98.jpg
Равиль Муратов

«СОСТАВЬТЕ РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!»

На расширенную коллегию Госалкогольинспекции, которая проходила вчера в здании министерства культуры, ожидали премьер-министра Ильдара Халикова, но вместо него приехал первый вице-премьер Татарстана Равиль Муратов. Он, похоже, заранее решил по всей строгости спросить с руководителя контролирующего ведомства Игоря Марченко за итоги прошлого года. В зале также были замечены глава «Татмедиа» Ирек Миннахметов, который, по всей видимости, присутствовал на коллегии в качестве бывшего коммерческого директора «Татспиртпрома», и начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ по РТ Ильдар Сафиуллин.

По словам Марченко, в прошлом году Госалкогольинспекция рассмотрела 23,8 тыс. обращений граждан, что на 16% больше по сравнению с 2011 годом. Из этих обращений 87% приходится на сферу торговли. Более 87% обращений решено в пользу потребителей. В досудебном порядке потребителям возвращены денежные средства на общую сумму свыше 34 млн. рублей за товары, работы и услуги ненадлежащего качества.

- Нам нужно лишать прав на деятельность тех, кто периодически производит товары и оказывает услуги ненадлежащего качества, допускает неоднократные нарушения, - прервал выступление Марченко вице-премьер. - У вас же ни одного подобного прецедента нет! А надо после четвертой-пятой жалобы обращаться в суд общей юрисдикции с требованием о приостановлении деятельности. Составьте реестр этих недобросовестных организаций! Они же сами напрашиваются на то, чтобы их деятельность приостановили.

95.jpg

Критику Муратова вызвал и тот факт, что Госалкогольинспекция проводит мало совместных рейдов и проверок с другими контролирующими органами – полицией, прокуратурой и Роспотребнадзором. По мнению вице-премьера, проверки должны быть совместными, а не разрозненными, чтобы представители малого и среднего бизнеса потом не писали «гневные письма», жалуясь на участившийся интерес разных контролирующих органов в разное время.

«9 ИЗ 10 НАЧХАЛИ НА ВАШИ ПРАВИЛА…»

После этого Муратов разрешил главе ведомства продолжить, и тот перешел к проблеме лицензирования. По словам Марченко, объектам торговли, отпускающим алкоголь без лицензии, проще заплатить 4 тыс. рублей штрафа, чем ежегодно покупать лицензию за 40 тыс. рублей и проходить бумажную волокиту. В прошлом году Госалкогольинспекция выявила 179 торговых точек, торгующих алкоголем без лицензии, – для примера, в 2011 году таких «штрафников» было всего 90. Без лицензии в основном торгуют предприниматели Набережных Челнов и Казани (порядка 120 случаев). Для Набережных Челнов характерна безлицензионная деятельность при продаже слабоалкогольных напитков (джин-тоников) в киосках и в летних нестационарных кафе. А в Казани некоторые предприниматели поставили эту деятельность на широкую ногу и систематически в одних и тех же торговых точках продают алкогольную продукцию без лицензии, причем довольно сомнительного качества.

- И сколько нарушителей вы находите? – поинтересовался Муратов, когда узнал о том, что ежегодно Госалкогольинспекция проводит около 700 плановых проверок.

- 9 из 10, Равиль Фатыхович…

- То есть 9 из 10 начхали на все правила – это не эффективность, - покачал головой Муратов. - Вам в мониторинг надо внести правки касательно эффективности. А вот рюмочная «Изабелла», где нашли 110 наименований алкоголя без лицензии. Этот алкоголь хотя бы нашего производства был?

99.jpg

- Нет, привозной…

- Вот нахалы! – ударил кулаком по столу вице-премьер. - Ладно бы хоть наш был! Ты должен быть не дельфином, а акулой. Я вот уверен, что материалов о приостановлении деятельности этой «Изабеллы» в суде до сих пор нет. Вот эта ваша эффективность! Дайте мне расклад по районам! Нет такого? Зачем мы тогда собрались здесь? Зачем нужна эта видеоконференция?

Несколько смутившись под натиском критики Муратова, Марченко продолжил доклад и рассказал, что в 2012 году его ведомство наложило штрафов на 5,7 млн. рублей, изъяло и конфисковало 5 тыс. литров алкогольной и спиртосодержащей продукции.

«КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ВОДКЕ, НАДО ГОВОРИТЬ О ПОТЕРЯХ ОТЧИСЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ»

По данным Госалкогольинспекции, в минувшем году Татарстан по-прежнему удержал лидерство среди регионов ПФО по производству водки – в республике было произведено 5,7 декалитров водки (в Башкортостане – 3,6 дал, в Удмуртии – 2,3 дал). Объемы производства алкогольной продукции увеличились на 51% и составили 7,7 млн. декалитров. Водок российских брендов по лицензионному производству было произведено в 9 раз больше.

96.jpg

За пределы республики отгружено почти 3 млн. декалитров водки, что в 7 раз превышает показатели 2011 года (среди них водки местных брендов было импортировано 1,3 млн. дал, что составляет 32% от общего производства собственных брендов).

- Для примера: в 2009 году этот показатель составлял менее 3 процентов, тогда за пределы республики было вывезено всего 109 тысяч декалитров алкогольной продукции производства республики, - сообщил Марченко.

Особо глава Госнаркоконтроля отметил рост объемов ОАО «Булгарпиво», которое произвело в прошлом году 4,5 млн. декалитров пива, увеличив, таким образом, объем производства на 16%. А вот филиал пивоварни «Москва-Эфес» объем производства значительно снизил – 25 млн. декалитров против 30 млн. декалитров в 2011 году. Марченко объяснил – они приобрели завод в Уфе и коренным образом пересмотрели логистику, существенно сократили вывоз. Здесь первый вице-премьер разъяснил, в чем заключается причина тесного сотрудничества «Татспиртпрома» с владельцами брендов из других регионов.

97.jpg

- А когда мы будем говорить о том, что объем водки, ввозимой в Татарстан, в прошлом году вырос? – спросил Муратов, обращаясь к Марченко. – Татарстан начал производить российские бренды. «Татспиртпром» прошлый год отработал просто великолепно, хотя немало по привлечению брендов сделано и руководством республики. Сейчас нет никакой необходимости завозить эти бренды из других регионов, если мы производим их у себя. Откуда этот рост завозимой водки? Когда мы говорим о водке, надо говорить о потерях отчислений в бюджет, сколько мы на этом теряем миллиардов и почему мы их должны терять? Ведь мы пригласили эти бренды неспроста – мы пригласили их, чтобы предложить еще больший ассортимент местным сетям. Чтобы там не только наши производители на прилавке были, но и продукция, которую еще вчера завозили, а сегодня здесь производят.

«У КОГО КАКИЕ ДОХОДЫ, ТОТ НА ТО И ПЬЕТ…»

Руководитель Госалкогольинспекции рассказал, что предпринимали после изменения законодательства о продаже пива находят самые разные ухищрения обойти закон. По словам Марченко, мышление предпринимателей зачастую направлено на поиски все новых лазеек. Так, не все готовы соблюдать нововведения в законодательство о продаже пива.

- Распространяется практика продажи спичек, магнитиков, пакетов и зажигалок, когда за покупку этих товаров покупателям вручается бутылка пива – причем в любое время дня и ночи, - рассказал Марченко. - Естественно, в стоимость коробка спичек включена и стоимость пива.

По словам главы Госалкогольинспекции, таким образом продавцы за мнимым договором дарения пытаются скрыть незаконную продажу алкогольной продукции. Еще одна проблема – сокращение торговых точек в сельской местности. Эта тенденция дала возможность активизироваться самогонщикам.

- Эксперименты на селе проводить не нужно, - посоветовал Муратов. - Самогоноварение разрешено законом, главное, чтобы его не продавали. А в целом - у кого какие доходы, тот на то и пьет. Если на селе небольшие доходы, значит будут варить самогон, в этом нет ничего плохого.