МИНОБОРОНЫ ПРИВЕЗЕТ «РЫСЕЙ»
В составе «большой пятерки» оборонщиков и ее расположении на пьедестале изменений по сравнению прошлым годом не произошло. На 1-м месте ожидаемо видим ОАО «КАМАЗ», который совершил своего рода скачок – его выручка впервые перевалила за 100 млрд. рублей. 26 декабря стало известно о том, что министерство обороны РФ решило перенести сборку бронеавтомобилей «Рысь» (Iveco LMV) с российско-итальянского предприятия в Воронеже на КАМАЗ.
В спину автомобилестроителям дышит ОАО «КВЗ» - пример процветания, особенно на фоне беспросветного состояния многих ВПК-предприятий. В октябре стало известно, что основной производственный актив ОАО «Вертолеты России» теперь на 100% принадлежит «винтокрылому» холдингу. Валовая прибыль КВЗ выросла с 7,47 млрд. рублей за три квартала 2011 года до 13,53 млрд. рублей за аналогичный период 2012-го. Несколько разочаровывает то, что пока не состоялась обещанная на конец 2012 года сертификация «Ансата» с гидромеханической системой управления. Зато уже достроен третий прототип еще одной надежды завода на стабильное будущее – Ми-38. 24 декабря был подписан новый контракт с Индией: в дополнение к заказанным в 2008 году этой страной 80 (!) вертолетам она получит еще 71.
Немного «просело» ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»). Но это по сравнению с гигантским рывком прошлого года. Зато в 2012-м у предприятия появились новые высокоперспективные заказчики – пограничная служба ФСБ РФ и главное управление глубоководных исследований минобороны. К тому же завод продал в Ямало-Ненецкий автономный округ два морских теплохода – по 300 млн. рублей каждый.
ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС
ОАО «КМПО» получило рекордную чистую прибыль - 353 млн. рублей, что на 35% больше показателя 2010 года. Под занавес 2012-го предприятие заключило контракт со своим главным заказчиком - ОАО «Газпром» - на поставку 17 комплектов газоперекачивающих агрегатов. Обнародована информация о контракте с петербургским ОАО «Климов» на производство части (30%) двигателя ВК-2500, которыми оснащаются почти все вертолеты российской сборки. Это - ни много ни мало - comeback Казани в авиационное двигателестроение.
Многострадальное ОАО «КАПО». Несмотря на громадную стоимость финальной продукции – специальных лайнеров Ту-214, штучность их производства не позволяет предприятию с оптимизмом смотреть в будущее. В 2011 году КАПО выручило от продажи товаров, продукции, работ, услуг 4 млрд. 354 млн. рублей. Убыток от основной деятельности - 1 млрд. 261 млн. рублей. Обнадеживает то, что в первом квартале 2013 года должно заработать композитное производство – закрылки, рули высоты и направления. Объемы продукции для Boeing и Airbus – на $50 - 80 млн. в год, столько же – для отечественных программ.
Неплохо смотрится ОАО «Завод «Элекон», входящее в империю Николая Колесова - генерального директора ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии». В конце концов, «Элекон» - головное предприятие России по разработке и производству электрических соединителей для всех отраслей оборонной и гражданской промышленности, а также специальных электроразрывных соединителей для ракетно-космической и военно-морской техники. Напомним, в апреле «Радиоэлектронные технологии» получили в доверительное управление 25% акций «Элекона» и стали контролирующим лицом в отношении завода.
Следом за «Элеконом» выстроились также подконтрольные Колесову ОАО «КОМЗ» (отметим, что 16 октября федеральная служба по оборонному заказу выдала заводу лицензию на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники) и ОАО «Радиоприбор», показавшее впечатляющую динамику - +36,6%.
ВЫРУЧКОЙ НЕ ПОХВАСТАЕШЬ, НО ЗАТО СОБЫТИЙ НЕ ПЕРЕЧЕСТЬ
Нарастило выручку и ведомое «Ак Барс Холдингом» ОАО «Казанский завод «Электроприбор». Концовка года ознаменовалась для предприятия новостью о намерении «Росимущества» продать блокпакет акций завода. Стоит отметить, что агентство пыталось сбыть свои акции уже два раза, но заявок от потенциальных покупателей так и не поступило. В начале декабря стало известно, что завод и немецкая фирма TST-Electroniks рассматривают возможность организации производства и сборки систем рекуперации паров бензина.
Без взлетов, но и без просадок живет единственный в России поставщик тепловизионных прицелов для переносных противотанковых ракетных комплексов - ОАО «НПО «ГИПО». Власти вовсю дают понять, что оптическая отрасль оживает. В марте оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин, посетив красногорский завод им. Зверева, заявил, что Россия за два года сократит отставание в военной оптике. Отметим, что в мае ГИПО вошло в созданный на базе этого завода центр компетенции по разработке и производству оптико-электронных систем и элементов систем управления огнем для бронетанковой техники… Из оптиков рост выручки также демонстрирует ОАО «ЦКБ «Фотон», входящее в холдинг «Швабе».
==table156==
В минусах по выручке оказался ряд фирм-проектировщиков. Например, одно из самых закрытых предприятий РТ - ОАО «Казанское ОКБ «Союз». В 2009 году федералы уже вливали в него средства на оздоровление. Наверняка, хозяин ОКБ - гигант «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» - не оставит заботой прославленное предприятие… ОАО «КПП Авиамотор» немалые надежды связывает с внедрением в производство на КМПО своего нового, более мощного двигателя для газоперекачивающих агрегатов - ГТД-25СТА… ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» хотя и продемонстрировало минус, но под руководством ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» проводит тотальное техническое перевооружение. А также реализует немало многообещающих программ: речных пассажирских судов на основе проекта 23020 «Пилигрим»; скоростных пассажирских катамаранов класса «река-море» (тема финансируется по ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009 - 2016 годы»). Кроме того, корабли проектов ЗПКБ самые тиражируемые в новейшей истории российского ВМФ… Минус - и у ОАО «ОКБ «Сокол». Но компания ведет сверхважную для минобороны РФ тему – выполняет научно-исследовательскую работу по созданию беспилотного летательного аппарата (БПЛА) весом до 5 тонн. Таких тяжелых беспилотников в России до сих пор не делали. Стоимость НИР - 1 млрд. рублей.
БОЕПРИПАСЫ – БОЛЬНОЙ ВОПРОС
Другой казанский разработчик, а также производитель БПЛА - ЗАО «ЭНИКС» - тоже не может похвастать ростом выручки, но зато его аппараты «Элерон-3СВ» и «Элерон-10СВ» успешно прошли первые в России отраслевые госиспытания в интересах Сухопутных войск. Теперь казанцы могут ожидать серьезного госзаказа. Кстати, как стало известно вчера, минобороны создает в генеральном штабе центр беспилотных программ. О необходимости такого шага в ЗАО «ЭНИКС» говорили давно.
Имеет военную составляющую и ООО «Фирма «МВЕН». Видимо, интересы ВПК здесь связаны с основной деятельностью компании - разработкой и производством быстродействующих парашютных систем спасения. Отчетность по фирме отсутствует. Известно, что в этом году она была в фаворе у минпромторга РФ, который помог начать сертификацию мвеновского сельскохозяйственного самолета «Фермер», а также заявил о заинтересованности в разрабатываемом МВЕН легком самолете Expedition. Что касается последнего, то 26 декабря появилась разочаровывающая информация – минпромторг остановил свой выбор на уже выпускающихся «Рысачке» (Самара) и «Гжели» (Нижний Новгород).
Нет отчетности по предприятиям, связанным с находящимся в глубоком кризисе по всей стране производством боеприпасов. Известно, что в начале года большие проблемы с гособоронзаказом испытывало ОАО «ПОЗиС», где оборонное производство выживает за счет выпуска холодильной техники, выпуск которой по итогам 2012 года должен увеличиться на 5 - 8%. Нет достоверных данных по ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» и ФКП «Казанский завод точного машиностроения». Но, представляется, определенные надежды боеприпасные предприятия должны связывать со сменой руководства оборонного министерства.
Читайте также:
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.