие уголовные дела: это экстремизм, который в принципе не проходит через другие суды республики, это и наркотики, и организованные преступные группы… Очень сложные дела в плане квалификации. Полного же штата судей мы никогда не наберем – в таких больших коллективах, как наш, текучка неминуема, а с учетом условий работы нетрудно понять, почему у нас люди увольняются и устраиваются в аппарат суда едва ли не каждый день. Молодежи трудно работать вдесятером в одной комнате. В сороковом комплексе, где рассматриваются гражданские дела, канцелярия меньше моего кабинета, и работает уйма народу, при этом имея постоянный непосредственный контакт с посетителями. Летом просто невыносимо – отсюда и кадровая текучка.

Аппарат челнинского суда насчитывает сегодня 190 человек. Суд раскидан по трем жилым многоквартирным домам. В поселке ГЭС ведутся уголовные процессы на первом этаже пятиэтажки 1974 года постройки. Здесь имеются четыре зала заседаний, по 40 кв. м каждый (минимальная норма для уголовных дел – 60 кв. м), а общая площадь помещений составляет 690 «квадратов». Два других здания расположены в Новом городе. Одно из них построено в 1983 году, суд занимает в нем один подъезд, 9 этажей которого насчитывают чуть больше 2 тыс. кв. метров. В этом здании 16 залов по 44 кв. м каждый.

– Чтобы подняться на верхние этажи, конвой идет по лестнице, где нет элементарных условий безопасности, – говорит Шайдуллин. – Я сам неоднократно сталкивался: спускаешься по лестнице – навстречу конвой. Все должны расступиться, прижаться к стенам. Лифтом пользоваться нельзя. К счастью, до сих пор обходилось без эксцессов, но это дело времени.

И еще одно обиталище федеральных судей на 12 залов по 30 кв. м каждый, построенное в 1986 году, также не может удовлетворить рабочие потребности 20 судей, многие из которых вынуждены вести процессы в своих кабинетах. Кабинеты являются одновременно не только залами, но и совещательными комнатами. Мировой суд, также размещенный в трех девятиэтажках, две из которых жилые, на все три базы имеет единственный зал площадью около 40 кв. метров. Процессы ведутся в комнатах, куда участники набиваются в куртках и шубах за отсутствием гардероба.

ПРИСТАВЫ В ЗАЛ НЕ ПОМЕЩАЮТСЯ

Ведение судебных заседаний в комнатах по 10 - 12 кв. м, по словам Шайдуллина, не может не сказываться и на течении процессов. Прежде всего такие условия идут в ущерб авторитету мирового суда: «Только несколько месяцев назад был громкий случай, когда при рассмотрении административного дела мирового судью едва не взяли в заложники участники процесса. Десятки сторонников ответчика настаивали на своем присутствии, поскольку процесс открытый, дошло до конфликта с судебными приставами и даже сотрудниками милиции. Эта крайне неприятная ситуация была допущена только в связи со стесненными условиями, приставы не смогли изначально занять свои места и контролировать ситуацию».

Речь идет о процессе 18 декабря 2012 года, в котором ответчиком выступала лидер челнинских коммунистов, депутат горсовета Татьяна Гурьева. Мировой судья смог покинуть кабинет лишь в кольце приставов, поскольку комната была переполнена недовольными его решением людьми. В результате одну из сторонниц Гурьевой увезли из суда на скорой помощи – в давке женщину помяли, но обошлось без серьезных травм.

12.jpg
Приемная челнинского городского суда

– Я постоянно участвую в судах, – прокомментировала Гурьева корреспонденту «БИЗНЕС Online» свое отношение к условиям правосудия в Челнах. – Только по партийным вопросам у меня было 8 судов с октября прошлого года, а еще граждане все время просят защитить их интересы на процессах. Так вот условия в судах таковы, что граждане не имеют возможности реализовывать свои конституционные права. В Конституции РФ сказано, что суды в России открыты, но помещения просто не вмещают никого, кроме судьи, его помощника и трех-четырех участников процесса. Это только нам, коммунистам, удается вытребовать залы побольше, потому что мы прежде с боем прорывались на заседания. А рядовым гражданам бесполезно чего-то требовать – их не пустят на процесс. Например, когда был суд по предпринимателям из подземок, по коллективному иску их пришло человек 10 – это ведь совсем немного, но пустили только троих. Когда мы просили по административному делу предоставить зал на 80 человек, нам дали единственное подходящее помещение в уголовном суде, потому что в гражданском таких просторов нет. Мировой же суд – это вообще кошмар. Судьи специально водили нас по всем своим комнатам, убеждали, что залов нет, только кабинеты размером со спальню.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОД ВОПРОСОМ, НО ОНА БУДЕТ

По словам Шайдуллина, инициатором преобразований в отношении материальной базы челнинских судов стал председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов.

– Ильгиз Идрисович поставил вопрос перед правительством республики, что решило потребности мирового суда в кратчайшие сроки. Уже в этом году должно быть реконструировано пятиэтажное здание бывшей поликлиники в поселке ГЭС. Зная наше руководство, я уверен, что так оно и случится, хотя финансовый вопрос еще не решен. Эта пятиэтажка будет полностью соответствовать нормативам – в декабре здание ревизировали и сам Гилазов, и премьер-министр, и министр юстиции.

О текущей ситуации с финансированием реконструкции корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказала замминистра юстиции РТ Надежда Рагозина.

– Пока никакого ответа о выделении денег мы не получали. Нужно отметить, что в изначальном запросе речь шла о 140 миллионах рублей, в соответствии с проектно-сметной документацией. Однако премьер рекомендовал пересчитать смету в пределах 100 миллионов, мы пересчитали и теперь ждем резолюции. В Челнах на сегодня действительно одно из самых проблемных размещений суда. Если у нас по нормативам должно отводиться порядка 220 - 240 квадратных метров площади на один судебный участок, то в Челнах, грубо говоря, на 400 метрах сидят 10 участков. Нет залов судебных заседаний, условия как для граждан, так и для судей абсолютно не удовлетворительны. Всего в Челнах у нас 22 участка на сегодня, и будут выделяться еще два дополнительных. На уровне Российской Федерации принято решение о выделении 6 единиц, и на сессии Госсовета РТ закон о 6 единицах приняли в первом чтении. Два из 6 судебных участков будут созданы в Челнах, учитывая чрезмерную нагрузку мирового суда в городе.

Как отметил Шайдуллин, 24 участка городу будет достаточно.

В 2016 ГОДУ НАЧНЕМ СТРОИТЬ ДВОРЕЦ

Если переезд мировых судей еще не утвержден, но надежно запланирован на этот год, то с федеральными судьями дело обстоит обратным образом. Строительство Дворца правосудия в Челнах – только вопрос времени. Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online Гилазов, город вошел в федеральную целевую программу развития судебной системы на 2013 - 2020 годы, однако финансирования по ней автоград ожидает только в 2016 году.

Данный срок наиболее вероятен, он соответствует «реалистичному» варианту реализации программы, который прописан в концепции наряду с «оптимистичным». Последний предполагает общий объем финансирования российской судебной системы на уровне 113 млрд. рублей, которые позволят завершить программу за пять лет. Реальный расклад с объемом финансирования в сумме 90,6 млрд. рублей отвечает восьмилетнему сроку действия программы, как и заявлено в титуле. Очередь Челнов подойдет в 2016 году по «реалистичному» варианту. Кстати, о строительстве дворца упоминал на прошедшей сессии челнинского горсовета и мэр города Василь Шайхразиев, отметив, что земля под объект уже отведена, он расположится рядом с Ледовым дворцом.

Среди путей развития судебного хозяйства в Челнах есть и еще один, альтернативный. В настоящее время, по словам Гилазова, обсуждается вопрос о замещении одного городского суда двумя районными. Если проект получит зеленый свет, челнинский суд перестанет быть крупнейшим в России, зато судебную практику, как отметил Шайдуллин, формировать будет проще. Однако перспективы этого проекта пока туманны – скорее, в городе появится Дворец правосудия. На вопрос о том, каким он должен быть изнутри, исполняющий обязанности председателя горсуда ответил: «Я несколько лет работал в Верховном суде РТ – в Казани истинный Дворец правосудия. Вот такое здание было бы идеальным и для Челнов. Там созданы адекватные условия для работы и посещения гражданами, начиная от гардероба, заканчивая залами заседаний. Все элементарно: нужны кабинеты для судей и их помощников, комнаты совещаний, залы должны быть оснащены оборудованием для аудио- и видеофиксации, участники процессов должны вызываться для показаний по громкоговорителю… Отношение граждан к суду при таких условиях совершенно иное».