Визитная карточка
Год основания: 1992
Сфера деятельности: Международный туризм , член IATA (Международная ассоциация авиаперевозчиков.
Штаты: до 15 человек.
Награды: памятная медаль от президента РФ "К 1000 Казани", более 100 дипломов и наград от партнеров.
ПРОЩАЙ, ШАРМ-ЭЛЬ-ШЕЙХ
- Сергей Эмилидович, на Ваш взгляд, куда движется сегодня, на фоне финансового кризиса, туристический рынок Казани? Сколько на нем игроков и сколько вынуждены будут уйти?
- Смотря кого называть игроками. По данным министерства молодежи, спорта и туризма Татарстана в Казани порядка 500 агентств. Но реально работают, может быть, пятьдесят. Из них игроками можно считать 10-15. Для анализа надо посмотреть общую картину: что было прошлым летом, что происходит нынешней зимой и что будет следующим летом. В прошлом году у нас появились, кроме любимой Турции летом и Египта, Эмиратов зимой, другие предложения для казанцев – Хорватия, Греция (остров Крит), Болгария, Испания – везде прямые перелеты из Казани. Это уже богатый выбор пляжных направлений. Кроме того, были экскурсионные программы в Лондон, Прагу, Париж, Рим по групповой цене с пересадкой в Калининграде, то есть хороший перечень туристических продуктов. Сейчас ситуация, конечно же, меняется.
- Сейчас выбор стал меньше?
- Это уже видно. Временно прекратились полеты из Казани в Шарм-Эль-Шейх, осталась только Хургада. Эти два направления формировали пять туроператоров, сейчас их всего два. Приостановили полеты и "Калининградские авиалинии".
Сейчас туроператоры по анализу зимних продаж, показавших падение туристического рынка на 25–30 процентов, и перспектив на весенне–летний сезон, принимают решение не рисковать, отказаться от каких-то направлений, тем самым сохранив компанию. Лучше меньше, да лучше.
- Приходится сокращать персонал?
- Да, в крупных московских туроператорских компаниях идет сокращение рабочего персонала, к сожалению. Что касается небольших агентств – казанских, татарстанских, – конечно, тоже будут сокращения. Выживут либо совсем маленькие компании, обслуживающие одного корпоративного клиента, либо те, у кого собственные площади и постоянная клиентская база. Конечно, туристический рынок зависит от общей экономической ситуации в стране и в мире.
- Похоже, мы возвращаемся на несколько лет назад, опять будем ездить в Турцию и Египет через Москву…
- В последние годы стоимость поездки в Египет и Турцию из Казани и Москвы абсолютно сравнялась. Любому потенциальному туристу понятно: если нет командировки или других неотложных дел в Москве, тогда удобнее лететь прямо из Казани. Многочисленные пересадки, дополнительные переезды способны испортить самые лучшие впечатления от отдыха, поэтому лучше переплатить 150 долларов здесь, в Казани, но вылететь без суеты сразу на курорт, нежели ехать через Москву.
- Вы сказали, к нам приходят турецкие операторы. Но они же не открывают здесь свои офисы?
- Турецкие туроператоры пробовали разные варианты и формы вхождения в туристский рынок Татарстана. И, как правило, когда они пытались сами, напрямую торговать с клиентом, это были неудачные попытки. Сейчас московско-турецкие операторы работают только с агентствами, открыв в Казани свои представительства. Это пока единственно успешная схема работы.
- Для наших агентств такая схема тоже приемлема? Поскольку пришлые не ломают рынок…
- Такая модель работы позволяет турагентствам оперативно решать все вопросы на месте. Это удобно и в плане работы с документацией, оптимизированы дополнительные расходы.
- На сколько все-таки сожмется туристический рынок? Или это невозможно пока предсказать?
- Допускаю, что международный упадет на 40–50 процентов.
- Даже так!
- Особенно тяжело придется тем туроператорам, которые имели узкую специализацию, – занимались, например, только Сейшелами. Это достаточно грустная ситуация, потому что именно у таких туроператоров в штате состоят самые лучшие и грамотные специалисты, и мы смело отдавали нашего туриста в их профессиональные руки.
Есть туроператоры, которые занимаются всем, – начиная от Египта, Турции и заканчивая Америкой. Таких монстров, может быть, всего порядка пятнадцати в Москве, но они есть, и им легче закрыть временно несколько направлений. А вот российский внутренний "рублевый" туризм имеет шанс к увеличению!
КТО ИЗ КАЗАНИ ЕЗДИТ ЗА ГРАНИЦУ
- На Ваш взгляд, сколько людей сейчас активно ездят за границу, хотя бы раз в год, – по сравнению с 2005 годом, 2003-м?
- Рынок потребления во всех областях имел стойкую восходящую тенденцию. Динамические показатели в туризме за последние три года – 15 процентов. Что будет дальше – посмотрим.
- Интересно, кто из татарстанцев отдыхает за границей? Что это за люди – основная масса туристов?
- Обычно те, у кого уже есть машина – квартира – дача, начинают думать о поездках по свету. А многие и до покупки дачи, потому что есть большое количество людей, которые понимают, что это вложение в себя. Путешествие – это, без преувеличения, второе образование. Поездка в Прагу из Казани стоит от 400 евро, и можно уже задуматься над выбором: купить сейчас новый телевизор или отложить покупку на полгода, но съездить на отдых и получить новые впечатления. А, может быть, появятся мысли купить дачу в другой стране?..
- Есть такая информация, что в этом году президент РТ запретил чиновникам в новогодние каникулы ездить на курорты. Это как-то почувствовалось?
- Конечно, это почувствовали те, у кого были заказы от таких чиновников. Заказы не простые – серьезные, дорогие. От них стали отказывать в предновогодний период – а это стопроцентные штрафы, так как в "высокий сезон" – более жесткие условия контракта. Понятно, что для агентств это была головная боль: вроде бы и не хочется портить отношения с постоянным клиентом, с уважаемым человеком, но уважаемый человек не хочет понимать, что оплата туроператору уже давно произведена, а тот в свою очередь оплатил отелю, авиакомпании и так далее. Деньги, по условиям бронирования в высокие даты, никто не вернет, так как просто не успеют продать проживание и авиаперевозку, оформить визу. Здесь можно рассчитывать только на личные отношения агент – оператор – отель. Есть специальная страховка от "невыезда", но юристами страховых компаний не предусмотрен пункт "шеф не отпустил".
ТУРИСТ И ДОЛЛАР
- Резко изменился курс доллара. Какую роль сыграет это в ближайшее время?
- Отрицательную для "выездного" туризма и положительную для "внутреннего".
- На сколько процентов можно ожидать подъема цен на путевки?
- Все в соответствии с девальвацией.
- Это, видимо, с учетом того, что закладываемая маржа будет сокращаться?
- Сейчас сложный период. Заканчиваются зимние контракты, появляются последние специальные предложения для любителей "горячих" туров. Ближайшая туристическая выставка будет в марте. Она покажет, к чему придут операторы, сколько поставят рейсов, какой уровень цен выставят хотельеры. Ситуация очень непростая. Но это вовсе не означает, что будут большие скидки. Конечно, в последние месяцы появились свободные шале, например, в Куршавеле, – чего раньше не было и бронировалось за год, но цены уменьшились незначительно. Туристический продукт, за который туроператор несет ответственность, формируется на долговременном сотрудничестве. Все составляющие тура оплачены заранее. В этом случае уменьшение даже на 10 процентов – под большим вопросом.
ДОСТУПНЫ ЛИ КРЕДИТЫ
- Из Вашего рассказа следует, что туристический бизнес – достаточно рискованный... А недоступность кредитов сегодня как-то влияет на работу туристических компаний?
- Несомненно. Без кредитования развиваться невозможно. Открытие любого нового направления предполагает серьезные денежные вложения в авиаперевозку, аренду других транспортных средств, проплаты гостиницам и так далее, – это все в основном осуществляется на кредитные деньги. Также часть туристов, особенно молодежь, пользовалась путевками в кредит.
- Насколько остро проявляется в Вашей сфере конкуренция?
- Если говорить о той разновидности клиента, который звонит и спрашивает, какую скидку Вы мне дадите, то конкуренция есть. Но наши постоянные клиенты – серьезные бизнесмены, знающие цену деньгам и понимающие, что качество, надежность, гарантии, спокойствие на отдыхе – это не пустой звук. Сначала люди такой категории выбирают турфирму, как банк или страховую компанию, а после обращаются уже, как к семейному доктору. Вот для этого мы и работаем, осваиваем новые направления и шлифуем свое мастерство. Наши клиенты – это наш золотой фонд. Число их постепенно растет. Может быть, мы не можем похвалиться огромными объемами и большими потоками, но мы за этим и не гонимся. Наша концепция – качественный, хороший продукт. И люди это ценят. А те турфирмы, которые предлагают скидки более пяти процентов, просто не платят налоги!!! Стоит задуматься, к чему это может привести…
ЦЕНЫ, КАК В АВСТРИИ, СЕРВИС, КАК В СССР
- Так куда в кризис поедет казанский турист?
- Думаю, тем, кто привык ездить отдыхать за границу, трудно себя перестроить… Ведь кто как готовится к отпуску. Допустим, кто-то говорит: я уже в Италии был, во Франции был, мне хочется теперь в Австрию. А другой думает: я уже в трех звездах в Турции был, в четырех был, теперь хочу в пяти звездах и чтобы было все включено. А теперь надо будет сделать как бы шаг назад.
Дело в том, что за последние годы на такие направления, как Египет, Турция, Хорватия, Черногория, – по критерию "цена-качество" уже стали конкурентоспособными, даже, к сожалению, лучше, чем наши российские курорты, многие из которых работают все так же, по-старому.
- Но если отдыхать за границей будет дорого, может быть, россияне будут выбирать Россию? Вы можете сказать, где у нас приличное место отдыха?
- В Сочи за последние годы открылось много частных отелей, предлагающих вполне приличное обслуживание. Но все же по всем показателям, формирующим туристский продукт, по всем составляющим – стоимость проживания, инфраструктура курорта, уровень экскурсионного обслуживания, качество сервиса, пока Турция или любое другое пляжное европейское направление на много очков впереди. Очень надеюсь, что ситуация постепенно выровняется. В этом направлении правительством и инвесторами предпринимаются серьезные шаги.
Хороший пример – горнолыжный комплекс "Казань". На мой взгляд, это лучший профильный комплекс в России. Налицо большие финансовые вложения. Итог – высокий уровень именно комплексного обслуживания. Большая территория, все спланировано достаточно грамотно. Есть исторические места рядом, Свияжск, есть великолепные природные условия – устье Свияги, Волга. Есть много предложений активного отдыха зимой и летом: гольф, лыжи, боулинг, бассейны скоро появятся. По окончанию работ это будет зона хорошего круглогодичного курортного места. Правда, и цены на услуги сопоставимы со среднеевропейскими.
- Зато не надо никуда не лететь...
- Конечно. И это хорошо, что есть альтернатива дальним поездкам. Но есть еще вопрос культуры сервиса, который обязательно должен присутствовать в туризме. И по-настоящему высокий сервис у нас появится только тогда, когда придет понимание, что обслуживание – интересное, сложное, благородное дело.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
- Может быть, кризис ускорит развитие нашего сервиса? Все-таки и в туркомпаниях, наверное, была некая расслабленность в последние пару лет: клиент идет, процесс идет… Многие могли не заботиться о том, чтобы улучшать сервис. А сейчас наверняка конкуренция обострится.
- Знаете, наша фирма, например, как раз много внимания уделяет работе с клиентами. Почему, собственно, в Казани появилось 500 агентств? Большинство из них – потому что "клиент и так идет"! Любой может открыть точку, условно говоря, для племянницы. Рассказать человеку про Турцию и она сможет, лицензия не нужна...
Но для нашего агентства очень важна интеллектуальная составляющая, потому что мы себя позиционируем уже много лет, как фирма, которая способна продавать любой продукт, в том числе и самый дорогой, а для того, чтобы его уметь продавать, надо самим много ездить, много знать, вкладывать силы и средства в самообразование. Каждый наш сотрудник, включая авиа и ж\д кассиров, минимум два раза в год выезжает в ознакомительные профессиональные туры, чтобы в последующем обладать достоверной, свежей информацией.
- Таких специалистов профессионально кто-нибудь готовит? Или они все с нуля начинают?
-На начальном этапе работы я принимал разных людей – кто-то сам придет, за кого-то знакомый попросит. И такие эксперименты не всегда в итоге оказывались удачными. Потом появились специальные учебные заведения, в одном из которых я несколько лет преподавал. Это Академии международного туризма. За пять лет моей работы в Академии я смог найти несколько человек, которых пригласил к себе в офис для работы. Это большая удача.
ПОЧЕМУ К НАМ НЕ ЕДУТ ИЗ ЕВРОПЫ?
- В последние годы, особенно в связи с празднованием тысячелетия Казани, в республике были попытки создать структуру туризма. С Вашей точки зрения, есть какая-то перспектива у Казани, у Поволжья стать туристическим центром?
- В России вообще после перестройки показатели въездного туризма пока малоутешительные. Но хорошо, что есть амбиции, есть желание руководства республики, есть многолетние усилия, есть такие pr –ходы, как тысячелетие, Универсиада, победы наших спортсменов, чемпионство "Рубина", "Ак Барса", "Динамо-ТТГ", успешная игра "УНИКСа" на международной арене. Это все, конечно, привлекает внимание к Казани, к Татарстану.
Создание структуры туризма – сложный, долговременный процесс. Нас часто приглашают на совещания – город или республика – для обсуждения планов и идей по привлечению зарубежных туристов. В городе за последнее десятилетие построено и реставрировано много объектов, – "Кул Шариф", обновленный Кремль, ратуша, БКЗ имени Сайдашева, Баскет-холл и "Татнефть-Арена", ипподром, комплексы "Пирамида", "Корстон" и "Ривьера".… Появились отели, рестораны и кафе достойного уровня. Это все, действительно, инфраструктура, которая нам дает право рассчитывать, надеяться на развитие туризма…
И еще хотелось бы, чтобы наше общение с руководством города и министерством туризма носило не только консультационный характер. Ведь в нашей туристской Ассоциации есть, как минимум, двадцать проверенных фирм, которым по результатам тендера вполне можно поручить прием и полное экскурсионное и транспортное обслуживание делегаций, прибывающих в город на семинары или переговоры. Речь идет о профессиональном доверии со стороны города, республики…
Сейчас идет бурное обсуждение, как сделать в Камских Полянах оздоровительно-туристическую зону. Нам предложили – пока на словах – давайте, посмотрите, может, возьметесь за что-то. Хорошо, что появилось осознание того, что есть профессионалы, которые полжизни положили на туризм и могут многое для республики сделать, вкладывая собственные средства и собственные знания. Я знаю наверняка, что в нашей Ассоциации фирм десять точно готовы работать на Татарстан.
- В министерстве экологии РТ есть интересная идея – развивать экологический туризм…
-Экотуризм пользуется стойким спросом определенного потребительского сегмента. Так что идея, конечно, хорошая. На наших встречах с городским руководством и в министерстве туризма она озвучивалась неоднократно. Этот проект, как и любой другой, требует инвестиций и профессионального участия.
ВЫБИРАТЬ ТУРФИРМУ НАДО, КАК БАНК
- В каком году Вы основали компанию?
- В 1992 году, в мае будет 17 лет. По окончанию авиационного института, я попал по распределению на моторостроительное объединение. Уже спустя полгода стал начальником бюро, которое занималось обеспечением дефицитной электроникой. Мои коллеги шутили, что у меня туристическое бюро, потому что я ездил по всему Советскому Союзу. За семь лет работы на заводе я объездил почти все республики нашей страны, испытал на себе все трудности организации собственного ночлега в гостиницах, приобретения билетов на поезда и самолеты, организации транспортных перевозок заводских заказов. Тогда все это было большой проблемой. Вот так у меня появилось убеждение, что могу ответственно всем заниматься. Затем пришло перестроечное время. Я выбрал туризм и ни разу об этом не пожалел. И это у меня получается. Люблю придумывать новые маршруты, осваивать новые направления. За годы работы очень многих татарстанских туристов мне удалось увлечь за собой в дальние страны, в особые, нестандартные, эксклюзивные программы.
- В 90-е годы Вашу компанию больше всего знали, как занимающуюся автобусными турами…
- Да, находясь в очередной командировке в Вильнюсе, я увидел маленькое объявление: "В Париж за 200$".Очень захотелось поехать. Дело в том, что под Парижем жила моя бабушка, с которой я переписывался, но никогда до этого не встречался. Недолго думая, я заключил договор с турфирмой, арендовал номер в Молодежном центре Казани и дал объявление в "Вечерке": "Три ночи в Париже! Пять стран Европы! 200$ + 15 руб.". И уже через четыре месяца собрал первую группу из 12 человек. Во время поездки я сразу почувствовал все "прелести" самодеятельного автобусного туризма: приходилось быть и штурманом, и гидом-переводчиком, и ди-джеем, и психологом. Третья поездка в Париж началась прямо из Казани, с площади Вахитова. В группы собиралась разная публика, – и профессура, и братки, выезжающие с целью приобретения подержанных иномарок. Это был бизнес с определенным pr -ом – другие турфирмы в то время предлагали только "челночную" Польшу.…
Такими поездками я занимался недолго, хотя общее количество поездок оказалось внушительным – двадцать туров, так что Европу мы исколесили вдоль и поперек. Последний выезд был необыкновенным и знаковым для меня событием. Раифский монастырь оказал нашей фирме доверие свозить в Парижский Диснейленд послушников Раифского монастыря. Очень почетная миссия.
- Как Вы прошли 1998 год?
-Удар кризиса для нашей компании оказался незначительным, и год прошел без серьезных потерь. Через два месяца после обрушения, то есть к ноябрю, все нормализовалось окончательно. К этому времени я уже имел пятилетний опыт работы, люди мне доверяли. Выплыл.
И я надеюсь, что хотя бы нынешний кризис заставит людей задуматься, кому в такой период отдавать свои деньги. А то встречаешь иногда знакомого туриста, и он рассказывает, что по соседству турфирма какая-то открылась, жене удобно – она пошла туда и купила турпутевку. Выбирать турфирму нужно так же, как банк, руководствуясь критериями надежности, а не близостью к месту проживания.
ПОЛОВИНА ЗЕМНОГО ШАРА
- Сергей Эмилидович, интересно, куда Вы еще не съездили?
- Ну, наверное, на Земле есть добрая половина мест, где я не побывал...
- Вы не считали, сколько стран посетили?
- Лет пять назад для одной американской анкеты потребовалось перечислить те страны, где я побывал… Стран было не так много – порядка тридцати – тридцати пяти. Другое дело, что во многих из них я бывал неоднократно. Например, во Франции – более 30 раз!
- А какой была первая зарубежная страна, в которую Вы попали?
- Первая зарубежная поездка – в дружественную Болгарию. Комсомольская путевка на 21 день. Я тогда работал на предприятии, нас было сорок активных комсомольцев, кто заработал право поехать. И это была одна из лучших поездок. Мы объехали все страну, посетили пять городов, была неделя прибрежного отдыха в международном лагере. И все это было весело и задорно.
- А Ваша первая капстрана?
- Германия. И там я был в качестве туриста. Как турист, я объездил пять стран – Польшу, Болгарию, Австрию, Венгрию и Германию… А в другие уже ездил, как профи туристического рынка.
Ринат Билалов,
Елена Чернобровкина,
фото Марии Зверевой
Сергей Пасечник
Год и место рождения: 19 60, город Зеленодольск
Образование: третий факультет КАИ, Академия международного туризма
Места работы и должности: КМПО, начальник бюро (1984-1992), предприниматель, генеральный директор фирмы " CompAnionSP"
Увлечения: фотография, видеосюжеты. Все, что связано с песней! Спорт: горные лыжи, большой теннис, верховая езда.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.