460.jpg
Вчера вечером Владимир Путин провел первое заседание обновленного состава совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ

КАК ПУТИН СПЧ ПЕРЕЗАГРУЗИЛ

Президент РФ Владимир Путин подписал указ о новом составе совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ (СПЧ). Места в СПЧ оказались вакантными после ухода в знак протеста против фальсификаций на выборах в Госдуму ряда ключевых фигур совета, и новый список был составлен с учетом общественных консультаций и интернет-голосования, в котором приняли участие более 100 тыс. человек.

1 ноября на встрече с главой СПЧ Михаилом Федотовым Путин предложил кардинально расширить состав совета, включив в него по три кандидата от каждой номинации, победивших в конкурсном отборе.

В обновленный состав вошли 62 человека (из них 39 - новички). Ряды консультативного органа, в частности, пополнили исполнительный директор общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (известна как доктор Лиза), телеведущий Леонид Парфенов, публицист Ирина Хакамада, журналист Станислав Кучер, обозреватель «Новой газеты» Елена Масюк, которая предложила президенту разработать механизм, который бы обязал чиновников отвечать на критические статьи в СМИ. К слову, Путин идею поддержал, но обмолвился, что пока не представляет, как можно реализовать ее на практике.

В обновленный состав вошел председатель межрегиональной общественной ассоциации правозащитных организаций «Агора» Павел Чиков. Организация, возглавляемая Чиковым, базируется в Казани и начала свою деятельность в 2005 году. Правовые аналитики и адвокаты правозащитной организации представляют интересы гражданских активистов, журналистов, блогеров, НКО. Юристы «Агоры» работали на многих громких делах: по делам об избиении журналистов «Коммерсанта» Олега Кашина и «Газеты.ru» Евгения Шипилова, блогера Максима Ефимова по делу о помещении его в психиатрический стационар за публикацию в интернете, арт-группы «Война», галериста Марата Гельмана, музыкального критика Артемия Троицкого.

Последний успех «Агоры» - победа в суде супруги Чикова, правового аналитика «Агоры» Ирины Хруновой, которая стала защитницей участницы панк-группы Pussy Riot Екатерины Самуцевич и добилась замены реального срока наказания на условный. Напомним, девушку освободили прямо в зале суда.

«ВЫ НА МЕНЯ НЕ ОБИЖАЙТЕСЬ»

Новые члены президентского СПЧ уже определились со своими ролями в консультативном органе. К примеру, за Чиковым закреплен общественный контроль за правоохранительными органами, а за Парфеновым - вопросы, касающиеся работы общественного телерадиовещания.

На первом заседании обновленного совета Путин продемонстрировал чудеса дипломатии. К примеру, для многих стало неожиданностью, что президент прямо во время заседания одобрил идею включить в СПЧ правозащитника Александра Брода, который прославился тем, что устроил голодовку в знак протеста против изменения порядка формирования СПЧ.

- Я очень рассчитываю на то, что в нашей работе будет преемственность того, что делалось на этом направлении в предыдущие годы. Мы должны будем обращать внимание на все стороны нашей жизни - и на вопросы политического характера, и на вопросы организации нашего общества, государства, социальные вопросы, - заявил Путин, открывая первое заседание обновленного совета. Причем президент призвал правозащитников не уходить от актуальных тем, в том числе политических. Глава страны признал, что его мнения и оценки могут иногда идти вразрез с позицией членов СПЧ, и попросил присутствующих не обижаться на это.

- Если наши мнения не всегда будут совпадать, вы тоже на меня не обижайтесь. Я сделаю все, чтобы не обижаться ни на что из того, что услышу от вас, но и вы, пожалуйста, не обижайтесь, — попросил Путин, обращаясь к правозащитникам.

По его словам, даже тогда, когда власть подвергается справедливой критике, но при этом конструктивных предложений не звучит, кто-то должен брать ответственность на себя.

Напомнив о прежних годах совместной работы, Путин сказал: «Не могу утверждать, что все, что тогда я считал правильным, таковым было. Так же, как нельзя сказать, что все, что от меня просили члены совета, было обоснованным».

Глава государства напомнил, что в 2004 году, когда был создан СПЧ, его позиция со многими членами совета не совпадала по целому ряду вопросов. Как отметил президент, страна в тот момент находилась «фактически в состоянии гражданской войны», «вялотекущего, но очень болезненного» вооруженного конфликта. Путин отметил, что тогда ситуация в стране была «крайне сложная». На сегодняшний день, по его словам, она кардинально изменилась, хотя продолжает оставаться «очень сложной», свидетельством чему являются проявления терроризма, экстремизма.

КАК ОППОНЕНТ КРЕМЛЯ ПОПАЛ В КРЕМЛЬ

К слову, вхождение Чикова в состав СПЧ носит куда более показательный характер, если, к примеру, рассматривать его через призму недавней переписки главы «Агоры» с гражданским активистом Петром Верзиловым, которого негласно называют продюсером Pussy Riot. На днях в микроблоге Twitter, узнав о том, что Верзилова приглашают в следственный комитет, коротко написал: «Петя, если что, мы готовы, дай знать». На это оппозиционер ответил: «Спасибо, Паша. Надо разузнать, что там за повод для общения для начала».

А недавно в своей авторской колонке в журнале Forbes Чиков, рассказывая о том, как Ирина Хрунова освобождала Самуцевич, упомянул, что уверенность в победе заметно пошатнулась, когда президент дал оценку приговору Pussy Riot и сказал, ставшую легендарной, фразу про «двушечку».

«Сделать такое заявление до вступления приговора в силу, буквально накануне кассационного рассмотрения могло иметь только одну цель — в день собственного юбилея еще раз показать, кто в стране хозяин. Его оговорка «я ни при чем» лишь усиливала эффект», - пишет Чиков.

Появление Чикова на встрече в Кремле на фоне его активной поддержки оппозиционных сил – своеобразная лакмусовая бумажка, символизирующая по меньшей мере потепление отношений действующей власти и ее рьяных оппонентов. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось вчера поздно вечером дозвониться до Чикова, однако, как ни странно, рассказывать что-либо о встрече с первым лицом государства он отказался…