КОГДА ОСЕЛА ПЫЛЬ 

В свое время эта новость прошла не особо замеченной: с 1 декабря 2012 года Россия на срок в один год заняла место председателя G20 – группы, состоящей из 19 наиболее развитых стран мира, дополненных Евросоюзом, сменив на этом посту Мексику. Всего в состав "двадцатки" помимо России и Евросоюза входят Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея и Япония. Со времени начала председательства России прошло полтора месяца, пыль чуть осела; можно и посмотреть, что это все такое, зачем оно существует и есть ли в этом значимый глубокий смысл. 

Что же такое G20? Сама организация официально создана сравнительно недавно, в 2008 году, до того речь шла лишь о регулярных консультациях министров финансов. Страны, составляющие ее, дают ни много ни мало – 90% мирового ВВП, 80% мировой торговли и две трети населения. Соответственно, сами совещания G20 являются, по идее и по определению, весьма важной международной площадкой по согласованию интересов крупнейших мировых экономик. Задачей страны-председателя является подготовка встреч лидеров стран (у нас она пройдет 5 - 6 сентября 2013 года в Константиновском дворце под Санкт-Петербургом), а также подготовка и согласование с партнерами решений в сфере развития мировой экономики, значимых как для собственных приоритетов, так и для приоритетов стран-партнеров. 

Российские официальные лица, разумеется, отметились с соответствующими моменту заявлениями. Президент РФ Владимир Путин обозначил главные задачи: разработка мер, стимулирующих экономический рост, и создание рабочих мест, стимулирование инвестиций, доверие и транспарентность на рынках, а также эффективное регулирование. Кроме того, он отметил, что "мы намерены эффективно использовать свое председательство для решения долгосрочных национальных задач, для укрепления позиций России в сфере управления глобальной экономикой". Именно в рамках указанных приоритетов и будут обсуждаться традиционные темы G20: само состояние мировой экономики, реализация рамочного соглашения по обеспечению уверенного и сбалансированного роста, многофакторное содействие занятости, стабильность глобальных энергетических рынков, содействие международному развитию, укрепление многосторонней торговли, противодействие коррупции. Помимо того, предполагается обсудить две новые темы: финансирование инвестиций как основы экономического роста и создания рабочих мест и модернизация национальных систем государственных заимствований и управления суверенным долгом. 

Глава администрации президента РФ Сергей Иванов отметил, что нужно сконцентрировать усилия именно на принятии практических решений, призванных оздоровить глобальную экономику и финансы, стимулировать экономический рост и создание рабочих мест. "В этом базовая миссия российского председательства", - считает он. Также он добавил, что на саммите нужно выйти на конкретный, ориентированный на результат документ. 

ДЕЖАВЮ И «СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ» 

В общем, в теории все прекрасно. Много слов, умных, красивых, самое главное – хороших, правильных слов. Аж сердце радуется. Но вот есть сомнения, а будут ли за этими словами конкретные дела. Более того, возможно ли это в принципе? 

Меня не покидает ощущение некоторого déjà vu. Не далее как в мае завершившегося уже 2012 года в американском Кэмп-Дэвиде прошла встреча глав государств G8. Фундаментальная разница: это восьмерка, а не двадцатка, и встречались главы государств (правда, от России присутствовал премьер-министр Дмитрий Медведев), а не шерпы (посланнники глав государств), рабочие группы, эксперты и так далее. Иными словами, та встреча была изначально куда более конкретной и, соответственно, имела куда больше шансов дать миру какой-либо внятный результат: парадигму, набор мер и решений, да хоть программный текст, наконец. 

Но что мы получили тогда? Полную тоску и отсутствие внятности. Безмерно умилили тогдашние заголовки новостей: "G8 добилась успехов при обсуждении проблем положения в зоне евро и ситуации на энергетических рынках", "Лидеры G8 пришли к выводу, что Греции необходимо остаться в еврозоне", "Главная задача G8 — обеспечение экономического роста и борьба с безработицей". Превосходно, просто превосходно! Добились успеха в обсуждении – хорошо, наверное, обсуждали. Качественно. Но никакой конкретики в деле той же греческой проблемы предложено не было. Не было и решений к декларированной задаче по "обеспечению экономического роста и борьбе с безработицей", а без них та декларация недалеко отошла от хрестоматийного "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным". 

Собственно, я не вижу никаких предпосылок того, что "двадцатка", структура куда более аморфная (и этим подобная совершенно беззубой ООН), сможет дать решения, которые не может дать "восьмерка". Конечно, есть некоторая вероятность, что встреча "восьмерки" в этом году (она пройдет 17 - 18 июня в Северной Ирландии) будет продуктивнее, чем предыдущая, но на мой взгляд, это сомнительно. 

ДЕГРАДАЦИЯ МОЖЕТ УСКОРИТЬСЯ 

Кроме того, следует помнить о том, что ситуация изменилась. Тогда, в 2012 году, итоговый документ встречи G8 содержал слова, что "в мировой экономике видны "обнадеживающие признаки", но сохраняются "сильные встречные ветры"" (волей-неволей вспоминаются, кстати, "зеленые ростки" 2009 года, превратившиеся в "обнадеживающие признаки"). Но это был май 2012 года, и информация, которая была в распоряжении глав государств, ограничивалась первым кварталом и, в некоторых случаях, апрелем того же года. И общий настрой (и подкрепляющая его статистика) тогда был куда более позитивен, чем сейчас, кризис многим казался практически преодоленным. Но увы – в дальнейшем по всему миру пошло замедление, вернулись рецессии и падения спроса, и та же самая тенденция продолжится и в наступившем году, более того, не исключено, что медленная деградация может и ускориться, стать более резкой и вызвать социальные последствия уже не только в Греции. 

Это все, в дополнение к вышеуказанной аморфности "двадцатки", совершенно однозначно осложнит переговорный процесс, ведь ситуация в странах меняется по-разному, кроме того, всякое ухудшение сильно стимулирует желание поправить ситуацию за счет соседа. К примеру, девальвировав валюту – удорожая импорт, закрывая ему дорогу на внутренний рынок и поддерживая отечественного производителя и экспортера. В таких условиях говорить о действительной, а не декларативной, кооперации, о консенсусном решении проблем и о совместных действиях фактически не имеет смысла. 

Но, конечно же, промежуточные и итоговые реляции будут полны позитива и надежд. Как же иначе  – ведь какой находящийся у власти политик нынче трезво смотрит на ситуацию и, самое главное, может об этом заявить – и не бояться отвечать на вопрос: а почему же он такое допустил? 

Из математики известно, что уравнения четных степеней могут и не иметь решений в поле естественных чисел. Вполне возможно, что мы именно это и наблюдаем. А решение в комплексных числах слишком абстрактно, чтобы быть применимым в данном случае. 

Александр Виноградов