ЕВРОПА
Великобритания. Если в XX ст. прекратила свое существование Британская империя, то в XXI ст. может распасться уже и само Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. И если ирландцы-католики из Ольстера уже не одно десятилетие выступают за присоединение своих шести графств к Ирландии, то шотландские националисты, среди которых много сторонниковнезависимости Шотландии, стали набирать вес в политике в последние годы. А ведь благодаря Акту об Унии, принятому в 1707 г. парламентами Англии и Шотландии, и появилось государство, названное Королевством Великобритании.
Шотландский сепаратизм XXI ст. объясняется не только историческими обидами потомков кельтов на наследников англосаксов. Причина желания местных жителей отделиться и воссоздать свое независимое государство во многом экономическая: шотландцы недовольны распределением государственных ресурсов, ущемлением их экономических и национальных интересов. Учитывая, что на шотландском шельфе добывают 90% всей нефти Соединенного Королевства, многие в Шотландии полагают, что они жили бы лучше, оставляя все нефтяные доходы Эдинбургу, а не отправляя большую их часть в Лондон.
Противники независимости считают, что она негативно повлияет на экономику региона, поскольку будут нарушены важные экономические связи с остальными частями Великобритании. Кроме того, юнионисты полагают, что в условиях острой конкуренции в мировой экономике Шотландии выгодно оставаться частью такого мощного государства, как Великобритания.
В настоящее время Шотландия имеет собственный парламент, первые выборы в который прошли в 1999 г., а также правительство, состоящее из первого министра, его заместителя, восьми кабинет-секретарей и десяти министров.
В 2007 г. выборы в шотландский парламент выиграла Национальная партия, члены которой последовательно добиваются предоставления Шотландии независимости. В начале нынешнего года шотландское правительство объявило предполагаемое время проведения референдума — осень 2014 г.
15 октября 2012 г. премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и первый министр регионального правительства Шотландии Алекс Сэлмонд подписали соглашение, определяющее порядок проведения референдума о независимости через два года.
Сегодня идею полной независимости поддерживают 30—40% шотландцев.
Во Франции головную боль Парижу создают сепаратисты Корсики. Борьбу за независимость они начали в 1970-е гг. прошлого века. Сепаратисты практикуют похищения людей, подрывы отделений жандармерии, нападения на представителей местной власти.
В 1991 г. Корсика получила особый статус в составе Франции со следующей формулировкой: «Французская республика гарантирует корсиканскому народу — составной части французского народа — право на сохранение его культурных особенностей и на защиту его специфических социальных и экономических интересов, если они не наносят ущерба национальному единству и целостности Франции». Но корсиканских сепаратистов это не устраивает. Они добиваются от Парижа, чтобы тот признал «народ Корсики» и предоставил острову полную политическую независимость. Или хотя бы расширил права автономии этой территории.
8 декабря 2012 г. на Корсике произошла серия новых взрывов, в результате — погиб один человек. Тем не менее, в 2013 г. в рейтинге CNN именно Корсика признана одним из лучших мест для отдыха. А Франция решила в следующем году именно на Корсике дать старт всемирно известной юбилейной — 100-йпо счету — велогонке «Тур де Франс».
Бельгия находится на грани распада. Кажется, еще чуть-чуть и произойдет «демонтаж» королевства: на политической карте мира появится новое государство — фламандскоязычная Фландрия, а франкоязычная Валлония присоединится к Франции. Подобная перспектива особенно беспокоит страны Евросоюза, поскольку в бельгийской столице — Брюсселе — находятся офисы международных организаций, в т.ч. штаб-квартиры ЕС и НАТО.
Но, несмотря на пессимистические прогнозы, страна пока сохраняет единство. Хотя федеральные власти Королевства Бельгии медленно, но верно уступают свои полномочия региональным правительствам Фландрии на севере и Валлонии на юге.
Аналитики связывают нынешний кризис бельгийской государственности с последним мировым финансово-экономическим кризисом, в результате которого рост экономики Бельгии, особенно Фландрии, резко замедлился, а внешний долг страны увеличился. Этого оказалось достаточно, чтобы вновь разгорелся тлеющий конфликт. И вот уже жители более богатой Фландрии не хотят субсидировать Валлонию — регион, где промышленность слаба, а уровень безработицы высок.
Следствием этих настроений стала победа на муниципальных выборах во Фландрии «Нового фламандского альянса», выступающего за превращение Бельгии в конфедерацию, а после — за раздел страны на отдельные государства. Однако нынешнее бельгийское правительство премьера Элио ди Рупо отвергает претензии северян и готовится к новым схваткам за «единое и неделимое» бельгийское королевство: в июне 2014-го ожидаются федеральные выборы. Ведь битва за Бельгию не проиграна и не выиграна. Борьба за единство страны продолжается. Тем более что и большинство фламандцев не поддерживают идею полной независимости северной части Бельгии и превращение ее в «Республику Фландрия» с перспективой членства в Евросоюзе.
Испания. Баски — древний горный народ, населяющий пограничные районы в северной Испании и юго-западной Франции. Сегодня в Испании более 2 млн. басков, во Франции их в десять раз меньше. За всю историю у басков только однажды было собственное государство: во время гражданской войны в Испании баски в октябре 1936 г. провозгласили республику Эускади, прекратившую существование уже в июне 1937 г. под натиском франкистов. Первоначально сепаратизм был обусловлен притеснениями басков со стороны режима Франсиско Франко — запрещались баскский язык, баскский национальный флаг, баскские имена. Реакцией на эту политику стало создание в 1959 г. леворадикальной террористической организации ЭТА, добивающейся отделения провинции от Испании и объединения в отдельное государство с сопредельной частью Франции, где также проживают баски. После смерти генералиссимуса Франко ситуация постепенно менялась. В настоящее время Страна Басков имеет статус автономии, баскский язык — права государственного, а уровень жизни в провинции превышает средний по стране. Более того, это единственная испанская автономия, в бюджет которой поступают все собранные на ее территории налоги.
В 2008 г. правоохранители Испании и Франции провели ряд успешных операций по поимке руководителей ЭТА. Как полагают эксперты, организация так и не смогла оправиться от этих ударов.
20 октября 2012 г. боевики ЭТА заявили, что «окончательно» прекращают вооруженную борьбу с Мадридом за отделение Страны Басков от Испании без каких либо условий. Однако пока им не слишком верят, ведь подобный трюк они уже проделали в 1989 г. Тогда, после объявления перемирия, Испания выпустила на свободу ряд боевиков, а через несколько месяцев война разгорелась вновь.
Несмотря на уступки Мадрида, расширившего права автономии Страны Басков в составе Испании, разгром ЭТА, падение в обществе уровня поддержки этой террористической организации, у басков не уменьшается желание создать свое государство. Причины этого кроются в традиционных настроениях баскского общества, где культивируются собственные история, культура, язык.
В любом случае головная боль от сепаратизма у испанских властей не пройдет. В ближайшие месяцы им предстоит решить проблему на востоке страны — в Каталонии. Здесь минувшей осенью активизировалось общественное движение за отделение от Испании. Однако корни этих событий — в европейском экономическом кризисе, который на испанской экономике сказался наиболее существенно. Политики и жители Каталонии полагают, что способны более эффективно противостоять кризису, если перестанут платить в бюджет Испании. Под такими лозунгами 11 сентября 2012 г. на улицы Барселоны вышли 1,5 млн. человек. На волне этих настроений в ходе ноябрьских выборов значительную часть мест в провинциальном парламенте получили сепаратисты из блока «Конвергенция и союз». Их лидер Артур Мас — глава провинциального правительства — объявил, что в 2014 г. в Каталонии состоится референдум по вопросу об отделении от Испании. В этом его поддерживают представители ряда политических сил региона. Однако 20 декабря сепаратисты Каталонии получили жесткую отповедь из Мадрида. Вице-президент испанского правительства Сорайя Саенc де Сантамария заявила, что Мадрид может привлечь Маса к уголовной ответственности за сепаратизм, а региональное правительство может быть распущено. Если власти Каталонии перейдут к подготовке референдума практически, Мадрид может задействовать статью №155 конституции Испании, дающую центральным властям с согласия Сената все необходимые полномочия для введения необходимых принудительных мер в целях защиты общегосударственных интересов.
В случае Каталонии едва ли дойдет до вооруженного противостояния, но именно экономическая цена отделения от Испании для каталонцев будет весьма велика. В 2005 г. испанцы отказались всего лишь от покупки местного вина, в результате чего потери для бюджета провинции сразу же составили несколько миллионов евро. А ведь 80% товарных поставок Каталонии ориентировано именно на испанский рынок.
Развитие событий в Испании будет привлекать внимание и в 2013 г., но всех главным образом будет интересовать, сможет ли новое испанское правительство преодолеть экономический кризис.
Наиболее активно процесс образования новых государств в Европе последние два десятилетия шел на Балканском полуострове как следствие развала Федеративной Югославии. Новое объединение балканских народов в будущем возможно в границах Европейского Союза. Он, несмотря на все свои проблемы, продолжает расширяться на Балканы, и 1 июля 2013 г. в ЕС вступит Хорватия.
Все шансы последовать за ней есть и у бывшей югославской республики Босния и Герцеговина. Сегодня это конфедеративное объединение двух субъектов — хорвато-мусульманской Федерации Босния и Герцеговина и Республики Сербской. У каждой из них свои конституция, армия и внешнеполитические полномочия. Фактически государственным суверенитетом обладает не само государство, а его составляющие. Тем не менее, Республика Сербская, занимающая, примерно, половину территории страны, с самого начала стремилась и к формальной независимости. Этот вектор стал особенно заметен после одностороннего провозглашения независимости Косово и его признания рядом западных государств. С тех пор руководство Республики Сербской, невзирая на протесты из Сараево, неоднократно заявляло, что и Баня-Лука теперь имеет право провести на территории Республики свой референдум об отделении, а также пыталось поставить под сомнение легальность существования ряда общих для конфедерации органов.
Однако в 2011 г. Европейский Союз выступил с четкой позицией, что Босния и Герцеговина должна оставаться неделимой, а в феврале нынешнего года предложил политикам всех этнических групп конфедерации действовать сообща, учитывая перспективу начала переговоров о вступлении в Европейский Союз. Но к 30 июня компромисс не был найден. В июле 2012 г. ЕС даже предоставил этой стране помощь и четкую дорожную карту (чтобы к 1 ноября 2012 г. Сараево формально подало заявку на вступление в Евросоюз), пообещав, что в таком случае уже с начала 2014 года Босния и Герцеговина получит статус кандидата. Однако боснийские политики и на этот раз не смогли устранить противоречия, упустив второй шанс. Таким образом, в будущем году ЕС попытается стимулировать создание в Боснии дееспособного правительства, которое сфокусировалось бы на приоритетном выполнении рекомендаций ЕС. Правда, пока не ясно, понравится ли такое усиление центра субъектам конфедерации.
Возможно, несколько модернизированный вариант такого партнерства ради евроинтеграции ЕС попытается применить в будущем к Сербии и отколовшемуся от нее Косово (непризнанного частью членов Евросоюза). Одновременное предоставление европейского членства Белграду и Приштине, возможно, позволит в будущем избежать сложных переговоров об определении статуса Косово и пока безрезультатных усилий убедить сербов смириться с потерей этой территории.
РОССИЯ И СНГ
На территории бывшего СССР за последние десятилетия образовалось наибольшее число новых государств. Сепаратизм и конфликты, грозящие целостности отдельных стран, остаются реальностью и здесь. Подходу же Евросоюза, в котором объединение расколотых стран было бы возможно через интеграцию в ЕС, очевидно, в ближайшие годы будет брошен вызов со стороны России, начавшей активно продвигать свой вариант интеграции через Таможенный союз к наднациональному политическому объединению — Евразийскому союзу.
Буквально на днях эта тенденция проявилась в полной мере в Молдове. 21 декабря МИД непризнанной Приднестровской Республики выступил с заявлением, что «формирующийся Евразийский союз обозначил для приднестровцев реальные перспективы выхода из политического тупика, связанного с неурегулированностью отношений с Молдавией». Евразийская интеграция была объявлена в Приднестровье «национальной идеей», получила закрепление в Концепции внешней политики государства ПМР. Тирасполь уже обратился к членам Таможенного союза за поддержкой своих устремлений. В этот же день о своей поддержке идеи вступления в Таможенный союз всей Молдовы заявили чиновники Гагаузии. Они также не исключают, что проведут отдельный референдум по этому вопросу, если официальный Кишинев останется глух к их мнению. Если для Гагаузии вопрос Таможенного союза всего лишь повод еще раз заставить центр обратить внимание на свои проблемы, в частности на неурожай последнего года, то в случае с заявлениями Приднестровья — это политическая акция. Она была предпринята в разгар переговоров Кишинева с Брюсселем о возможной подаче Молдовой заявки на членство в ЕС на саммите в Вильнюсе в ноябре 2013 года. Кишинев предупредил Тирасполь, что если тот не присоединится к соглашению с ЕС о зоне свободной торговли с ЕС, то от этого пострадают как предприятия, так и население ПМР. К слову, представители ПМР присутствовали на переговорах Молдовы с ЕС о зоне свободной торговли в качестве наблюдателей.
Что же касается РФ, то в последние недели ряд российских представителей (в т.ч. и дипломаты) подтвердили, что Москва готова при определенных условиях (например, при вступлении Молдовы в НАТО или ее объединении с Румынией) быстро признать независимость Приднестровья и разместить там военную базу.
Возобновившиеся после шестилетнего перерыва переговоры по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта в формате «5+2» результатов пока не дали (в немалой степени из-за позиции России). Но для Украины как страны-председателя ОБСЕ в 2013 году тема приднестровского урегулирования должна стать приоритетом.
Нагорный Карабах. Непризнанная международным сообществом Нагорно-Карабахская республика — регион, где в любую минуту может разгореться очередная армяно-азербайджанская война. Здесь обыденность — вылазки диверсантов, выстрелы снайперов, артиллерийские перестрелки. И так обстоят дела вот уже 20 лет.
Баку, апеллирующий к принципу территориальной целостности, хочет вернуть контроль над землями, населенными армянами. В последний год азербайджанские политики очень часто заявляли о готовности военными средствами освободить эти территории. Степанакерт же говорит о праве наций на самоопределение и намерен отстаивать свою независимость. В этом ему готов помочь Ереван, связанный союзническими отношениями с непризнанной республикой. Более того, Нагорный Карабах фактически инкорпорирован в состав Армении.
Сегодня участники Минской группы ОБСЕ совместно с Евросоюзом работают над новым планом мирного урегулирования, в частности предусматривающего, что Баку и Ереван в юридически обязывающей форме откажутся от использования силы при решении споров. Но, учитывая жесткость позиции властей Азербайджана и Армении, опирающихся на общественное мнение, а также заинтересованность России в сохранении тлеющего конфликта, маловероятно, чтобы в ближайшее десятилетие проблема Нагорного Карабаха была решена политическими средствами.
Южная Осетия и Абхазия. Война 2008 г. еще больше увеличила пропасть между Грузией и ее мятежными территориями — Абхазией и Южной Осетией. После признания Москвой независимости этих регионов у Тбилиси практически нет шансов восстановить над ними свой суверенитет. К этому не готово общественное мнение ни в Абхазии, ни в Южной Осетии. Нивелирует все усилия грузинской власти и финансово-политическая поддержка, оказываемая сепаратистам со стороны Москвы: слишком велико желание Кремля сохранить российское присутствие в регионе, который связывает весь Южный Кавказ с Черным морем. И поэтому только изменение ситуации в России даст Грузиикакой-то шанс восстановить свою территориальную целостность мирным путем.
Для России наиболее взрывоопасным остается Северо-Кавказский регион. В 2012 г. район сепаратистской активности, если судить по сводкам о боевых операциях, вместо Чечни (где терактов практически не было) охватил Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию и даже Ставрополье. Прошлым летом были периоды, когда теракты в этом регионе происходили ежедневно. За 11 месяцев 2012 г. боевики совершили 339 нападений, в результате которых погибло 209 представителей органов правопорядка, ранено — 387, пострадало 248 мирных граждан, из которых 71 погиб, отмечает российский МВД. При этом Россия не считает происходящее новой полномасштабной войной на Кавказе. Хотя известно, что еще в октябре 2007 г. Доку Умаров объявил о создании «Имарата Кавказ» — свободного исламского государства. В 2010 г. лидер боевиков заявил, что с Кавказа зона боевых действий будет расширяться на территорию всей России и «война вернется в дома россиян». После начала протестов российской оппозиции против Владимира Путина в феврале 2012 г. Умаров заявил, что более не считает мирных граждан врагами, однако они продолжают гибнуть в терактах, устроенных его сторонниками.
Мирное противостояние центру в ряде российских регионов порой приобретает удивительные формы. Например, в центре Казани хотят поставить памятник основателю Казанского ханства Улу Мухаммеду, прославившемуся набегами на Нижний Новгород, Рязань и Москву. В то же время российские власти рассматривают Поволжье как еще один потенциальный центр вспышки сепаратистских настроений, учитывая внимание к нему как со стороны исламистских группировок, так и спецслужб западных стран. Они, по-видимому, раньше чем в Кремле осознали, что татары — второй по величине этнос в России — нуждаются в развитии и удовлетворении своих культурных потребностей, в чем власти им порой отказывают. В России пристально следят за деятельностью радикально настроенных представителей угро-финских народов, принимая во внимание помощь, оказываемую сегодня марийским, мордовским и удмуртским националистам со стороны Финляндии, Венгрии и Эстонии. Впрочем, все эти проблемы — «цветочки» по сравнению с тем, с чем может столкнуться Россия, если нынешнее руководство реализует т.н. план «губернизации» страны (в его рамках в 2003—2007 гг. уже было ликвидировано семь национальных административных единиц в составе федерации). Если концепция искоренения национальных автономий в России будет взята на вооружение (а все свидетельствует о том, что к этому дело и идет), то Кремль получит всплеск сепаратизма даже в среде лояльных наций и народностей, до сих пор довольствующихся лишь тем, что в России (в рамках еще существующих автономий) им дают хотя бы возможность читать на родном языке. С таким подходом к «национальному вопросу» интеграционные усилия Путина на пространстве бывшего СССР или, как нынче принято говорить, в Евразии будут выглядеть еще менее привлекательно.
АЗИЯ
В Китае проблемы сепаратизма существуют в районах национальных автономий на западе страны, составляющих почти 60% территории государства. Наибольшую международную огласку получила тибетская проблема. В основе этого противостояния лежат как политические, культурно-религиозные причины, так и этнический фактор. Тибетцы — одна из наций, имевших свою во многом уникальную и специфическую государственность на протяжении веков, и лишь с момента инкорпорирования в состав Китайской империи, а затем КНР, постепенно потерявшие ее. Бегство Далай-ламы в 1959 году стало последним аргументом для Пекина, чтобы ликвидировать остатки тибетской администрации и перейти в наступление против сил, поддерживавших старый режим. Тибетские районы серьезно пострадали в ходе Культурной революции 60—70-х гг., когда Пекин использовал в основном силовые методы подавления тибетского сепаратизма.
Несмотря на усиление военного присутствия в населенных тибетцами районах, китайским властям не удалось предотвратить разрастание тибетского сопротивления. В последние годы оно стало более радикальным и вылилось в серию самосожжений тибетцев — монахов и крестьян, выступающих «за свободу Тибета» и в своих посмертных петициях требующих «возвращения Далай-ламы в Тибет» и «уважения прав тибетцев». Сегодня число тибетцев, совершивших акт самосожжения в Китае, приближается к сотне, и в последние три месяца подобные инциденты происходят все чаще. Эта проблема серьезно беспокоит власти в Пекине, но пока там не могут найти способа воспрепятствования подобной форме протеста.
Перспектив у независимого Тибета мало: китайская конституция не предусматривает права регионов, даже автономных, на отделение от Китая. В то же время тибетское правительство в изгнании добивается от Китая такой степени автономии для тибетцев, которая обеспечивала бы сохранение их культуры, языка и религии. Пекин отвергает подобную формулировку, полагая, что под ней скрывается призыв к сепаратизму, и утверждает, что тибетцам в КНР обеспечены все права.
Палестина и Иудея. 30 ноября 2012 г. Палестина сделала еще один весомый шаг к признанию своего государственного статуса международным сообществом. В этот день 138 стран — членов ООН проголосовали за предоставление Палестине статуса страны — наблюдателя ООН. И только девять государств высказались против. Израиль был разочарован. Сразу после этого ООН и Евросоюз призвали Израиль прекратить строительство новых еврейских поселений на палестинских территориях, особенно вблизи Иерусалима. Израильские власти не подчинились. Однако на крошечном клочке палестинской земли может возникнуть еще одно государство — Иудея. О возможности его создания уже несколько лет говорят израильские поселенцы на Западном берегу реки Иордан. Они предпримут такой шаг, если Израиль под давлением мирового сообщества попытается ликвидировать их поселения так же, как это было сделано с еврейскими поселениями в Газе в 2005 г. Напомним, что тогда израильской армии пришлось силой эвакуировать ряд поселений и их радикально настроенных жителей, не считавших уход из Газы и передачу этого района под контроль палестинцев правильным решением.
Курдистан. Кровавый кризис в Сирии заострил внимание на проблеме автономии курдов и вновь вселил в представителей этого древнего народа надежду на независимость, веру в возможность иметь собственное государство. Ныне 30 млн. курдов проживают на территориях Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Уже 30 лет боевики «Рабочей партии Курдистана», действующей на турецкой территории, ведут войну с Анкарой. Сегодня турецкие курды активно устанавливают контакты с Сирийской курдской партией, пользующейся поддержкой Башара аль-Асада и ведущей войну с антиправительственными повстанцами, которых, в свою очередь, поддерживает Турция. Независимо от исхода сирийского конфликта местные курды в пограничных с Турцией районах будут добиваться автономии подобно той, что имеют их соплеменники в Северном Ираке. По сообщениям турецких СМИ, именно лидер автономного курдского региона на территории Ирака Масуд Барзани пытается выступить посредником в отношениях между сирийскими курдами и сирийской оппозицией. Если ему это удастся, то Анкара будет более спокойна — ведь в последнее время туркам удалось наладить тесные экономические и политические отношения с иракскими курдами после целого десятилетия взаимного недоверия. Правда, туркам помогли США. Очевидно, и ситуация в курдских районах Сирии в немалой степени будет зависеть от позиции Вашингтона. Впрочем, сегодня турецкий МИД подозревает, что курды в своем стремлении к независимости теперь получают помощь также от Ирана и Армении. Эти страны пытаются по-своему разыграть курдскую карту.
АФРИКА
Азавад, Амбазания, Анжуан, Бакасси, Баротселандия, Бас-Конго, Беджа, Биафра, Гамбела, Занзибар, Западная Сахара, Кабилия, Кабинда, Казаманс, Коптская Фараонская Республика, Маахир, Огаден, Огони, Одудувская Республика Йорубийцев, Оромия, Республика Джубаленд, Республика Дельта Нигера, Родригес, Полоса Каприви, Соединенное королевство Лунда-Чокве, Сомалиленд, Тенерская Республика, Тхэмбуландия… Многие ли из нас слышали об этих и других образованиях? А между тем, эти государства существуют. И если не на политической карте Африки, то уж точно в умах и сердцах тех людей, которые с оружием в руках проливают потоками свою и чужую кровь, отстаивая право своего народа на самоопределение.
Стремление получить долю прибыли от добычи и продажи природных богатств — фосфатов, нефти, алмазов — часто становится движущим мотивом в борьбе за независимость. Этнические и клановые противоречия, старые межплеменные обиды, религиозный фанатизм добавляют особую остроту конфликтам в Африке. Нищета дает возможность амбициозным лидерам рекрутировать в свои армии тысячи бойцов, готовых с калашниковым в руках сражаться до конца.
АМЕРИКА
Канада. Самым проблемным регионом для этой страны является франкоговорящая провинция Квебек. В 70-е гг. сторонники ее независимости действовали террористическими методами, что привело к введению в провинции военного положения. Позже они перешли к методам политической борьбы, пытаясь в ходе каждых выборов контролировать местные органы власти. Когда им это удавалось, они сразу же проводили референдумы по вопросу об отделении от Канады. Два таких референдума состоялись в 1980 и 1995 г., но в обоих случаях сепаратисты проиграли. Правда, в последний раз число голосов противников и сторонников независимости соотносилось как 50,6:49.4%. Социологические исследования 2012 г. свидетельствуют, что число сторонников независимости не увеличилось.
В 2006 г. палата общин Канадского парламента приняла символический акт, признав за квебекцами право называться отдельной нацией и узаконив таким образом соответствующее решение Национальной ассамблеи Квебека, принятое еще в 2003 г. Однако дебаты по вопросу предоставления провинции какого-либо особого статуса продолжаются.
США. Угроза сепаратизма для Соединенных Штатов может рассматриваться как нонсенс, учитывая, что Штаты были созданы «сепаратистами», боровшимися против власти британской короны. Развал США невозможен, полагают некоторые эксперты, указывающие на мобильность граждан страны и принципы формирования федерального правительства. Эти факторы действительно лишают сепаратизм определенной основы, однако не устраняют его возможности совсем.
Определенную проблему представляют сепаратистские настроения в южных штатах — Калифорнии и Техасе. Некоторые калифорнийцы считают, что их штат достаточно экономически состоятелен, чтобы существовать как отдельное государство, но эту идею поддерживают далеко не все.
В Техасе же действуют даже полулегальные, в т.ч. и военизированные, формации, выступающие с идеей создания Республики Техас. По некоторым данным, число граждан, связанных с этими организациями, достигает 40 тыс. Они полагают, что США оккупировали Техас, и в 1995 г. даже создали в городе Овертон «техасское правительство», начавшее выдавать (причем не бесплатно) «паспорта Республики Техас». 31 августа 2005 г. здание «техасского правительства» было сожжено. В апреле 2009 г. губернатор штата Рик Пери инициировал вопрос о возможности выхода Техаса из состава США, а его парламент вскоре принял соответствующую резолюцию, по которой штат возвращает себе все полномочия, переданные федеральному правительству в 1851 г., когда Техас вошел в состав Соединенных Штатов. Однако для политиков в Вашингтоне это решение не имеет обязательной силы — так постановил Верховный Суд США. По данным разных опросов, 18—48% техасцев поддерживают отделение. Но большинство населения все равно против.
Идею независимости отдельных территорий в США также порой поднимают вожди индейских племен, однако власти США отвергают их претензии. 20 декабря 2007 г. группа вождей индейских племен лакота под руководством Рассела Минса (индейца племени оглала-сиу, кстати, сыгравшего Чингачкука в художественном фильме 1992 г. «Последний из могикан») провозгласила независимость от США. Затем вожди прибыли в Вашингтон, чтобы потребовать разрыва соглашения с правительством Штатов и установления границ своей «республики Лакота», согласно соглашению 1851 г. По этому документу индейцы могут претендовать на земли, входящие в состав современных штатов Северная и Южная Дакота, Миннесота, Вайоминг и Небраска. Правительство США сочло требования безосновательными, поскольку создатель «республики Лакота» Рассел Минс не является избранным вождем племени. После смерти Р.Минса
22 октября 2012 г. индейское движение за независимость в США может ожидать спад.
Мексика. В этой стране покоя властям не дают повстанцы штата Чьяпас на самом юге страны. Сапатистская армия национального освобождения (САНО) (названная по имени генерала Эмилиано Сапаты — героя Мексиканской революции 1910—1920 гг.) пользуется поддержкой бедного индейского населения. Сапатисты начали восстание 1 января 1994 г. после подписания Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). В результате боев погибли более 150 человек. Исповедуя взрывоопасный микс идей от марксизма до анархизма, повстанцы выступают против проведения неолиберальных реформ в Латинской Америке и позиционируют себя как защитники беднейшего населения и индейских общин — наследников культуры майя, составляющих лишь треть населения штата. Они не требуют отделения от Мексики, но де-факто в джунглях под их контролем действуют другие законы.
21 декабря 2012 г., в день несостоявшегося конца света, боевики САНО неожиданно напомнили Мексике о своем существовании, собрав 30—50 тыс. человек на мирных акциях в городах штата Чьяпас. На центральные площади Паленке, Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, Альтамирано и др. населенных пунктов повстанцы вышли без оружия и в полном молчании.
В этот день нарушил свое почти четырехлетнее молчание и лидер САНО — легендарный субкоманданте Маркос. В обращении в связи с датой смены эпох на календаре древних майя он написал: «Слышали? Это — звук вашего рушащегося мира и нашего, нового, который вновь наступает».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.