РЕКОРДНЫЕ ОБЪЕМЫ
Судя по отчету за 2012 год по РСБУ, ушедший год стал для «Татспиртпрома» поворотным – компания сделала основательную ставку на работу с федеральными и зарубежными партнерами. Напомним, что с 1990-х и до самого 2010 году компания существовала обособленно от рынка, пользуясь преференциями Казанского кремля, которые долгое время выражались в ограничении доступа в РТ продукции из других регионов. Когда же барьеры были сняты, стало очевидно, что компания не готова к жесткой конкурентной борьбе. Итогом стала потеря поста ее шефом Рашитом Шайхутдиновым, который долгие годы являлся одним из самых могущественных «генералов» в Татарстане и замена его на Гиоргия Куприянова, в прошлом главы Мензелинского района.
О результатах работы Куприянова и его команды за 2,5 года работы во главе ТСП можно уже делать первые серьезные выводы. Так, по итогам 2012 года можно сказать, что гигантский корабль «Татспиртпрома» хотя и медленно, но все же развернулся в сторону рыночных реалий.
За 2012 год ОАО «Татспиртпром» произвело 2,367 млн. декалитров условного спирта, что согласно отчету на 1,1% больше в сравнении с итогом 2011 года.
В 2012 году ОАО «Татспиртпром» произвело 7 071,4 тыс. дал алкогольной продукции. К уровню 2011 года рост объемов производства - 151%. Отметим, что это абсолютный рекорд ТСП по объемам производства.
Объемы производства спирта и алкогольной продукции ТСП, тыс. дал |
ОТ ТАРИКО ДО УКРАИНЫ
Что же стало причиной таких успехов? Как выяснил коресспондент «БИЗНЕС Online», к этим результатам привела ставка ТСП на сотрудничество с другими игроками. Напомним, что оно начиналось с большим трудом – предварительные договоренности порой срывались, например, как с украинским брендом Nemiroff, который вроде бы сначала соглашался разливать свою продукцию на мощностях ТСП. Но именно схемы по розливу раскрученных брендов позволили ТСП совершить существенный рывок. Достаточно сказать, что в 2012 году на так называемую «контрактную» водку приходилось около 40% выпуска. Это, в частности, «Беленькая», контракт на производство которой с ТСП заключила «Синергия».
Кроме того, в 2012 году Крымская водочная компания (Украина) и ТСП начали на базе казанского ЛВЗ (КЛВЗ) производство продукции марок Medoff, «На березовых бруньках», «Мърная». Как пояснила газете «БИЗНЕС Online» финансовый директор ОАО «Татспиртпром» Альфия Каюмова, в прошлом году было произведено 1 399 тыс. дал продукции этих брендов. А в общем объеме производства алкогольной продукции ОАО «Татспиртпром» это составляет 20%. Интересно, что вся продукция этих брендов реализуется за пределами Татарстана. Удельный вес объемов реализации продукции КВК в общем объеме реализации алкогольной продукции в регионы РФ составил 45% или 1 397 тыс. дал. В 2013 году запланировано произвести 1,5 млн. дал продукции КВК.
Аналогичная схема в 2012 году задействована и на Усадском спиртзаводе ТСП. В ноябре в присутствии президента РТ Рустама Минниханова и президента холдинга «Русский стандарт» Рустама Тарико подписали гендиректор ОАО «Татспиртпром» Куприянов и гендиректор ЗАО «Русский алкоголь» Грант Винтертон. Первоначальный объем выпуска составит 50 тыс. дал. В дальнейшем производство планируется увеличить до 2 млн. дал в год.
По словам Каюмовой, в течение всего 2012 года продолжалось сотрудничество ТСП с ООО «Первая водочная компания» по розливу марок «Настоящая», «Самсонов», «Ржевка», «Каждому своя». Контракт был заключен в начале 2011 года. За отчетный период произведено 271,4 тыс. дал. В общем объеме производства алкогольной продукции ОАО «Татспиртпром» это составляет 5%.
Кстати, 2013 год ТСП также начал с новых договоренностей с игроками извне. Так, 14 января 2013 года от кипрской «Влактор Трейдинг Лтд» (структуры Central European Distribution Corporation) ТСП получил лицензию на использование товарных знаков водок «Ямская» и «Зеленая марка».
По сути дела, разливая алкогольную продукцию на мощностях в РТ, ТСП, российские и зарубежные производители решают сразу несколько проблем. ТСП таким образом снимает вопрос загрузки избыточных мощностей, и едва ли не полностью избавляет себя от затрат на маркетинговое продвижение продукции – это уже головная боль владельцев брендов. Его же партнеры получают относительно невысокую стоимость розлива на мощностях ТСП, удобную логистику для поставок в центральные регионы России. При этом и сам Татарстан для них - перспективный рынок и сотрудничество с местным фаворитом упрощает вход на республиканский рынок.
ВОДКУ ВЕЗУТ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ РОССИЮ
Интересно, что в результате всех этих действий команды Куприянова решилась проблема, которая стала одной из причин (во всяком случае, формальных) увольнения Шайхутдинова. Премьер-министр Ильдар Халиков ставил ему в вину чрезвычайно слабые объемы отгрузок за пределы РТ. "Что за компания такая! - возмущался публично летом 2010 года премьер. – Имея столько заводов, такую промышленность, за 6 месяцев 2010 года предприятие реализовало за пределами республики 0,11 процента от общего объема продаж. По итогам 2009 года реализация продукции ОАО "Татспиртпром" за пределами Татарстана составила 2,78 процента от общего объема».
Отметим, что картина изменилась кардинально: в 2012 году в Татарстане было реализовано лишь 57% всей продукции, то есть все большая ее часть уходит за пределы республики. Куда именно? Основным рынком сбыта среди регионов РФ в 2102 году стал Центральный федеральный округ. Клиентам ЦФО отгружено 2,047 млн. дал (28% от общего объема отгрузки ТСП). Подчеркнем, что объемы отгрузки в регионы РФ в 2012 году выросли в 20,3 (!) раза по сравнению с 2011 годом, отгрузка на экспорт выросла почти в два раза.
Однако, у всех этих успехов есть и обратная сторона медали – главное, чтобы ТСП не впал в другую крайность и от бесчисленного множества своих брендов не перешел исключительно к обслуживанию других игроков, оказавшись под их диктатом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.