- Как вы оцениваете рынок изготовления архитектурных и промышленных макетов в Татарстане и в Казани, в частности?

- На данный момент рынок в Татарстане не так сильно развит, как, скажем, в центральных регионах России. Честно сказать, мне самому непонятна эта ситуация, почему они не так сильно у нас востребованы. Взять макетные мастерские Москвы, они заказами просто завалены, у нас же получается, что живем «от макета к макету». Но в России, в целом, заметен рост потребности в макетах. Сейчас любая уважающая себя компания, которая принимает участие в крупной выставке, заказывает макеты для презентации своих проектов.

- В республике строительный бум, строится множество зданий - жилых и административных, почему же макетные мастерские остаются не у дел?

- Совершенно верно. Непонятно, почему архитекторы, проектные и строительные организации сейчас макеты заказывают редко. До кризиса 2008 года, действительно, был бум на макеты. Наша макетная мастерская была завалена заказами. Мы даже не успевали фотографировать готовые макеты для своего портфолио. После кризиса мы стали существовать за счет промышленных макетов. Это промзоны, заводы, промышленные корпусы, макеты оборудования. Наверное, такая ситуация связана с тем, что сейчас идут большие инвестиции в промышленность. Например, последний наш проект – электростанция, работающая по новым технологиям. Также делали газотурбинные установки для ТЭЦ, КМПО. Архитектурных макетов очень мало. Могу предположить, что жилищные комплексы сейчас строят сами хозяева «под себя», и им не нужны инвестиции.

- Кто основной заказчик – государственные компании или частные?

- Пополам, в основном это частные компании, но с государственным участием. Для «Татэнерго» два серьезных макета сделали. «Авиамотор» - компания находится на территории КМПО – заказала газотурбинную установку.

- У вас под боком – «Химград» (мастерская находится на территории технополисаред.), там столько производств!

- Кстати, мы делали макет «Химграда», но он был в стиле hi-tech, с условной подачей. Скоро мы будем делать для них другой макет – классический, то есть с деревьями, корпуса будут выглядеть, как настоящие.

«ЗА ГРАНИЦЕЙ МАКЕТЫ СТОЯТ СОВЕРШЕННО ДРУГИХ ДЕНЕГ»

- То есть конкуренция, надо понимать, на рынке изготовления макетов невысокая? Как складываются отношения с конкурентами?

- У нас два серьезных конкурента. Первый - институт «Татинвестгражданпроект», но это бюджетная организация, ей не нужно думать о зарплате сотрудников, для нее есть статья в бюджете, и уж тем более им не нужно думать об аренде производственных помещений. Мы с ними успешно конкурируем, благодаря лучшей детализации и художественной подачи наших макетов. Также есть фирма «Артик». Мы друг друга хорошо знаем, знакомы с директорами, иногда даже перезваниваемся и советуемся. Более того, когда наша мастерская занята, мы можем порекомендовать заказчикам обратиться к конкурентам. Также есть ряд мелких мастерских, которые выполняют заказы по изготовлению макетов, многие на дому, студенты КИСИ, но по уровню их работ они нам, конечно, не конкуренты. Связано это с отсутствием у них мощной производственной базой.

- Международных игроков нет?

- Нет. Хотя за границей много макетных мастерских. И макеты у них стоят совершенно других денег. Один и тот же макет у нас может стоить 15 тысяч долларов, а у них – 150 тысяч. Там другое отношение к макетам, другие требования, с такими компаниями я знаком, видел их работы на международных выставках.

- Намного круче у них работы?

- Совсем не круче. У них свой подход – они настроены на макеты, которые чисто образно подчеркивают строительный объект, а в России макеты более художественные, больше внимания уделяется травке, людям, расцветке, антуражу, детализации. То есть у них условная подача. Хотя есть и хорошие работы. В Германии это дело очень развито, эта страна является одним из главных поставщиков расходных материалов для изготовления макетов. А в Китае так вообще поставлено на поток.

- Вы делали макеты таких крупных и узнаваемых в городе объектов, как Деревня Универсиады, жилой комплекс «21 век», «ЮИТ-дом», «Синяя птица», кабмин, Госсовет, аэропорт, IT-парк. Как удалось обскакать конкурентов и получить такие лакомые заказы?

- На тот момент мы уже почувствовали свои силы, появился опыт, нас стали узнавать, в 2007 году я съездил выставку в Канны по приглашению правительства республики и руководителей строительных компаний. А других макетных мастерских (не считая «Татинвестгражданпроекта») на рынке, по сути, на тот момент и не было. Конечно, поначалу за заказами приходилось бегать. У нас в республике к пониманию роли макетов только начинают подходить.

«НАГЛЯДНО СТАНОВИТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНВЕСТОРА О ТОМ, КУДА ОН ВКЛАДЫВАЕТ ДЕНЬГИ»

- Проектировщики обязаны делать макеты зданий или это по желанию?

- Фактически да, по желанию. Я на эту тему разговаривал с главным архитектором Казани (Эрнст Мавлютов – экс-главный архитектор Казаниред.), он говорил, что хотел ввести такое требование, что документация на строительство, которая идет к нему на подпись, должна сопровождаться макетами. Но, видимо, у него до этого дело не дошло. С Прокофьевой (Татьяна Прокофьева - главный архитектор Казаниред.) я на эту тему тоже говорил, но, по всей видимости, у нее много других задач…

- Каковы функции у макета?

- На данный момент, первое и единственное, пожалуй, - это привлечение инвестиций и позиционирование строящихся объектов. Раньше макеты делались проектными компаниями для того, чтобы определить геометрические формы, посмотреть, удачно ли он вписывается в ландшафт, в окружающую инфраструктуру. Такие были задачи. Сейчас эти задачи решаются с помощью 3D графики. И макеты в таких случаях не заказываются. Хотя был у нас такой заказ: макет должен был быть презентационным, и по нему также просчитывалось, чтобы с каждой улицы был виден Казанский кремль. Но этот проект не получил развития и заглох, хотя в свое время он взял грант на российском конкурсе. Это проект «Миллениум-Зилант-Сити» по застройке правого берега Казанки.

- Насколько макет может повысить экономический эффект от реализации проекта?

- Посредством макета гораздо проще презентовать любой инвестиционный проект, нежели тому же инвестору показывать его в схемах, графиках, без живой визуализации. Более понятно и наглядно становится представление инвестора о том, куда он вкладывает деньги. Речь не идет о том, насколько дороже можно продать проект, поскольку по смете сумма инвестиционного проекта обычно определена, а о том, насколько быстрее можно найти инвестиции.

Многие компании специально заказывают макет, если знают, что их выставку будет посещать президент. Самое милое дело – подвести президента (республики, России, любого) к макету и в считанные минуты объяснить: вот здесь будет такой-то цех, здесь - административное здание, здесь - жилой квартал. Можно увидеть проект в миниатюре, понять все его тонкости, детализацию, как он будет вписываться в окружающую инфраструктуру. Сразу видно, как президент расплывается в улыбке, начинает что-то показывать, двигать элементы макета, задавать вопросы. Популярность какого-то инвестиционного проекта намного возрастает, если он сопровождается макетом.

460.jpg
«Сейчас бум промышленных макетов - промзоны, заводы, промышленные корпусы, макеты оборудования»

- Должен ли макет быть точной копией будущего здания?

- Это необязательно. Все зависит от назначения макета. Если макет готовится для градостроительного совета, то можно просто пенопластовый кубик поставить вместо дома, а если для привлечения инвестиций, то, естественно, уже нужно прорисовывать все детали. Раньше как делали макеты: делали кубик пенопластовый, распечатывали картинку фасада на принтере и бумажкой обклеивали. И этого было достаточно даже для инвестиционного проекта. Сейчас тенденции меняются по требованиям к макетам. Теперь заказчик очень строгий, нужна очень тонкая проработка, вплоть до двойных рам, штакетников на окна и разыгрывания каких-то жизненных ситуаций. Например, из дома выходит девушка, подъезжает автомобиль, ее встречает парень или в каком-то месте дорогу переходит кошка.

ТЕНДЕНЦИЯ: СТОИМОСТЬ МАКЕТОВ ПАДАЕТ

- Сколько стоит макет?

- Средняя цена на хороший макет, скажем, полтора метра на метр - это 500 тысяч рублей.

- Отчего зависит стоимость макета: материалов, детализации, скорости изготовления?

- Многие макетные мастерские говорят, что цена макета зависит от стоимости материалов. Когда заказ государственный и деньги идут через казначейство, то там требуют смету на материалы. Мы объясняем, что макет – это фактически произведение искусства, художественная работа. И стоимость складывается не столько из стоимости макетного листа, сколько из стоимости выполненной работы. Причем есть разница, насколько высока деталировка, много ли элементов, насколько сложный макет. Конечно, если на большом макете поставим маленькую деревянную избушку, это будет стоить небольших денег, а если на этом размере сделаем самую высокую башню, да еще и действующую, с подсветкой и вращающуюся… Это будет стоить на порядок дороже. И зачастую цена складывается еще и из того, как макетная мастерская сама оценивает свою работу. Один и тот же макет в нашей макетной мастерской может стоить по-разному. Мы делали два почти одинаковых макета для одной организации: один стоил 120 тысяч рублей, а другой – 850 тысяч, разница существенная.

- Почему?

- Во-первых, у одного макета была более высокая деталировка, а во-вторых, макет за 120 тысяч делали как раз во время кризиса. Заказчик убедил, что ему этот макет нужен, и нам этот макет был нужен для того, чтобы прокормить людей и закрыть аренду. И еще стоимость зависит от скорости изготовления. Макет, изготовленный за два месяца, будет стоить, условно, 200 тысяч рублей. Но если нам скажут: «Сделайте нам макет за две недели», а это значит, круглосуточная работа, какие-то дополнительные траты с нашей стороны, измотанные люди и повышенная зарплата, то и плата за макет вырастает в два раза.

- Видимо на этот случай в мастерской стоят раскладушки?

- Да, у нас есть надувные диваны и раскладушки.

- Часто приходится оставаться на ночь?

- Честно, практически с каждым макетом. Тут даже дело не в сроках. Иногда макетчики переоценивают свои возможности. Скажем, мы принимаем в работу макет со сроком изготовления две недели, рассчитали, что сделать успеем, но в последние несколько дней выясняется, что вот здесь надо что-то доделать, здесь хочется просто добавить деталировки. Ведь макеты мы делаем не только для заказчика, но и для самих себя, так как это и наше лицо. И фактически фирма переходит на круглосуточную работу. Организуется посменная работа: одни спят, другие работают, потом меняются. Организуется доставка еды, чтобы макетчики не отвлекались.

- Как вы считаете, стоимость макетов будет расти в дальнейшем?

- Недавно разговаривал с руководителем очень известной в России и за рубежом макетной мастерской «Тульские макеты», у них, по видимости, те же проблемы, как и у нас – стоимость макетов падает. В 2008 году я назначал сумму за макет 850 тысяч рублей и заказчик смело платил, даже не задавая вопросов. Но сейчас, если я за такой же макет попрошу 500 тысяч рублей, то заказчик еще будет долго-долго сопротивляться и все равно вынудит еще тысяч на 100 цену уронить, а это фактически себестоимость.

460-4.jpg
«Средняя цена на хороший макет, скажем, полтора метра на метр - это 500 тысяч рублей»

Если сравнивать с ценами, к примеру, на автомобили, то в 2008 году Land Crauser-200 стоил 2,1 - 2,4 миллиона рублей, а макет тогда 800 тысяч. Сейчас такой автомобиль стоит на миллион дороже, а такой же макет сейчас будет стоить на 200 тысяч рублей дешевле. Более того, если в 2008 году я мог макетчикам платить 10 - 15 тысяч рублей, и это было хорошо, то сейчас если меньше 20, то будут обиды, - минимум 25 тысяч рублей зарплата. Хотя уровень качества макетов растет значительно, растет производственное вооружение нашей макетной мастерской. Если раньше мы в основном пользовались какими-то ручными инструментами, ножиками, то сейчас все делают лазерные установки и специальные станки. Цену диктует рынок.

«НЕДАВНО СДЕЛАЛИ ПОДАРОК СЕРГЕЯ ЛАВРОВА ДЛЯ ХИЛЛАРИ КЛИНТОН»

- Как пережили кризис 2008 года?

- Наступил кризис, заказы резко закончились. Стройки остановились. 9 месяцев заказов вообще не было, фирма опустилась в страшные долги, поскольку аренда шла, налоги, зарплату платить надо. И нас в тот момент спас инвестиционно-венчурный фонд РТ, который чередой начал нам заказывать промышленные заказы. Это обуславливается тем, что во второй половине 2009 года пошли инвестиции в промышленное строительство, строительство заводов, производств. И чтобы найти под них инвестиции, заказывались макеты.

Второй момент – макеты изготавливались не для готовых проектов, а для продвижения идей. Был у нас концептуальный макет «Бионефть» - производство нефти из древесины. И настолько макет получился удачным! Впервые мы испробовали стиль hi-tech, где травка может быть черной, а деревья изображаются чисто условно в виде кружочков или треугольников. Тогда же мы ввели в макетах электронные схемы производственных процессов – это наше ноу-хау. По этим схемам простой человек может разобраться в нюансах сложного производственного процесса. Условно говоря: на входе поступает какой-то газ, а на выходе, к примеру, полиэтилен. Смотреть настоящие производственные схемы в состоянии только инженеры, а такие схемы в объеме и на светодиодах понятны простому посетителю выставки. И до сих пор инвестиционно-венчурный фонд РТ - наш основной стратегический партнер.

- Опасаетесь новой волны кризиса?

- Не скажу, что опасаюсь, но к ней нужно быть готовым. Если возникнет кризис, то спрос на макеты, конечно же, упадет. Но не столько из-за отсутствия в них потребности, сколько из-за отсутствия финансов на изготовление. Предположим, что нет у нас заказов на архитектурные или промышленные макеты. Конечно, грустно, тем более что база производственная создана уже очень большая.

На случай кризиса мы развиваем еще одно направление – изготовление эксклюзивных подарков и наград. К примеру, был у нас один заказ... Но сначала предыстория: муж-нефтяник подарил жене дом, и вот у мужа подходит юбилей – 50 лет, и она не знает, что ему подарить: дом есть, дорогие машины, шубы, бриллианты… И мы ей посоветовали подарить ему тот же самый дом, но в миниатюре. Так и получилось: на макете жена на шезлонге загорает, рядом – брат с супругой, дочка с тестем и внучкой у ворот стоят и сам хозяин – в бассейне в своих любимых шортах. И когда ему макет презентовали, он расплакался, а это серьезный дяденька. Сейчас у него это любимая игрушка. Причем, крыша снимается и видна вся планировка второго этажа, и даже телевизор включается. Недавно сделали подарок министра иностранных дел Сергея Лаврова для госсекретаря Соединенных штатов Хиллари Клинтон.

460-6.jpg
«Главная функция макета - это привлечение инвестиций и позиционирование строящихся объектов»

- Он сам вам заказал?

- Заказа как такового не было, а объяснять министру иностранных дел, каким будет подарок на пальцах, невозможно. Поэтому, когда бывают перерывы между крупными заказами, мы иногда думаем, какой бы макет сделать, чтобы его реализовать с пользой. Просто взяли и сделали. А Лавров с Клинтон постоянно встречаются. Я думаю, что рано или поздно он его обязательно подарит, и работа будет висеть в Белом доме. А такие подарки в магазине не продаются. То же самое было с министерством сельского хозяйства. Я просто взял и сделал барельеф с изображением здания минсельхоза, позвонил замминистру и сказал: «У меня для вас есть интересная вещь». Привез, показал – три барельефа они купили! И много таких проектов делаем наперед, например, здание железнодорожного вокзала в Казани, нефтяные «качалки».

- Имеет ли рынок макетов шансы на развитие?

- Считаю, что имеет и очень даже большие. Взять прогрессивные страны, такие как США, как ни смотришь фильм – либо архитектора, либо макет покажут, либо про макет заикнутся. Там такая тенденция, что у каждого дома должен быть макет – дом в миниатюре, и он должен стоять где-нибудь в холле. Образно говоря, это как для полка знамя. Казалось бы, зачем знамя? Вроде бы и не нужно, но за него на войне умирают. Это некий символ. Или взять музеи. В нашем краеведческом музее два-три макета и те в прошлом веке сделаны. Все. А можно ведь было все исторические здания, которые разрушены, по фотографиям воссоздать в макетах.

- Прошло Тысячелетие Казани, на носу Универсиада, на таких мероприятиях удается зарабатывать?

- На Тысячелетие Казани мы делали подарочную сувенирную продукцию для гостей и просто для горожан – значки, ордена, медали юбилейные, разные сувениры. На заработанные деньги был выбор - купить квартиру или технику (примерно одинаково тогда это стоило), я купил первую лазерную установку. И после этого наша макетная мастерская получила серьезное развитие.

«ОЧЕНЬ СЕЙЧАС ИНТЕРЕСНАЯ ТЕМА – 3D ПРИНТЕРЫ»

- Расскажите, на каком оборудовании вы работаете?

- Китайского и американского производства лазерные установки. Покупались они за счет личных ресурсов, заработанных за счет изготовление макетов. Инвестиций никаких не было, кредитов я не брал, да просто не дают. Чтобы получить кредит, нужно предоставить залог. А закладывать, собственно говоря, и нечего. Основные фонды – это наши руки.

- Почему нельзя и сегодня работать по старинке?

- Есть люди, которые не владеют лазерными установками, и в домашних условиях какие-то макеты делают. И в принципе, достаточно неплохо. Но лазерная установка во много раз упрощает работу над макетом, облегчает ее и делает более аккуратной и точной, поскольку все детали вырезаются с точностью до 1 микрона. Одно дело ножиком что-то там выкроить, другое – на компьютере быстренько нарисовать, нажать кнопку и буквально через пять минут у тебя готовая деталь.

- Слышала про 3D-принтеры…

- Да, очень сейчас интересная тема – 3D-принтеры. Мы планируем его купить. Конечно, целый макет он изготовить не может. И когда какая-нибудь мастерская заявляет, что «мы весь макет сделаем на 3D принтере», считаю, что это нецелесообразно. Он может сделать какие-то элементы, особенно, сложных геометрических форм. И больше 3D-принтеры нужны, конечно, не для архитектурного, а для промышленного макетирования, где встречаются сложные установки. Например, если требуется сделать в миниатюре авиационный двигатель, да еще в разрезе и со всеми внутренностями. То, да, лучше его, конечно, изготовить на 3D-принтере: спроектировал - и компьютер в объеме создал его в течение одной ночи. В архитектурном макете используются, в основном, плоские детали, которые лучше делать лазером. Они кроят лучше, аккуратнее все делают и дешевле, чем 3D-принтер. Хороший 3D-принтер стоит от 1,5 миллионов рублей. Так что, не имея инвесторов, не каждая макетная мастерская может себе его позволить.

460-7.jpg
«Работаем с оргстеклом, пластиком, металл, в основном, идет на каркас. Материал занимает не более 15% от стоимости макета»

- На сайтах компаний можно увидеть макеты проектов в 3D-графике, наверное, они-то и съедают ваш хлеб?

- Когда появилась 3D-графика, все сказали: зачем нам макеты, мы лучше картинку прокрутим на компьютере. Но 3D картинка на компьютере – это все равно проекция на плоскости, и вот так вживую прочувствовать сам объект, строящееся здание, невозможно. Поэтому на какое-то время, с начала 90-х годов и до первой половины 2000-х годов макетки (макетные мастерскиеред.), действительно, умерли. Но после интерес к ним возродился. Сейчас на любой выставке - в тех же Каннах или на «Экспореале» в Мюнхене – что ни проект, то макет. Ходишь по выставке, как в городе миниатюр, - сплошные макеты, макеты… А 3D-моделирование мы практикуем. Тот же самый макет «Химграда» сопровождался 3D-моделью, которая транслировалась на мониторе с сенсорным экраном: изображался как бы «облет» на вертолете всей территории «Химграда». Кстати, можно сделать как «ночной», так и «дневной» вариант облета.

- То есть одно другому не мешает?

- Нет, люди по своему восприятию очень разные, кто-то больше глазами видит, кто-то ушами слышит, кому-то нужно потрогать руками. И чтобы захватить всю публику, идет подача проекта различными способами.

- Еще вопрос - о ваших сотрудниках. Мне всегда представлялось, что работники таких мастерских – это дедушки в засаленных передниках и с толстыми очками, а здесь я вижу молодых хрупких девушек…

- Дедушки в 90-х годах ушли с рынка и после себя смену не оставили. Сейчас макеты выполняются по другим технологиям, с помощью лазеров, а сначала проектируется на компьютерах, это могут выполнять только молодые. Потому что те дедушки в засаленных фартуках компьютером, как правило, не владеют. У нас работники появляются так: приходят на преддипломную практику, заканчивают вуз и возвращаются сюда, чтобы продолжить работу. Коллектив мы практически растим сами. В КИСИ один семестр преподают «макетирование», но опять же студенты там работают ножичками, церквушку какую-нибудь сделают, и на этом все заканчивается. Кто-то умудряется делать макеты из картона в качестве дипломного проекта, но специально этому не обучают. Часто это дано от бога, ребята увлекаются моделизмом, клеят танки, самолетики.

460-перс.jpg
«Можно все исторические здания, которые разрушены в Казани, по фотографиям воссоздать в макетах»

- Какие материалы используете при изготовлении макетов?

- Оргстекло, пластик, металл, в основном, идет на каркас. С картоном не работаем принципиально. Потому что трудозатраты точно такие же, а материал не вечный, начинает коробиться от перепада температуры и влажности. Оргстекло дороже, чем картон, но макет другого качественного уровня выходит. Тем более что материал занимает не более 15 процентов от стоимости макета.

ДЫМ СДЕЛАЛИ… ИЗ УВЛАЖНИТЕЛЯ ВОЗДУХА

- Что интереснее – традиционные архитектурные или новые промышленные макеты?

- На самом деле и те, и другие делать интересно. У нас в компании образовались две группы: одним интересны промышленные макеты – это моделисты, они умеют делать это очень хорошо, а вторая половина – это выпускники КИСИ, как правило, архитекторы – им больше нравятся архитектурные макеты соответственно. А мне нравится делать и те, и другие.

- Слышала, что бывают макеты со звуковым сопровождением и даже дымом из трубы? Это сложно сделать?

- Были у нас такие макеты. Это мы все делаем. Первый дым мы запускали на макете «Битумэкс», там из труб шел дым. Сделали это очень простым способом: купили увлажнитель воздуха, его разобрали и собрали заново в подмакетнике. А пар выходил из трубы. Есть еще немецкие такие «примочки», которые моделисты используют в моделях миниатюрных железных дорог, где дым производится уже химическим способом, но мы его еще не использовали. Со звуком мы макет делали для «Ак Барс Холдинга»: когда человек подходит, фотореле срабатывает и начинает музыка играть, огоньки бегают. Пока не делали макеты с действующими железными дорогами, делали с недействующими. Просто не было такого заказа. Но мы хотим за свой счет изготовить такой инвестиционный показательный макет и поставить его, условно, в ЦУМе: с рельефом местности, с паровозиками, может быть, даже с бегающими машинками. В Казани железные дороги на таком уровне никто не делает, а мы хотели бы поднять это увлечение на серьезный уровень. В Москве оно очень популярно, заказы на год вперед.

460-5.jpg
«Теперь заказчик очень строгий, нужна очень тонкая проработка, вплоть до двойных рам, штакетников на окна и разыгрывания каких-то жизненных ситуаций - из дома выходит девушка, подъезжает автомобиль, ее встречает парень или в каком-то месте дорогу переходит кошка»

- А можете, например, изготавливать декорации к фильмам?

- Да, был такой опыт. Наши коллеги из Казани выполняли декорации и макеты для фильма «Экипаж», помните, тот момент, когда самолет взлетает? Весь антураж и сам самолет делался в виде макета. С телевидением мы тоже хорошо знакомы. До макетной мастерской с группой товарищей пробовали открыть телекомпанию, даже нашли инвесторов, но потом по определенным причинам проект перестал существовать.

«ЛОГОТИП ТАИФА Я РИСОВАЛ ДЛЯ СЕБЯ, НА САМОМ ДЕЛЕ
ТАМ ИЗОБРАЖЕН НЕ БАРС, А КОТ»

- Можно ли заработать на макетах быстро?

- Наверное, можно, но это абсолютно точно приведет в никуда. Можно «зацепить» два-три макета, заработать денег, но потом будет провал обязательно. Потому что макеты – это заказ непостоянный. Мы быстро не зарабатывали. Допустим, я заработал миллион: я могу на себя его потратить или вложить в производство. Если я на себя потрачу, то следующие такие два макета я уже не получу, просто не смогу их сделать. Надо вкладываться в оборудование, в запчасти и самое главное – в людей. На макетах можно заработать посреднику. Макеты стоят недешево, и тот, кто умеет хорошо продавать, 50 тысяч рублей может легко сделать на одном макете.

- Расскажите, как решили заняться этим бизнесом?

- Макетами я увлекся еще в детстве, в доме пионеров Московского района, в судомодельном кружке, когда я учился в третьем классе. Всегда нравилась миниатюра, видел сны, в которых я представлял себя гномиком, который гуляет по квартире, а на крыше моего дома взлетно-посадочная полоса, и на маленьком игрушечном самолете летаю над городом. Тогда же мечтал стать летчиком. И судьба распорядилась так, что я, действительно, стал военным летчиком, точнее, закончил школу подготовки летного состава на случай войны (это было заменой армии). Всегда нравилось рассматривать маленькие домики и людей с высоты. Парашютным спортом, кстати, занимался. А когда учился в техникуме, дипломный проект у меня был – «Макет самолета Ф-18» с прозрачной обшивкой и со всеми «внутренностями».

- Почему тогда не пошли в летчики?

- Меня как для творческого человека армия не притягивала, а в гражданскую авиацию в советское время военных летчиков не брали. Пошел в большой бизнес: вагоны полиэтилена продавали туда-сюда, взаимозачеты – тогда денег ни у кого не было. В большом бизнесе, где большие деньги, очень много «акул», подстав и предательств, и я решил заняться каким-то своим бизнесом, тем, что мне близко. И именно СВОИМ, чтобы никто не мог предать. Я всегда был художником, поэтому подался в рекламную деятельность. Кстати, я автор логотипа ТАИФа, его рисовал для себя, на самом деле там изображен не барс, а кот. Но они в нем увидели барса и купили за 200 долларов. Для меня, тогда студента КАИ, это были большие деньги. В общем, открыл рекламное агентство и начал заниматься рекламной деятельностью.

- Был какой-то первоначальный капитал?

- Нет, абсолютно с нуля, даже мебели не было. Из дома принес компьютер и стол, еще был струйный принтер. Начал с того, что просто распечатывал на плотной бумаге визитки – по рублю за штуку, и фоторезаком резал. Был и дизайнером, и художником, и администратором, и бухгалтером в одном лице, но постепенно начал «обрастать» людьми и открывать новые направления в рекламном бизнесе. Со временем мы выросли в серьезное рекламное агентство. Даже две компании было – дизайн-полиграфическая студия «Автограф» и рекламная компания с таким же названием. Мы занимались разработкой фирменного стиля, изготовлением макетов под печатную продукцию – буклеты, календари, визитки. В 2005 году после покупки лазерной установки попробовал сделать макет. Это был фасад здания министерства промышленности. И настолько хорошо все получилось, что решил продолжить. Вторым барельефом стала башня Сююмбике.

460-3.jpg
«У российских макетов более детальная проработка, правда, наши менее аккуратно работают. У иностранцев – ни пылинки, ни царапинки, но подача художественная никуда не годится»

- Помните ваш первый заказ?

- Полноценно как макетная мастерская мы начали работать в 2005 году. И, видимо, информация о нас уже начала распространяться, нам позвонили из кабмина республики с вопросом, сможем ли мы сделать макеты Билярской и Булгарской мечетей и ханского двора для музея? На тот момент как раз на территории Казанского кремля открывался музей. Мы ответили: «Конечно, сможем»! Потому что силы уже почувствовали. Сделали первые два макета. Они получились очень удачными!

Мы стали изучать рынок. И волею судьбы заказы пошли один за другим. В 2007 году была поездка на выставку в Каннах, о которой я говорил в начале. Моя задача была следить за макетами: запаковать, распаковать, привести в порядок, потому что это выставка очень крупного уровня, где презентуются инвестиционные проекты со всего мира. Как раз там я начал изучать, как на самом деле делаются макеты по всему миру. Далее такие поездки стали уже регулярными - во Францию несколько раз, в Германию. Сопровождал не только свои, но и чужие макеты. То есть те макеты, которые присутствовали на экспозиции Татарстана и Казани, я их обслуживал.

- Были какие-то критические моменты?

- Да, один макет в пути рассыпался, и я его за несколько часов полностью восстановил. Это, кстати, не единственный такой случай. В прошлом году в Париже на сельскохозяйственной выставке один из макетов при разгрузке из самолета уронили. Все пошли смотреть Париж, Эйфелеву башню, а я стоял и до трех ночи восстанавливал макет. Слава богу, это удалось, макет очень понравился министру сельского хозяйства республики (Марату Ахметовуред.), и с него даже было решено начать презентацию для министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник.

«БЫВШИЕ ЧИНОВНИКИ КОРРУМПИРОВАНЫ, ПАРТНЕРАМИ С НИМИ СТАТЬ СЛОЖНО»

- С какими проблемами пришлось столкнуться за годы работы в бизнесе?

- Рынок нестабилен, были периоды, когда жили от макета к макету, а было время, когда макеты шли валом, а мы выбирали, какие делаем, а какие нет. Трудности и сейчас есть: летом заказов мало, заказчики не платят, пришлось людей отправить в административный отпуск. Также я успел «взрастить» конкурентов. Есть среди них и толковые ребята. Но есть еще одна компания, которая в наглую взяла наше портфолио, разместила у себя на сайте, и мы сейчас с ними собираемся судиться за то, что они используют нашу работу. Эта компания образовалась в 2012 году, а на сайте у них размещены работы 2010 - 2011 года, выполненные в нашей макетной мастерской. Причем те макеты, в которых я принимал непосредственное участие не только как директор: придумывал основную концепцию, работал в качестве и макетчика, и электрика, и художника.

460-пер2.jpg
«Сейчас любая уважающая себя компания, которая принимает участие в крупной выставке, заказывает макеты для презентации своих проектов»

Были и другие неприятные моменты. Недавно для развития в компании девелоперского направления мы пригласили на работу человека (даже не пригласили, он сам напросился), который много лет проработал в системе капитального строительства на руководящих должностях. Он, с его собственных слов, по строительству знал все. Мы платили ему 40 процентов от прибыли макетной мастерской с расчетом на новый профессиональный прорыв и, естественно, доверили все технологии и секреты нашей профессии. Человек все слушал внимательно, но потом начал плести интриги, ссорить коллектив. Предложил якобы для развития компании свой офис в центре города, туда за наш счет была куплена мебель и оргтехника, но однажды, когда я пришел на работу, меня охрана не пустила… Сейчас мы готовим иск в суд, с ним работают адвокаты, мы это дело так не оставим.

- Это у нас бизнес такой – кто кого обманет?

- Я думаю, любой бизнес. Где деньги, там всегда есть завистники и обиженные.

- Сейчас вы оставили идею о создании девелоперской компании?

- Я уже начал в ней сомневаться, ведь для того, чтобы поднимать такую компанию, нужна команда единомышленников, людей, которые друг другу доверяют. Найти таких людей сложно, бывшие чиновники, насколько уже я таких людей вижу, коррумпированы, партнерами с ними стать сложно. И сейчас снова окунуться в это грязное болото я не хочу.

- Какую свою работу вы считаете самой удачной?

- У нас все последние проекты на удивление удачные! Сказывается опыт. Те макеты, которые мы делали 6 - 7 лет назад, мне на них страшно и смешно смотреть, хотя стоили они совершено других денег, гораздо больших, чем сейчас. Сейчас, что ни макет, мы вкладываем в него всю душу. И когда мы общаемся с заказчиками, я им так и говорю: «Мы вам макет делаем не потому что вы деньги платите, а потому что нам этим просто интересно заниматься». И, условно говоря, если нам платят 500 тысяч рублей, мы делаем макет, который выглядит на 1,5 миллиона рублей. А хуже мы делать не умеем и не хотим, потому что, изготавливая такие макеты, мы сами растем, находим новые решение, применяя новые технологии.

- А есть такие проекты, за которые стыдно?

- Очень стыдно мне за макет очистных сооружений - я его на одной выставке встретил. На тот момент мы еще не знали, как нужно делать промышленные макеты. Видение макета приходит с опытом.

«В КИТАЕ ЦЕЛЫЕ ЗАВОДЫ ЗАНИМАЮТСЯ ИЗГОТОВЛЕНИЕМ МАКЕТОВ! ИМ НЕ НАДО «КРУТИТЬ» ДЕРЕВЬЯ»

- Видела в мастерской, что сейчас вы работаете над проектом создания Московского кремля в миниатюре?

- Это очень интересный заказ – макет всего Московского кремля и Красной площади. Высота Спасской башни – 2,3 метра. Но на самом деле это мастер-модель для отливки из бронзы. Он разборный, то есть с каждой части будут снимать слепок и отливать из бронзы. Он будет стоять где-то в Москве, в парке. Для нас этот заказ был знаковым не только потому, что это крупный макет в большом масштабе, а потому, что на нас обратила внимание Москва. Сначала мы сделали макет Спасской башни вообще без предоплаты, просто показать наш уровень. Москвичи приехали, работа им очень понравилась, и они сделали заказ.

- Слышала, что бывают целые парки миниатюр, что-то подобное для Казани сделать не планируете?

- Да, таких парков по всему миру очень много, и они пользуются большой популярностью особенно у туристов. Это такие миниатюрные копии узнаваемых архитектурных исторических или знаковых объектов в масштабе примерно 1 к 30. У нас из-за погодных условий эти макеты отливаются из бронзы, если ставить его на улице. В Анталии мы встречали парк миниатюр из пластика. Можно из стеклопластика изготавливать.

Мы предлагали такой парк миниатюр создать в Свияжске или Булгаре, сейчас эта идея обсуждается. В миниатюре я бы сделал, например, Казанский кремль, как он был раньше в XIV веке, с Ханским двором. Можно было бы сделать реконструкцию Булгарской мечети. Ту же мечеть Кул Шариф или Казанский университет, да много значимых исторических объектов. Для этого парка у нас подходит четыре площадки – парк 1000-летия, площадка перед министерством сельского хозяйства, парк «Черное озеро» и «Кырлай». В Санкт-Петербурге это направление развивается вовсю, там есть целый музей – «Гранд проект» - 3 тысячи квадратных метров, где вся Россия представлена в миниатюре, есть макеты известных зданий и сооружений, мостов, миниатюрные железные дороги и тому подобное.

- Какие планы на будущее?

- Есть планы открыть макетные мастерские в Нью-Йорке, Лондоне и Арабских Эмиратах. Например, в Нью-Йорке это направление очень сильно востребовано, американские макеты я видел, они очень простые. Такой же уровень держать, что и у американцев, нам легко! А стоит это там совершенно других денег. Англичане очень высоко ценят макеты из дерева, а наши барельефы по уровню даже превосходят то, что я у них видел. А в целом у российских макетов более детальная проработка, правда, наши менее аккуратно работают. У иностранцев – ни пылинки, ни царапинки, но подача художественная никуда не годится!

460-пер3.jpg
«Видение макета приходит с опытом»

В Арабских Эмиратах еще проще – там строительство идет полным ходом, и есть такое правило: обязательно должен быть макет тех проектов, которые они строят. Но у нас есть свои риски - Китай близко, а китайцы делают макеты достаточно хорошо. Правда, с художественной подачей у них тоже плоховато, но они все компенсируют за счет технологий. Там целые заводы занимаются изготовлением макетов! Им не надо «крутить деревья», у них есть целые цеха, которые этим занимаются. К ним поступает заказ – а половина деталей уже готова. Причем, изготовить макет в Китае стоит достаточно недорого, а работают они на весь мир.

- Есть ли у вас хобби и увлечения?

- Я очень увлекаюсь фотографией, но фотографирую больше здания и природу. Люблю писать портреты карандашом. Обожаю горные лыжи, езжу я прилично. Русский бильярд обожаю.

- Есть ли у вас ориентиры в бизнесе?

- Интересен как личность владелец этого здания, в котором мы находимся - Сергей Чернышов. Человек из деревни, прекрасный спортсмен, в юности приехал в Казань, закончил спортфак, сейчас крупный бизнесмен и все у него получается, как-то все вокруг него крутится. Сейчас он гендиректор компании «Корн» и директор волейбольной команды «Динамо-Казань», да и просто замечательный человек.

- Три составляющих успеха в бизнесе?

- Интуиция, конечно. Профессионализм. Нужно знать про свой бизнес все. Нужна хорошая самоорганизация и умение управлять людьми. И еще нужно быть честным, но к глубокому моему сожалению, в бизнесе это встречается нечасто.

Справка о компании

«Первая макетная мастерская»

Год создания – 2008 год.

Деятельность – изготовление архитектурных и промышленных макетов, сувенирной и наградной продукции.

Количество сотрудников – 12 человек.

Справка о руководителе

Игорь Романов

Дата рождения – 11 марта 1969 года.

Образование - КАИ им. Туполева – инженер-электронщик, КУАЦ (Казанский учебный авиационный центр) – военный летчик.

Этапы карьеры – частный предприниматель, с 2001 года генеральный директор ООО ТО «Автограф» и рекламной компании «Автограф», с 2008 года - генеральный директор «Первой макетной мастерской».

Хобби – фотография, рисование, горные лыжи, русский бильярд.

Семейное положение – женат.